Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов «Цветы любимому поэту», занятие посвященное Всемирному дню поэзии.
методическая разработка по литературе (11 класс)

Гальченко Яна Александровна

Данное занятие разработано с целью ознакомления, приобщения и интереса обучающихся к поэзии 1930-х начала 1940-х годов.

Актуальность разработки — это одна из личностно-ориентированных технологий. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые и прочие подходы. Работа над выразительным чтением, совершенствование навыка владения информационными технологиями, помощь в реализации творческих возможностей учащихся и их профессиональных планов также делают разработку актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обособленное подразделение

 «Многопрофильный педагогический колледж

Луганского государственного педагогического университета»

Особенности развития литературы

1930- начала 1940-х годов

«Цветы любимому поэту»

Методическая разработка занятия по литературе,

посвященная Всемирному дню поэзии

Пояснительная записка

Данное занятие разработано с целью ознакомления, приобщения и интереса обучающихся к поэзии 1930-х начала 1940-х годов.

Актуальность разработки — это одна из личностно-ориентированных технологий. Это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и поисковые и прочие подходы. Работа над выразительным чтением, совершенствование навыка владения информационными технологиями, помощь в реализации творческих возможностей учащихся и их профессиональных планов также делают разработку актуальной.

Тема: Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов

«Цветы любимому поэту»

Цели:

  •  дать обзор литературного процесса 30-40-х годов, проследить сложность творческих поисков и писательских судеб;
  • раскрыть глубину творческой личности поэтов в 30-40-х годов, введя учащихся в сложный;
  • формировать навыки познавательной и поисковой деятельности, коммуникативные навыки, навыки анализа стихотворения; развивать речь, мышление, воображение учащихся; создать условия для их творческого самовыражения
  • воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

Задачи:

  • сформированность ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов обучающихся, приобщение к духовному богатству русской литературы;
  • владение видами речевой деятельности, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне и в повседневной жизни;
  • Развить эстетический вкус, умение выступать перед аудиторией,

навыки чтения стихотворных произведений.

  • Привить интерес обучающихся к творчеству поэтов, любовь к поэзии.
  • Воспитать у обучающихся чувство уважения к культуре и литературным традициям России.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, мультимедийная презентация, аудиозаписи, выставка книг.

Оформление: камин, свечи, портреты поэтов, плакаты с высказываниями о поэзии, ваза, в которую исполнители стихотворений ставят цветы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка наличия обучающихся, готовность к занятию, концентрация внимания. Включение обучающихся в работу.

Слово преподавателя: Наше занятие я бы хотела начать со стихотворения   Киримизе Хаджемусович Жанэ – российского адыгейского писателя.

В чём волшебство поэзии?

Возможно, в обнаженье чувств?

В способности затронуть сердца струны?  

Ведь могут же слова, слетающие с уст,

Счастливым сделать день угрюмый.

А может, это просто наважденье?

И всё ж, покуда существует свет,

За строчкой строчку, словно ожерелье,

Нанизывает медленно слова… поэт.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца обогревая,

Как маленькие, тёплые костры.

 - В чём смысл этих строчек?

- А что мы можем сказать о литературном периода 30-40-х годов? (что литература 1930-х – начала 1940-х годов не требовала одарённых, красноречивых деятелей, а лишь «угодных» власти)

2.     Актуализация

Слово преподавателя: Давайте вспомним из предыдущих занятий, что тридцатые годы – этап послереволюционной и одновременно предвоенной истории. В них есть все: и грандиозный рывок страны от сохи и лаптей, от массовой безграмотности и классовой розни к могучему и монолитному индустриальному государству, и обширные национальны В советской художественной культуре постепенно начиная с 1920-х гг. формировался стиль, получивший название социалистический реализм. Произведения культуры должны были воспевать достижения нового строя, показывать его преимущества перед буржуазным, критикуя все недостатки последнего. Однако отнюдь не все писатели и художники приукрашивали социалистическую действительность, и несмотря ни на что было создано немало произведений, пополнивших собой мировую сокровищницу культуры.

В 1930-е гг., когда в СССР утвердился тоталитарный строй, произошли изменения и в литературе. Группировки писателей были разогнаны, многие писатели подверглись арестам и ссылкам. В тюрьмах и лагерях погибли Д. И. Хармс, О. Э. Мандельштам и др. А со Всесоюзного съезда писателей в 1934 г. началось официальное внедрение метода соцреализма. Труд был объявлен «основным героем наших книг». На этот лозунг откликнулись Ф. И. Панферов («Бруски»), Ф.В. Гладков («Энергия»), В.П. Катаев («Время, вперед!»), М.С. Шагинян («Гидроцентраль») и пр. Героем современности стал труженик - строитель, организатор трудового процесса, шахтер, сталевар и т.п. Произведения, не отражавшие героику трудовых социалистических будней, например произведения М.А. Булгакова, А.П. Платонова, Е.И. Замятина, А.А. Ахматовой, Д.И. Хармса, опубликованию не подлежали.

