Статья "Достижение образовательных результатов в предметной области "Литература" средствами внеурочной деятельности
статья по литературе

Шмагина Яна Вадимовна

В статье рассматриваются формы организации внеурочной деятельности учащхися в предметной области "Литература" и УУД, достигаемые при их применении

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достижение образовательных результатов в предметной области «литература» средствами внеурочной деятельности

        Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.  

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Таким образом, образовательному учреждению необходимо создать среду, в которой учащийся имел бы возможность не просто применить полученные на уроках знания и навыки, но практически оценить их значимость, а также прочувствовать ситуацию собственного успеха, что также является определяющим в формировании всесторонне развитой личности ребенка.

        В предметной области «Литература» существует ряд форм организации внеурочной деятельности учащихся, каждый из которых по-своему обеспечивает достижение образовательных результатов и прежде всего формирования универсальных учебных действий. Сегодня я расскажу о них на примере нашего образовательного учреждения.

Первой из форм является форма конкурсного интеллектуального соревнования. Это широко известные всем нам олимпиады, интеллектуальные конкурсы, в которых учащиеся наиболее полно представляют свои предметные знания и умения.

К таковым относятся, например, ежегодная Всероссийская олимпиада школьников, дистанционный конкурс «Пегас», дистанционный «Чемпионат по литературе» и многие другие интеллектуальные конкурсы.

Данная форма внеурочной деятельности помогает достичь образовательных результатов в формировании различных универсальных учебных действий. Например, в сфере познавательных УУД: пользоваться разными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным), извлекать информацию из несплошного текста, представлять информацию в различных видах.  В целом же стоит сказать, что именно эта форма помогает учащимся наиболее отчетливо осознать необходимость освоения образовательной программы. Ведь когда ребенок, получая задание, понимает, что ему достаточно знаний, чтобы его выполнить, именно в этот момент реализуется главная ситуация образовательного успеха ребенка.

Не менее перспективной формой являются различные Творческие конкурсы. Например,  конкурсы чтецов (конкурс «Живая классика», конкурс «Дети читают классику детям», конкурс инсценировки басен, конкурс «Была война», конкурсы сочинений) и многие другие, обеспечивающие освоение данных всех видов УУД: выступать перед аудиторией, осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека, оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Одной из наиболее современных форм является форма социальной акции. Само название говорит за себя – основная направленность ее – помощь окружающим. Для многих школьников наиболее значимыми и уже традиционными стали проведение библиотечных уроков для младших школьников, сбор книг для сельских библиотек и многие другие.

        Подобные социальные акции можно проводить достаточно часто в рамках одного образовательного учреждения или района. Они помогают детям не только поделиться с тем, что они знают, но и ощутить важность и значимость их деятельности для других

Говоря о внеурочной деятельности нельзя не обратиться к сфере дополнительного образования. Безусловно, в каждом образовательном учреждении существуют свои кружки, по-своему продолжающие освоение литературы во внеурочное время. Так, например, традиционным является ведение школьной газеты. С учетом времени, многие из них переходят в онлайн-режим, меняются на каналы в различных социальных сетях. Общим остается то, что в рамках этих секций учащиеся могут почувствовать себя в роли настоящих властителей слова. Они выступают в роли издателей, репортеров, интервьюеров, корректоров, то есть – работников слова. При этом, безусловно, достигая определенных образовательных результатов.

На сегодняшний день проектная деятельность по праву заняла одно из ведущих мест среди форм работы с учащимися. Проекты можно осуществлять как краткосрочные (разовые), так и долгосрочные, как индивидуальные, так и групповые, совершенно на любую тему и для любого возраста. Особенность заключается лишь в том, чтобы в самом начале объяснить детям, что такое проект в целом, чтобы они имели представление, чем будут заниматься.

Наш проект в прошлом году назывался «Моя литературная планета». Цель проекта: популяризировать зарубежную классическую детскую литературу среди учащихся 6-8 классов. Планируемый результат: список рекомендуемой к прочтению учащимися 6-8 классов зарубежной литературы

Учащиеся знакомились с произведениями мировой детской литературы, составляли аннотацию к книгам. Затем составляли списки рекомендуемой к прочтению литературы и выступали перед сверстниками и младшими школьниками с презентацией своей работы. Безусловным показателем эффективности проекта и его успешности стала возросшая посещаемость библиотеки, интерес к чтению и буккроссинг, организованный участниками.

Внеурочная деятельность многогранна и не ограничивается только предметными конкурсами. Зачастую достичь наибольшего результата деятельности помогают именно не конкурсные мероприятия. Сейчас их становится все больше, а значит, расширяются перспективы деятельности учащихся в предметной области «литература».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов

Данная программа составлена с  учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения.  Программа ...

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....

Мастер – класс «Достижение образовательных результатов: личностных, предметных и метапредметных УУД на уроке английского языка в 9 классе по теме «Конфликты и их решение»

Цели: Осуществление выбора наиболее эффективных способов для достижения образовательных результатов;Задачи: соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельнос...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

Формирование личностных и метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности

Рассмотрены основные задачи организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО, методические особенности программ ВД и специфика оценки личностных и метапредметных результатов....

3.2.Результаты участия обучающихся во внеурочной деятельности по преподаваемой УД, ПМ: в мероприятиях различных уровней (олимпиадах, конкурсах, концертах, смотрах, соревнованиях, выставках творческих работ)

3.2.Результаты участия обучающихся во внеурочной деятельности по преподаваемой УД, ПМ: в мероприятиях различных уровней (олимпиадах, конкурсах, концертах, смотрах, соревнованиях, выставках творческих ...