Технологическая карта урока по стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Воробей"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Волчкова Мария Андреевна

Цель урока: знакомство с литературным понятием «стихотворения в прозе» на примере стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Воробей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_stihotvoeniya_v_proze_vorobey.docx169.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О педагога: Волчкова Мария Андреевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Полное название ОО: МАОУ «Лицей №11»
Предмет: Литература
Класс: 7

Учебник (УМК, программа): Учебник в 2 ч.  Коровина В. Я. 7 класс.

Тема урока: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева на материале стихотворения в прозе «Воробей»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор, изображение воробья, самоклеящаяся бумага

Характеристика 7 класс обучается по программе литературы в рамках Образовательной системы «Школа 2100» шестой год. Коллектив учащихся обладает удовлетворительным уровнем знаний, хорошей работоспособностью, готовностью осваивать новый материал. Класс умеет работать в группах разного состава, учащиеся владеют элементарными навыками самооценки, с помощью учителя формулируют цели и задачи урока.  Освоение учебной программы по литературе проходит на базовом уровне.

Цель урока: знакомство с литературным понятием «стихотворения в прозе» на примере стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Воробей»

Задачи урока:  

- изучить идейно-смысловое и художественное содержание произведения

- развить устную речь, образное и логическое мышление, творческие способности учащихся

- воспитать нормы морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения.

 Результаты урока (по ФГОС)

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Знать: определение понятия «стихотворения в прозе», время создания стихотворений в прозе, тематику стихотворений в прозе, жанровые особенности.

Уметь: анализировать стихотворения в прозе, уметь грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворений в прозе

Формирование навыков лексической работы, самостоятельной исследовательской работы

Метапредметные

Познавательные: осуществлять информационную переработку текста; анализировать, сравнивать, делать выводы; осмысливать содержание теоретической статьи учебника

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Регулятивные: актуализировать и восстанавливать знания о разных литературоведческих терминах, принимать и сохранять учебную задачу, слушать в соответствии с целевой установкой

Личностные

Проявлять: интерес к творческому процессу обучения, эмоционально-ценностное отношение к учебной проблеме; Формировать: интерес к творчеству писателя, к художественной литературе; познавательную потребность

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети. На прошлых уроках мы с вами знакомились с творчеством И. С. Тургенева, а сегодня продолжим изучать его творчество.  

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, назовите произведения И. С. Тургенева, с которыми вы уже знакомы.

- Скорее всего вы не знали этого, но И. С. Тургенев писал не только прозу, но и стихи. Давайте прочитаем один из них.

 

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые,

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Вспомнишь обильные страстные речи,

Взгляды, так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное далекое,

Слушая ропот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

 

- Что позволяет с первого взгляда понять, что перед нами стихотворение?

- А теперь прочитаем еще одно произведение, которое тоже принадлежит Тургеневу.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

- А это стихотворение или проза? Почему вы так думаете?

- Второе произведение, ребята, - это тоже стихотворение, но в прозе.

- Сформулируйте тему урока.

- Что мы знаем по теме нашего урока?

Примерные ответы учащихся: Мы знаем, кто такой Тургенев, по отдельности знаем, что такое стихотворение, что такое проза.

- Правильно, а какова наша цель?

Узнать, что такое стихотворения в прозе.

- Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

1. Познакомиться со стихотворениями в прозе.

2. Определить их тему, основную мысль, художественные средства.

3. Сделать вывод об особенностях стихотворений в прозе.

Задавшись целью и задачами,

Должны мы с вами изучить,

Как смог Тургенев замечательно

Стихотворение и прозу совместить.

3. Объяснение нового материала

- И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, во Франции, между 1877 и 1882 годами (запись в тетрадь: годы написания: 1877 – 1882), в пору предсмертной болезни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Это мысли человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

- Прочитайте критические высказывания о «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева и определите, что объединяет их:

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В. Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтэссенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

- Итак, что чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей?

Теперь давайте попробуем проанализировать одно из стихотворений в прозе – «Воробей».

О чем вам говорит название «Воробей»? Какими словами можно охарактеризовать воробья?

1 отрывок.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

•        Что произойдет дальше? (версии ребят)

2 отрывок.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

•        Почему в описании птенца автор использует такие детали: «пух на голове, едва прорастающие крылышки»?

•        Почему рассказчик называет птенца детищем?

•        Как описаны действия старого воробья?

Обратите внимание на словосочетание камнем упал. В нашем сознании невольно возникает образ ястреба или сокола. Ведь именно эти хищные птицы камнем падают на добычу. Следовательно, воробей здесь уподобляется им по своей смелости, стремительности, решимости. Это подкрепляется и такими словами, как ринулся, отчаянный, порыв и т. д. Подтекстовую информацию можно обнаружить также в словах: ...прыгнул раза два в направлении зубастой пасти. Здесь явно подразумевается угроза этому "чудовищу". Это подтверждается и тем, что автор называет воробья не птичкой, а героической птицей.

3 отрывок

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

•        Как реагирует собака на все происходящее?

- В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.

- Конечно, маленькая птичка не может ничего сделать большому псу. Однако дело, видимо, в ее моральной, а не физической силе. Собака ощутила, насколько жертвенно и велико чувство птицы. Пес понял, что она решила бороться до самого конца, защищая маленького птенчика. И главный герой произведения отзывает собаку и удаляется вместе с ней в приподнятом настроении. Он в очередной раз убедился в том, что любовь – всепобеждающая сила.

- Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.

- Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.

- Присмотритесь к форме организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Такая структура текста создает впечатление о замедленном течении действия и времени в произведении.

Это повествование прерывается словом вдруг, словами ринулся, сорвавшись, упомянутым выше сочетанием камнем упал.

- Что мы знаем о человеке?

- Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, - благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.

Анализ совершать закончили

И, чтобы сделать вывод нам,

Вопросы я сейчас задам.

4. Закрепление нового материала.

- Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.

•        Что в данном произведении характерно для прозы, а что для поэзии?

•        В чем заключаются особенности «стихотворения в прозе» как литературного жанра?

- Обсудите данные вопросы в паре, а затем мы разберем их вместе.

1.Посмотрите, какое по объему это стихотворение?

2.Текст единый или делится на небольшие абзацы?

3. Выражает свои чувства писатель?

4. Здесь есть сюжет?

5. Можно ли назвать это произведение стихотворением?

6. Чем это стихотворение отличается от привычных нам?

Нам подвести пора итоги

Чтоб сведения мы все смогли

Из слов, наваленных здесь скопом,

По полочкам расставить вмиг

5. Подведение итогов урока.

- Давайте сделаем выводы и запишем их в тетрадь:

Стихотворения в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы.

• Небольшое по объему произведение.

• Делится на абзацы.

• Нет сюжета.

• Обращение к чувствам, переживаниям.

• Нет ритма и рифмы.

- Почему же миниатюры Тургенева названы стихотворениями?

- Главное в стихотворении – лирическое начало, то есть мысли и переживания лирического героя, а именно они являются основой «Стихотворений в прозе».

Вам нужно будет вспомнить дома

Все, что узнали вы сегодня,

Чтобы домашнее задание,

Вам было выполнить легко.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе.

- Сочинить стихотворение в прозе, посвященное одному из времен суток: утро, день, вечер, ночь.

Дополнительное: Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений в прозе.

Сейчас вам нужно будет точно,

Сказать, как наш прошел урок.

7. Рефлексия.

- Приклейте на рисунок зернышки для воробья:

Зеленое - "Я удовлетворен уроком, мне было интересно, урок был полезен для меня!".

Коричневое - "Урок был полезен для меня, но не интересен".

Красное - "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь.

 

Приложение.

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

1 отрывок.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

2 отрывок.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

3 отрывок

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

1 отрывок.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

2 отрывок.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой - и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

3 отрывок

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на примера урока по стихотворению в прозе "Нищий"

Методическое выступление "Опыт работы по применению современных образовательных технологий на уроках литературы"...

«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе»         ФИО (...

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему: "В мире вещей. Лирика раннего В.В. Маяковского. "А вы могли бы?" - стихотворение-натюрморт"

Помещенный материал представляет из себя технологическую карту урока литературы  в 6 классе по раннему творчеству В.В. Маяковского. Урок проектной деятельности с элементами исследовательской и тв...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Технологическая карта урока литературы в 5 классе стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" по программе В.Я. Коровиной, базовый уровень. Используемый учебник - Литература: Учебник  для 5 класса о...

Технологическая карта урока "Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино" (урок реализует идеи ФГОС).

Материал содержит технологическую карту к уроку по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино". Урок реализует идеи ФГОС....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...