В 1930-е гг. многие писатели обратились к историческому жанру: С.Н. Сергеев-Ценский («Севастопольская страда»), А.С. Новиков-Прибой («Цусима»), А. Н. Толстой («Петр Первый»), Ю.Н. Тынянов («Смерть Вазир-Мухтара»).

В годы Великой Отечественной войны К.М. Симоновым, А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернаком были созданы прекрасные лирические произведения, была написана поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Публицистика, характерная для периода начала войны, сменилась повестями и романами (М. А. Шолохов «Они сражались за Родину», В. С. Гроссман «Народ бессмертен» и др.). Тема войны еще долго оставалась ведущей в творчестве писателей (А. А. Фадеев «Молодая гвардия», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке») трагедии (голод и сталинские репрессии).

3. Изучение нового материала.

Слово преподавателя: сегодня я хочу обратить ваше внимание на поэзию периода 30-40-х годов, хотя этот период и считают кризисным отечественной поэзии. Ее лирический герой – революционер, бунтарь, мечтатель, опьяненный размахом эпохи, устремленный в завтра, увлеченный идеей и работой. Мы сегодня более детально познакомимся с представителями и произведениями этого периода.

В чём волшебство поэзии?

Возможно, в обнаженье чувств?

В способности затронуть сердца струны?

Ведь могут же слова, слетающие с уст,

Счастливым сделать день угрюмый.

А может, это просто наважденье?

И всё ж, покуда существует свет,

За строчкой строчку, словно ожерелье,

Нанизывает медленно слова… поэт. 

Сегодня у нас на занятии присутствуют помощницы, именно они помогают поэтам писать замечательные стихи – это музы.

Полигимния: Я - Полигимния, муза священных гимнов и веры, воплощенной в музыке – это молитва, обращение ко всему самому священному и дорогому. Я покровительствую поэтам – писателям гимнов, которые славят олимпийских богов. Так же я изобрела лиру. Меня изображают со свитком в руках, иногда в лазоревом одеянии и звездной короне.

Эвтерпа: Я- Эвтерпа, муза божественной музыки, рожденной самой Природой и наполняющей человека самыми высокими чувствами. Меня изображали с флейтой или лирой в руках.

Эрато: Я - Эрато, муза любви и любовной лирики. Олицетворяю Великую любовь, дарующую крылья и уносящую человеческие чувства ввысь. Меня изображают с кифарой в руках. Я обучаю искусству быть желаннее для страсти и любви.

Полигимния: Дорогие друзья, когда ваши руки потянутся к перу, а перо- к бумаге, зовите нас- и мы придем к вам: Каллиопа, Полигимния, Эвтерпа, Эрато.

Слово преподавателя: сегодня ребята, которые готовились индивидуально, представят нам свои мини-проекты, познакомят нас с поэтами и их стихами, мы услышим признания в любви к поэтам 30-40-х годов, которые своим творчеством сумели проникнуть в наши сердца и души, зажгли в них нетающую свечу надежды, пробудили неугасимую веру в добро, справедливость и человечность. Ребятам была поставлена задача провести ассоциацию творчества поэта с видами цветов.

Слайд 4 (обучающийся 1) Марина Ивановна Цветаева ее стихотворения как раз в этот период. В статье «Поэт и время» (1932) Цветаева прозорливо отмечала, что «лучше всего послужит поэт своему времени, когда даст ему через себя сказать, сказаться». Через саму Цветаеву «сказалось» и трагическое время гражданской войны, и годы эмиграции, которые она пережила вместе со многими русскими людьми после Октябрьской революции. Эмиграцию, как писала она А. Тесковой о своей жизни в Берлине и Париже, она «не приняла». Не приняла ее и эмиграция, и Франция.В июне 1939 г. Цветаева вернулась в Россию. Но и здесь, как и в зарубежье, она оказалась в одиночестве. Ее муж С.Я. Эфрон и дочь Ариадна вскоре были арестованы. В 1941 г. началась война. Цветаева вместе с группой писателей эвакуировалась в Елабугу. После неудачных попыток найти работу, оказавшись без всякой поддержки, она покончила с собой. Марина Цветаева у меня ассоциируется с одуванчиком, потому что до эмиграции она творила, любила, жила. А после как одуванчик сменяя цвет и структуру, так и поэтесса, в один миг исчезла.

