Конспект урока.Тема: «В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ахмедина Гульназ Абдрахмановна
В.Распутин «Уроки французского» Урок посвящается 75-летию Валентина Распутина Тема: «В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского» Цели: Познакомить учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v.g.rasputin_stranicy_biografii.docx131.9 КБ

Предварительный просмотр:

В.Распутин «Уроки французского»

Урок посвящается 75-летию Валентина Распутина

Тема: «В.Г.Распутин: страницы биографии.  «Уроки французского»

Цели:

  1. Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества.
  2. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.
  3. Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина
  4. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Толковый словарь С.И.Ожегова, презентация, листы с рабочими материалами для учащихся, книги В.Г.Распутина (__5_экз.)

На доске: эпиграф  урока.

Оформление доски:

Эпиграф

«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». (В.Г.Распутин)

 

Ход урока

  1. Организационный момент.                              
  1. Объявление темы урока, определение его целей.                      (слайд № 1)
  • Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.  

Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:

 «Мне нужно было вернуть людям то добро,

которое в свое время они сделали для меня».

(слайд № 2)

  1. Работа с эпиграфом.
  • Обратите внимание на эпиграф  урока. Прочитайте его: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». ( В.Распутин.)
  • Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.
  1. Проверка домашнего задания.                                               (слайд № 3)
  •  В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над 3-я вопросами:
  • Где границы добра?
  • Почему надо помогать людям?
  • Как понимаете слово «добро»?

Словарь.                                                                                          (слайд № 4)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

  1. Изучение нового материала

    1. Рассказ учителя о времени и месте действия                      (слайд № 5)

А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» -  11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот  поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.

2.  Теория литературы.                                                          (слайд № 6)

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

  • Что такое автобиография? (ответы учащихся)

Словарь.

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

  • Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? (ответы учащихся)
  • Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.  

3.Биография В.Г.Распутина.                                                  (слайд № 7)

  • Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина

 Детские годы.

 В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

 Творчество В.Г.Распутина.

 И он учился. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт Иркутске и продолжает писать.

3. Работа с учебником.

  • Чтение статьи В.Распутина «Уроки доброты».                    (слайд № 8)

Словарь.

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  • Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал «Уроки доброты».
  • Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?
  • О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»?                                                                                     (слайд № 9)

а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.

  • Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.

  • Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского».                                                      (слайд № 10)

 

Словарь.

Прототип - первоначальный образец,  человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.                 (слайд № 11)

  •  Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.                                                                     (слайд № 12)

  1. Итог урока.
  • Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали?

Работа с кластером.

Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.

  1. Домашнее задание: прочитать рассказ, ответить на вопросы викторины.                                                                                                          (слайд № 13)

Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик):                                                                                                      (слайд № 11)

 Как хорошо, что доброта

 Живет на свете вместе с нами.

 Без доброты –ты сирота,

 Без доброты – ты серый камень.

Спасибо за урок!

Приложение 1

Викторина

1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?

2. Назовите реку, на которой жил герой произведения?

3. Что прислала учительница в первой посылке?

4. Из чего были перешиты штаны героя?

5. Назовите главного игрока в деньги?

6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?

7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?

8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика?

9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко?

- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?

10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками?

11. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…».

12. «Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну  это было немалое богатство».  

        

Приложение 2

Фамилия ученика__________________________________

Где границы добра?_______________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Почему надо помогать людям?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Как понимаете слово «добро»?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Тема урока: ПРОЦЕССОР

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме " ПРОЦЕССОР" с применением ЭОР...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 10 КЛАСС

Учебник: Н. Угринович, 10-11 кл.Продолжительность урока: 40 мин.Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметич...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА УРОКА: АЛГОРИТМ. СВОЙСТВА АЛГОРИТМА.

Цель: Ознакомление обучающихся с понятием алгоритма, его свойств, исполнителя алгоритма и основными алгоритмическими структурами.Задачи:1.      Образовательные:обеспечить усво...

В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского»

Урок посвящается 75-летию Валентина Распутина...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Конспект урока: Тема урока: Повторение по теме: «Праздники и фестивали»

7 класс УМК: «Новый курс английского языка для российских школ»3-й год обучения (авт. О.В. Афанасьева, И. В. Михеева)Цель урока: отработка тематической лексики, расширение общего круг...