КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ "ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ" Ф.ДОСТОЕВСКОГО В КОНТЕКСТЕ ВСЕГО РОМАНА
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Бережанская Людмила Андреевна

Ф.М.Достоевский.  "Преступление и наказание".  Изучении произведения. Первая глава. Анализ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       КОМПЛЕКСНЫЙ  АНАЛИЗ   ПЕРВОЙ ГЛАВЫ

                  "ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ" Ф.ДОСТОЕВСКОГО  

                                      В  КОНТЕКСТЕ ВСЕГО РОМАНА.  

                                                                                                                     

    «Появились новые трихины»...

                       Ф.Достоевский  

                         

Исполнилось пророчество: трихины

В тела и в дух вселяются людей.

И каждый мнит, что нет его правей.

Ремесла, земледелие, машины

Оставлены. Народы, племена

Безумствуют, кричат, идут полками,

Но армии себя терзают сами,

Казнят и жгут -  мор, голод и война.

Ваятель душ, воззвавший к жизни племя

Страстных глубин, провидел наше время.

Пророчественною тоской объят,

Ты говорил, томимый нашей жаждой,

Что мир спасется красотой, что каждый

За всех во всем пред всеми виноват.

М.Волошин

           

                                                                   

                   Картинки по запросу "Преступление и наказание! - иллюстрации             

                                                                                 

                                                - 2 -

    Этому роману писателя посвящено огромное количество исследований как отечественных, так и зарубежных авторов (М.Бахтина, Н.Бердяева, Л.Сараскиной, Л.Гроссмана, В.Кирпотина, В.Кожинова, О.Осмоловского, А.Цейтлина, И.Волгина, Д.Мортинсон, С. Белова и др.).

  Учителю в процессе подготовки к изучению такого сложного произведения   можно рекомендовать учебное пособие Н.Павловой "Целостное изучение романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" (2017 год). Для школьников же более доступной и необходимой может стать книга С.Белова "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Комментарий". (1985). В ней автор убедительно и доходчиво показывает, что при изучении данного произведения имеет значение буквально все: и название, и числа, и имена, и фамилии, и петербургская топография, и погода, и время действия, и профессии персонажей, сны и даже отдельные слова.                                                              

Добавить следует еще и особую композицию романа: он состоит из шести частей и эпилога, а каждая часть -  из 6-7 глав (символика число "7").                                        

    При этом изображению преступления героя и подготовки к нему отведена только одна часть, а наказанию - остальные пять частей и эпилог.

     Но лишь медленное чтение романа "Преступление и наказания",  по                                                        

мнению академика Д.Лихачева, "даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Достоевского".

   Всякое художественное произведение, как известно, представляет собой

 сложно организованное целое, которое имеет определенную структуру. Составные ее части  обеспечивают единство содержания и формы в этом произведении, служат наиболее полному раскрытию его темы и идеи, эмоциональному воздействию на читателя. Подобно отражению в одной капле росы всего сияния солнца, в каждой части  произведения, так или иначе, выражается все его содержание.

    Подтвердить это как раз и можно на примере внимательного прочтения и анализа первой главы романа Ф.Достоевского, так как уже  в ней, по словам Д.Лихачева, "в свернутом виде содержится все идейно-композиционное богатство дальнейшего повествования".

   Начальная глава романа - одна из самых небольших во всем произведении:                                                        

 занимает всего  3 листа печатного текста. И  уже в самом ее начале, в первых же  строчках,  автор точно обозначает время и место действия своего произведения:    

" В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей коморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну

мосту".

    Исследователи давно установили, что в "Преступлении и наказании"

изображено действие, современное автору, происходящее "в нынешнем году", как отмечал сам Достоевский в своих письмах, а год этот- 1865-й.

                                                     - 3 -

                                       Картинки по запросу преступление и наказание-картинки                                                               

                                                                   

    Согласно метеорологическим сведениям, лето этого года в Петербурге действительно было чрезвычайно жарким.  Газета "Петербургский листок" от 22 июня 1865 года  писала: "В городе в последнее время стоят страшные жары. Проходя по улицам, буквально задыхаешься от зноя. После долгих холодов этот зной еще невыносимее".

