Педагогический проект «Использование современного метаязыка на уроках литературы (на примере технологии мемов)»
проект по литературе (10 класс)

Нечаева Екатерина Артемовна

В процессе интернет-коммуникации слова, выражения, особые грамматические конструкции, креолизованные тексты и т.п., появляющиеся в Сети, становятся настолько популярными, что из виртуальной среды переходят в живую русскую речь и становятся своеобразным метаязыком. Наиболее активны в этом плане единицы, в которых не только максимально сжато передана актуальная информация, но и наиболее эффективно усилена выразительность речи посредством паралингвистических средств. Одной из таких единиц речевого взаимодействия в интернет-пространстве является мем.

Целью моего проекта: рассмотреть возможность использования мема как смыслового конструкта в литературном обучении с целью формирования у учащихся интереса к предмету и развития творческих способностей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАУ ДПО «ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

Кафедра педагогики и психологии

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

Педагогический проект

«Использование современного метаязыка на уроках литературы

(на примере технологии мемов)»

Выполнил(а):Нечаева Екатерина Артемовна,

выпускник курсов профессиональной

переподготовки по направлению

«Основы педагогической деятельности»

Научный руководитель:

Валюшина Наталья Михайловна,

кандидат педагогических наук,

заведующий кафедрой

социально-гуманитарных дисциплин

Иркутск, 2022 г.

ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Площадка реализации проекта

Реальная

Автор проекта

Нечаева Екатерина Артемовна, учитель русского языка и литературы

Тема проекта

Использование современного метаязыка на уроках литературы (на примере технологии мемов)

Цель и задачи проекта

Цель: рассмотреть возможность использования мема как смыслового конструкта в литературном обучении с целью формирования у учащихся интереса к предмету и развития творческих способностей

Задачи:

  • изучить мемы как вид современного метаязыка
  • теоретически и эмпирически изучить образовательный потенциал мема в проектировании учебных материалов
  • систематизировать полученные данные в материал, готовый к работе на уроке

Участники проекта

Ученики МБОУ г. Иркутска СОШ №17

План реализации проекта

  • 1 этап - анализ литературы и технологии создания и использования мемов, обобщение данных печатных статей (июнь-июль 2022 год)
  • 2 этап - Анкетирование школьников (10-11кл.) для определения уровня сформированности мотивации чтения и творческого потенциала, проведение уроков с использованием технологии мемов (август-сентябрь 2022 год)
  • 3 этап - анализ применения в учебном процессе технологии, представление опыта перед педагогической общественностью (сентябрь-октябрь 2022 года)

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта

К краткосрочным результатам можно отнести то, что учащиеся ознакомятся с биографией автора, приобщаться к идеям философии нигилизма, познакомятся с героями и фабулой романа, кроме того учащиеся реализуют свой творческий потенциал путем создания своих собственных мемов.

К долгосрочным результатам мы отнесли развитие читательской компетенции и творческого потенциала путем использования технологии в последующем учебном процессе.

Показатели и критерии успешности выполнения проекта

Количественные показатели участия детей при выполнении задания


ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в связи с развитием интернет-технологий в нашей жизни возникла новая форма речевого взаимодействия – интернет-коммуникация. По определению И. Н. Розиной, интернет-коммуникация представляет собой «процесс использования людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования знаний и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах»[1].  В плане вышесказанного особый интерес представляет обращение к рассматриваемой форме коммуникации преподавателей русского языка и литературы, поскольку без интернет-коммуникации на сегодняшний день не представляется возможным полноценное формирование коммуникативной компетенции обучающихся, овладение которой является обязательным требованием к освоению любой образовательной программы.

Глобальные обстоятельства, произошедшие за прошлые два года, доказали важность использования интернет-коммуникации в процессе обучения. На какой-то период мы буквально перешли на дистанционное обучение с использованием ВКС и других методов.

Проблема заключается в том, что между учителями и учениками имеется огромный разрыв в уровне использования всемирной сети Интернет. Современное поколение детей имеют доступ в сеть с рождения.  По данным экспертов «Лаборатории Касперского» на 2018 год  85% детей говорят, что просто не могут обойтись без гаджетов, а 25% родителей жалуются, что ребенок проводит в сети все свободное время. Интернет является не только местом для развлечения, обучения, но и для общения. Интернет имеет свой собственный понятный каждому язык.

В процессе интернет-коммуникации слова, выражения, особые грамматические конструкции, креолизованные тексты и т.п., появляющиеся в Сети, становятся настолько популярными, что из виртуальной среды переходят в живую русскую речь и становятся своеобразным метаязыком. Наиболее активны в этом плане единицы, в которых не только максимально сжато передана актуальная информация, но и наиболее эффективно усилена выразительность речи посредством паралингвистических средств. Одной из таких единиц речевого взаимодействия в интернет-пространстве является мем.

Целью моего проекта: рассмотреть возможность использования мема как смыслового конструкта в литературном обучении с целью формирования у учащихся интереса к предмету и развития творческих способностей

Задачи, которые передо мной стояли:

•        изучить мемы как вид современного метаязыка

•        теоретически и эмпирически изучить образовательный потенциал мема в проектировании учебных материалов

•        систематизировать полученные данные в материал, готовый к работе на уроке

Участникам моего проекта стали учащиеся 10-11 классов. Это обсуловлено несколькими факторами. Во-первых, доля пользователей Интернета в возрасте от 12 до 24 лет в России приблизилась к 100% и составила 97,1% за февраль—ноябрь 2020 года, следует из данных Mediascope. Во-вторых, подростковый возраст определяется учеными в качестве наиболее благоприятного с точки зрения усвоения ценностей, знаний, являющихся социально значимыми, поэтому непосредственно через деятельность можно повлиять на развитие у старшеклассника его коммуникативных навыков с использованием цифровых технологий и главное технологии мемов. В процессе развития коммуникативного навыка старшеклассников необходимо выделить огромный вклад современных цифровых технологий, когда в условиях цифрового общества ученики осуществляют постоянную коммуникацию со своими сверстниками, что также способствует улучшению качества образования, способствует эффективной передачи информации от учителей к ученикам.

Описание проекта

Сроки проекта: июнь - октябрь 2022 года

п/п

Ключевые действия

Сроки

Ответственные лица

1 этап - подготовительный.

1.

Изучение философа-лингвистических источников: современные исследования, посвящённые глобальному метаязыку.

Анализ современных материалов на тему мемов и их использования в учебном процессе

Июнь-июль 2022 года

Учитель русского языка и литературы

2 этап - Практический

2

Анкетирование школьников (10-11кл.) для определения уровня сформированности мотивации чтения и творческого потенциала, написание уроков, создание мемов по теме, проведение уроков с использованием технологии мемов

Август-сентябрь 2022 года

Учитель русского языка и литературы

3 этап – Аналитический

3 этап - анализ применения в учебном процессе технологии: самоанализ работы, повторное анкетирование учащихся; представление опыта перед педагогической общественностью: выступление на методическом совете на уровне школы

сентябрь-октябрь 2022 года

Учитель русского языка и литературы

Методическое объединение учителей русского языка и литературы

Заместитель директора по учебной части

В процессе реализации педагогического проекта будут:

  • разработаны уроки по литературе для 10-11 классов на основе произведения И.С. Тургенев “Отцы и дети”

К краткосрочным результатам можно отнести то, что учащиеся ознакомятся с биографией автора, приобщаться к идеям философии нигилизма, познакомятся с героями и фабулой романа, кроме того учащиеся реализуют свой творческий потенциал путем создания своих собственных мемов.

К долгосрочным результатам мы отнесли развитие читательской компетенции и творческого потенциала путем использования технологии в последующем учебном процессе.

В ходе реализации проекта может возникнуть ряд рисков:

  • Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение учащихся к реализации проекта.

