Критериальные рубрики для проверки литературного эссе в 10-11 классах
методическая разработка по литературе (11 класс)

Ирина Викторовна Володина

В работе над литературным эссе ребята часто испытывают определенные затруднения, ведь сам жанр такой работы довольно сложен, согласитесь, даже для педагога. 

Предлагаемые критерии помогают ученику сориентироваться как во время работы над эссе (написание, редактирование), так и во время работы над ошибками. Со временем учащиеся безошибочно дают оценку собственной работе, опираясь на предъявляемые требования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriterii_litesse.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

КРИТЕРИАЛЬНЫЕ РУБРИКИ

Предмет: литература

Класс: 10-11

Вид работы: литературное эссе

КРИТЕРИИ

ВЫСОКИЙ (4)

ПРОДВИНУТЫЙ (3)

СРЕДНИЙ (2)

НИЗКИЙ (1)

Соответствие теме

Темы понятны, я умею самостоятельно выбирать траекторию раскрытия поставленного вопроса; использую даже отступления от темы, но эти отступления позволяют глубже раскрыть вопрос и сформулировать позицию.

В основном легко справляюсь с рассуждением по теме, но сочинения все похожи по структуре – не всегда знаю, как самостоятельно построить траекторию рассуждения; могут встречаться отступления от темы, часть из них обоснованы, т.к. помогает объяснить позицию.

Иногда тема не до конца понятна, поэтому есть отступления от темы, которые никак не помогают ее раскрытию или пояснению моей позиции; сложно самостоятельно выстроить траекторию рассуждения.

Часто не понимаю тему; не получается раскрыть содержание темы.

Самостоятельность в подходе к решению проблемного вопроса.

У меня получается найти оригинальное решение (оригинальный подход к решению) для заявленной проблемы.

Мои суждения самостоятельны, хотя не оригинальны. Использую точки зрения из нескольких источников.

В работе опираюсь на чужое мнение, часто пересказываю его.

Пересказываю чужое мнение, но при этом делаю ошибки.

Использование литературного материала

Легко излагаю собственные мысли, опираясь на сюжет произведения; легко подбираю фрагменты для анализа и иллюстрации для аргументации собственных суждений.

В целом хорошо владею содержанием произведения, но не всегда удается его анализ – материал больше иллюстративный.

Знаю содержание произведения, могу пересказывать некоторые эпизоды, но не получается сделать выводы, проанализировать эпизод.

Не владею знанием сюжета произведения, не понимаю, как использовать произведение в эссе.

Фактологическая точность

Не допускаю фактических ошибок и неточностей.

Допускаю не более 1фактической неточности.

Фактических ошибок нет.

Допускаю 1-2 фактические ошибки, есть фактические неточности.

Допускаю большое количество фактических ошибок и неточностей;

Использование литературоведческого и культурологического материала

Легко включаю в текст эссе литературоведческие термины, которые использую для анализа текста. Ошибок в их использовании нет.

Умею проводить культурологические параллели (аллюзии).

Включаю литературоведческие термины в текст эссе, использую термины для анализа произведения. Ошибок в их использовании нет. Часто вижу культурологические параллели, но не всегда могу их проводить в своей работе.

Использую литературоведческие термины для общих рассуждений, а не для анализа. Допускаю ошибки в использовании такой терминологии.

Не умею находить культурологические параллели и вводить их в текст эссе.

Не умею использовать литературоведческие термины.

Не использую культурологический материал/ не нахожу таких взаимосвязей.

Логичность изложения

Выстраиваю работу легко, нет логических ошибок как внутри отдельных абзацев, так и между частями текста.

Соблюдаю принцип чередования «тезис – обоснование».

Выстраиваю работу легко, логических ошибок между частями текста нет, но встречаются ошибки в построении отдельных абзацев.

Чередование «тезис – обоснование» в основном соблюдено.

Есть сложности в выстраивании работы, встречаются логические ошибки между частями текста.

Есть нарушения в чередовании «тезис – обоснование».

Сложно выстраивать рассуждение, есть логические ошибки как в построении абзацев, так и между частями текста.

Не соблюдается принцип чередования «тезис – обоснование».

Речевое оформление

Использую разнообразные синтаксические конструкции; словарь обширен, нет речевых ошибок.

Умею использовать тропы и фигуры речи в собственной работе.

Использую разнообразные синтаксические конструкции; словарь обширен, но есть 1-2 речевые ошибки.

Не всегда умело использую тропы и фигуры речи в собственной работе.

Использую типовые синтаксические конструкции, есть 3-4 речевые ошибки.

Не умею использовать тропы и фигуры речи/ использую, но не всегда это получается уместно.

Синтаксис беден, предложения однотипны. Словарь минимален, при этом 5 и более речевых ошибок разного плана.

Образность отсутствует (не использую тропы и фигуры речи).

28-25 баллов – отметка «5»

24-20 баллов – отметка «4»

19-14 баллов – отметка «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочная проверка знаний по географии в 6 классе

в этом разделе представлены краткие тесты по географии для каждого урока 6 класса к учебнику Герасимовой...

Тест по теме "Глагол" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить уровень подготовки учащихся 10-11 классов к выполнению тестовых заданий по теме "Глагол" Он отражает не только правописание глагола и его форм,  но и морфологическ...

Тест по теме "Имя прилагательное" для проверки уровня подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ по русскому языку

Данный тест позволяет проверить не только правописание имен прилагательных, нои морфологические нормы употребления этой части речи, его морфологичесике признаки , способы образования. Таким образом, т...

Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах

Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах....

Литературная игра для 5-6 классов "Литературный ринг"

Литературный ринг Оборудование: карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов, звезды.Ход игрыВедущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный рин...

Критериальное оценивание сочинений по русскому языку в 5-7 классах

Критериальное оценивание сочинений по русскому языку в 5-7 классах...