    Об  удушающей погоде говорится в первой главе еще раз, но  более подробно: "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу..."                                                          

О жаре в романе неоднократно упоминается и далее: пять раз до убийства и два раза после него (снова число "7"!). Очевидно, что у Достоевского это не является случайностью.  По словам известного исследователя В.Кожинова, "через весь роман пройдет атмосфера невыносимой жары, духоты, городской вони, сдавливающих героя, мутящих его сознание до обморока, Это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления".                                                          

   Можно сказать, что  для Достоевского изображение жары было не просто способом реалистического описания времени действия, но и  "служило композиционным приемом, организующим образ героя в период созревания в нем преступного замысла", как считает критик В.Данилов. И действительно, уже  в конце первой главы  героя,  Раскольникова будет мучить "палящая жажда", когда он утвердится в своем преступном намерении.

Картинки по запросу "Преступление и наказание! - иллюстрации

                                                         - 4 -

   Что касается места действия, то писатель поместил всех своих героев почти  посредине города, близь Сенной площади, ограничивая   их действия  узкими пространственными рамками, в которых им не будет хватать "воздуху жизни". Здесь существовало, "по преимуществу, цеховое и ремесленное

население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках".                                                                

Все персонажи романа обитают в так называемых доходных домах, один из

которых описан сразу же в первой главе: этот "преогромнейший дом стоял                                    

весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками - портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и прочее".  

 

                            Картинки по запросу "Преступление и наказание! - иллюстрации

                                                                         

                                                           

               

   Кроме того, основные действующие лица произведения проживают в непосредственной близости друг от друга: 730 шагов от дома Раскольникова до квартиры старухи-процентщицы; через три дома от нее живут                                                          

Мармеладовы и там же поселится Лужин; в соседнем доме снимает комнату у Капернаумовых Соня, а рядом с ней, в квартире госпожи Реслих, окажется Свидригайлов. По соседству к Раскольникову переберется на новую квартиру Разумихин; и совсем недалеко от дома главного героя, в меблированных номерах, остановятся его мать и сестра.                                                                              

     Но при всем этом автор нигде не называет прямо улицы, проспекты и переулки, где живут его герои. Правда, исследователи  давно нашли их  на карте Петербурга. Так, оказалось,  что переулок и мост, зашифрованные в первой фразе романа, это тот самый Столярный переулок, в котором жил сам Достоевский в период создания "Преступления и наказания". А "К - н мост" -

                                                      - 5 -

это Кукушкин мост через Екатерининский канал ("канаву") вблизи Сенной площади.                                            

  Такая "размытость"  реальной топографии Петербурга тоже выполняет в романе  определенную идейно-художественную функцию. Автор тем самым создает специфический образ города: с одной стороны, немногими деталями обозначает узнаваемый, конкретный его район, с другой же - рисует облик "умышленного", "призрачного" города-двойника, "отраженного как бы в кривом зеркале, где улицы и расстояния не соответствуют реальным, а дома героев и их местонахождение подвижны и неуловимы". (К.Кумпан, А.Конечный)

   Поэтому, вероятно, и квартира следователя Порфирия Петровича, и его контора находятся в одном доме, только через стенку (чего быть не может). Свидригайлова же в последней части романа Раскольников находит в трактире на каком-то неизвестном проспекте, но всего лишь в 30-40 шагах от Сенной. Выйдя на первой странице романа на эту же площадь, чтобы сделать свою "пробу",  главный герой в конце романа вернется сюда же, чтобы поклониться народу на все четыре стороны и признаться в своем преступлении.

   Эта  замкнутость пространства действия  особенно ощутима в описании каморки Раскольникова, которую автор сравнивает то со шкафом, то с гробом. Ее образ пройдет через все повествование как "необходимое художественное обстоятельство действия, вливающееся в общий смысл романа", по верному замечанию критика В.Кожинова. Ведь именно в этой                                                    

каморке родится идея преступления, тут Раскольников будет обдумывать все детали своего "дела", сюда же возвратится после убийства. Здесь он будет болеть после тяжелой психологической травмы. Четыре раза на пороге                                                          

каморки появятся неожиданные гости: сначала Лужин, потом мать и сестра, затем Свидригайлов и Порфирий Петрович. Именно из нее Раскольников уходит в конце романа, чтобы сделать "явку с повинной".  

                                             

                                                           Картинки по запросу Каморка Раскольникова 

                                                   -  6 -

     В первой главе действуют всего два персонажа: это "молодой человек" (Раскольников) и старуха - ростовщица.  Интересно, что по имени они первоначально названы не автором, а самим главным действующим лицом: "Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц" - "Много ли за часы, Алена Ивановна?"  Так очень точно и кратко соединяются сразу их судьбы (убийца и его жертва), а в соотнесенности с названием произведения  определяется  основная тема всей его первой части: тема уголовного преступление.  