Как меру минимизации риска применяем: разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов урока,  индивидуальная работа педагога с учащимися.

  • Недостаточная подготовленность к уроку или отсутствие инвентаря для создания мемов

Как меру минимизации риска применяем: предоставление учащимся школьных компьютеров, а также индивидуальная помощь

  • Смещение сроков реализации уроков в ходе форс-мажорных обстоятельств

Как меру минимизации риска применяем тщательную подготовку педагога и учащихся.

В ходе работы над проектом мною были разработаны лишь несколько уроков по одному из произведений. В дальнейшем планируется применять технологию мемов в других произведениях, включать разные виды метаязыка, а кроме того применять метод типизации путем использования социальных сетей(например, создание профилей персонажей), работу с клиповым мышлением современных школьников(например, монтаж коротких видеороликов). Всё это призвано повысить читательскую компетенцию учеников старших классов.

Актуальность моего проекта обусловлена тем, что одним из требований ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт) в 2022 году стало:

«7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности».

Современного подростка ежедневно увлекает бурный новостной поток, составленный для него, выстроенными алгоритмами социальных сетей, а ускоряющийся темп жизни формирует особые требования к передаче информации: как можно бóльшее количество за как можно мѐньший промежуток времени.

В таких условиях учителям в школе бывает сложно привлечь внимание учеников к образовательному процессу и не растерять свой авторитет в их глазах. В школе XXI века учителю просто необходимо быть, как говорится, «на одной волне» со своими учениками, а потому творческий педагог находится в постоянном поиске новых эффективных способов и форм обучения, которые смогут органично дополнить урок. Когда-то это могут быть забытые, но переосмысленные в современном ключе игры, однако не следует обходить своим вниманием и интернетные «тренды». Так, например, применение мем-технологий может стать отличным методическим приёмом на уроках русского языка и литературы.

Научная новизна работы состоит в использование новой методики, которую можно применять на уроках, которая может в коммуникативной составляющей урока.

Реализуемость моего проекта заключается в том, что большинство школ России оснащены компьютерами и Интернетом. Для создания мемов применяются самые простые программы, не требующие скачивания и особых навыков.

Результативность моего проекта можно определить, проанализировав данные анкетирования, а так же представляю вам творческие работы учащихся.

        


ЧТО ЖЕ ТАКОЕ МЕМ?

Ни один урок не обходиться без коммуникации. Стоит заметить, что находить общий язык с детьми становится труднее в силу разного темпа жизни. Нужно искать тот язык, который будет понятен каждому. Тут приходит на ум метаязык. Термин который используется уже много лет, но всё ещё нет одного определения слова. В своей работе я использую данное определение:

Метаязык - язык, средствами которого проводится описание структурных, дедуктивных или семантических свойств кого-либо другого (обычно формализованного) языка, являющегося предметом изучения.

В современном мире, где господствует процесс глобализации, есть такой язык, который будет понятен практически каждому. Этим языком является мем.

В интернет пространстве приводятся различные толкования этого термина:

1) «Интернет-мем – вошедшее в употребление в середине первого десятилетия ХХI века название явления спонтанного распространения некоторой информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством распространения всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.), также сама эта информация или фраза.

2) Мем (англ meme) – в меметике единица передачи культурной информации, распространяемая от одного человека к другому посредством имитации, научения и др.

Интернет-мемами (мемами) могут считаться как слова, так и изображения. Иначе говоря, это любые высказывания, картинки, видео- или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во всемирной паутине. Это и является самым важным, для понимания мема не всегда  важны академические знания, пол, возраст, раса, религия и т.д.. Это язык понятный всем.

Хотя в настоящее время термин «мем» прочно вошёл в лексикон человека ХХI века, активного интеренет-пользователя, и стал ему привычен, однако это слово появилось не так давно и было придумано британским учёным, эволюционным биологом, Ричардом Докинзом. В своей книге «Эгоистичный ген» (1976 г.) Р. Докинз предложил «мем» как концепцию для обсуждения эволюционных принципов при распространении идей и культурных явлений.

С развитием многочисленных социальных сетей и мессенджеров такие картинки-шутки невероятно быстро распространяются, отображая темы, интересующие в том числе и подростков, и выполняют в первую очередь развлекательную функцию. Однако при более тщательном рассмотрении мы обнаруживаем и другие функции этого феномена, пока ещё мало изученного.

•        Воспроизведение. В мемах отображаются предметы, события, явления, темы, образы, увиденные, услышанные, нашедшие отклик у общественности.

•        Коммуникация, в т.ч. дифференциация. Мемы создают ситуации общения, провоцируют дискуссии; вокруг них могут сложиться языковые пространства, понятные только определённым группам.

•        Творческое самовыражение. Создание мема требует определённых навыков и умений работы с приложениями и онлайн-сервисами, а также развитого кругозора и грамотности.

Создание интернет-мемов – процесс творческий, но и он подчиняется некоторым правилам. Следует:

- выбрать информационный повод; придать ему юмористический оттенок через лаконичную, ёмкую фразу;

- придать эмоциональности путём подбора изображения, подходящего к фразе (интернет-мемы, построенные на противоречии между изображением и фразой, получают наибольший эмоциональный отклик (!)).

Таким образом, интернет-мем может стать прекрасным приёмом визуализации учебного материала. Учитель может прибегнуть к уже имеющимся в свободном доступе интернет-мемам и использовать их в начале урока на этапе актуализации знаний или целеполагания. Также у педагогов есть возможность создавать собственные интернет-мемы для изучения новой темы.

На этапе закрепления знаний по новой теме ученикам можно предложить мем-конструктор (набор фраз, фотографий, картинок), чтобы ребята могли потренироваться создавать собственные мемы с обязательным комментированием своего выбора фразы и картинки.

Такой приём найдёт отклик и у старшеклассников, которые могут в качестве домашнего задания самостоятельно создать мем, воспользовавшись бесплатными приложениями (для разных оперативных систем) или онлайн-сервисами. Ниже список некоторых наиболее популярных бесплатных приложений:

1) Meme Generator. Простое в использовании приложение. Понятный дизайн и ежедневные обновления. Удобно делиться полученным результатом в соцсетях, сохранять и управлять фотографиями;

2) Меме. В этом приложении большая коллекция шрифтов, рамок, стикеров и эмодзи — подойдет для тех, кто предпочитает обработку и оформление. Из минусов: тут есть встроенные покупки, а значит, не всё бесплатно;

3) Мем Производитель Hd. Много шаблонов, привычные шрифты и простой дизайн. Из минусов: приложение доступно только для смартфонов с оперативной системой iOS;

4) Генератор мемов. В этом приложении очень большой выбор шаблонов — от знакомого «Ждуна» до совершенно невероятных композиций. Простое в использовании приложение: за минуту можно создать сразу несколько смешных картинок;

5) Troll Face. Приложение само предоставляет картинки для мемов, выбирая её из обширной коллекции. Мем можно редактировать по своему усмотрению: добавить смешные надписи и «разбавить» их стикерами;

6) Meme Generator Free. Особенность этого приложения в том, что в нём можно объединять полученные мемы в коллажи или даже работать с несколькими картинками одновременно. В приложении простая навигация и управление;

7) Russian Memes SoundBoard 2. Самое главное отличие этого приложения – оно звуковое! Созданный мем можно будет прослушать.

В ходе работы мной было проведено анкетирование, по результатам которого выяснилось, что 64% учащихся ежедневно сидят в социальных сетях и все из них смотрят мемы. Только 6% использует для чтения книг(Примечание)

Именно поэтому мне захотелось применить данную технологию на уроках литературы в старших классах. Дабы повысить интерес детей к учебному материалу.

Мною были проведены 3 урока с использованием данной технологии(Примечание). За основу я взяла произведение И.С.Тургенева  «Отцы и дети», так считаю, что в нем есть много возможностей использования технологии мемов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что интернет-мемы представляют собой уникальный феномен, который синтезирует в себе язык и культуру, репрезентирует современные смыслы и культурные стереотипы. Соответственно, интернет-мемы могут стать значимым средством обучения  школьников русскому языку и литературе.

Благодаря данным особенностям интернет-мемов возможности их использования при обучении старшеклассников довольно широкие. Наше исследование показало, что мемы позволяют сформировать коммуникативные навыки, литературоведческую компетенцию у обучающихся, показать детям литературные особенности писателей, установить связь языка и культуры, выявить специфику речевого взаимодействия в Интернете и др.

Практический опыт использования интернет-мемов в процессе обучения учащихся школы показал, что данный материал оказывается эффективным инструментом формирования читательской компетенции, предоставляет преподавателю широкие возможности разнообразить учебный процесс, объяснить учебный материал по-новому, привлечь внимание аудитории к биографии автора,  картине мира вокруг писателя, даже объяснить идеи философии, и, безусловно, усовершенствовать качество образования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Загоруйко А.О., Потенциал использования интернет-мемов в качестве обучающего средства / А.О. Загоруйко, М.А. Ефремова // Teaching methodology in higher education. – 2019. – Том 8, №28. – С. 12-20. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potentsial-ispolzovaniya-internet-memov-v-kachestve-obuchayuschego-sredstva/viewer (дата обращения: 29.09.2022).
  2. Калугин А. М. Интернет мемы как средство формирования интереса у учащихся к уроку истории / А.М. Калугин // Вестник науки и образования. – 2017. – № 12(36). – С. 88-91. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kak-sredstvo-formirovaniya-interesa-u-uchaschihsya-k-uroku-istorii/viewer (дата обращения: 30.09.2022).
  3. Нуриева А.Р. Современные технологии изучения лексики английского языка на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе / А.Р. Нуриева // Современные проблемы филологии и методики преподавания языков: вопросы теории и практики. – 2019. – С. 202-205. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrarypdf ( дата обращения: 12.08.2022)
  4. Преображенская А. Б. Применяем интернет-мемы на занятиях по английскому и латинскому языках / А.Б. Преображенская / [Электронный ресурс] URL: https://www.eduneo.ru/primenyaem-internet-memy-na-zanyatiyax-po-anglijskomu-i-latinskomu-yazyku/ (дата обращения: 22.09.2022).
  5. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры / Т.Е. Савицкая / [Электронный ресурс] URL: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2013/03/2013-03_r_kvm-spdf ( дата обращения: 10.10.2022)
  6. Седлярова О.М. Интернет-мемы в обучении иностранному языку / О.М. Седлярова, У.Р. Исламова // Studium Juvenis. – 2018. – С. 155-160. [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrarypdf (дата обращения: 12.09.2022)
  7. Седлярова О.М. Методика работы с интернет-мемами в процессе формирования социокультурной компетенции старшеклассников при обучении иностранному языку / О.М. Седлярова, Н.С. Соловьева, Ю.А. Ненашева / [Электронный ресурс] URL: https://elibrary.ru/download/elibrarypdf ( дата обращения: 11.09.2022)
  8. Сидоров К.А. Перспективы использования интернет-мемов в качестве вспомогательного инструмента в рамках образовательного процесса / К.А. Сидоров, Д.А. Захарутина / [Электронный ресурс] URL: https://www.rgph.vsu.ru/ru/science/sss/reports/7/sidorov.pdf (дата обращения: 8.08.2022).
  9. Хавторина Ю.В. «Интернет-мемы» в рекламе: способ создания универсального кросскультурного языка или причина деградации? / Ю.В. Хавторина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2017. - № 2(14). – С. 116-120. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrarypdf (дата обращения: 30.07.2022).

ПРИМЕЧАНИЕ

Примечание 1

Анкета

  1. Как часто ты сидишь в Интернете?

Каждый день        каждый час     пару раз в неделю     1 раз в неделю или реже

  1. На каких сайтах ты проводишь больше всего времени?

Соц.сети     Онлайн-кинотеатры     Онлайн-библиотеки    Другое

  1. Просматриваете ли вы мемы?

Да           Нет    

Примечание 2

Результаты анкетирования

Примечание 3

Цикл уроков по роману И.С.Тургенева

«Отцы и дети»

1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Россия 50-х. Замысел романа, историческая обстановка в стране и как она отражена в романе» (лекция)

2 урок: «Знакомство с героями романа»

3 урок: «Спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, идеологические разногласия героев»

Примечание: все уроки построены по принципу «следуя за автором». Т.е. на все вопросы ученики отвечают, используя цитаты из текста, анализируя мимику, диалоги, детали, вещи героев и их роль в раскрытии авторского замысла. Уроки предполагают подробную работу с текстом, и задача учителя следить, чтобы абсолютно все ученики так или иначе включились в работу. Может показаться, что уроки построены несколько однообразно, в основном в форме беседы, но «Отцы и дети» – единственное произведение сравнительно небольшого объема, которое позволяет провести такую кропотливую работу по анализу текста. Как показывает практика, именно этот роман ребята лучше всего усваивают, знают и многие даже любят. Кроме того, ученики входят во вкус, начинают все больше отрываться от текста, высказывать свои предположения и мысли по поводу героев, активно включаются в беседу, азартно доказывают свою точку зрения, опираясь на материал текста, происходят целые диспуты на волнующие автора и читателя вопросы. Я считаю, что потраченное время на такое чтение и изучение романа полностью себя оправдывает.

При проведении данного цикла уроков используются элементы технологии проблемного обучения, а так же технология применения мемов (проблемная ситуация, проблемный вопрос, побуждающий и подводящий диалог, эвристическая беседа, проблемное изложение и исследовательский метод).


1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.

Россия 50-х. Замысел романа, историческая обстановка в стране и как она отражена в романе»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, с исторической обстановкой в России 50-х годов; подчеркнуть особенности романов Тургенева; рассказать об исторической обстановке в России и о том, как она отразилась в романе.

Оборудование: портрет Тургенева, презентация с мемами по биографии автора.

Примечание: если позволяет время, данный материал распределить на два урока. Если такой возможности нет, то сократить часть лекции и подробней остановиться на особенностях романов Тургенева и на времени написания и действия романа «Отцы и дети».

Ход урока

Слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды.

Семья, в которой он родился и вырос, могла бы служить выразительнейшим примером того, как крепостничество уродует характеры самих господ. Его мать. Варвара Петровна, происходила из богатой провинциальной помещичьей семьи Лутовиновых. Судьба как будто нарочно позаботилась о том, чтобы эта женщина с детских лет и до самого замужества испытала на себе все превратности и все обиды, какие только могли быть изобретены в обстановке помещичьего всевластия и безответственности.

Для матери ее дочь от первого брака оказалась помехой, а отчим издевался над падчерицей, по-видимому, просто потому, что за нее заступиться было некому. В конце концов, девушка должна была бежать из дому. Кров она нашла у родного дяди – Ивана Ивановича Лутовинова. Но и там ее ожидали те же надругательства. Кончилось тем, что старик деспот прогнал племянницу, и она должна была искать пристанища у чужих людей. Но вскоре дядя умер в одночасье, и она оказалась наследницей всего его большого состояния, включавшего в себя и то самое Спасское, которое известно теперь во всем мире.

