Конспект урока по литературе "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Гарифуллина Розалия Илдаровна

По произведению В.Распутина "Учитель французского"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_garifullinoy_rozalii_ildarovny.docx117.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика
в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Класс: 6 Б

Предмет: литература

Учитель: Гарифуллина Розалия Илдаровна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: помочь увидеть чуткость и душевность учительницы; охарактеризовать  ее образ, выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика; развивать навыки анализа произведения, пополнять словарный запас; воспитывать нравственные качества, художественное восприятие мира, любовь и уважение к учителям.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Регулятивные УУД: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Личностные УУД: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Коммуникативные УУД: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Методические приемы: технология проблемного диалога,  частично-поисковый метод (нахождение эпизодов в тексте),  выразительное чтение, просмотр видеофрагмента.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь, презентация, дидактический материал.

Ход урока

I. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

-Ребята, скажите, без кого не может существовать школа?

- Действительно, школа не может существовать без учителей и учеников. Они необходимы друг другу. Вот и для проведения сегодняшнего урока мне необходима ваша помощь, а вам, возможно, понадобится моя. Давайте договоримся помогать друг другу и поддерживать.

II. Актуализация знаний.

- С каким произведением вы познакомились на предыдущих уроках? Кто является  его автором? 
(Сегодня мы вновь обратимся к самому лучшему рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»).

Рассказ впервые был опубликован в 1973 году в иркутской комсомольской газете „Советская молодежь".

-Ребята, кому посвящен этот рассказ?

- Учащийся: Этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой– матери товарища-земляка Распутина, замечательного драматурга А. Вампилова, которая всю жизнь проработала в сельской школе учителем математики.

-С каким героем мы знакомимся в самом начале произведения?

(С деревенским мальчиком из бедной семьи, оказавшимся один в райцентре, так как учился в школе).

-Какого он возраста?

 (Пятиклассник).

-Упоминается ли имя мальчика в рассказе?

 (Нет, повествование ведется от его лица, читаем начало рассказа.)

– Почему он учился не в своей деревенской школе?

(В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр).

–Почему герою пришлось сразу повзрослеть?

(Тяжело было переносить голод. Страшной оказалась тоска по дому).

- Кто был классным руководителем мальчика?

(Лидия Михайловна – учительница французского языка).

III. Этап целеполагания и планирования.

6156504        - А сейчас обратите внимание на слайд. Что мы видим с вами на экране?

(Памятник, установленный учителю. Он находится в Иркутске, в родных краях Валентина Григорьевича Распутина).

- В чем смысл данного памятника?

(Памятник означает доброту, мудрость и любовь к детям).

-Куда устремлен взгляд детей? Какие у них лица?

(У них одухотворенные лица, они получились красивыми и любознательными, с восхищением смотрят на учительницу).

- Какая связь между памятником и нашим рассказом «Уроки французского»?

(Учитель играет значительную роль в жизни детей, дает не только знания по определенному предмету, а учит дружить, видеть добро, помогать другим.  И эта роль бесценна!!!)

- Значит, о ком мы будем говорить на уроке? Давайте сформулируем тему урока.

(Будем говорить об учителе, о его роли в жизни детей).

-Таким образом, что необходимо нам выполнить на уроке, чтобы раскрыть тему? (Охарактеризовать образ учительницы. Выяснить, какую роль она сыграла в жизни мальчика).

ТЕМА. Роль учительницы Лидии Михайловны в судьбе мальчика в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского». (запись в тетради темы урока)

IV. Открытие новых знаний.

- Ребята, мы выяснили, что этот рассказ посвящен Анастасии Прокопьевне Копыловой – матери товарища-земляка Распутина, а кто же стал прототипом учительницы французского языка?

- Что означает слово прототип?

(Прототип – это реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании героя произведения).

Учащиеся. Прототипом учительницы французского была Лидия Михайловна Молокова. В 1951 году она, молоденькая выпускница Иркутского института иностранных языков, приехала в далекую Усть-Уду. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Таким образом, «Уроки французского» – произведение автобиографическое.

- Одним из художественных средств  характеристики литературного героя является портрет.

Что означает портрет?

Портрет – это описание внешнего облика персонажа.

Работа с раздаточным материалом.

Перед вами отрывок из рассказа «Уроки французского». Зачитаем описание Лидии Михайловны и назовем ключевые слова.

«Она сидела передо мной аккуратная  вся, умная и красивая, красивая в одежде, и в своей женской молодой поре… Глаза у неё косили и смотрели словно бы мимо, но мы к тому времени уже научились распознавать, куда они смотрят… (с.103)
Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет двадцать пять или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными глазами, тугую, редко раскрывающуюся до конца 
улыбку и совсем чёрные, коротко остриженные волосы. Но при всём этом не было видно в её лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой и словно говорящее: интересно, как я здесь очутилась и что я здесь делаю?» (с. 108)


– Какие черты характера учительницы вы увидели? 

(Доброта, внешняя скромность, неприметность, аккуратность, красота и обаяние).

За внешней скромностью очень легко разглядеть человека с богатым духовным миром, благодаря поступкам.

Беседа с учащимися.

—  Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это?

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?

 (Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).

-Какие чувства вызывал у Лидии Михайловны мальчик?

 (Она относилась к нему с пониманием и сочувствием, ценила его целеустремленность. В связи с этим учительница начала заниматься с героем дополнительно, рассчитывая его дома покормить).

-Почему Лидия Михайловна решила послать посылку мальчику и почему эта затея не удалась?

 (Она хотела помочь ему, но наполнила посылку «городскими» продуктами и выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять подарок).

-Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? 

(Она предложила играть на деньги в «пристенок»).

Пристенок – это игра  на монетки, популярная в советское время, игра на деньги и игра весьма азартная. Второе название игры – «замеряшки».

Физкультминутка. Математическая задачка.

 Сколько времени проводит ученик с учителем в школе в неделю, если у него в день по 6 уроков и 2 урока внеурочных занятий?

5. Закрепление усвоенного материала.

-Почему главный герой считал крайне неприличным и безнравственным принимать деньги от Лидии Михайловны в виде «подачки», но спокойно относился
к игре в «замеряшки» с ней?

(Главный герой считал выигранные деньги честно заработанными, а деньги, доставшиеся без каких-либо усилий с его стороны, ранили самолюбие. Лидия Михайловна без труда раскрыла причину отказа от подарка. И выбрала иной способ помощи).

  • Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Понимала ли она, чем чревата для нее эта игра на деньги с учеником?
  • (Поняв, что мальчик не примет от нее никакой помощи, Лидия Михайловна решила создать такую же ситуацию, когда Валя будет вынужден брать деньги как выигрыш.)

6.Посмотрим эпизод «Игра в пристенок» из фильма Е.Ташкова «Уроки французского», снятого в 1978 году.

  • Что сделал директор, когда обнаружил Лидию Михайловну на месте «преступления»? Захотел ли он разобраться в ситуации?
  • (Директор проявил строгость и решительность. Его не интересовала причина, толкнувшая Лидию Михайловну на этот поступок.)

- Какими словами директор школы Василий Андреевич характеризует поступок Лидии Михайловны? («преступление»)

Слайд с толкованием лексического значения слов «преступление».

Преступление – 1. Самовольно нарушить, отступить от чего-нибудь. 2. Общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

  • Действительно ли на ваш взгляд поступок учительницы «преступление»? (нет)
  • Почему Лидия Михайловна не стала объяснять директору свой поступок?

В самом факте игры учительницы на деньги со своим учеником он увидел грубейшее нарушение внутришкольного устава. С его точки зрения, поведение учительницы было аморальным. И он принял все меры, чтобы выгнать ее из школы.

•        Как ведет себя Лидия Михайловна в этой сцене?

(На возмущение директора она отвечает спокойно, не выкручивается и не оправдывается. Она ничего не стала объяснять директору, потому что он ничего бы и не понял — не тот человек.)

  •  Каким вы себе представляете директора школы?

(Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался»)

(Директор отчитывает Лидию Михайловну за игру на деньги с учеником и увольняет. Это принципиальный человек, проступок Лидии Михайловны в его глазах – это педагогическое преступление).

Директор должен был знать, как живут его ученики. Он в ответе за всех.

7. Зачитаем концовку рассказа: с.120

«И больше я её никогда не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я её открыл, достав опять топор из-под лестницы, – аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обёртке я нашёл три красных яблока.

Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».

- Ребята, почему именно яблоки отправила Лидия Михайловна герою рассказа «Уроки французского»?

- О каких душевных качествах говорит данный поступок?

(О душевной чуткости, внимательности учительницы).

– Как вы думаете, символом чего являются яблоки?  

 Яблоки являются символом знания жизни и людей!!!

Как вы понимаете это предложение?

  • Какую роль играет послесловие?

(Кратко рассказав о последующих событиях, автор завершает свое повествование сообщением о полученной им посылке с Кубани. В ней были макароны и три красных яблока. Память об этих яблоках Валя сохранил на всю жизнь.)

Вывод: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами. Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

8. Рефлексия.

- Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика.?

Лидия Михайловна повела себя мужественно и благородно, взяв всю вину на себя и дав мальчику возможность учиться дальше. Учительница уехала к себе на родину на Кубань. Я считаю такой поступок учительницы очень благородным и добрым.

Рефлексия с яблоками.

        - Каким же должен быть настоящий учитель?(Ученик может любить, не боятся и доверять ему, настоящим будет тот учитель, которого не забудут никогда.)

Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности. Посмотрим на предисловие к рассказу. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Он назвал «Уроки французского» «уроками доброты». В.Г. Распутин говорит о «законах доброты»: истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи, оно бескорыстно. Добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку. Я надеюсь, что доброта и сострадание играют большую роль в вашей жизни  и вы будете всегда добрыми, готовыми прийти на помощь друг другу в любую минуту.

9. Выставление оценок. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение  на тему «Мой любимый учитель».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения для 11 класса Тема: Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»)

Тема:Жизнь богата человеком (по рассказу Бориса Екимова «Возвращение»).Тип урока:урок-беседа.Цели: - выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа;-формирование умени...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

Конспект урока по теме «Один день в нашей жизни. Какой он?» (6-й класс)

Этот урок по программе И. Бим «Deutsch.Klasse 6» находится в теме «„Ein Tag  unseres  Lebens. Wie ist   er?“» и является уроком комплексного применения знаний по подтеме «Мой рабоч...

конспект урока литературы в 7 классе "Панорама русской жизни в романе А. К. Толстого "Князь Серебряный"

Данный урок разработан с учетом возрастных особенностей учеников, их восприятия произведения, поэтому акцент был сделан на историзм произведения А. К. Толстого "Князь Серебряный"....

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика". 7 класс

Уроки доброты. Нравственная проблематика рассказа В.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика" 7 класс.  Урок построен с учетом элементов р...

Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".

Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака"....

Презентация "Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика"

По произведению В.Распутина "Учитель французского"...