                            Картинки по запросу "Преступление и наказание! - иллюстрации               

       По мере чтения главы  мы узнаем также о прошлом героя: cтудент,  но оставил университет, раньше, очевидно, занимался репетиторством, а теперь бросил, хотя и "задавлен бедностью": голодает,  "худо одет" и "кругом  должен квартирной хозяйке".

  Необходимо обратить особое внимание на "говорящие" имена и фамилии всех персонажей романа. Так, фамилия главного героя, с одной стороны,  соотносится с известным церковным расколом, а с другой, слово "раскольник" обозначает того,  кто отделился от основной части, уклонился от принятых норм поведения, отличается  "упрямством", "одержимостью одной идеей" (так и случится с Раскольниковым, который будет страдать и  манией величия, и  раздвоением личности, "расколом" души). Его имя Родион в переводе с греческого означает "житель острова Родос" (а остров этот  славился великими людьми: Цезарем, Тиберием, Помпеем - разве  это  не прямая отсылка к теории Раскольникова о великих   людях, имеющих право  на "кровь по совести"?). Отчество же Романович происходит от латинского корня "сила": герой Достоевского действительно хотел испытать свою силу, решимость осуществить задуманное. Люди с таким отчеством импульсивны и сложны в общении.                    

    Не менее интересен  антропоним старухи. Ее имя Алена переводится как "солнечная", цвет, связанный с ним, - желтый,  камень-талисман имени - золото, алмаз. Женщины  Алены  с отчеством Ивановна расчетливы и холодны. То есть все это так или иначе отсылает нас к роду ее занятий                                                  

(ростовщичество) и главной черте характера: скаредности и накопительству.

                                                      - 7 -

     Но в начальной главе романа можно также "увидеть", угадать фигуры и личности многих других его персонажей, связанных с  главными                                                  

действующими лицами. И этим уже обозначаются основы произведения как "полифонического романа" (по определению. М.Бахтина), его "многоголосие".                                                      

     За двумя закладами Раскольникова встают его  сестра Дуня (колечко с                                                                    

 красным камушком) и  мать (серебряные отцовские  часы), отдавшие герою, очевидно, последние свои ценные вещи перед отъездом его в Петербург на учебу. Упоминаются здесь  "прислуга", "кухарка" (Настасья,  постоянно подкармливающая голодного студента), "квартирная хозяйка"  Раскольникова (коллежская асессорша  Прасковья Петровна Зарницына, а вместе с ней и другие "хозяйки": Амалия Людвиговна, у которой снимают комнату Мармеладовы, госпожа Рёслих, в квартире которой остановился Свидригайлов), а  также и его "прежние  товарищи" (одним из них и будет Разумихин).                                            

В разговоре со старухой герой спрашивает Алену Ивановну об  ее  "сестрице", то есть речь идет о Лизавете - тоже будущей жертве преступления Раскольникова.

  В интерьере комнаты ростовщицы  в числе прочих деталей внимание студента обращает на себя незначительная деталь: " В углу перед небольшим                                                              

образом горела лампада". Но за этой  реалистической подробностью встают,                                                      

однако, Христос, Евангелие с главой о Лазаре, вера в Бога, Лизавета и Соня.

   Среди посетителей распивочной, куда спускается герой в конце главы,  можно по портрету угадать Свидригайлова ("толстый, огромный, в сибирке и с седою бородой" - именно таким он предстанет  потом и в момент своего  визита в каморку Раскольникова: "человек этот был уже немолодой, плотный и с густою, светлою, почти белою бородой"); мещанина, оказавшегося невольным свидетелем  визита героя на квартиру старухи уже после убийства ("молчаливый человек...  с виду мещанин, смотрел   враждебно и с недоверчивостью" - а вот он же в ту минуту, когда прямо в глаза называет студента "убивцем": "человек, с виду похожий на мещанина, маленькие... глазки глядели угрюмо, строго и с неудовольствием") и, наконец, в последнем абзаце главы в человеке, "с виду похожем как бы на отставного чиновника", нетрудно узнать Мармеладова, с которым Раскольников сразу                                                                

же и знакомится во второй главе.

  И за этим последует вся сюжетная линия семьи Мармеладовых, в которой Раскольникову будет отведена одна из главных ролей, в результате чего именно к Соне Мармеладовой он придет  с признанием и получит от нее нравственную поддержку в дальнейшем. А за песней, которую несколько раз принимается петь человек "с седою бородой" про жену, словно встают тени и Катерины Ивановны, и Марфы Петровны, равно как за "девкой", встреченной героем на ступенях распивочной, - снова Соня.    

                                               - 8 -

  "Один  пьяный... в огромной телеге, запряженной огромною ломовою лошадью", которого увидел Раскольников на улице,   далее будет фигурировать в первом сне героя   в образе препьяного мужика, забивающего

до смерти несчастную клячу.                                                      

Слова же Раскольникова  о его приметной шляпе: "заметят, запомнят... ан и улика"-  прямо отсылают нас к писарю из полицейской конторы Заметову.  

   Есть  в главе  упоминание и о том, что   в доме старухи "служили три или четыре дворника". Этих  дворников далее   мы увидим и в сцене после убийства, и в момент последнего посещения Раскольниковым  квартиры уже после преступления (именно они с бранью выгонят его со двора).                                                                                                          

                                 

                                                            Картинки по запросу "ПРеступление и наказание! - иллюстрации

                                         

   В первой главе Достоевский, представляя своего главного героя, дает его подробный портрет: "Кстати, он был замечательно хорош собою, с                                                            

прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен". Здесь явно дает себя знать авторская подчеркнуто положительная  оценка персонажа (выраженная трехкратным повтором смысловых синонимов: "замечательно", "хорош", "прекрасными"), хотя писатель "знает", какое тяжкое преступление ему предстоит совершить.                                                                                                                        

  Примечательно, что далее  Достоевский   теми же оценочными словами - эпитетами   будет пользоваться, создавая портреты сестры  Раскольникова Дуни ("Авдотья Романовна была замечательно хороша собою") и Сони Мармеладовой  ("Она  была довольно хорошенькая блондинка,  с                                                              

замечательными голубыми глазами"). И этим выразит и свое авторское к ним отношение, и "соединит" с Раскольниковым самых близких ему людей.                                                  

   Прием портретирования героев часто использовался писателем в его произведениях. А в романе "Преступление и наказание" он тщательно описывает внешность и костюмы всех своих персонажей, не только давая

                                               - 9 -

нам точное представление об их  наружном облике, но и обращая внимание на   те  реалистические детали портрета, которые выражают внутреннее состояние героев, мир их души, разные стороны характера.

    По мнению М.Бахтина, "герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и самого себя, как смысловая и оценивающая позиция                                                  

человека по отношению к себе самому и по отношению к окружающей действительности".

Только из эпилога, например,  мы узнаем о тех "совершенно неожиданных обстоятельствах, сильно благоприятствовавших  подсудимому", о которых

автор "знает" с самого начала. Оказывается, Раскольников более полугода из последних средств  содержал до смерти своего бедного и чахоточного товарища по университету, затем ходил за его старым отцом, поместил в больницу, а когда тот тоже  умер, - похоронил его.                                  

И еще "вытащил "из квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей, и был при этом обожжен".   Он также пожалел дочь своей квартирной хозяйки,                                                        

больную чахоткой, и обещал, чтобы скрасить ее последние дни, жениться на ней.

    Но еще до этого автор покажет нам, как он будет активно помогать из своих последних копеек семейству Мармеладовых, спасет  на улице девочку от преследовавшего ее с  дурными намерениями франта.   Вот потому он у Достоевского с самого начала  и "хорош собой".                                                                              

   Далее, чтобы показать, как действия и поступки героев отражаются даже на их внешнем облике, писатель обращается  к созданию "двойного портрета" основных действующих лиц (Раскольникова, Сони, Свидригайлова). Так, еще одно, контрастное первому, описание внешности Раскольникова будет дано в 3-ей части романа, уже после совершения  им преступления: "Снаружи он                                                  

походил как бы на раненого человека или вытерпливающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный". Как мы видим, здесь  совсем другой человек, чем в начале романа: уже переступивший, "перешагнувший через кровь", герой, который не в силах справиться со своей совестью.

                                  Похожее изображение 

                                                    - 10 -      

В начальной главе романа "сопротивопоставляются" также портреты двух

главных героев: Раскольникова (романтический) и старухи - процентщицы

(сатирический, полный реалистических деталей, которые словно  подчеркивают ее внутреннюю стяжательскую сущность):                                                

   "Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. На ее тонкой                                                

и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то

фланелевое тряпье".

Картинки по запросу "Преступление и наказание! - иллюстрации

                                                           

     В этом описании (весьма, кстати, похожем на портрет гоголевского скряги Плюшкина или фольклорной Бабы-яги)  обращает на себя внимание  использование особой лексики: "нагнетение" слов с уменьшительно-                                                          

пренебрежительным значением и явной отрицательной оценкой, усиленной еще и сравнением шеи старухи (человека) с куриной ногой (птицей). И это понятно. Ведь  если внешность  главного героя была увидена и оценена в                                              

романтическом ключе самим автором, то гротесковый  портрет Алены Ивановны дан через восприятие Раскольникова, который  уже приговорил ее  к смерти как никому не нужную "вошь", одну из "злых и старых вдовиц." Поэтому трижды повторяется здесь и определение "крошечная" как знак ее ничтожности: "крошечная щелочка" - "крошечная старушонка" - "крошечная кухня".    

  Исследователи давно  обратили внимание на то, что в области словесной символики в романе Достоевского одно слово-образ занимает особое место. Это лестница. Уже на первой странице произведения слово это встречается

четыре  раза, в первой главе - 14 раз, а если исключить эпилог, то                                                        

Раскольников взбирается по лестнице и спускается с нее на протяжении всего действия романа  48 раз.  

                                                 - 11-  

     Он поднимается по  ступеням лестницы, чтобы попасть в комнату Мармеладовых и в квартиру старухи, в полицейскую часть и к Соне,

                             

                                                                   Похожее изображение                            Картинки по запросу "Преступление и наказание! - иллюстрации

                                                           

  в собственную каморку, в квартиру Разумихина    и контору следователя.                 

     Примечательно, что в начале первой главы герой, сходя по лестнице из                                                        

каморки под крышей, что выше 4-го этажа,  как бы уходит  из своей чистой,                                                            

честной прежней студенческой жизни  по роковым тринадцати ступенькам и                                                        

оказывается в конце главы в  темной и грязной распивочной - на самом "дне" жизни, которая ждет его впереди, после совершения преступления.

    Лестница, таким образом оказывается напрямую связана с внутренним напряжением героя, его метанием до преступления и невозможностью справиться со своими страшными переживаниями после него.                                                            

    С точки зрения сюжетного действия событий в начальной главе романа немного,  однако  они очень важны. Их завязку и  развитие  можно кратко передать одним предложением: Раскольников идет к старухе-процентщице                                            

делать  какую-то "пробу", предаваясь всю дорогу размышлениям (они вводятся в форме внутреннего монолога). С их помощью мы начинаем понимать, что в голове героя зреет некий "замысел", который он обдумывает

                                                         - 12 -

уже целый месяц и называет его словом - "это", потом  - "делом" и далее -"предприятием".                                                                                            

   Кульминацией главы является сцена посещения Раскольниковым старухи, так как здесь  проясняется суть его замысла, его "пробы": это своего рода "разведка" героя перед задуманным ограблением, которое должно произойти, очевидно,  во время следующего посещения  ростовщицы якобы с целью заклада  некоей "серебряной папиросочницы" (о чем говорит сам студент).

     Именно такую мысль первоначально  хочет внушить автор читателю, описывая поведение своего персонажа по дороге и во время самого визита.                                        

 Раскольников как бы случайно отмечает те детали, которые могут помешать                                              

или способствовать его "делу". После насмешливых реплик на улице он решает сменить свою приметную, смешную шляпу-цилиндр, чтобы не выделяться. Далее, поднимаясь по лестнице на четвертый этаж, отмечает для себя, что "на этой площадке останется, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая", так как  из  соседней выезжают жильцы.                                                      

( С эти четвертым этажом войдет далее в роман Достоевского  символика числа "4": на четвертом этаже находится не только квартира старухи, но и квартирной хозяйки героя, и комната Сони, и полицейская часть, и комната Мармеладовых, и контора следователя Порфирия Петровича).                                                                                              

 Затем, во время разговора с Аленой Ивановной Раскольников замечает даже, в какой карман она кладет ключи от ящиков комода и укладки: "Должно быть, верхний ящик, - соображал он. - Ключи она, стало быть, в правом кармане носит...".

    Также внимательно он оглядывает жилище старухи - процентщицы,                                            

в интерьере которого Достоевский особо выделяет желтый цвет обоев, мебель желтого цвета, грошовые картинки в желтых рамках. Дальше эта символическая цветовая гамма пройдет через весь роман: "желтая  каморка"                                                  

Раскольникова с ее "желтенькими пыльными обоями", "желтоватые, обшмыганные и испачканные обои" в комнате Сони, "мебель  "из желтого                                                              

отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, "желтый цвет" обоев в номере гостиницы, где остановился Свидригайлов.

  По давним наблюдений  врачей - психологов желтый цвет действует угнетающе на душу человека. И это очень  хорошо показано Достоевским, в

романе которого  "этот цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали, - делает вывод исследователь С.Соловьев. - Этот желтый тон - великолепное, целостное живописное дополнение к драматическим переживаниям героев".  

   Осматривая обстановку квартиры Алены Ивановны и подмечая различные конкретные детали, важные для "дела", Раскольников вдруг неожиданно  обрывает себя словами: "И ТОГДА, стало быть,  так же будет солнце светить!"  Слово "тогда"   в тексте выделено курсивом, и оно отсылает нас к

                                                  - 13 -

тому, чего страшится герой, - моменту совершения самого преступления.

   Но есть в этих словах и упоминание о СОЛНЦЕ, которое появится далее только в эпилоге  романа. Оно снова будет светить герою, к тому моменту            

 уже находящемуся на каторге, когда  в канун Пасхи и после сна о "трихинах",  он,  наконец, полностью осознает всю пагубность, бесчеловечность своей "безобразной  мечты"  и откажется от нее. Сидя на                                          

 берегу сибирской реки вместе с Соней, чью самоотверженную любовь он только теперь увидел и оценил, Раскольников снова увидит солнце как знак новой жизни, открывшейся ему: "Там, в облитой солнцем необозримой степи,... была  свобода и жили другие люди".

                           Картинки по запросу "Преступление и наказание! - иллюстрации

                           

     В кульминационной же сцене главы первой, в диалоге со старухой Раскольников упоминает  о своем первом визите к ней  месяц назад, когда он заложил золотое колечко (сестры Дуни). Именно  после этого, зайдя в трактир,  он услышал разговор студента и офицера об Алене Ивановне,                                              

которая "недостойна  жить" (разговор, подтолкнувший его на мысль о преступлении).                                                          

    И еще герой говорит о будущем своем (третьем) визите к процентщице с  новым закладом.      Он и придет к ней с  той самой "серебряной папиросочницей", чтобы совершить убийство не только старухи, но и ее сестры Лизаветы, о которой идет речь и в беседе офицера со студентом,  и в разговоре Раскольникова с Аленой Ивановной

        В душе Раскольникова   с самого начала действия в первой главе, то есть еще до совершения преступления, идет жестокая нравственная борьба. Для передачи этого состояния  героя  с начальных страниц романа автор вводит его  внутренние монологи, свидетельствующие о том, что у него "ум с сердцем  не в ладу" (говоря словами грибоедовского Чацкого): "О боже! как

                                                  - 14 -

это все отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость!.."                                                

    "Искусная оркестровка напряжения" (П.Вайль, А.Гинес) задается автором с самого начала  романа  двумя способами. С одной стороны,  это авторское повествование, в котором все время отмечаются мельчайшие стороны поведения героя и его психологическое состояние. Ведь сам Достоевский говорил, что пишет в романе "психологический отчет одного преступления".

   Вот как характеризуется Раскольников в момент выхода из каморки: " с некоторого времени был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию" (Примечание: ипохондрия - это расстройство нервной системы, один из видов психического заболевания, связанного с состоянием тревоги, усилением эмоций) - "углубился в себя и уединился" -                              

 "испытывал злобное презрение к обыденной дребедени, до которой нет никакого дела"- "мысли  его порой мешаются".

   К дому старухи он  "идет медленно и как бы в нерешимости", в квартиру ее входит "с замиранием сердца и нервной дрожью".

  А после визита  уходит в "ужасном смущении, с чувством отвращения,                                                  

тоски", "болезненной восприимчивости; идет,  "как  пьяный, не замечая прохожих", голова  его кружилась.

    С другой стороны, мы "слышим" все время голос самого Раскольникова, его внутренние метания, то, что терзает его душу: "Ну  зачем я иду? Разве я способен на это?" - "А впрочем, как это подло все..." - "О боже, как это все                                                        

отвратительно!.. На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.."  

  Не зная еще точно, что хочет сделать Раскольников, о каком "предприятии" все время думает,  мы постепенно начинаем догадываться, что "дело",  к                                                

которому он готовится, гораздо серьезнее, чем простое ограбление. Поэтому сам герой и страшится к нему приступить: "Если о сю пору я так боюсь его                                                                       cвершить, что же было бы, если б и действительно как-нибудь случилось до самого дела дойти?.." (в этих размышлениях героя  обращает на себя внимание употребление глагола "случилось"  в форме условного наклонения                                                                                

и неопределенного наречия "как-нибудь"   для выражения   внутренних его                                                    

колебаний).                                                

  Именно эти признания  и дают нам возможность понять, что молодой человек хочет не просто ограбить процентщицу, но  совершить нечто такое, что радикально изменит его жизнь,  собирается  предпринять некий "новый шаг" и сказать "новое собственное слово", осуществив свой "замысел".