Поздней осенью 1815 года в Спасское приезжал молодой, необычайно красивый отпускной кавалергард Сергей Николаевич Тургенев. На Варвару Петровну он произвел сильное впечатление, и она сразу же приняла меры. Как вспоминает близкая и сочувствующая ей современница, она через своих знакомых велела передать Сергею Николаевичу, «чтоб он смело приступил к формальному предложению, потому что отказа не получит”. Характерная черта нравов: с чего бы, кажется» Сергею Николаевичу заробеть? Принадлежал он к старинной дворянской фамилии, ведущей свою родословную со времен Василия Темного; участвовал в Отечественной войне и за храбрость, проявленную в Бородинской битве, был награжден Георгиевским крестом, а теперь служил в одном из привилегированных гвардейских полков. Но Варвара Петровна хорошо знала, что делала: она не слыла красавицей и была на много лет старше Сергея Николаевича, но зато она была богатой невестой, а он – «нищий»: у его отца – при большой, семье – крепостных душ было всего что-то около 140.

Отношения в этой семье определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич даже и не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном – в стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни собственных усилий. Они внимательно следили за их прилежанием, входили во все подробности их ежедневных занятий и т.п. Уже в раннем детстве будущий писатель хорошо говорил и писал по-французски, по-немецки и по-английски;

Особое внимание в семье Тургеневых обращали на овладение родным языком: судя по его письмам, двенадцатилетний Иван Тургенев достаточно свободно и непринужденно для своих лет умел выразить и неподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и свой врожденный юмор.

Но когда речь заходила о его детстве, Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Петровна считала телесные наказания универсальной мерой внушения; понятно, что предназначена она была, прежде всего для крепостных, но применяла она ее и к детям. Их секли за все: за невыученный урок, за непонятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость, секли по подозрению и чуть ли не на всякий случай.

В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву с целью продолжить образование детей. В те годы состоятельные дворяне предпочитали обучать своих детей не в казенных учебных заведениях, а в частных. Так поступили и Тургеневы: вскоре после приезда в Москву Иван был определен сначала в пансион Армянского института, а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера. Однако не прошло и двух лет, как его взяли и оттуда, и в дальнейшем никаких попыток поместить Тургенева в какой-нибудь пансион или гимназию уже не предпринималось. Подготовку к поступлению в университет он продолжал и завершил под руководством домашних учителей.

Одно из сильнейших впечатлений ранней юности (1833) – влюбленность в княжну Е.Л.Шаховскую, переживавшую в эту пору роман с отцом Тургенева, – отразилось в повести «Первая любовь» (1860)..

Тургенев учился в Московском университете всего только один год; в 1834 году он вместе с отцом и старшим братом, поступившим в Петербургское артиллерийское училище, переехал в Петербург и стал студентом тамошнего университета, который через два года и окончил. Однако впоследствии он говорил о Московском университете едва ли не чаще, чем о Петербургском, всегда отдавая предпочтение первому, перед вторым.

Петербургский университет с самого своего основания был под непосредственным неусыпным надзором правительства, что, разумеется, сказывалось на всех сферах университетской жизни. Воспитанники Московского университета особенно дорожили традициями вольнолюбивой студенческой общественности.

Писал Тургенев тогда много и смотрел на свою литературную работу, по-видимому, вполне серьезно. Убедительным подтверждением и того и другого является его письмо профессору А.В.Никитенко от 26 марта 1837 года: «Я колебался, должен ли я был послать драму, писанную мною 16 лет, мое первое произведение, – я столько вижу в ней недостатков, и вообще весь план ее мне теперь так не нравится, что если б я не надеялся на Вашу снисходительность, а главное, если б я не думал, что по первому шагу можно по крайней мере предузнать будущее, я бы никогда не решился бы Вам ее послать...»

Тургенев не любил вспоминать о своих студенческих литературных опытах; самое начало своего писательства он отодвигал почти на десять лет – уже в сороковые годы. Очевидно, поэтому большая часть написанного им в университетские годы и не дошла до нас. С точки зрения зрелого, взыскательного художника, Тургенев был прав: сохранившиеся образцы его писаний не поднимаются над уровнем литературного ученичества. Но для историка литературы и для всякого, кто хочет понять, как пробивались первые ростки тургеневского дарования, они имеют неоценимое значение.

Наряду с литературными занятиями Тургенев много времени посвящал изучению философии. Интерес к философии был настолько серьезен, что Тургенев намеревался посвятить себя профессорской деятельности – именно по кафедре философии. Желание усовершенствоваться главным образом в этой области знаний и привело Тургенева в Берлинский университет.

В этом, уже третьем, университете Тургенев с большими перерывами провел около двух лет. Он усердно изучал там Гегеля под руководством его ортодоксальных учеников и вместе с тем внимательно следил за выступлениями левых гегельянцев, во многом с ними соглашаясь; но, по-видимому, самым значительным моментом его тогдашних философских штудий было знакомство с сочинениями Л.Фейербаха; позднее Тургенев скажет, что из всех философов Германии «Фейербах – единственный человек, единственный характер и единственный талант». Тургенев изучал тогда не только философию, но и литературу – немецкую, французскую, английскую, итальянскую, – и искусство почти во всех его сферах. И все, что он знал, он знал основательно, не из третьих рук. О нем можно сказать, что он был эрудитом в самом точном и высоком смысле этого слова. Но книги не были единственным источником знаний; студентом он много путешествовал по Европе; музеи, мастерские художников, театры – видел он много, и много удержала его беспримерно обширная память. Однако он не был похож на туриста, озабоченного только тем, чтобы не пропустить какой-нибудь достопримечательности. В нем смолоду обнаружилась склонность любовно всматриваться в народную жизнь, где бы судьба ни свела его с ней. Путешествуя в те годы по странам Западной Европы, он наблюдал, сравнивал и решал...

В феврале 1843 года состоялось личное знакомство Тургенева с Белинским. Белинский был старше Тургенева на семь лет, но ни тот, ни другой не замечали этой разницы. В своем отношении к молодым литераторам Белинский меньше всего напоминал снисходительного мэтра, мудреца, изрекающего истины, лишь ему одному ведомые. Он принадлежал к числу тех истинно мудрых людей, которые готовы учиться, у всякого, кто владеет полезными сведениями. Новый знакомец в этом смысле был для него особенно интересен.

Тургенев не принадлежал к числу тех писателей, к кому широкое признание приходит скоро

В 1838–1842 годах он писал мало и только лирику. Но ни одно из немногих опубликованных им стихотворений не привлекло внимания ни читателей, ни критики. Может быть, по этой причине он все больше внимания уделял поэме (с преимуществом эпического начала в ней) и драме. На этом пути его и ожидал первый успех: в апреле 1843 года вышла в свет его поэма «Параша», а в начале мая этого года появился очередной номер «Отечественных записок», в котором была напечатана большая безоговорочно хвалебная рецензия на нее Белинского.

Вот как в этой рецензии определены основные свойства таланта Тургенева: «...верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайники русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которою скрывается столько чувства, – все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его» Эти строки похожи на пророчество задним числом, кажется, что такие заключения мог сделать только человек, хорошо изучивший все последующее творчество Тургенева.

В «Литературных и житейских воспоминаниях» Тургенев признался, что когда он прочитал эту статью, то от горячих похвал критика «почувствовал больше смущения, чем радости». Это признание нуждается в поправке на время: автор «Записок охотника», «Дворянского гнезда», «Отцов и детей», наверно, уже не мог думать о своей ранней поэме без снисходительной улыбки. Однако смущение, о котором он говорит, вполне вероятно: – Тургенев и в начале 1840-х годов не переставал сомневаться в своем художническом призвании, и статья учителя не только ободряла молодого писателя, но и обязывала его, давала критерий требований к самому себе и меру ответственности перед собственным талантом, перед литературой, перед обществом.

