Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Камардина Светлана Михайловна

Цель:

     определение темы и идеи поэмы;

углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведения;

         Задачи:  развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

 воспитывать любовь к родине, интерес к творчеству поэта, систематизировать и обобщить изученное.

 

      

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности

 (фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая творческая работа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mtsyri_otkrytyy_urok_1.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:

     определение темы и идеи поэмы;

углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведения;

         Задачи:  развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

 воспитывать любовь к родине, интерес к творчеству поэта, систематизировать и обобщить изученное.

       

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности

 (фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая творческая работа)

Средства работы: иллюстрации учащихся к поэме «Мцыри», презентация, аудиозапись отрывка из главы «Бой с барсом» (https://www.youtube.com/watch?v=D20GgU-2cJs)

I. 1. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

СЛАЙД 1 (картинка с изображением Кавказских гор)

(Звучит полонез Огинского)

На земле есть много прекрасных мест, но самым прекрасным для каждого человека является место, в котором он родился, в котором вырос. Это его Родина.  Любовь к ней впитывается с молоком матери, любовь обостряется, когда человек находится вдали; она не иссякнет, пока жив человек.  Посмотрите, пожалуйста, на горы Кавказа, оцените их величие и представьте, каким должен быть характер человека, рождённого здесь.  

  (Горцы – люди, хранящие свои национальные традиции, сильные и смелые, мужественные и свободолюбивые, всегда готовые к борьбе за свободу).                                                                              

                      - Так жизнь скучна, когда боренья нет…

Мне нужно действовать… -

Записал в своем дневнике еще в отроческие годы Лермонтов. И это не мимолетное желание юноши, а выражение могучего мятежного духа.

- Что значит мятежный?

    (- Стремящийся  к борьбе)

- Кто из известных вам персонажей лермонтовской поэзии наделен мятежным духом?

(- Парус, тучи, Мцыри)

СЛАЙД 2 (репродукция картины В. Васнецова «Демон»)

- И, конечно, Демон, герой одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, бросающий вызов самому небу!

В борьбе с могучим ураганом,

Как часто, подымая прах,

Одетый молньей и туманом,

Я шумно мчался в облаках.

III.Лексическая разминка

- Лексическая разминка поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

(Карточки у каждого на столе).

1. Установите соответствия литературоведческих терминов и их значений.  

1. Композиция

А.    Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов

2. Тема

Б.     Построение художественного произведения

3. Идея

В.     Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности

4. Сюжет

Г.    Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

Дети самостоятельно устанавливают соответствия, затем сверяют результаты со слайдом и зачитывают их. 

- Проверяем

СЛАЙД 3

           

1. Композиция

А. Построение художественного произведения   

2. Тема

Б. Изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенных в системе данного художественного мира. (то, о чем пишет автор)

3. Идея

В. Главная, обобщающая мысль в худ. произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов 

4. Сюжет

Г. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения и их художественной последовательности   

   

 IV. Определение темы урока. Целеполагание.

- Как бы вы определили тему и цель данного урока?

(«Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Возможно, их роль в раскрытии образа главного героя)

(-Сегодня на уроке мы попытаемся через содержание поэмы, характер главного героя определить тему и то, к чему призывает в своей поэме автор, постараемся глубже вникнуть в образ главного героя)

 Запись в тетрадях даты и темы урока.

    СЛАЙД 4

(Название темы)                                                                                                             

V. Проверка домашнего задания.

 -Выполненное вами домашнее задание очень поможет нам в этом разобраться. Напомните, в чем оно заключалось?

(- Домашнее задание было предложено на выбор: подготовить выразительное чтение любого эпизода и прокомментировать его, т.е. сделать небольшой анализ отрывка, изобразить понравившиеся эпизоды на рисунке, рассказать о них письменно)

- С чего начнем?

(- С чтения и анализа отрывков)

- Прежде чем начнем чтение, вспомним, какое основное чувство нужно передать?

(- «Одну, но пламенную страсть» - чувство любви к родине и желание жить на воле.)

- И еще не забываем, что страстный романтик Лермонтов доводит чувства своего героя до крайности, показывает их в высшей форме.

- Читаем.

(3 – я строфа со слов «Я мало жил…)

(Комментарий ученика. Мцыри говорит о своей пламенной страсти., т.е. о любви к свободе и желании жить. Его страсть передается здесь при помощи глаголов «изгрызла», «сожгла», «вскормил». В этой строфе автор использует для передачи чувств героя такие эпитеты, как «чудный мир», «пламенная страсть», «душные кельи», сравнение «люди вольны, как орлы»).

- Кто еще почитает?

(Чтение 8-й строфы наизусть).

(В этой строфе с особой силой проявляется мятежный дух Мцыри. Его можно сравнить с Парусом: «О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад…»,

и «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой…)

- Чей комментарий к рисунку послушаем? Остальные положите тетради с письменным заданием мне на стол.

(Ответы учащихся оцениваются)

VI. Беседа по прочитанной поэме.

Вернемся на минуту к эпиграфу.

- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна».

Но обращаясь к библейской теме, которую мы с вами подробно изучили, автор акцентирует внимание на нарушении запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.  Каким же образом эпиграф связан с темой и идеей произведения?

VI.    Определение темы и идеи произведения.

- Определите тему произведения.

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,                                                                                                            Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

– Определите идею.

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

VII. Сюжет и композиция поэмы.

Для того чтобы глубже вникнуть в сюжет и композицию поэмы, поработаем в группах. Каждый выберет себе задание по силам.

    СЛАЙД 5

1-я группа - пересказ сюжета по плану и опорным словам.

2-я группа - прослеживает композицию поэмы, устанавливает ее связь с сюжетом. У этой группы самое сложное задание.

3-я группа беседует по вопросам и работает над выразительным чтением поэмы. Сюда приглашаются те, кто считает, что еще недостаточно хорошо понял смысл произведения или кому еще надо поработать над техникой чтения.

     1   Сюжет поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (карточки со схемой ответа)

  1. Композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» (карточки со схемой рассуждения и опорными словами)
  2. Беседа по вопросам (карточки с вопросами)

Самостоятельная работа в группах. Дети могут записывать свои размышления в тетради.

Вопросы для третьей группы.

(Работая в этой группе, дети могут поспорить друг с другом, сделать замечание по поводу техники чтения, попросить помощь участников двух других групп)

-Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

- Какие сцены в поэме наиболее запомнились? Прочитайте их выразительно.

-Каким вы представляете себе главного героя? Опишите его внешность.

- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

- Каким вы назовете главное настроение поэмы? Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ли при чтении поэмы ощущение одиночества и счастья, веры в победу? Прочитайте соответствующие отрывки с различной интонацией.

VIII. Проверка работы в группах.

- Ну а теперь послушаем друг друга.

   

 СЛАЙД 6 (сюжетная картинка из поэмы)

1-я группа

- Сюжет поэмы прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. Мцыри еще в детстве попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался в чужом краю. И среди чужих людей-монахов. Мцыри очень любит родину и стремится к свободе, хочет узнать жизнь. Юноша убегает из монастыря, скитается три дня, общается с природой, радуется жизни. Но он не находит пути в родную страну и попадает снова в монастырь. В предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за «три блаженных дня». Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

- Порассуждаем о композиции произведения.

2-я группа

- Композиция «Мцыри» очень своеобразна. И вот почему. После небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные строфы представляют собой монолог героя, его исповедь. Последние две строфы – это прощание Мцыри с жизнью, его завещание.

    Таким образом, о жизни героя автор рассказал в двух строфах, а о трех днях, проведенных Мцыри на свободе, написана целая поэма. И это понятно, т.к. три дня вольности дали герою столько приключений, сколько не получил он за всю свою жизнь в монастыре.

3-я группа

Оценку работы этой группы дает сильный ученик, который оказывал помощь.

- Надо отметить, что наиболее запомнившейся для ребят этой группы оказалась сцена с барсом. Они старались читать ее очень выразительно. Предложенная мной аудиозапись, думаю, помогла им еще глубже понять, как надо читать этот отрывок, хотя я чувствую его по-другому…

- Ребята, может быть, кто-то прочитает выразительно этот отрывок?

- Какой вопрос показался самым сложным?

Учитель оценивает работу в группах.

IX. Заключительная беседа.

- И еще несколько слов в заключение.

СЛАЙД 7 (Монолог Мцыри – гимн этому миру)

 

- Нашел ли Мцыри ответы на вопросы, “прекрасна ли земля”?                                                    -Зачем живет человек на земле?
(Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней.  Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа Мцыри о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы).

СЛАЙД 8 (Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым – на фоне пейзажа из поэмы)

- Очень важны в поэме картины пейзажа, упоминание о ветре, буре, птицах, зверях. Какова роль картин природы в произведении? 
(Природа родственна герою, и зов свободы оказывается непреодолимым: песню о любви ему поет рыбка, «как брат», он готов обняться с бурей, «как зверь», он чужд людей. И напротив, природа враждебна и чужда монахам монастыря: «Мцыри убегает в час ночной, ужасный час, // Когда гроза пугала вас,// Когда, столпясъ при алтаре, //Вы ниц лежали на земле»).

X. Подведение итогов.

- Итак, сегодня на уроке мы учились характеризовать лирического героя произведения, выявили способы раскрытия образа Мцыри в поэме, сопоставив образ жизни героя в стенах монастыря и на воле, сделали выводы о значении свободы в жизни Мцыри, определили тему и идею поэмы.

XI. Задание на дом: опираясь на материалы урока, написать небольшое сочинение-рассуждение на тему: «Жизнь Мцыри в неволе».

СЛАЙД 9

(Задание на дом)

XII. Рефлексия.    

СЛАЙД 10 (радуга)

                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе

Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна –  настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»).Цели урока: Познакомить уч-ся с основ...

Конспект открытого урока по литературе "Творчество М.Ю.Лермонтова"

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова....

Урок литературы в 8 классе "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Урок по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" с иллюстрациями и тестовым заданием....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе на тему "Мцыри как романтический герой"

Урок по литературе ориентирован на учащихся 7 класса, тербует предварительной подготовки. На уроке представлены разные задания и формы работы. Большое внимание уделяется анализу произведения, работе с...

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри".

Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"....