    "Двойной" смысл его угадывается и за теми словами, которыми герой  сам его  называет.  Обобщенное "это", с одной стороны, именуется "мечтой", "новым шагом" и "новым словом", а с другой - "делом", "предприятием".

   Так автор отсылает нас с самого начала  к   завязке всего романа, к причине "идейного преступления" героя (как далее будет характеризовать убийство

                                                        - 15 -

Алены Ивановны следователь). Суть его  - это теория Раскольникова,  его "мечта", "безобразная мечта", о которой он "размечтался" (трехкратный                                                

повтор однокоренных слов здесь, конечно, не случаен) еще за полгода  до убийства старухи.  

   А "мечта" эта - его теория "вседозволенности" для сильных мира сего, возможности для них безнаказанно "перешагнуть через кровь".  Она  была                                                    

кратко изложена Раскольниковым в статье "О преступлении", написанной им  еще за 6 месяцев до событий, которые изображаются  в романе. А ее подробное истолкование он дает далее сам в разговоре с Порфирием Петровичем и Разумихиным (в главе 5-й третьей части романа, из которой мы узнаем, что статья была напечатана  за два месяца до этой беседы героев).

  Разговор же студента и офицера побудил его проверить эту "теорию" на "практике" и подсказал подходящую жертву в лице "гадкой старухи", чтобы узнать, к какому же роду людей ("властелинов мира" или "тварей дрожащих") принадлежит он сам.

    В течение месяца после этого знаменательного разговора (и еще не зная о публикации своей статьи) Раскольников и обдумывает свое "предприятие" как способ проверить "безобразную" идею и себя. Поэтому вновь появляется здесь роковое число "3": "в этот последний месяц" - "теперь месяц спустя" -  "назад тому месяц".  

                              Картинки по запросу "ПРеступление и наказание! - иллюстрации   

      Но уже и страх поселяется в  душе героя: "На какое дело хочу покуситься                                                

и в то же  время  каких пустяков боюсь!" И это понятно. В кульминационной                                                  

сцене первой главы Раскольников, войдя в квартиру старухи, уже  "переступил через порог" не только в физическом, но и в нравственном смысле, что символически и подчеркнуто здесь   тройным упоминанием сначала "звонка"-  потом "звона колокольчика" и, наконец, - его "особенного  

                                                            - 16 -

                                                       

звона" (так же по-особенному  этот колокольчик будет звучать  для него и в сцене убийства, и в момент посещения квартиры Алены Ивановны  уже после него).  

    В конце первой главы Раскольников спускается в распивочную, где у него "крепнет ум, яснеет мысль, твердеют намерения",  то есть он принимает  окончательное решение  совершить задуманное (это и будет развязкой                                                                                                                                                                  

 действия в данной главе).

  Утолив "палящую жажду" холодным пивом, когда мысли его "прояснели", герой на время освобождается от своего "ужасного бремени", то есть от внутренней борьбы в душе своей. И тут он слышит песню, которую поет                                                        

один из посетителей распивочной  (знаменательно, что это будет Свидригайлов- "двойник" героя):                                        

                                 Целый год жену ласкал,

                                 Целый год жену ласкал...

                                 По Подьяческой пошел,

                                 Свою прежнюю нашел.                                                                                                                  

   

  Достоевский, как можно предположить, намеренно вводит эту песню в концовку первой главы, в ее развязку. Он этим словно подчеркивает окончательное созревание  в голове героя мысли о преступлении, которую                                                    

он целый месяц лелеял и вынашивал в своей душе.

                                                Картинки по запросу РАскольников в распивочной-картинка

                                                                     

       Далее эта мысль - решение будет в нем только укрепляться: "остальное все предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть" (глава 2-я первой части); "во что бы то ни стало надо решиться!" (глава 4-я первой части).

                                                       

    Таким образом, на основании анализа первой главы романа Достоевского можно уже сделать  следующие выводы:                                                  

1. начальная глава романа  является кульминацией всей  первой его части (второй визит к старухе и принятие окончательного решения по "делу",  

                                                 - 17 -  

         

разговор о Лизавете), завязка же этой первой части находится в 6-й главе (воспоминание героя о первом визите  к Алене Ивановне и разговоре в

трактире офицера и студента, вновь упоминание о Лизавете), а развязка будет в последней главе  первой части произведения (третий визит, убийство старухи и Лизаветы), т.е. здесь у Достоевского особенно активно "срабатывает"  символика числа "3";                                                

         

2. в то же время во всем романе первая его глава выполняет  роль экспозиции: обозначаются время и место действия, представляются главные

герои, обозначаются их отношения, ведущие к основной интриге (криминальному и нравственному преступлению героя и его наказанию);

3. все причины преступления Раскольникова тоже отражены уже в первой главе: (философская: "безобразная мечта",  "новое собственное слово";

социальная: "задавлен бедностью";. психологическая: "раздражительное и напряженное состояние"), равно как и его  нравственные страдания, через которые  ему еще предстоит пройти ("чувство отвращения", "грязь");

4. если непосредственное действие, изображенное в романе, длится всего 14 дней, то реальное время  действия всего произведения "растянуто" в прошлое (на полгода, когда Раскольников написал статью) и будущее (на целый год, который он  уже отбыл на каторге);                                                  

                         

5. здесь своеобразно "представлено" и большинство персонажей романа, с некоторыми из которых связаны свои сюжетные линии (Мармеладовых, сестры и матери Раскольникова, Свидригайлова);

6. а за неслышными пока еще их голосами начинает "звучать" полифония всего романа;

7. и уже  с самого начала романа обозначена главная тема - тема мучительных страданий и нравственного наказания героя (именующего свою мечту "безобразной", а все "предприятие" - "грязью").

                                     ПРИЛОЖЕНИЕ.                                          

Числовая символика: "3"- воплощение идеи триединства мира, символ

     в христианстве               души человека, единение души  и тела в                                                                                                                                                                                          

                                              человеке и Церкви;

                                       "4" - целостность, совокупность, полнота, символ

                                                      тела человека;    

                                                - 18 -                                                        

               

                                        "7"- священное, божественное, магическое число,                                                       связанное с сотворением мира Богом.  

                                                                                                                                 

                                   

   В первой главе романа:                                      

 "3" - это три визита героя к старухе  (о первом и третьем говорит Раскольников, второй изображен в самой главе) и три  заклада                                                    

(о первых двух ведут речь студент и старуха, о третьем  сообщает Раскольников); три посетителя в распивочной (Свидригайлов, мещанин и                                                      

Мармеладов), на которых герой обратит внимание и которые сыграют далее важную роль в его судьбе; трижды упоминается звонок в квартире Алены Ивановны и др.;                                                

"4" -  квартиры  хозяйки и старухи расположены на четвертом этаже;  четыре   раза встречается  образ-символ лестницы на первой странице;  три или четыре дворника;                

                                             

"7" - седьмой месяц июль, когда происходит действие; 14 раз упоминается слово "лестница" (7х 2) в первой главе,730 шагов до дома старухи (сочетание семерки и тройки).

                                         Список литературы.

1.Бахтин М. Проблемы творчества Достоевского. - М.: Алконост, 1994

2.С.Белов. Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Комментарии" - М.:

                   Просвещение,1985

3. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. - М.: Колибри, 2008                                              

4. Данилов В. К вопросу о композиционных приемах в "Преступлении и наказании"

                        Достоевского \\ Известия АН СССР. Отделение общественных наук,

                         1933, № 3

5. Кожинов В. "Преступление и наказание" Достоевского \\ Три шедевра русской

                           классики. - М.: Художественная литература, 1971

6. Купман К., Конечный А. Комментарии \\ Анциферов Н. Душа Петербурга. Петербург

                       Достоевского. Быль и миф Петербурга. - М.:  Брокгауз и Ефрон, 1991

                      (ротапринтное издание)

7.Лихачев Д. Литература реальность - литература.- М.: Советский писатель, 1981

8. Павлова Н. Целостное изучение романа Ф.М.Достоевского. - Флинта, 2017

9. Соловьев С. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского.- М.: Советский

                          писатель, 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ романа Гончарова "Обломов"

Комплексный анализ текста  включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Комплексный анализ романа Пушкина "Евгений Онегин"

Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Обеды Онегина. Материалы к работе над первой главой романа "Евгений Онегин".

"Энциклопедия русской жизни" включает и кулинарные страницы, важные для понимания романа....

Лингвистический анализ первой главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Лингвистический анализ первой главы рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"...

КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: «Поступок непрактичного человека в праздничную ночь». Проблема милосердия, всепрощения, справедливости. Анализ эпизода главы 24 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить...