Урок по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ирина Викторовна Володина

Это урок-поиск, урок-исследование по прекрасному произведению М. Пришвина. Ребятам предлагается поразмышлять об идейном содержании художественного произведения, открыть для себя содержание слов-концептов "правда", "жизнь", "судьба", "выбор".

Работа строится в группах, каждой из которых предстоит работа напрямую с текстом произведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия

Володина Ирина Викторовна

Должность

учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МОУ СОШ № 19

Республика/край

Российская федерация

Город/поселение

г. Раменское Московской области

Предмет

литература

Класс,  профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

6 класс, общеобразовательный, 29 человек

Продолжительность урока/мероприятия

45 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Правда жизни (по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца»)

Автор учебника, по которому ведётся обучение

Полухина В.П.,  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Урок изучения нового материала. Второй урок из трех по творчеству М. Пришвина.

Психолого – педагогическая   характеристика особенностей класса /коллектива/группы

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива,  наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Большинство учащихся класса – ребята со средним уровнем способностей. 6 человек – с высоким уровнем познавательного потенциала. Мотивация учения, между тем, невысокая (основной стимул – похвала, удовлетворенность родителей, оценка). Учащиеся отличаются слабым уровнем самоорганизации, что ведет к недисциплинированности и частому безответственному отношению к  выполнению учебных заданий. В классе  можно выделить группу учащихся (5 человек), не желающих включаться в работу. Еще одна группа учащихся (6 человек) – ребята, которые могут работать, хотят работать и способны организовывать вокруг себя  благоприятную познавательную атмосферу. Именно поэтому оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия  – групповая форма работы с применением  активных методов обучения.
Класс отличается высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности, умеет работать с заданиями творческого плана, заданиями «по образцу», но определение логических взаимосвязей при выполнении заданий аналитического характера дается не всегда, поэтому в уроки целесообразно включать задания, формирующие подобные навыки и умения.
Учащиеся весьма разнородны с точки зрения своих индивидуальных особенностей. Большая часть класса (71%) – кинестетики; при этом  у 64% класса хорошо развит визуальный канал восприятия, и  44% - аудиалы. Ребята отличаются особенностями мышления, памяти, внимания, воображения, уровнем  работоспособности, темпераментом. Данный факт дает основания для использования в работе материалов, видов деятельности и форм работы, активизирующих разные каналы восприятия

Цели урока/ занятия/ мероприятия

формирование личностно-смыслового отношения к тексту художественной литературы и коммуникативной компетенции через поисковую и исследовательскую деятельность.

Задачи урока/ занятия/ мероприятия

- создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать текст художественной литературы;  
- отработать методы выделения в тексте главного, структурировать информацию, создавать собственное высказывание;
- содействовать развитию  у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- формировать социальные компетенции учащихся.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; коммуникативные действия, обеспечивающие социальное взаимодействие; учебные действия, основывающиеся на логических операциях; учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира; учебные действия, включающие поисковую и исследовательскую деятельность; учебно-информационные учебные действия; учебные действия, формирующие эмоционально-волевую сферу; личностные универсальные учебные действия

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Приемы сопоставления и противопоставления; идейное содержание произведения; авторское отношение/позиция; сюжетная канва произведения на основе произведения М.Пришвина «Кладовая солнца»

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока

Интерактивная доска, презентация , листы полуватмана (4шт.), фломастеры (4 упаковки), магниты (20шт.), распечатанные листы самооценки (29шт.), листы рефлексии (4 шт.), задания группам (4 шт.)

Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия

Этап урока

/занятия/мероприятия

Время, продолжительность  этапа

Название метода

Подробное описание АМО по установленной схеме

Инструкции учителя  обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО

УУД, которые формируются при использовании данного АМО.  

Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Инициация

1 мин.

Привет, друг!

Цель: приветствие участников команд, настроить на командную работу
Количество участников: 29
Проведение: участники  группы протягивают руки, кладут их одна на другую, сжимают и приветствуют друг друга.