«Двух станов не боец, а только гость случайный…»

25 октября 1935г.

Двух станов не боец, а — если гость случайный —

То гость — как в глотке кость, гость — как в подмётке гвоздь.

Была мне голова дана — по ней стучали

В два молота: одних — корысть и прочих — злость.

Вы с этой головы — к создателеву чуду

Терпение моё, рабочее, прибавь —

Вы с этой головы — что́ требовали? — Блуда!

Дивяся на ответ упорный: обезглавь.

Вы с этой головы, уравненной — как гряды

Гор, вписанной в вершин божественный чертёж,

Вы с этой головы — что́ требовали? — Ряда.

Дивяся на ответ (безмолвный): обезножь!

Вы с этой головы, настроенной — как лира:

На самый высший лад: лирический… — Нет, стой!

Два строя: Домострой — и Днепрострой — на выбор!

Дивяся на ответ безумный: — Лиры — строй.

И с этой головы, с лба — серого гранита,

Вы требовали: нас — люби! те́х — ненавидь!

Не всё ли ей равно — с какого боку битой,

С какого профиля души — глушимой быть?

Бывают времена, когда голов — не надо.

Но слово низводить до свёклы кормовой —

Честнее с головой Орфеевой — менады!

Иродиада с Иоанна головой!

— Ты царь: живи один… (Но у царей — наложниц

Минута.) Бог — один. Тот — в пустоте небес.

Двух станов не боец: судья — истец — заложник —

Двух — противубоец! Дух — противубоец.

Слайд 5 (обучающийся 2) Осип Мандельштам одним из первых стал писать на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово народ не случайно фигурирует в его стихах. В 1933 году Мандельштам первый и единственный из живущих и признанных в стране поэтов, написал антисталинские стихи и прочёл их не менее чем полутора десяткам людей, в основном писателям и поэтам, которые, услышав их, приходили в ужас и открещивались: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал».

А где хватит на полразговорца,

Там припомнят кремлёвского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,

И слова, как пудовые гири, верны,

Тараканьи смеются глазища,

И сияют его голенища.

Поэзия Мандельштама становится в начале 30-х годов поэзией вызова, гнева, негодования. Он человек своего времени и не может равнодушно смотреть на происходящее, он имеет на это право:

Пора вам знать, я тоже современник,

Я человек эпохи Москвошвея, -

Смотри, как на мне топорщится пиджак,

Как я ступать и говорить умею!

Попробуйте меня от века оторвать, -

Ручаюсь вам - себе свернете шею!

13 мая 1934 года Мандельштам был арестован и выслан в Чердынь. Арест очень тяжело сказался на Мандельштаме, временами у него наступало помрачение сознания. Не признавая и все же каждодневно ощущая себя «тенью», изверженной из мира людей, поэт проходит через свое последнее искушение: поддаться иллюзорному соблазну вернуться в жизнь. Так возникает «Ода Сталину». И все-таки работа над «Одой» не могла не быть помрачением ума и саморазрушением гения. Поэт у меня ассоциируется с алой розой с большими шипами, как символ величия, надломленности.

Слово преподавателя: Во все времена в обществе поэзия пользовалась огромным вниманием и занимала особое место. Народ всегда ценил ее высокую и священную миссию. Каждый человек нуждался в поэзии. В ней искали утешение, красоту чувств и мира, ее любили… А вы задумывались, когда-нибудь, отчего человек начинает писать стихи? Откуда берётся удивительный дар заставлять слова звучать по-иному, по-новому, от которых у других людей захватывает дыхание и сильнее бьётся сердце? Как всего в двух строчках заставить человека ощутить целый мир?

Слайд 6 (обучающийся 3) Борис Леонидович Пастернак вновь обратился к лирике, и в 1932 году вышла в свет его поэтическая книга «Второе рождение». Название книги говорило о том, что Пастернак переживал в это время духовное возрождение, которое связано не только с новой любовью, но и с попыткой «жить думами времени и ему в тон». Лирика, созданная в этот период, в очередной раз подтверждает тягу поэта к простоте стиля. Однако это скорее количественная, а не качественная простота: почти исчезают языковые трудности, но усложняется семантический уровень стиха за счёт насыщения литературного, философского, религиозного, исторического фона произведений. Эта стилевая тенденция сохраняется в творчестве Пастернака до конца жизни.