Тургенев написал небольшую горячую статью на смерть Гоголя, которую председатель петербургского цензурного комитета запретил на том основании, что Гоголь – «лакейский писатель». Тогда Тургенев переслал статью в Москву, и там она стараниями его друзей – Боткина и Феоктистова – была напечатана. Немедленно было назначено расследование; данные, полученные при перлюстрации тургеневских писем, и результаты наблюдений осведомителей были срочно обработаны, и Дубельт представил начальнику Третьего отделения Орлову проект “всеподданнейшего” доклада с требованием строжайшего надзором над писателем. Царю не понравилась эта "снисходительность”. Он определил посадить его на месяц под арест и выслать на жительство на родину под присмотр. Даже по тем временам кара оказалась слишком жестокой; само собой напрашивалось предположение, что заметка о Гоголе была не единственной виной писателя. Так понимал это и сам Тургенев.

После освобождения из-под ареста Тургенев должен бы без промедления и задержек отправиться к месту своей ссылки – в родовое село Спасское-Лутовиново. Полтора год продолжалось это уединение. В первые месяцы его не увлекала даже охота; творческая работа почти остановилась. Тогдашние его письма наполнены жалобами на одиночество, настойчивыми просьбами посетить его и слова ми самой искренней и горячей благодарности тем, кто хоть ненадолго приезжал к нему в Спасское. Как литератор, он всегда испытывал острую потребность в общении со своими собратьями по ремеслу, с людьми, любящими знающими искусство. Теперь встречи и беседы с людьми, литературными мнениями которых он дорожил, были для него особенно необходимы.

Значительным событием в жизни Тургенева была его встреча с  певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни. В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. С начала 1847 по июнь 1850 он живет за границей (в Германии, Франции; Тургенев – свидетель французской революции 1848): опекает больного Белинского во время его путешествия; тесно общается с П.В. Анненковым, А.И. Герценом, знакомится с Ж.Санд, П.Мериме, А.де Мюссе, Ф.Шопеном, Ш.Гуно; пишет повести «Петушков» (1848), «Дневник лишнего человека» (1850), комедии «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвется», «Провинциалка» (обе 1851), психологическую драму «Месяц в деревне» (1855). Главное дело этого периода – «Записки охотника», цикл лирических очерков и рассказов, начавшийся с рассказа «Хорь и Калиныч» (1847; подзаголовок «Из записок охотника» был придуман И.И. Панаевым для публикации в разделе «Смесь» журнала «Современник»); отдельное двухтомное издание цикла вышло в 1852, позднее добавлены рассказы «Конец Чертопханова» (1872), «Живые мощи», «Стучит» (1874).

До июля 1856 Тургенев живет в России: зимой по преимуществу в Петербурге, летом в Спасском. Его ближайшая среда – редакция «Современника»; состоялись знакомства с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым и А. Н. Островским; Тургенев принимает участие в издании «Стихотворений» Ф. И. Тютчева (1854) и снабжает его предисловием.

Взаимное охлаждение с далекой Виардо приводит к краткому, но едва не закончившемуся женитьбой роману с дальней родственницей О. А. Тургеневой. Публикуются повести «Затишье» (1854), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка», «Фауст» (обе 1856). Романом «Рудин» (1856) открывается серия тургеневских романов, компактных по объему, разворачивающихся вокруг героя-идеолога, журналистски точно фиксирующих актуальную социально-политическую проблематику и, в конечном итоге, ставящих «современность» перед лицом неизменных и загадочных сил любви, искусства, природы.

2.Особенности романов Тургенева.

(задание для ребят: тезисно законспектировать основные особенности романов Тургенева)

Философско-романтическая школа, через которую прошел Тургенев в юности, во многом определила характерные черты художественного мироощущения писателя: вершинный принцип композиции его романов, схватывающих жизнь в высших моментах, в максимальном напряжении присущих ей сил; особая роль любовной темы в его творчестве; культ искусства как универсальной формы общественного сознания; неизменное присутствие философской тематики, во многом организующей диалектику преходящего и вечного в художественном мире его повестей и романов; стремление обнять жизнь во всей ее полноте, порождающее пафос максимальной художественной объективности. Острее, чем кто-либо другой из его современников, Тургенев чувствовал трагизм бытия, кратковременность и непрочность пребывания человека на этой земле, неумолимость и необратимость стремительного бега исторического времени. Но именно потому Тургенев обладал удивительным даром бескорыстного, ничем относительным и преходящим не ограниченного художнического созерцания. Необычайно чуткий ко всему злободневному и сиюминутному, умеющий схватывать жизнь в ее прекрасных мгновениях, Тургенев владел одновременно редчайшим чувством свободы от всего временного, конечного, личного и эгоистического, от всего субъективно-пристрастного, замутняющего остроту зрения, широту взгляда, полноту художественного восприятия. Его влюбленность в жизнь, в ее капризы и случайности, в ее мимолетную красоту была благоговейной и самоотверженной, совершенно свободной от всякой примеси самолюбивого авторского «я», что давало возможность Тургеневу видеть дальше и зорче многих его современников.

«Наше время, – говорил он, – требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя». И он не запаздывал. Все его произведения не только попадали в настоящий момент общественной жизни России, но одновременно его опережали. Тургенев был особенно восприимчив к тому, что стоит «накануне», что еще только носится в воздухе.

Острое художественное чутье позволяет ему по неясным, смутным еще штрихам настоящего уловить грядущее и воссоздать его, опережая время, в неожиданной конкретности, в живой полноте. Этот дар был для Тургенева-писателя тяжким крестом, который он нес всю жизнь. Его дальнозоркость не могла не раздражать современников, не желавших жить, зная наперед свою судьбу. И в Тургенева часто летели каменья. Но таков уж удел любого художника, наделенного даром предвидений и предчувствий, пророка в своем отечестве. И когда затихала борьба, наступало затишье, те же гонители часто шли к Тургеневу с повинной головой. Забегая вперед, Тургенев определял пути, перспективы развития русской литературы 2-й пол. XIX столетия. В «Записках охотника» и «Дворянском гнезде» уже предчувствуется эпос «Войны и мира» Л.Н.Толстого, «мысль народная»; духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова пунктиром намечались в судьбе Лаврецкого; в «Отцах и детях» предвосхищалась мысль Достоевского, характеры будущих его героев от Раскольникова до Ивана Карамазова.

В отличие от писателей-эпиков Тургенев предпочитал изображать жизнь не в повседневном и растянутом во времени течении, а в острых, кульминационных ее ситуациях. Это вносило драматическую ноту в романы и повести писателя: их отличает стремительная завязка, яркая, огненная кульминация и резкий, неожиданный спад с трагическим, как правило, финалом. Они захватывают небольшой отрезок исторического времени, а потому точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь героя у Тургенева крайне ограничена в пространстве и времени: если в характерах Онегина и Печорина «отразился век», то в Рудине, Лаврецком, Инсарове, Базарове – духовные устремления десятилетия. Жизнь героев подобна ярко вспыхивающей и быстро угасающей искре в океане времени. История отмеряет им напряженную, но слишком короткую судьбу. Романы Тургенева включены в жесткие ритмы годового природного круга: действие в них завязывается весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под свист осеннего ветра или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты максимального развития и расцвета их жизненных сил, но именно здесь с катастрофической силой обнаруживаются свойственные им противоречия. Потому и минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова и Нежданова.

Однако трагические финалы в романах Тургенева не являются следствием разочарования писателя в смысле жизни, в ходе истории. Скорее наоборот: они свидетельствуют о такой любви к жизни, которая доходит до веры в бессмертие, до дерзкого желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления, достигнув полноты, превращалась в вечно пребывающую в мире красоту. В его романах сквозь злободневные события, за спиною героев времени, всегда ощутимо дыхание вечности. Судьбы героев его романов свидетельствуют о вечном поиске, вечном вызове, который бросает дерзкая человеческая личность слепым и равнодушным законам несовершенной природы. Внезапно заболевает Инсаров в романе «Накануне», не успев осуществить великое дело освобождения Болгарии. Любящая его русская девушка Елена никак не может смириться с тем, что это конец, что эта болезнь неизлечима. «О Боже! – думала Елена, – зачем смерть, зачем разлука, болезнь и слезы? или зачем эта красота, это сладостное чувство надежды, зачем успокоительное сознание прочного убежища, неизменной защиты, бессмертного покровительства?» В отличие от Толстого и Достоевского Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос: он лишь приоткрывает тайну, склонив колени перед обнимающей мир красотою: «О, как тиха и ласкова была ночь, какой голубиною кротостию дышал лазурный воздух, как всякое страдание, всякое горе должно было замолкнуть перед этим ясным небом, под этими святыми, невинными лучами!».

С Тургеневым не только в литературу, в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, «тургеневской девушки» – Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель избирает цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника встрепенется девичья душа, проснутся к временному торжеству все дремлющие ее возможности. В эти мгновения женское существо прекрасно тем, что оно превосходит свою смертную природу. Излучается такой переизбыток жизненных сил, какой не может получить земного воплощения, но остается заманчивым обещанием чего-то бесконечного, более высокого и совершенного, чем материальный мир, залогом вечности. «Человек на земле – существо переходное, находящееся в состоянии общегенетического роста», – утверждает Достоевский. Тургенев молчит, но напряженным вниманием к необыкновенным взлетам человеческой души он подтверждает истину этой мысли.

Вместе с образом «тургеневской девушки» входит в произведения писателя образ «тургеневской любви». Как правило, это первая любовь, одухотворенная и целомудренно чистая. Она решительно разрушает будни повседневного существования. Все герои Тургенева проходят испытание любовью – своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимно-личных, но и в общественных своих возможностях и убеждениях. В любящем человеке отчетливо выявляются сильные и слабые стороны всей полноты его человеческого существа.

Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше он взлетает на крыльях любви, тем ближе оказывается у Тургенева трагическая развязка и – падение. Любовь неизменно трагична, потому что перед ее стихийной властью беззащитен любой человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Никому не дано предугадать, когда она, как вихрь, налетит и подхватит человека на своих могучих крыльях и когда она эти крылья сложит. Любовь трагична еще и потому, что идеальная мечта, окрыляющая душу влюбленного человека, не осуществима в пределах земного, природного круга. Тургеневу, более чем кому-либо из его современников, был открыт идеальный смысл любви, усвоенный в юности, и практически испытанный писателем в личной судьбе – в платонической любви с 1843 и до конца дней к прославленной французской певице Полине Виардо. Любовь – яркое подтверждение богатых и еще не реализованных возможностей человека на пути духовного совершенствования. Свет любви для Тургенева никогда не ограничивался желанием физического обладания. Он был для него путеводной звездой к торжеству красоты и бессмертия. Потому Тургенев так чутко присматривается к духовному существу первой любви, чистой, огненно-целомудренной, обещающей человеку торжество над смертью, сливающей временное с вечным в высшем синтезе, невозможном в супружеской жизни и семейной любви.

Отбыв за границу в июле 1856 года, Тургенев попадает в мучительный водоворот двусмысленных отношений с Виардо и воспитывавшейся в Париже дочерью. После трудной парижской зимы 1856-57 (завершена мрачноватая «Поездка в Полесье») он отправляется в Англию, затем в Германию, где пишет «Асю», одну из наиболее поэтичных повестей, а осень и зиму проводит в Италии. К лету 1858 он в Спасском; в дальнейшем нередко год Тургенева будет члениться на «европейский, зимний» и «российский, летний» сезоны.

После «Накануне» и посвященной роману статьи Н.А.Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860) происходит разрыв Тургенева с радикализировавшимся «Современником» (в частности, с Н.А.Некрасовым; их взаимная враждебность сохранялась до конца).

Конфликт с «молодым поколением» усугубился романом «Отцы и дети» (памфлетная статья М.А.Антоновича «Асмодей нашего времени» в «Современнике», 1862; так называемым расколом в нигилистах» во многом мотивирована позитивная оценка романа в статье Д.И.Писарева «Базаров», 1862). Летом 1861 произошла ссора с Л.Н.Толстым, едва не обернувшаяся дуэлью.

В 1863 происходит новое сближение Тургенева с Полиной Виардо; до 1871 они живут в Бадене, затем (по окончании франко-прусской войны) в Париже. Тургенев близко сходится с Г. Флобером и через него с Э. и Ж.Гонкурами, А.Доде, Э.Золя, Г.де Мопассаном; он принимает на себя функцию посредника между русской и западными литературами. Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он – почетный доктор Оксфордского университета. Тургенев поддерживает контакты с русскими революционерами (П.Л.Лавровым, Г.А. Лопатиным) и оказывает материальную поддержку эмигрантам. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве. В 1879-81 старый писатель переживает бурное увлечение актрисой М.Г.Савиной, окрасившее его последние приезды на родину.

Последние годы жизни Тургенева были озарены радостным сознанием того, что Россия высоко ценит его литературные заслуги. Приезды писателя на родину в 1879 и 1880 превратились в шумные чествования его таланта. Но с января 1882 начались испытания. Мучительная болезнь приковала Тургенева к постели. 30 мая 1882 Тургенев писал отъезжавшему в его гостеприимное Спасское поэту Я.П. Полонскому: «Когда Вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». За несколько дней до рокового исхода Тургенев завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Петербурге. Последние его слова – «прощайте, мои милые, мои белесоватые».

Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга). Похороны в Петербурге вылились в массовую манифестацию.

«Литературная деятельность Тургенева, – писал Салтыков-Щедрин в некрологической статье о Тургеневе, – имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова. И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нем заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведенные им жизненные образы были полны глубоких поучений.

Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкину и других соперников в русской литературе не знает».

2-я часть урока:

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году. Он сразу привлек внимание широких общественных кругов России и с тех пор продолжает вызывать несомненный интерес читателей остротой поставленных вопросов.

Тургеневу удалось в этом произведении поднять глубокие политические, философские и эстетические проблемы, запечатлеть реальные жизненные конфликты, раскрыть суть идейной борьбы между основными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов XIX века.

Луначарский А.В. в статье «Литература 60-х» писал о романе как об «одном из центральных явлений во всей русской жизни» того времени: «ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновение противоположных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей для всего развития действия роли, как в «Отцах и детях».

В то время самым животрепещущим вопросом был вопрос об отмене крепостного права. В ходе подготовки реформы 1861 года четко выявились противоположные позиции либералов-дворян и революционных демократов-разночинцев. Революционеры-демократы Чернышевский и Добролюбов ясно видели крепостнический характер готовящейся реформы. Прибегая к эзопову языку они писали о революционной ситуации в России, призывали русский народ к «решительным действиям». Либералы, напротив, возлагали на реформу большие надежды, считали ее действенным и чуть ли не единственным средством решения проблемы. Подобным образом на реформу смотрел и Тургенев.

По своим убеждениям Тургенев был сторонником постепенного преобразования России. Но повседневные жизненные наблюдения убеждали его, что демократы – большая сила, проявившая себя во многих областях общественной деятельности. И как художник он чувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов. Такого нового героя – человека демократических убеждений – писатель поставил в центре романа «Отцы и дети».

Работа над романом длилась с августа 1860 года по август 1861. Опубликован роман был после множества исправлений, вызванных обстоятельствами времени, лишь в следующем году в февральском номере «Русского вестника».

Обратите внимание, что действие начинается 20 мая 1859 года. Как вы думаете, почему Тургенев сообщает такую точную дату?

В это время происходит идейный разрыв между общественными классами, и в отношении к крестьянскому вопросу выделились две точки зрения: революционная и реформистская. Добролюбов в своей апрельской статье «Литературные мелочи прошлого года» и в статье «Что такое обломовщина?», которая была опубликована в майской книге «Современника» противопоставил людям старого поколения, дворянскому лагерю молодое действующее поколение, тип людей реальных, и решительно отверг дворянскую культуру. Петербургские студенты приезжают в Марьино, зная эти статьи «властителя дум молодежи». В это же время выходит сатирический журнал «Свисток», который поставил своей целью обличение. В июне 1859 года произошло расхождение «Современника» с Герценом и в романе происходит спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым о том, «что полезнее в наше время». Таким образом, взяв за время действия конец мая 1859 года, Тургенев ориентировал читателя на то, что в романе показано время борьбы и окончательного разрыва общественных тенденций.

Посмотрим же как изображена общественная и историческая обстановка в романе.

Обращаемся к тексту.

Вот слуга: молодой щекастый малый, с тусклыми глазами, бирюзовая сережка в ухе, напомаженные разноцветные волосы – все изобличало человека новейшего, усовершенствованного времени.

Мало того, этот слуга еще и смотрел «снисходительно» на барина, «ответствовал» ему, а барин вроде даже заискивает перед слугой.

Можно представить подобные отношения, скажем, во времена Троекурова или некрасовских бар?

А барин себя как ведет?

«Присел» на скамеечку, «подогну под себя ножки»

Это уже не тот барин, который везде чувствовал себя хозяином, который не сидел, а восседал, не ходил, а шествовал, не просил, и даже не приказывал, а требовал непререкаемым тоном. Все изменилось. Из первых глав видно, как отличается Николай Петрович даже от своих родителей: прямых, волевых, грубоватых натур.

Обратите внимание на постоялый двор. Нарисуйте его краткими штрихами цитат.

Ветхие ступеньки, запачканная кошка… Николай Петрович ничего этого не замечает. Для него это нормальная российская действительность.

А само поместье Кирсановых как рисуется автором?

До половины разметанные крыши, что означает, что корма скотине зимой не хватило и крестьяне кормили скот соломой с крыш, разоренное кладбище, лес весь продан, а деньги нужны, опустелые гумна.

На мужиках тулупы нараспашку, разнузданные лошади.

Такова деревня накануне реформы 1861 года.

И недаром Аркадий говорит: нельзя так оставаться, преобразования необходимы, но как их исполнить, как приступить?

Он поставил наболевший вопрос, на который Тургенев и ответил своим романом.

Домашнее задание по группам: прочитать 1-9 главы романа. Найти портретную характеристику героев, определить, каков стиль общения Базарова, Аркадия и старших Кирсановых, каковы манера выражаться и одеваться.


2 урок: «Знакомство с героями романа»

Цель: приблизить героя к читателю, сделать живыми; научить ребят видеть детали и их роль в раскрытии авторского замысла; подойти к пониманию вопроса: за что Павел Петрович так невзлюбил Базарова; продемонстрировать и объяснить некоторые особенности Тургенева-художника: лаконизм, тайная психология.

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Эвристическая беседа с элементами исследования и подводящего диалога

Вы прочитали дома главы романа, повторили материал прошлой лекции, скажите, какого героя хотел изобразить автор в своем романе?

Тургенев чувствовал необходимость создать образ нового героя, способного сменить пассивных дворянских интеллигентов. Такого нового героя – человека демократических убеждений – писатель поставил в центре романа «Отцы и дети».

Тургенев говорил, что Базаров – «его любимое детище». Как же выглядит Базаров? (отвечает группа № 1, но все остальные могут включить в беседу)

Гл. 2.: «человек высокого роста», в длинном балахоне с кистями, красная рука, мужественный голос. Лицо оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум, крупные выпуклости просторного черепа – это свидетельствует об оригинальном уме. Поедет он в тарантасе, с ним можно «не церемониться», простой, «чудесный малый».

Видно, что это человек новый, явно на дворянина не похож, он ведущий в дружбе Аркадия и Базарова. Главный предмет его – естественные науки, «да он все знает».

При первой встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал тому руку. Почему?

Базаров очень горд. К тому же перед приветствием Аркадий представил Базарова очень ярко, пытаясь скрасить неприглядное впечатление от вида Базарова. Аркадий расхваливает друг, чтобы отец нормально к нему отнесся и гордость Базарова этим задета. Он и руку подает не сразу, т.к. не собирается заискивать.

Прием, которым автор показывает действие, но не объясняет его значение, называется ТАЙНОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ. Тургенев говорил, что «поэт должен быть психологом, но тайным: он должен знать и чувствовать корни явлений, но представлять только сами явления»

Ситуация предположения. 

Может быть, Базаров напрасно думал, что его гордость задета, может быть, в доме Кирсановых вовсе и не придают значения сословным различиям?

Нет, вовсе не зря. Это можно увидеть на примере Фенечки: бедная девушка вовсе не чувствует себя хозяйкой, хотя Николай Петрович очень добр к ней. Она живет во флигельке, всем говорит «вы. Очень неловко себя чувствует и Николай Петрович, говоря о ней сыну. Павел Петрович обращается к Фенечке как к прислуге и т.п.

Если бы Аркадий так не расписал своего приятеля, вряд ли бы отец отнесся к нему так любезно.

А реакция лакея Прокофьича на «одежонку» Базарова. (Прочитать отрывок).

Кто такой Павел Петрович? Как он выглядит?

Каков портрет Павла Петровича?

(отвечает группа № 2)

Глава 4 – описание П.П. прочитать выразительно.

Проблемная ситуация.

С кем из известных вам героев у Базарова может возникнуть конфликт? Почему?

С Павлом Петровичем. Павел Петрович – полная противоположность Базарову и во внешнем облике, и в манере разговаривать, и в манере держаться.

Он не подает руку Базарову в первую же встречу, совершенно не зная человека, судя о нем лишь по внешнему виду. Это по меньшей мере невоспитанность. Тут же говорит взволнованному встречей с сыном Николаю Петровичу, что Аркадий стал развязнее, совершенно не задумываясь, что тем самым оскорбил брата в лучших чувствах. В результате за ужином разговаривали мало.

Мы видим, что Павел Петрович настроен к Базарову не просто недоброжелательно, а враждебно, что незамедлит сказать позже.

А как же Базаров реагирует на вызывающее поведение Павла Петровича?

«А чудаковат-то у тебя дядя, ногти-то, ногти-то, хоть на выставку посылай». «Какие у него воротнички, Аркадий, ведь это смешно?» « А отец у тебя славный малый» и др. цитаты.

У Базарова какое-то детски-обиженное состояние. Он не понимает, что человек может злиться и негодовать от оскорбленного самолюбия. Базаров вовсе не злиться, а немного иронизирует.

А Павел Петрович? Исследуйте его поведение.

Тот не может успокоиться (эпизод с лягушками, когда даже Аркадий и Николай Петрович удивлены поведением Павла Петровича).

В 6 главе разговор П.П. и Б., в котором Павел Петрович просто «лезет на рожон», пытаясь вызвать Базарова на спор. И Базаров не выдерживает, несмотря на все свое равнодушие: «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Базаров возмущен и не собирается потакать «львиным привычкам» Павла Петровича.

Аркадий рассказывает Базарову историю жизни Павла Петровича. Как реагирует Базаров?

Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не способен, этакий человек – не мужчина. Это распущенность, пустота. Это все романтизм, гниль, чепуха, художество.

Как вы думаете, за что же Павел Петрович так невзлюбил Базарова?

П.П. привык быть в центре внимания, светский лев, покоритель сердец, а тут Базаров, равнодушный, П.П. усмотрел в этом пренебрежение к своей персоне, что донельзя его оскорбило. Поэтому П.П. и не пропустит ни единой фразы, ни единого поступка.