Здравствуйте, ребята! Рада вас приветствовать на уроке.  Сегодня мы работаем в командах, поэтому мне бы хотелось, чтобы каждый из вас поприветствовал свою команду, почувствовал дружеское плечо, а заодно и настроился на командную работу.
Встаньте, пожалуйста, протяните правую руку в центр круга, сложите свои руки одну на другую и поприветствуйте: «Привет, друг! Я рад, что мы – команда!»

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Коммуникативная

Вхождение или погружение в тему
(Актуализация понятий)

3 мин

АМ не используется. Вместо него  составляем опорную блок-схему.

- О чем шла речь на прошлом уроке? (о жанре, сказка-быль)
- Что принадлежит в произведении сказке, а что – были? (мир природы – сказка;  история людей – быль)
- Человек рисуется Пришвиным как хозяин природных благ. А природа дарует человеку жизнь, свои сокровища...
- Как вы думаете, почему Пришвин соединил сказку и быль, природу и человека? (они неотделимы)
- Совершенно верно: они едины, но всегда ли? Любому ли природа открывает свои сокровища?... И что за сокровища таит от человека природа?

Регулятивные

Познавательные

Знаково-символические

Информационные

Учебно-познавательные

Формирование ожиданий обучающихся

1 мин.

АМ не используется.

На этом этапе объясняется АМО рефлексии и самооценки.

- Как вы думаете, что станет целью нашего урока? (вероятно, найти ответ на поставленные вопросы)

- Все верно вами определено. Именно искать ответы на загадки природы, загадки произведения писателя мы сегодня и будем. А назовем мы наш урок «ПРАВДА ЖИЗНИ» (интересно сплелись в этом ССЧ смыслы: природа-жизнь-правда…)

Работа в группе будет строиться след. Образом. Вы все обсуждаете  сообща, но оценку каждый выставляет себе сам. + АМ рефлексии (см. в конце)

Регулятивные

Познавательные

Знаково-символические

Информационные

Учебно-познавательные

Фаза 2 «Работа над темой»

Интерактивна я лекция

20 мин

Автобусная  остановка

Цель: сконцентрировать внимание на работе с текстом, создать условия для глубокой его проработки, помочь учащемуся в определении собственных способов получения опыта, результата, учить анализировать информацию, переработанную другим человеком, корректировать собственные действия, представлять собственный опыт на суд других.
Материалы: полуватманы, маркеры, тексты произведения, карта заданий.
Время: 20 минут.
Процедура: Каждая из 4 групп находится на своей «остановке». В мини-группах идет обсуждение вопроса 5 минут, результаты заносятся в кластер. Далее группы меняются местами и работают на следующих «остановках». Каждая мини-группа должна побывать на всех четырех остановках, а потом вновь оказаться за своим столом. Здесь еще раз обсуждается ответ на задание с учетом внесенных другими группами предложений и поправок.

Итак, начинаем наши поиски!
Для этого каждая группа сейчас откроет свое задание (они у вас по цвету остановки), в течение 5 минут обсудит его и оформит ответ. Потом вы поменяетесь «остановками» и в течение 3 минут постараетесь понять ответ ваших соседей, внести свои замечания или поправки.
ВНИМАНИЕ! В листы можно добавлять информацию, но нельзя ее вычеркивать.

Когда каждая группа вновь окажется на своей «остановке», вам нужно будет еще раз критически оценить собранную для ответа информацию и подготовиться к презентации своего открытия!

Не забывайте выращивать свой цветок!

- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные

Информационные

Учебно-познавательные

Коммуникативные

Социальные

Проработка содержания темы

Дерево идей

АМО не используется. Идет представление отработанного группами материала, по ходу ответов групп заполняется «Дерево идей»

  1. Сила человека не способности думать, а в способности мыслить! Никакой компас не спасет, если пренебречь вековой мудростью и потерять осторожность!
  2. Легко потерять человеческий облик. Человеку не так-то много надо, ведь даже лось, этот лесной великан, вырастает громадиной, питаясь малым.
  3. Человек очень близок природе. Он отражается в ней со своими добрыми и злыми намерениями.
  4. Ничто хорошее в этой жизни просто так не дается. Чтобы стать человеком, надо бороться за любовь, за свое право быть и любить.

