Олимпиадные задания. По страницам "Евгения Онегина"
олимпиадные задания по литературе

Кирякова Юлия Николаевна

Олимпиадные задания. По страницам "Евгения Онегина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_onegin.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

             МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

                                   ОЛИМПИАДА

             ПО СТРАНИЦАМ «ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА»

                     Учитель русского языка и литературы

                             Кирякова Юлия Николаевна

                                               

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Роман в стихах А.С.Пушкина – явление в русской и мировой литературе уникальное. Внешне беспорядочное «собранье пестрых глав», как назвал свой роман автор, представляет собой хорошо продуманную – хотя в процессе написания и меняющуюся – образную систему. В нем поразительно точно отражена и драматическая эпоха первой четверти 19 в., и трепетная душа поэта, и настоящая любовь к несчастной родине, и в то же время содержится поистине бездна «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет», принадлежащих, как сейчас модно говорить, к общечеловеческим ценностям.

        «Евгения Онегина» в школе проходили всегда. И при этом почти всегда проходят мимо него как поэтического текста, т. е. произведения словесного искусства. Как правило, этот роман текстуально не изучается. В силу этого, даже окончив полную среднюю школу и окунувшись во взрослую жизнь, человек получает весьма поверхностное и нередко неверное представление об этом чудесном произведении А.С.Пушкина. Остаются лишь общие, из школы пришедшие слова об «энциклопедии русской жизни». Что касается мыслей и чувств, их словесного выражения А.С.Пушкиным, то они оказываются вне внимания и, следовательно, настоящего понимания. А читательские слова «замечательное произведение», «читал», «знаю неплохо», «люблю» выступают пустой риторикой.

        В «святая святых» пушкинского романа в стихах позволяет проникнуть лишь его неспешное, замедленное чтение с помощью советов и комментария учителя и научно-популярной и строго научной литературы по творчеству и особенно языку А.С.Пушкина. Такое построчное чтение «Евгения Онегина» - первая и обязательная ступенька к адекватному пониманию гениального творения А.С.Пушкина со своим языком, причудливой композицией, лирическими отступлениями, литературными реминисценциями и иноязычными и просторечными инкрустациями, первый шаг к истинному пониманию мыслей и помыслов поэта. Такое чтение даст также возможность школьникам более основательно познакомиться с русским языком как развивающимся социально-семиотическим явлением, с языком как отражением и выражением русской культуры и национального самосознания, с поэтическим языком вообще и стихотворной речи первой трети 19 века в частности.

         На продвинутом этапе в классах филологического профиля, где русский язык и литература изучаются углубленно, все вышеуказанное вполне возможно и на уроке. В старших классах базового уровня такое знакомство с пушкинским текстом и русским литературным языком первой трети 19 века может быть осуществлено во внеклассной работе, прежде всего в специальных кружках. Работа в таких кружках позволяет вынести роман А.С.Пушкина на олимпиаду, которая будет и проверкой усвоенного, и дополнительным стимулом неспешного чтения художественного текста не по необходимости, а в свое удовольствие. В такой олимпиаде могут принимать участие не только члены кружка, но и «рядовые» школьники, если они считают себя к ней подготовленными. Ведь главное не победа, а участие, проверка себя на знания, внимание и память.

         В заданиях олимпиады основное место занимают эвристические задачи по русскому языку, но даются также и отдельные вопросы «литературного» характера.

        Приводимые материалы могут быть использованы и в других формах внеклассной работы, а также на уроке.

        В процессе выполнения заданий участникам олимпиады можно позволить пользоваться полным текстом романа, если ученику понадобится рассмотреть предлагаемое для решения задание в большем, чем оно дано, контексте.

                                            ВОПРОСЫ

1. Укажите имеющиеся в отрывке устаревшие слова. С каким значением они здесь употребляются? В чем заключается своеобразие в использовании Пушкиным слова Зевес?

 

                     Так думал молодой повеса,

                     Летя в пыли на почтовых,

                     Всевышней волею Зевеса

                     Наследник всех своих родных.

                                           (Первая глава, II)                                                            

 2.  В приводимом ниже отрывке определите значение выделенных слов и             словосочетаний.

                                             Онегин, добрый мой приятель,

                                Родился на брегах Невы,

                                Где, может быть, родились вы

                                Или блистали, мой читатель;

                                Там некогда гулял и я:

                                Но вреден север для меня.

                                                     (Первая глава, II)

3. Как вы понимаете выделенные в отрывке словосочетания?

                               …Вдоль сонной улицы рядами

                               Двойные фонари карет

                               Веселый изливают свет

                               И радуги на снег наводят;

                               Усеян плошками кругом,

                               Блестит великолепный дом;

                               По цельным окнам тени ходят;

                               Мелькают профили голов…

                                              (Первая глава, XXVII)

4. Определите, как употребляет поэт слово пиит в следующих строчках.

                               С душою, полной сожалений,

                               И опершися на гранит,

                               Стоял задумчиво Евгений,

                               Как описал его пиит.

                                          (Первая глава, XLVIII)

5. Объясните перифразу в приведенном отрывке.

                               Быть может, в Лете не потонет

                               Строфа, слагаемая мной.

                                                   (Вторая глава, XL)

Дайте значение слову Лета.                              

6. О чем говорится в выделенном словосочетании?

                              Она езжала по работам,

                              Солила на зиму грибы,

                              Вела расходы, брила лбы,

                              Ходила в баню по субботам…

                                           (Вторая глава, XXXII)

7. С какой Светланой сравнивает Ленский Татьяну?

8. Кого посадил в салазки дворовый мальчик? Почему Пушкин выделил слово жучка?

                             Вот бегает дворовый мальчик,

                             В салазки жучку посадив,

                             Себя в коня преобразив…

                                                     (Пятая глава, II)

9. О каких циклопах говорит Пушкин в следующих строках?

                             …Меж тем как сельские циклопы

                             Перед медлительным огнем

                             Российским лечат молотком

                             Изделье легкое Европы…

                                              (Седьмая глава, XXXIV)

10. В современном ли значении употребляет Пушкин слово звук?

                             Москва…как много в этом звуке

                             Для сердца русского слилось!

                             Как много в нем отозвалось!

                                           (Седьмая глава, XXXVI)

11. О каких молодых людях говорит Пушкин в следующем четверостишии?

                             Архивны юноши толпою

                             На Таню чопорно глядят

                             И про нее между собою

                             Неблагосклонно говорят.

                                  (Седьмая глава, XLIX)

12. Каково было социальное положение мужа Татьяны? Кем он был Онегину?

13. Что обозначает словосочетание стеклянные сени?

                             Ума не внемля строгим пеням,

                             К ее крыльцу, стеклянным сеням

                             Он подъезжает каждый день…

                                                (Восьмая глава, XXX)

14. О каком фараоне идет речь в следующем отрывке?

                            И постепенно в усыпленье

                            И чувств и дум впадает он,

                            А перед ним воображенье

                            Свой пестрый мечет фараон.

                                                 (Восьмая глава, XXXVII)

15. Что означают выделенные словосочетания?

                           Прекрасны вы, брега Тавриды,

                           Когда вас видишь с корабля

                           При свете утренней Киприды...

                    (Отрывки из путешествия Онегина)

16. Что обозначает слово фора в следующем отрывке?

                           Она и внемлет и не внемлет

                           И каватине, и мольбам,

                           И шутке с лестью пополам…

                           А муж – в углу за нею дремлет,

                           Впросонках фора закричит,

                           Зевнет – и снова захрапит.

                   (Отрывки из путешествия Онегина)

17. О каком событии говорится Пушкиным в следующем четверостишии?

                           Потешный полк Петра Титана,

                           Дружина старых усачей,

                           Предавших некогда тирана

                           Свирепой шайке палачей.

                                               (Десятая глава, XI)

                                КЛЮЧИ К ОЛИМПИАДЕ

1. Повеса – проказник, шалун

    Почтовые – лошади, запряженные в экипажи для перевозки пасажиров.

    Зевес – своеобразие индивидуально-авторского употребления Пушкиным слова Зевес заключается в том, что имя языческого бога используется для обозначения православного Бога.

2. Добрый – хороший

    На брегах Невы – в Петербурге

    Блистали – выделялись среди других какими-либо положительными качествами

   Гулял – беззаботно жил

   Но вреден север для меня – перифраза иронического характера, намекавшая на южную ссылку Пушкина

3. Двойные фонари – кареты имели ( в зависимости от степени их богатства и убранства) или один, или два фонаря

   Усеян плошками – плоскими блюдцами с помещенными на них светильниками

   По цельным окнам – окна без переплетов, с одним большим стеклом

4. Пиит – используется здесь как поэтическая вольность (для рифмовки со словом гранит). Пиитом в этой строчке Пушкин называет поэта-сентименталиста М.Н.Муравьева

5. « Может быть, роман, сочиняемый мной, не забудется»

    Лета- древнегреческая мифологическая река забвенья

6. Брила лбы – отдавала крестьян в рекруты

7. Ленский сравнивает Татьяну с героиней баллады В.А.Жуковского «Светлана»

8. Слово жучка –суффиксально-призводное от жук (черный, как жук) в первичном значении «черная дворняжка»

9. Сельские циклопы –сельские кузнецы

10. Звук здесь – «слово»

11. Архивны юноши – члены «общества любомудров» (большинство их служило в Архиве Министерства иностранных дел)

12. Генерал, князь N; приходился родственником Онегину, когда-то в юности они вместе проводили время

13. Стеклянные сени –вестибюль

14. Фараон –азартная карточная игра

15. Брега Тавриды – берега Крыма

      Утренняя Киприда – утренняя заря

16. Фора – вызов артиста из-за кулис на сцену

17. Потешный полк Петра Титана – семеновский гвардейский полк, был образован из «потешного» полка Петра I и располагался в селе Семеновском.

     Предавших некогда тирана Свирепой шайке палачей – речь идет об убийстве Павла, когда внешний караул несли семеновцы  

 

                           

                               

                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.

Использовать в работе на математическом кружке....

Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка

Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...

Олимпиадные задания, тесты и практические задания

Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.

Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....

Банк заданий повышенной сложности (олимпиадные задания) по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку для индивидуальной подготовки одаренных детей...