Урок литературы в 9 классе на тему "Серебряный век русской поэзии"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Елена Анатольевна Лепешева

Форма урока - интерактивная лекция

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Конспект урока в 9 классе на тему «Серебряный век русской поэзии»

      П. Есть времена, когда основные художественные открытия совершаются в прозе, что было характерно, например, для второй половины XIX века. Есть периоды, когда именно поэзия с ее мгновенностью ощущения и скоростью воплощения, с яркостью и силой переживания является главным рупором настроений эпохи. Как правило, это свойственно бурным историческим периодам, временам ломки, кризиса, общественных потрясений. Так было в пушкинскую эпоху, так стало в период рубежа XIX-XX веков. Именно к таким временам более всего применима метафора немецкого поэта Г. Гейне, справедливая, конечно, и для поэзии вообще, но именно в эпоху «бури и натиска» ощущаемая с особой силой:

                «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта».

     Не случайно эти строчки выбраны эпиграфом к нашему уроку на тему «Серебряный век русской поэзии, целью которого будет ответ на вопрос: «В чем своеобразие «Серебряного века» русской поэзии?»

     Начнем наш разговор с характеристики эпохи рубежа XIX-XX веков.

       У. (сообщение) Конец 19 — начало 20 века в России — это время перемен, неизвестности, разочарования, ощущения приближения гибели мира.

         В начале XX века Россия пережила следующие исторические события: 3 революции, русско-японскую войну, первую мировую войну. Внутриполитическая обстановка в нашей стране была крайне сложна. Очевидна была необходимость перемен, перестройки.

              П. Сложная и противоречивая историческая обстановка не могла не отразиться на литературе и искусстве. Таким образом, литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название «Серебряный век».

            Серебряный век — это сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, но, прежде всего, в литературе.

            У. (сообщение) Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 году статьи Н. Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры, но позже термин «Серебряный век» стал относиться ко всему русскому искусству в целом. В литературном творчестве выражение «Серебряный век» впервые употребила А. Ахматова в «Поэме без героя».

           П. Термин «Серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.

        Символизм — поэзия намеков, иносказаний. Слово как таковое для символистов утратило свою силу. Оно стало ценным только как звук, как звено в общем построении стихотворения. Реальности  символисты противопоставили мир мечты, творчества. Обратимся к стихотворениям поэтов-символистов.

      У 1. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения И. Анненского «Не мерещится ль вам иногда...»)

         В данном стихотворении поэт создает образ другого мира, таинственного, непознанного («иная среда», «чуткий мир»). В этом мире поэт обретает полную свободу, однако он хрупкий, его можно «спугнуть» или «нарушить словом». По-моему, автор пытается уйти от реальности, которая его отталкивает.

     У 2. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения К. Бальмонта «Вечер. Взморье. Вздохи ветра.»)

        Это стихотворение привлекает своей музыкальностью: аллитерация на согласные в, б, ч, с позволяет услышать звуки ветра, волн, бури. Мы видим игру со звуками. Стихотворение оставляет ощущение  тревожности, безнадежности борьбы. «Челн томленья», «челн тревог»-образ-символ этого стихотворения.

        П. В противовес символизму возникает акмеизм. Акмеисты провозгласили самоценность земного реального мира, хотели воспеть его во всем многообразии, появилась любовь к предметам, вещам. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов.

Обратимся к одному из стихотворений поэтов-акмеистов.

          У 3. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Жираф»)

     В стихотворении «Жираф» отразились впечатления Н. Гумилева от путешествий по экзотическим странам, в частности по Африке. Стихотворение очень музыкально. Особенно потрясло меня в нем описание жирафа:

                                        Ему грациозная стройность дана,

                                        И шкуру его украшает волшебный узор.

Удивляют необычные сравнения: «Вдали он подобен цветным парусам корабля,/И бег его плавен, как радостный птичий полет».

      П. Символизм стал предпосылкой еще одному литературному течению «Серебряного века»-футуризму.

    Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, проповедовал разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.     Футуристы выдвинули идею искусства, способную словом преобразовать мир.

     Прочитаем и прокомментируем стихотворение поэта-футуриста В. Хлебникова «Там, где жили свиристели».

       Какие неологизмы можно выделить в стихотворении?

       У. Всемири, поюны, поюнна, вабна.

       П.Попробуйте догадаться, что означают эти слова.

       Словотворчество — один из принципов футуристов.

    Настроения «Серебряного века» русской культуры нашли глубокое отражение в творчестве музыкантов и художников рубежа веков. Символизм в живописи представлен на полотнах М.Врубеля, акмеизм-это творчество К. Сомова , Е. Лансере, футуризм — картины П. Пикассо и К. Малевича.

         (Показ репродукций картин данных художников под музыку С. Рахманинова)

         Обсуждение общих черт трех течений в поэзии и живописи.

        Они были разными, поэты «Серебряного века». Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. Пусть этот урок останется у вас в памяти, как первый урок знакомства с поэзией «Серебряного века».

         (Подведение итогов урока, выставление оценок)



Предварительный просмотр:

                   Конспект урока в 9 классе на тему «Серебряный век русской поэзии»

      П. Есть времена, когда основные художественные открытия совершаются в прозе, что было характерно, например, для второй половины XIX века. Есть периоды, когда именно поэзия с ее мгновенностью ощущения и скоростью воплощения, с яркостью и силой переживания является главным рупором настроений эпохи. Как правило, это свойственно бурным историческим периодам, временам ломки, кризиса, общественных потрясений. Так было в пушкинскую эпоху, так стало в период рубежа XIX-XX веков. Именно к таким временам более всего применима метафора немецкого поэта Г. Гейне, справедливая, конечно, и для поэзии вообще, но именно в эпоху «бури и натиска» ощущаемая с особой силой:

                «Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта».

     Не случайно эти строчки выбраны эпиграфом к нашему уроку на тему «Серебряный век русской поэзии, целью которого будет ответ на вопрос: «В чем своеобразие «Серебряного века» русской поэзии?»

     Начнем наш разговор с характеристики эпохи рубежа XIX-XX веков.

       У. (сообщение) Конец 19 — начало 20 века в России — это время перемен, неизвестности, разочарования, ощущения приближения гибели мира.

         В начале XX века Россия пережила следующие исторические события: 3 революции, русско-японскую войну, первую мировую войну. Внутриполитическая обстановка в нашей стране была крайне сложна. Очевидна была необходимость перемен, перестройки.

              П. Сложная и противоречивая историческая обстановка не могла не отразиться на литературе и искусстве. Таким образом, литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название «Серебряный век».

            Серебряный век — это сложное культурное явление, отразившееся в русской философской мысли, в произведениях разных видов искусства, но, прежде всего, в литературе.

            У. (сообщение) Впервые название «Серебряный век» было предложено философом Н. Бердяевым, но за русской поэзией модернизма оно закрепилось после появления в 1933 году статьи Н. Оцупа «Серебряный век русской поэзии». Первоначально это определение характеризовало вершинные явления поэтической культуры, но позже термин «Серебряный век» стал относиться ко всему русскому искусству в целом. В литературном творчестве выражение «Серебряный век» впервые употребила А. Ахматова в «Поэме без героя».

           П. Термин «Серебряный век» постепенно закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми модернистскими течениями: символизмом, акмеизмом и футуризмом.

        Символизм — поэзия намеков, иносказаний. Слово как таковое для символистов утратило свою силу. Оно стало ценным только как звук, как звено в общем построении стихотворения. Реальности  символисты противопоставили мир мечты, творчества. Обратимся к стихотворениям поэтов-символистов.

      У 1. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения И. Анненского «Не мерещится ль вам иногда...»)

         В данном стихотворении поэт создает образ другого мира, таинственного, непознанного («иная среда», «чуткий мир»). В этом мире поэт обретает полную свободу, однако он хрупкий, его можно «спугнуть» или «нарушить словом». По-моему, автор пытается уйти от реальности, которая его отталкивает.

     У 2. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения К. Бальмонта «Вечер. Взморье. Вздохи ветра.»)

        Это стихотворение привлекает своей музыкальностью: аллитерация на согласные в, б, ч, с позволяет услышать звуки ветра, волн, бури. Мы видим игру со звуками. Стихотворение оставляет ощущение  тревожности, безнадежности борьбы. «Челн томленья», «челн тревог»-образ-символ этого стихотворения.

        П. В противовес символизму возникает акмеизм. Акмеисты провозгласили самоценность земного реального мира, хотели воспеть его во всем многообразии, появилась любовь к предметам, вещам. Освободившись от символики, акмеисты увлеклись красочными, порой экзотическими деталями, филигранной отделкой стиха, поиском ярких эпитетов.

Обратимся к одному из стихотворений поэтов-акмеистов.

          У 3. (Выразительное чтение и интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Жираф»)

     В стихотворении «Жираф» отразились впечатления Н. Гумилева от путешествий по экзотическим странам, в частности по Африке. Стихотворение очень музыкально. Особенно потрясло меня в нем описание жирафа:

                                        Ему грациозная стройность дана,

                                        И шкуру его украшает волшебный узор.

Удивляют необычные сравнения: «Вдали он подобен цветным парусам корабля,/И бег его плавен, как радостный птичий полет».

      П. Символизм стал предпосылкой еще одному литературному течению «Серебряного века»-футуризму.

    Футуризм отрицал художественное и нравственное наследие, проповедовал разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.     Футуристы выдвинули идею искусства, способную словом преобразовать мир.

     Прочитаем и прокомментируем стихотворение поэта-футуриста В. Хлебникова «Там, где жили свиристели».

       Какие неологизмы можно выделить в стихотворении?

       У. Всемири, поюны, поюнна, вабна.

       П.Попробуйте догадаться, что означают эти слова.

       Словотворчество — один из принципов футуристов.

    Настроения «Серебряного века» русской культуры нашли глубокое отражение в творчестве музыкантов и художников рубежа веков. Символизм в живописи представлен на полотнах М.Врубеля, акмеизм-это творчество К. Сомова , Е. Лансере, футуризм — картины П. Пикассо и К. Малевича.

         (Показ репродукций картин данных художников под музыку С. Рахманинова)

         Обсуждение общих черт трех течений в поэзии и живописи.

        Они были разными, поэты «Серебряного века». Они жили сложной внутренней жизнью, трагической и радостной, наполненной исканиями, чувствами, стихами. Пусть этот урок останется у вас в памяти, как первый урок знакомства с поэзией «Серебряного века».

         (Подведение итогов урока, выставление оценок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Урок литературы в 6 классе "Времена года в русской поэзии, живописи, музыке".

Цели урока:    -воспитание  любви к родной природе...

Урок литературы в 6 классе «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…».

Урок  литературы в 6 классе по теме  «РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА. С.А.Есенин «Пороша», А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» ,  по УМК В.Я. Коровиной...

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

Презентация к уроку литературы 7 класс Хокку-жанр японской поэзии

Презентацию можно использовать на уроках литературы  при изучении Хокку...