Есть в романе образ трогательный и симпатичный Тургеневу?

Это Фенечка. Именно отношение к Фенечке во многом характеризует героев романа.

Гл. 8 – Павел Петрович и Фенечка. П.П. холодный, чопорный, нет естественного проявления чувств, какая-то снисходительность и скрытое, помимо воли, презрение. Однако он печально констатировал, что ребенок похож на Николая Петровича, что-то здесь не так.

Гл. 9 – Базаров и Фенечка… Б. несколько бесцеремонен: хорошенькая, губа не дура, однако надо познакомиться. Он очень вежлив и доброжелателен, уверенность его не покидает. Он интересуется отчеством Фенечки.

Диалоги – главное средство раскрытия характеров.

Базаров краток, лаконичен, его фразы метки и емки, к месту сказаны афоризмы. Он не стремится говорить красиво. Однако его реплики наполнены смыслом и остроумием, тактом и знанием жизни. Базаров часто употребляет пословицы и поговорки, эти признаки языковой манеры обнаруживают подлинного демократа: «народ тертый», «в городах живали», «в моей комнате английский рукомойник, а двери не закрываются, что поделаешь – прогресс»

А речь Павла Петровича?

Много специфических свойств и выражений: «эфтим», «принсипов», «германцы», витиеватые обороты, чопорность и напыщенность речи.

  1. Выводы урока: один внешне аристократ, но внутренне чувства прорываются наружу.

Другой – внешне неказист, а внутренне тактичен.

И действительно, к началу 10 главы все ясно: к Базарову все в доме привыкли и освоились, и только П.П. всеми силами души ненавидел Б. он считал его плебеем, нахалом, гордецом и циником. Он подозревал, что Б. не уважает его, Павла Кирсанова! Вот и ответ на вопрос, почему Павел Петрович невзлюбил Базарова.

Домашнее задание: прочитать и проанализировать 10 главу романа. По каким вопросам расходились во мнении Павел Петрович и Базаров.


3 урок: «Спор Павла Петровича и Базарова, идеологические разногласия героев»

Ход урока

  1. Актуализация пройденного.

Каково положение дел в Марьино после нескольких дней пребывания там Базарова?

Начало 10 главы: Павел Петрович ненавидел Базарова, называл гордецом, нахалом, циником, плебеем. Прокофьич его не любил, называл «живодером» и «прощелыгой» и уверял, что он со своими бакенбардами – настоящая свинья в кусте. Прокофьич по-своему был аристократ не хуже Павла Петровича.

Павел Петрович был крайне раздражен, а реплика Базарова, что Николай Петрович «человек отставной, его песенка спета» усугубила положение: «Ну я так скоро не сдамся. У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую».

В каком же состоянии находятся Павел Петрович и Базаров накануне спора?

Павел Петрович вошел в гостиную уже готовый к бою, раздраженный и решительный, он ждал только предлога.

Базаров вообще говорил мало в присутствии «старичков Кирсановых», а в этот вечер чувствовал себя не в духе и молча выпивал чашку за чашкой.

Какой предлог нашел П.П. ,чтобы начать схватку?

«Дрянь, аристократишко», – равнодушно заметил Базаров об одном из соседских помещиков. У П.П. даже губы задрожали… Спор начался.

Давайте посмотрим, по каким моментам герои решительно расходятся во мнении.

Составляем таблицу по ходу изысканий.

Павел Петрович

Базаров

  1. Об отношении к аристократии и ее роли в обществе.

Об отношении к аристократии и ее роли в обществе.

«я уважаю аристократов настоящих»,

«аристократия дала свободу Англии»

«слыхали мы эту песню много раз» (движущей силой английской революции 1649 года была мелкая буржуазия и крестьянство)

«что вы этим хотите доказать?» (события чужой страны 200-летеней давности не могут объяснить частный случай российской жизни)

Без чувства собственного достоинства без уважения к себе – что развить в аристократе – нет прочного основания общественному зданию.

Вы вот уважаете себя и сидите сложа руки, какая же от этого польза для bien public? Вы бы не уважали себя и делали б то же самое.

(убедительно ли это было для П.П. – да, тот побледнел)

П.П. разбит и теперь голословно обвиняет Базарова в беспринципности «аристократизм – принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»

Аристкратизм, либерализм, прогресс, принцип – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку до них и дела нет

  1. О русском народе и отношении к нему

О русском народе и отношении к нему

«Я вас не понимаю! Вы оскорбляете русский народ, как можно не признавать принсипов, правил. Логика истории требует…

В силу чего вы действуете…

Все? Как? Не только искусство, но и …страшно вымолвить…

 

«Куда нам до таких отвлеченностей. Вы же не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить кусок хлеба в рот, когда вы голодны» .(народу надо конкретное решение конкретных вопросов)

Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным (для народа, общества). В теперешнее время полезнее всего отрицать – мы отрицаем.

Все

Что же страшно вымолвить? Самодержавие, крепостное право, религию – то, что П.П.считает незыблемым

Вмешивается Николай Петрович: вы все разрушаете, да ведь надобно же и строить.

П.П: нет, нет. Русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры.

(вспомнить 3 главу: как П.П. разговаривает с мужиками, нюхая платочек)

Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали

А вы говорите и презираете в то же время

Это уже не наше дело…Сперва нужно место расчистить?

В этом вы правы, но это ничего не доказывает. Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что же? Мне соглашаться с ним!

Я сам русский. Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.

Что ж, коли он заслуживает презрения… А кто вам сказал, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете!

  1. о нигилизме

о нигилизме

Что же вы делаете

Так вы что? Вы действуете что ли?

Несчастный! Хоть бы ты подумал, что в России ты поддерживаешь твоею пошлой сентенцией!

Мы ничего не проповедуем…(речь Базарова)

Базарову стало досадно, зачем он так распинается перед этим барином. П.П. не может и не хочет понять Б.

В ответ молчание, П.П. вздрогнул. Почему? Молчание – знак согласия. П.П. понял, что такие, как Базаров уже действуют.

Аркадий: Мы ломаем, потому что мы сила.

Базаров: коли раздавят – туда и дорога…

4. об искусстве, семье и государстве

4. об искусстве, семье и государстве

П.П. говорит о Рафаэле

У П.П. нет других слов, кроме как «болван»

Община, семья

Б: Рафаэль гроша ломаного не стоит…

Вспомним гл. 6: порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта

Базаров предлагает П.П. найти в современном обществе что-нибудь, что не вызвало бы полного и беспощадного отрицания.

Но и эти понятия Б. отрицает

Как можно охарактеризовать спор между П.П. и Базаровым? Какова смысловая нагрузка этого эпизода в романе?

Это не просто спор отдельных людей, это столкновение разных поколений и разных политических взглядов.

В конце 10 главы Николай Петрович делает своеобразный вывод: мы принадлежим к разным поколениям. Пилюля горька – а проглотить ее нужно. Вот настала и наша очередь.

Тургенев говорит о психологическом разрыве двух поколений, проявляется конфликт «отцов и детей» (гл. 11).

Примечание 4

Домашние работы детей


[1] Розина И. Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация: теория и практика. М.: Логос, 2005. 460 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования художественной иллюстрации на уроках литературы на примере изучения романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Иллюстрация дает возможность учащимся лучше представить историческую эпоху, замысел произведения, внешний облик героев. Вдумываясь в смысл изображаемых событий, осознавая, какое участие принимает в ни...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."

Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...

Проект "Использование современного метаязыка на уроках русского языка и литературы на примере мемов"

Проблема заключается в том, что между учителями и учениками имеется огромный разрыв в уровне использования всемирной сети Интернет. Современное поколение детей имеют доступ в сеть с рождения.  По...

Педагогическая мастерская "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать ...