Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А. Есенина
план-конспект по литературе

Масликов Владислав Александрович

Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А. Есенина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_posvyashchennoe_s.a._eseninu.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема мероприятия           

 120 лет со дня рождения С.А.Есенина

Форма проведения:_ литературный вечер______________________

Цель: _воспитание любви к родной культуре и природе на основе поэзии Сергея Есенина

Задачи:

  1. Развивать у детей интерес к  русской литературе.
  2. Побуждать детей к чтению поэтических произведений.
  3. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова.
  4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, природе через поэзию Есенина

Планируемые результаты обучения:

Личностные:  проявлять понимание и уважение к ценностям культуры нашего народа;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие ,внимательность.

Предметные: перерабатывать информацию; расширять кругозор учащихся

Формируемые УУД

Личностные: _формирование ценностей ориентации, целостного взгляда на мир через осмысление жизненного пути С.Есенина и его поэтического творчества.__

регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата:

анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности:оценивать результаты деятельности.

Коммуникативные:  _умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:

Владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка:

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

познавательные_: самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации__

Технологии и техники:   личностно ориентированная и частично поисковая

Ресурсы (книги С.А.Есенина, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска,  наглядные пособия, информационные источники )  

Этапы

мероприятия

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.Настраивающий на мероприятие. Звучит музыка

Слушает

Слушают

2.Приветствие

Ведущий под №1 - учитель

Ведущий под №2 – ученик

 остальные слушают

3. Основная часть

 Слушает

Читает стихотворения

«Шаганэ ты моя,  Шаганэ!»,

«Мне осталась одна забава…»

Одни читают стихи Есенина, другие слушают

4.Заключение. Песня В.Высоцкого «Кто кончил жизнь трагически»

Слушает

Слушают

Перед началом мероприятия звучат песни на стихи С.А. Есенина.

Ход мероприятия.

Звучит лирическая музыка. Выходит ученик, садится на лавку и читает стихотворение «Вот уж вечер…».

Вед.1. Добрый вечер! Вашему вниманию представляем литературно-тематический вечер, посвященный 120-и летию со дня рождения Сергея Есенина.

Вед.2. 21 сентября по-старому стилю (3 октября по-новому) 1895 года, в небогатой крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии родился обыкновенный мальчик, желтоволосый, с глазами как синь Рязанских озер…

Вед.1. Никто не думал в тот день, что родился большой поэт, который подарит миру свои неповторимые стихи.

«Не ругайтесь. Такое дело…»

«Заметался пожар голубой…»

2. Босоногое детство С. Есенина прошло в селе Константиново, сначала в доме бабушки, а затем в доме деда по материнской линии. Из автобиографии поэта мы узнаем некоторые подробности этих лет:

1. «Дядья мои были ребята отчаянные... 3-х с половиной лет посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку… Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и всегда ходил с царапинами…»

2. – Пожалуй, трудно назвать другого поэта, чье творчество было бы столь глубоко, столь кровно связано с родной землей, местами, где он родился.

«Край любимый! Сердцу снятся…»

 «Нивы сжаты, рощи голы…»

«Отговорила роща золотая…»

1. В 1904 г. Сергей поступил в начальное земское училище в своем селе Константиново, по окончании был награжден похвальным листом.

2. Летом 1912 г. Есенин заканчивает Клепиковскую школу, рассылает по всем журналам свои стихотворения и с трепетом ждет славы поэта. В автобиографии он пишет, что крайне удивлен, что ни один журнал стихов не напечатал.

1. Родителям не по душе увлечение сына, они считают поэзию пустым занятием. Жизнь очень тяжела, нужен кормилец. Они настойчиво требуют, чтобы Сергей поступил в учительский институт.

2. Он едет в Москву, но учителем он не станет. Есенин станет поэтом, пройдя трудный и мучительный путь.

«Я покинул родимый дом…»

«Разбуди меня завтра рано…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

  1. Без Родины Есенин не мыслит жизни и творчества. Ранние стихотворения Есенина проникнуты «восторженной любовью» к родным полям и лесам. Он воспевает прелесть русских лугов и дубрав.

- Стихотворение «Гой ты, Русь моя родная…»

2. - Поэзия Есенина особенно богата песенными стихами. Мелодия его произведений бесконечно русская, она – сестра народной песни, которую с есенинской поэзией связывают тончайшие нити.

1. Стихи Есенина очень музыкальны. Это как будто сама звучащая природа. В его творчестве по-своему отразились народные песни, сказы, даже частушки. Поэтому поэзия Есенина звучит как лирическая, грустно щемящая музыка.

Музыкальный номер.

1. К лучшим достижениям лирики Есенина относится небольшой стихотворный цикл «Персидские мотивы». «Шаганэ…» - стихотворение возникло под влиянием чувства к Шаганэ Нерсесовне Тальян. Это не только влечение к красавице, но и желание поделиться с ней своими раздумьями, переживаниями. Поэт хотел бы иметь близкого друга, с которым можно было поделиться самыми сокровенными мыслями и чувствами.

Прекрасна природа Востока, ласково южное солнце, хорошо поэту с любимой, но думы о своих суровых краях и здесь не покидают его.

- «Шаганэ, ты моя Шаганэ…»

1. В «Письме матери» поэт глубоко раскрыл те чувства, которые испытывает человек, оказавшийся вдали от родных мест, в разлуке со своими близкими. Отчий дом, окружающая природа, все то, что напоминает детство, видится в радужном свете и кажется самым дорогим.

2. А кто из матерей не пережил того, что волнует «бедную старушку»? Мать всегда «таит тревогу» за своих детей и думает об опасностях, которые могут их подстерегать.

1. Волнующие строки есенинского «Письма к матери» созвучны чувствам многих матерей и сыновей, поэтому они вызывают сопереживание, ответный отклик в нашей душе.

2. Любовь и нежность к матери сочетаются у Есенина с такой же любовью к своему краю, к родительскому дому. Воспоминания о нем вызывают самые светлые чувства, рождают самые нежные слова.

«Письмо матери».

  1. Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, и только, пожалуй, Некрасову да Есенину удалось со всей непосредственностью и теплотой передать в стихах чувства к матери.

2. О первом прочтении Есениным стихотворении «Письмо матери» вспоминает писатель Иван Евдокимов: «Помню, как по спине пошла мелкая, холодная оторопь, когда я услышал: 

Пишут мне, что ты, тая тревогу, 
Загрустила шибко обо мне, 
Что ты часто ходишь на дорогу 
В старомодном ветхом шушуне. 

Я искоса взглянул на него: у окна темнела чрезвычайно грустная и печальная фигура поэта. 

Я вернусь, когда раскинет ветви 
По-весеннему наш белый сад. 
Дальше мои впечатления пропадают, - заканчивает Евдокимов, - потому что зажало мне крепко и жестоко горло; таясь и прячась, я плакал…» 

1. Став достаточно известным поэтом, Сергей Есенин неоднократно приезжал в родное село Константиново и с удивлением замечал, что земляки совершенно не воспринимают его, как значимую фигуру в литературной среде. Те, кто помнил поэта еще подростком, вежливо с ним знакомились. Молодежь же и вовсе игнорировала столичного гостя, одетого в модное пальто и лакированные ботинки.

2. Именно по этой причине Есенин неоднократно признавался, что, приезжая в Константиново, чувствовал себя так, словно бы он вернулся в детство. Воспоминания наслаивались друг на друга, и поэт с удивлением замечал, что и с него полностью слетает весь столичный лоск, он также становится обычным сельским парнем, лишенным амбиций и высокомерия.

1. В 1923 году Есенину дважды довелось бывать в Константиново, благодаря чему на свет появился цикл стихов, посвященных малой родине. Среди них – произведение «Эта улица мне знакома…», посвященное дому, в котором родился и вырос поэт.

2. О животных, о «братьях наших меньших» поэт рассказывал с неизменной нежностью. С животными поэта роднило ему самому свойственное простодушие и незащищенность.

1. В стихах о животных Есенин признается: «Каждый стих мой душу зверя лечит», «Для зверей приятель я хороший».

2. Есть у Есенина стихотворение – «Собаке Качалова». Придя в гости к великому артисту, поэт сразу же подружился с его собакой Джимом. Вот как об этом вспоминал сам артист Василий Иванович Качалов:


1. « Я отыграл спектакль, прихожу домой…Поднимаюсь по лестнице и слышу радостный лай Джима…тогда Джиму было всего четыре месяца. Я вошел и увидел Есенина и Джима – они уже познакомились и сидели на диване, вплотную прижавшись, друг к другу. Есенин одной рукой обнял Джима за шею, а в другой держал его лапу и хриплым баском приговаривал: «Что это за лапа, я сроду не видал такой». 

Джим радостно взвизгивал, стремительно высовывал голову из подмышки Есенина и лизал его лицо…»

2. Через несколько дней Есенин опять пришел в дом к Качалову и вручил стихи, посвященные Джиму.
СОБАКЕ КАЧАЛОВА 

1. В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: тридцать лет человек должен учиться, тридцать – путешествовать и тридцать – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Девяносто лет… Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: жизнь ценится не за длину.

2. Есенин пришел в мир, чтобы пропеть свою неповторимую песню о жизни, о себе. Слова свои черпал из сердца, а сердце его тысячами незримых нитей было связано многим из того, что вобрало в себя огромное понятие – жизнь…

«Вы помните»,

«Годы молодые с забубенной славой…»,

«В этом мире я только прохожий…»

1. В поэме «Черный человек» есть такие строки:

Не знаю, не помню, в одном селе, может в Калуге, а может в Рязани, жил

мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый с голубыми глазами.

2. Этот мальчик стал великим русским поэтом, он многое мог бы еще сказать, но смерть оборвала его взволнованную и трепетную песнь. Он умер в декабре, не увидев очередной весны в родном рязанском крае, которая, быть может, принесла бы ему новые, светлые и радостные чувства.

1. Имя Есенина не забыть, об этом говорит то, что в Москве есть Есенинский бульвар, улица в Рязани носит имя Сергея Есенина, педагогический университет носит его имя. Речной пароход на р. Оке носит имя Есенина, в Рязани на набережной стоит памятник, дом-музей Сергея Есенина в Константиново и памятник во весь рост, в движении, полон энергии и молодости.

2. Мы умираем: сходим в тишь и грусть.

Но знаю я – нас не забудет Русь.

«Забава»

2. 31 декабря 1925 года в Москве состоялись похороны Есенина.

По Никитскому бульвару траурный кортеж направился на Страстную площадь, к памятнику Пушкину. Трижды вокруг памятника был обнесен гроб с телом Есенина, символизируя живую связь народных поэтов России. Затем путь лежал на Ваганьковское кладбище.

Несметное число людей шло за гробом Есенина.

Со дня похорон Некрасова в Петербурге – почти полвека – Россия не видела такого величественного прощания народа с поэтом. 

(Звучит песня В. Высоцкого « Кто кончил жизнь трагически…») 

Он так любил, что мы забыть не в силах 
Тоску поэта, радость и печаль,
 
Ведь главная любовь его – Россия –
 
Земля добра и голубая даль.
 
И в дом его со ставнями резными
 
По-прежнему мы входим не дыша.
 
Сергей Есенин – то не просто имя, -
 
России стихотворная душа…
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие, посвященное 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Внеклассное мероприятие, посвященное 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова.Предварительно провести мероприятие по изучению биографии Ломоносова....

Внеклассное мероприятие, посвященное 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Внеклассное мероприятие,посвященное 175 – летия со дня рождения Д. И. Менделеева.2008-2009 учебный годЦель мероприятия:  Изучение жизни и деятельности великого русского химика Д.И.Мен...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского, "Заседание музыкального клуба". Автор: Головина М.В., учитель музыки МБОУ "Гимназия №24" г. Калуги.

Представленный в методической разработке сценарий написан для проведения внеклассного мероприятия, которое предназначено для 9-10 классов. Его целью стало знакомство учащихся с малоизвестными ст...

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова

Данное внеклассное мероприятие разработано для специальностей  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»,    «Технология молока и молочных продуктов». Может та...

Внеклассное мероприятие, посвященное 120-летию со дня рождения С.А.Есенина

Данная методическая разработка (литературно-музыкальная композиция) предназначена для проведения общетехникумовского внеклассного мероприятия, посвященного 120-летию со дня рождения С.А.Есенина. Литер...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященное 215-летию со дня рождения В.И. Даля "Собирал человек слова"

В сценарии отражена биография В. И. Даля, история создания Толкового словаря. В заключительной части - викторина на знание пословиц и поговорок, фразеологическиих оборотов...

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева

Разработка мероприятия (игра "Брейн-ринг") с пояснительной запиской и сценарием, посвященная 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева...