КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАССКАЗУ И.А.БУНИНА "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Козлова Людмила Анатольевна

Рассказом И. А. Бунина « Легкое дыхание» мы начинаем изучение творчества писателя. Героиня – ваша ровесница, поэтому судьба ее должна быть вам особенно интересна.

Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Легкое дыхание25.79 КБ

Предварительный просмотр:

11 класс

Надежда и отчаяние Оленьки Мещерской.

Урок по рассказу И.А. Бунина « Легкое дыхание» (1916 г)

Непознанная жизнь не стоит того,

чтобы быть прожитой.

Сократ

   -Рассказом И. А. Бунина « Легкое дыхание» мы начинаем изучение творчества писателя. Героиня – ваша ровесница, поэтому судьба ее должна быть вам особенно интересна.

   Тема трагической ранней смерти молодой девушки волновала Бунина на протяжении всего его творчества. Кажется, писатель всю жизнь не мог примириться с такой жестокостью судьбы, когда гибнет то, что всем своим существом олицетворяет жизнь, молодость, радость.

1. Краткое содержание рассказа.

В самом начале рассказа перед нами предстает могила главного персонажа. Что же случилось с героиней произведения?  А дело было в следующем: пятнадцатилетняя гимназистка Оля Мещерская, веселая и беспечная девушка, практически никогда не слушала советов старшей  наставницы. Ей больше всего нравилось кататься на коньках и танцевать. И хотя особо она не прихорашивалась, как ее подруги, вокруг нее всегда было много молодых людей, которым она симпатизировала. Поговаривали, что даже один из юношей из-за девушки хотел покончить жизнь самоубийством.

Перед печальными событиями Оля проводила свое время очень весело. Классная дама сделала ей замечание, что ее поведение не достойно добропорядочной девушки, а скорее взрослой женщины. Однако Мещерская сказала ей, что в этом виновен приятель и сосед родного отца,  мужчина  Алексей Малютин, благодаря которому она и стала женщиной. Через два месяца после этого разговора Оля погибла от рук одного офицера. Это произошло днем среди людей на вокзале.

При допросе мужчина заявил, что застрелил гимназистку из-за того, что, находясь в близких отношениях с девушкой,  был  отвергнут без причины. Офицер даже предложил ей руку и сердце, но Ольга сказала, что просто играла его чувствами. Вот тогда-то он и решился на такой шаг.

Прочитав записи, которые делала Мещерская в своем дневнике, классная дама была ошарашена. Девушка писала, что когда  ее родные уехали в город, то проводила досуг с огромным удовольствием. Но она  и не подозревала о том, что долговременное пребывание Милютина не напрасно. В один из вечеров мужчина стал домогаться Ольги. И как она ни старалась отбиться от него, ничего у нее не вышло. Так она и потеряла свою невинность. Боясь рассказать всю правду, она с каждым днем все больше ненавидела Алексея Михайловича и решила мстить всем лицам мужского пола, отвергая их любовь к ней.

Классная дама приходила на могилу этой чудной девушки еженедельно в выходные дни. Женщина очень сожалела о том, что Оля так нелепо погибла. Как-то  она случайно   услышала  беседу  Мещерской со своей подругой. Она говорила, что в одной из книг отца она прочитала о красоте женщины, где говорилось о том, что главное в ней не изящная талия и стройные ноги, красивые глаза, а легкое дыхание,  и оно у нее  есть.

2.Работа с текстом. Анализ.

-Почему рассказ называется « Легкое дыхание?»

(В одной из книг отца она прочитала о красоте женщины, где говорилось о том, что главное в ней легкое дыхание)

-Как это поняла героиня?

(Радостное восприятие жизни, мира, незатейливость, простота, красота, беззаботность)

-Каков образ её жизни?

(Кружение по жизни: на балах, на катке, вихревой бег по гимназии, стремительность перемен, неожиданные поступки, преждевременное превращение из девочки в девушку, из девушки в женщину)

-На что НАДЕЕТСЯ героиня? О чём мечтает?

(Ей просто хочется быть счастливой)

-Что рушит гармонию в душе Оли Мещерской? ( Появление на даче Малютина, перед домогательствами которого оказалась беззащитной.)

-Какие чувства испытывает героиня к Малютину? (Страшно то, что никаких чувств Оля к нему не испытывает. Она была потрясена тем, что произошло с ней: «Я не понимаю, как это могло случиться…я никогда не  думала, что я такая!»)

-Как можно охарактеризовать её состояние?

(ОТЧАЯНИЕ)

-Какую вторую ошибку повлекла за собой непоправимая первая? ( Анализ эпизода связи с казачьим офицером.)

Это уже нельзя назвать шалостью. Эта легкомысленность ведет к опасной бессознательной ветрености, когда человек становится игрушкой в чужих руках.

-Каковы же причины этой трагедии?

( « кодекс женской красоты», слагаемым которой стало «легкое дыхание». Он-то и оказал отрицательное воздействие на неокрепшую душу. В этом бульварном кодексе женской красоты говорится лишь о внешности, причем утрированно, вульгарно. И ничего - о духовности, нравственных качествах)

-Писатель показал причины несостоявшейся жизни Мещерской. Это – БЕЗДУХОВНОСТЬ.  Оля ни разу не задумалась над тем, что волнует девушку ее возраста, - о любви, о своей будущности.

«Легкое дыхание» в одноименном рассказе – символ беспечной радости жизни во всей полноте ее ощущений, символ жизни ради жизни – без рефлексий и каких бы то ни было сомнений.

3. Выводы.

- Мечты, планы, стремления оборвались. Прервалась жизнь, остался лишь «звон ветра в Фарфоровом венке». Если бы не бездумное порхание по жизни героини,  не примитивное представление о счастье, ее жизнь могла сложиться совсем иначе.

Рассказ  звучит как предостережение. Ведь самое опасное – это легкомыслие. Оля оступилась однажды, но цена этой ошибки – жизнь.

Олечка

кокетливая     легкомысленная

кружится    порхает    наслаждается

легкое дыхание замирает преждевременно

бабочка

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу  (А.Фет)
       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Конспект урока биологии в 8 классе. Значение дыхания.Органы дыхания.

Цель урока: познакомиться с анатомическим строением органов дыхания, убедиться в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

План конспект урока : "Непрямой массаж сердца и исскуственное дыхание"

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКАТЕМА: «Первая помощь при остановке сердца и дыхания»КЛАСС: 11Тип урока: Урок-практикумВопросы урока: 1.Понятие реанимация. Опасность остановки сердца идыхания. 2.Правила выпол...

конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"

ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....