«Я пропал как зверь в загоне»

1931 год.
Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за  пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора –

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

Хризантемы, слегка окутанные легким инеем – символ стойкости, мужества, жизнелюбия. Я дарю их необыкновенному человеку, моему любимому поэту Борису Леонидовичу Пастернаку. Я очарован его поэзией потому, что она о смысле человеческой жизни. Есть в поэзии Пастернака прекрасный символ – горящая свеча. Это символ непростой жизни поэта, пламя, которое много раз могло быть погашено. Ушел из жизни поэт, но огонь его поэзии горит и сегодня.

(Видео «Свеча горела на столе»)

Слово преподавателя: Поэзия. Какое определение можно дать этому поистине волшебному явлению? Поэзия есть слово, исходящее не столько от разума, сколько от сердца. В стихах дышит сама жизнь - это знает каждый. К сожалению, в истории поэзии много не только прекрасных страниц, но и страниц трагических. Наши поэты шли трудной дорогой, именно поэтому рождались потрясающие, щемящие сердца, иногда страшные, но всегда человечные стихи.

Слайд 7 (обучающийся 4) Моя любовь к Анне Андреевне Ахматовой настолько велика, что я бы ей поставила несколько памятников: босоногой приморской девчонке в Херсонесе; прелестной царскосельской гимназистке, утонченной прекрасной женщине с нитью черного агата на шее в Летнем саду. И еще там, где она хотела – напротив Ленинградской тюрьмы, там должен стоять, по – моему, памятник поседевшей от горя женщине, держащей в руках узелок с передачей для единственного сына, вся вина которого заключалась только в том, что он был сыном двух великих поэтов - Николая Гумилева и Анны Ахматовой. А к подножию памятника я приносила бы красные гвоздики как символ мужества этой удивительной женщины и символ бессмертия ее поэзии.

 «Хочу тебе покоя не давать»

Хочу тебе покоя не давать,

Быть сильной, оставаться слабой.

Хочу тебя своей любовью звать,

Ведь я иначе жить и не могла бы.

Хочу из всех твоих забот и дум

Украсть по крайней мере половину.

Хочу, чтоб вдруг тебе пришло на ум,

Что счастлив ты и в этом я повинна.

Хочу, чтоб для любой моей мечты

Ты был единственной границей.

Хочу в той книге, что читаешь ты,

Быть первой и последнею страницей.

Слово преподавателя: Настоящий поэт – это труженик души, неспокойный, неравнодушный. И чтобы быть им, надо жить, борясь с самим собой, не давая совести спать. И только в этом случае жизнь пройдет действительно не зря.

4. Рефлексия

1. Назовите поэта, которого вы сегодня открыли для себя по-новому.

2. С каким цветком у вас ассоциируется этот поэт.

3. Чему можно научиться у каждого из поэтов?

Выставление оценок

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Темы любви к родной земле к Родине в поэзии 1930- 1940-х годов».

Слово преподавателя: Мы затронули только самую малую часть литературных произведений поэтов. Многое осталось недосказанным. Стихи многих поэтов остались непрочитанными. Но самое главное они востребованы обществом.

Список литературы

  1. Методика преподавания литературы / Под. Ред. З.Я. Рез – М., 1977.–384 с.
  2. Молдавская, Н.Д.  Литературное развитие школьников в процессе обучения. – М., 1976. – 109 с.
  3. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
  4. 4История советской литературы: Новый взгляд.  М.,1990.
  5.  Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
  6. Никитин Г. Подари эту розу поэту… // Цветоводство. – М., 1997. - № 4. – С. 54 – 55.
  7. Петропавловская, Н.Д. Литературные вечера в школе. –  М., 1952. –  100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса чтецов, посвященный Всемирному Дню поэзии

Сценарий конкурса чтецов, посвящённого Всемирному Дню поэзии. Сопровождается презентацией. Составлен согласно поданных на конкурс заявок. Если хотите, можете предложить ребятам подготовить к конкурсу ...

Внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному Дню поэзии

Мероприятие посвящено юбилею Великих немецких классиков И. В. Гете и Ф. Шиллеру....

Конспект урока "Цветы - любимому поэту и писателю-юбиляру"

Урок посвящён писателям и поэтам-юбилярам. Это урок-отповедь тому, кто не признаёт литературу и не любит читать....

«Цветы – любимым поэтам»

Урок в 11 кл на тему «Цветы – любимым поэтам»         по Серебряному веку русской поэзии...

Мини-проекты "Цветы любимому поэту"

Стихотворения к конкурсу "Цветы любимому поэту" в рамках школьного проекта "Содружество всех муз"...

Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов.

Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов....

Литературный вечер "Цветы любимому поэту"

           Цветы любимому поэтуОформление: портрет С.Я. Маршака; выставка рисунков – первые цветы;выставка поделок; книги о цветах; книги С.Я.Маршака....