Итак, подошло время представить свои открытия. (выходят по очереди группы 1, 2, 3, 4). Во время их ответа идеи, сформулированные учащимися, вписываются  на слайд с деревом. (Учащиеся делают это в своих тетрадях). Когда все идеи будут вписаны, необходимо будет проработать понятие ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ произведения (это ствол дерева).

- Ребята, как вы считаете, а что будет «корнем» наших с вами идей?

- Правда жизни! Конечно! Вот, оказывается, каким сложным путем шли к этой правде Настя и Митраша и как сложно, почти лабиринтом, провел привел нас автор к пониманию ключевого понятия своего произведения!

- Что же такое ПРАВДА ЖИЗНИ? В чем проявляется, по мнению Пришвина, великая мудрость человека? Доросли ли до нее Настя и Митраша?(ответы учащихся, затем показать слайд с обобщением всего) Всем ли становится она доступна? А каждый ли сможет ее найти? (нет, лишь тот, кто открыт добру и любви) А ВЕДЬ ВСЕ НАЧАЛОСЬ С КАМНЯ! Помните? Значит есть еще одна правда жизни: каждый из нас сам делает свой выбор и этот выбор часто определяет его судьбу.

- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные

Информационные

Учебно-познавательные

Коммуникативные

Социальные

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов

5-7 мин.

Вырасти цветок

Цель: выяснить, в какой степени усвоен урок, запустить механизм рефлексии, учить критически осмысливать информацию.
Материал: рисунок цветка, фломастеры.
Время работы: на протяжение урока. 5-7 минут в конце урока
Структура работы: ведущий предлагает виртуально вырастить цветок-знание на листке бумаги. Раздает рисунки с изображением цветка. При этом оговаривает: чтобы  цветок-знание зацвел, необходимо создать благоприятные условия (почва, солнце, вода) – вписать свои открытия.

Ну что ж, мне понравился наша с вами работа! Осталось только познакомиться с выращенными вами цветами!

Кто первый?

Как вы считаете, достигнуты цели урока?

- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные

Информационные

Учебно-познавательные

Коммуникативные

Социальные

Домашнее задание

2 мин

Ассоциации

Цель: заставить задуматься над  заглавием художественного произведения, запустить механизм творческого переосмысления, активизировать логико-ассоциативное мышление
Материал: лист, фломастеры.
Структура работы: Выбирается самими учащимися, но можно предложить под словом КЛАДОВАЯ нарисовать коробочки, под которыми рядами стоят еще и еще. А от слова СОЛНЦЕ протянуть лучики: чем длиннее луч ассоциаций, тем теплее греет оно

Дома я предлагаю вам подумать над названием сказки-были. Почему «Кладовая солнца», что это такое? А для более вдумчивого ответа на этот вопрос выполните, пожалуйста, такое задание (слайд): напишите свои  ассоциации к каждому слову заголовка. Чем длиннее окажется ассоциативный ряд, тем интереснее может в итоге получиться ваш ответ и наша работа на уроке. Выполнить это задание надо на  альбомных листах.

- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические

Информационные

Учебно-познавательные

Аналитическая  информация

Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:

- интеракции участников группового процесса и их коммуникации,

- визуализации хода и результатов образовательного процесса,

- мотивации всех участников образовательного процесса,

- рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе урока,

- анализа и оценки деятельности обучающихся.

В результате запланированных действий учащиеся в полной мере смогут осуществить интерактивное общение внутри группы. Возможно, недостаточно общения между группами, но в данном случае ставилась цель иная: нужно было, чтобы каждый проработал и оценил весь материал, а потом постарался оценить работу соседней группы; более того, мне хотелось, чтобы учащиеся смогли критически переосмыслить внесенные в их ответ коррективы еще до момента выходя к доске.

Что касается визуализации, то, думаю, она осуществлена в полной мере (презентация, наглядность ответов, наглядность рефлексии). Это же относится и к рефлексии: я постаралась сделать ее не только сквозной, но и двухуровневой.  Учащийся не просто оценивает свои достижения, качество своей работы, но он оценивает работу команды; команда, в свою очередь, отмечает то новое, что было достигнуто ею в процессе работы. Предполагается, что такая оценка будет содержать не только учебный материал, но и некоторые факторы коммуникативные (слаженность в работе, быстрота реакции или сложность ответа).

Обоснование целесообразности использования  технологии АМО и модерации  для:

 а. выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока);

 

b. выполнения ФГОС  

 

Применение АМО на занятиях данного типа (урок изучения нового материала) позволяют активизировать мыслительную и практическую деятельность обучающихся на всех  этапах, приводя к хорошему  усвоению учебного материала, позволяют ускорить темп урока, включив при этом в работу максимальное число учеников. Возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоение его другими приводят к развитию высокой мотивированности учащихся, что является одной из актуальных проблем в процессе обучения.
АМО, в которых предполагается работа в группе, позволяет эффективно осуществлять и воспитательный процесс на уроке: умение выслушать, отстаивание своей позиции и уважительное отношение к чужому мнению формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры учащегося. Эти навыки в современной жизни играют важную роль  для достижения успеха в учебной и внеучебной деятельности.

Урок  соответствует требованиям ФГОС: формирование общих компетенций.

Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия

Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

Анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся

Предполагается, что в результате изучения данного материала учащиеся овладевают следующими предметными умениями и навыками: навыками анализа художественного текста, навыком вдумчивого чтения, навыком поиска идеи произведения.

Формируются такие метапредметные умения, как умение точно и свободно выражать мысли, умение воспринимать текст, обобщать, систематизировать информацию, участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, навыки самостоятельной творческой деятельности.

 Урок  направлен на развитие  личностных способностей школьников, совершенствование  навыков  самоанализа и самооценки, саморегуляции, навыка целеполагания, отработки коммуникативных действий, обеспечивающих социальное взаимодействие.

Активные методы обучения и технология модерации позволили вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества. Использованные в ходе урока АМО позволили активно и плодотворно изучить учебный материал..

Все поставленные цели были решены в ходе урока с помощью решения разнообразных практических задач: творческого поиска, самостоятельной работы, работы в группах, презентации результатов своей работы, обобщение полученного результата.

В ходе урока у обучающихся актуализировалась коммуникативная  компетенция (способы взаимодействия с одноклассниками, умение   задавать вопросы, отвечать, вести беседу), информационная компетенция  (информационная технология позволила обучающимся  получать, сохранять и передавать информацию), учебно-познавательная компетенция (развитие  самостоятельной познавательной деятельности); развивались память, мышление, умение высказывать свою точку зрения, слушать собеседника.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

Полагаю, что урок позволил в достаточной мере реализовать принципы современного образования:
- весь урок построен на нравственной идее, позволяющей сформировать свою позицию,
- на протяжении урока шла работа над формированием всех ключевых компетенций на основе деятельностного подхода,
- принципы индивидуализации в обучении также соблюдены, поскольку урок предполагает  включение процессов саморегуляции и самооценки;
- урок построен в соответствии с принципами здоровьесбережения.

Анализ и оценка  учителем/преподавателем апробации урока/занятия/мероприятия построенного на основе технологии АМО и модерации   (если апробация состоялась)

Соблюдены основные принципы:
1.Структурированность (все содержание урока делится на четко определенные части)
2.Систематичность (части урока взаимосвязаны и логически следуют одна за другой)
3.Прозрачность (работа каждого учащегося видна преподавателю, видны промежуточные и итоговые результаты)

Все учащиеся вовлечены в образовательный процесс. Их активность высокая. Применение активных методов обучения на  позволили урок изучения нового материала превратить в урок-практикум с этапами поиска нового, систематизации и обобщению изученного, синтеза нового и знакомого. Позволило мотивировать учащихся на приобретение навыков живого общения, обеспечило наиболее полное вовлечение обучающихся в образовательный процесс, оптимальное использование времени занятия и  потенциала всех участников образовательного процесса, способствовало поддержанию высокой активности обучающихся на протяжении всего  занятия.

Методическая ценность  урока/занятия/мероприятия

Разработка урока будет интересна с точки зрения  подготовки к переходу на ФГОС второго поколения.

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

Листы самооценки.
Листы рефлексии.
Задания группам.
Мультимедийное сопровождение урока.



Предварительный просмотр:

1             Митраша (стр.52-57)

Как объяснить слова Антипыча (стр.55)? Почему автор помещает их в части произведения, где речь идет именно о «мужичке в мешочке»?

Чтобы ответить на этот вопрос,  а) разберите причины, которые, по мнению рассказчика, чуть не привели к гибели героя; б) укажите качества Митраши, которые  послужили основой для совершения ошибки; в) сделайте выводы из ваших записей (запишите их снизу).

Используйте для ответа схему:


  2        Настя и Лось (стр. 57-59)

Постарайтесь ответить на вопрос, зачем появляется в повествовании Лось. Почему он не пугается Настены?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, сравните описание Настены и Лося, которое дает автор. Определите основной прием, который используется в описании. Подумайте, какие ассоциации вызывает последнее предложение в   описании Лося (третий абзац, стр. 60).

Для оформления работы используйте схему:

        

Выводы к схеме напишите снизу.


3       Странные герои (стр. 60-62)

Ответьте на вопрос: в чем суть введения в текст параллели  Настена – черный пень – змея?

Для этого сравните действия героев и цель этих действий. Определите, какой прием лежит в основе описания?

Найдите также ответы на вопросы: почему вскочила Настя? Почему убежал Лось?

Для сравнения воспользуйтесь схемой:

        Прием?

Свои выводы запишите после схемы


  1. Митраша и Травка (стр. 65-69)

Почему Травка все же признала Антипыча в Митраше?

Чтобы ответить на этот вопрос, составьте схему, отразив в ней действия Митраши и реакцию Травки. Какие выводы можно сделать, глядя на схему? Каковы ключевые слова данного эпизода?

Для работы пользуйтесь схемой:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ФИО                                                               .

Этапы урока

Начало урока

Работа над заданием в своей команде

Работа над заданием 2 команды

Работа над заданием 3 команды

Работа над заданием 4 команды

Обсуждение ответа

Работа с деревом целей

Участие в выращивании цветка

Итого за урок

Моя оценка

Почему  именно такая оценка?

ФИО                                                               .

Этапы урока

Начало урока

Работа над заданием в своей команде

Работа над заданием 2 команды

Работа над заданием 3 команды

Работа над заданием 4 команды

Обсуждение ответа

Работа с деревом целей

Участие в выращивании цветка

Итого за урок

Моя оценка

Почему  именно такая оценка?

ФИО                                                               .

Этапы урока

Начало урока

Работа над заданием в своей команде

Работа над заданием 2 команды

Работа над заданием 3 команды

Работа над заданием 4 команды

Обсуждение ответа

Работа с деревом целей

Участие в выращивании цветка

Итого за урок

Моя оценка

Почему  именно такая оценка?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Пришвин «Кладовая солнца» Сказка-быль Мир природы История людей Хозяева природных благ Дарует человеку жизнь неотделимы ?

Слайд 2

ПРАВДА ЖИЗНИ

Слайд 3

Дерево идей Правда жизни

Слайд 4

«Жить для других» «Помнить себя» Найти друг друга Быть внимательным Услышать друг друга Бороться за любовь ПРАВДА ЖИЗНИ

Слайд 5

Домашнее задание КЛАДОВАЯ СОЛНЦА 1 3 2 1 2 1 1 1 2 1 2 3 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

урок по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок  литературы в 6 классе по теме «Пейзажная лирика русских поэтов XIXвека» Тема  соответствует требованиям Государственному образовательному стандарту 1-го поколения;  проводитс...

Человек в окружающем мире. (Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)

Тема: «Что есть правда»Человек в окружающем мире.(Урок по сказке- были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»)       Цель урока: раскрыть замысел писателя,  показать единство ч...

Система уроков по сказке - были Пришвина "Кладовая солнца"

Уроки содержат: загадки по тексту, интересные задания, работу с художественными средствами текста....

Конспект урока по литературе по сказке- были К.Паустовского "Кладовая солнца"

В сборник «Зеленый шум» известного русского советского писателя M.M. Пришвина (1873–1954)вошли его наиболее значительные произведения, рассказывающие о встречах с интересными людьми, окрасоте русской ...

Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...