ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
план-конспект занятия по литературе (8 класс)

Обсуждение  социальной и нравственной проблематике комедии; развитие у обучающихся умения участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях;  понимания литературы как особый способа познания жизни; формировать гражданскую позицию обучающихся, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА : ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

ЦЕЛИ : дать представление о социальной и нравственной проблематике комедии; развивать умение участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в развернутых высказываниях; развивать умение понимать литературу как особый способ познания жизни; формировать гражданскую позицию, ответственное отношение к учению, уважительное отношение к труду.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ согласно КТП

Х О Д У Р О К А

Вступительное слово учителя. Что такое «социальная проблематика» и «нравственная проблематика»?

2 Беседа с учащимися по теме урока.

Вспомогательная таблица для учащихся.

П р о б л е м а

Отношение к ней автора

П р и м е р ы

Проблема влияния крепостного права на людей

( Как крепостное право влияет на людей?)

Помещики жестоко обращаются с крепостными, потому что считают, что им все позволено. Крепостные считают, что так и должно быть, т.к. с детства привыкли подчиняться.

1 Как Простакова и Скотинин грабят крестьян? (д. 1 , явл. 5)

2 Как Простакова относится к Еремеевне? Еремеена к Простаковым?

3 Кого и как собирается наказать Простакова после неудачного похищения Софьи?

Проблема роли образования в жизни человека. ( Какое значение имеет образование в жизни человека? )

Образованный человек может многого добиться в жизни и много сделать для других людей, для страны, а необразованный…

1 Примеры благородных образованных людей в пьесе ( Правдин, Стародум ).Чем важна для других деятельность Правдина? Чего добился Стародум?

2 Примеры необразованных людей

( Простаковы, их родители, Митрофан) . Доказательства их необразованности. Смогут ли они прожить без крепостных, добывая сами себе хлеб? Какое будущее ждет Митрофана?

Проблема воспитания ( Как надо воспитывать детей, если хочешь, чтобы из них выросли достойные люди? )

Нельзя потакать всем желаниям детей и действовать по принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало», иначе вырастет эгоист. Кроме того, надо помнить, что дети берут пример с родителей.

1 Докажите, что М. необразован. Почему? Что мешает ему учиться?

2 Что означает имя «Митрофан»? Соответствует ли оно характеру главного героя?

3 Как Простакова относится к людям?

( Как и почему меняется ее отношение к Софье, Стародуму, ее отношение к Еремеевне? )

4 Как и почему Митрофан относится к людям( как меняется его отношение к Ермеевне во время драки со Скотининым и в другое время, отношение к матери : сцена сна явл. 4 д-я 1 и последняя сцена )?

3 Беседа о правилах написания сочинения.

  1. Составление плана сочинения.

1 Какое произведение мы изучили? Какую проблему поднимает в нем автор?

2 Как автор относится к данной проблеме?

3 Какие доказательства этого можно привести из текста?

  1. Речевые клише :

1 пункт : Автор поднимает проблему…

Одной из проблем, поднятых автором, является…

Автор задается вопросом….

Автор заставляет нас задуматься о том…

2 пункт : Автор считает…

Автор полагает…

Автор хочет донести до читателя мысль…

3 пункт : Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.

Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий

эпизод ( сцена )…

Эту мысль можно доказать на примере…

Подведение итогов урока.

Домашнее задание : подготовиться к сочинению по одной из проблем ( на 1,5 – 2 страницы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционное и новаторское в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Славу Д.И. Фонвизину принесла поставленная в 1782 году комедия «Недоросль», над которой он работал в течение многих лет.Комедия «Недоросль»  считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечест...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Презентация к уроку литературы "Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблематика комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" состоит из 9 слайдов....

Признаки классицизма в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Работа над языком комедии

Признаки классицизма в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". Работа над языком комедии...

Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика. Цели:

Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.Формирование нравственно-эстетических представлени...