Авторская песня, ее место в развитии литературного процесса 1950- 1990-х г.г. Поэзия Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Рябова Ольга Васильевна

На данном уроке происходит знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни,  бардовской песней, с творчеством Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11_klasse._avtorskaya_pesnya.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе.

Тема. Авторская песня, ее место в развитии литературного процесса 1950- 1990-х г.г. Поэзия Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.

Цели: развитие интереса к предметам: литература, музыка; воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей.

Задачи:

Образовательные

знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни, бардовской песней, творчеством Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы; выявление связей литературы с музыкой, место авторской песни в литературном процессе; совершенствование навыка выразительного чтения;

Воспитательные:        

 формировать личность старшеклассника, его духовный мир, эмоциональную чуткость; воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе.

Развивающие:

развитие познавательных процессов у учащихся; побуждение обучающихся к самовыражению через создание собственных произведений; создание положительного настроя на учебную деятельность; развивать способности к целенаправленной творческой деятельности; уметь замечать прекрасное в окружающей действительности.

Технологии развивающее обучение, педагогика сотрудничества                                                Оборудование: выставка книг В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, Ю. И. Визбора, портреты “бардов”, сборники авторских песен, записи песен, тексты песен-стихотворений, музыкальный и иллюстративный материал по теме урока.

Ход урока.

1.Организационный этап.

2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок. Пройдет совсем немного времени, и вы покинете стены школы, получите аттестаты зрелости и уйдете в новую, взрослую жизнь. Завершение школьной биографии – это первая высота, вершина, которой вы скоро достигнете. Перед последним восхождением я предлагаю вам организовать привал, как это делают все альпинисты, туристы: немного отдохнуть у нашего символического костра, послушать знакомые и узнать незнакомые песни, почувствовать рядом плечо друга, а может, и погрустить от осознания скорого неизбежного расставания.

Этот урок я хочу посвятить авторам, поэтам, музыкантам, актерам и просто талантливым людям, без которых просто нельзя представить авторскую песню…

Вы познакомитесь с творчеством ее ярких представителей - Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы.

Сегодня у нашего символического костра собрались «символические» представители разных профессий и рода деятельности: и биографы, и актеры, и певцы, и литературоведы. Но сначала я хотела бы, чтобы вы поделились своим представлением об авторской песне.

3. Беседа с учащимися.

. Авторская песня…Может быть, кто-то уже слышал этот термин, а для кого-то это новое словосочетание.

- Как бы вы объяснили, что такое «авторская песня»?

- Чьи песни слышали вы? Есть ли у вас любимый автор?
- Что явилось истоками авторской песни?  Чьи песни слышали вы?

-  Есть ли у вас любимый автор?
 (ответы учащихся)

- Авторская песня как литературное явление и явление общественной жизни сложилось во второй половине 1950-х годов, в период хрущевской оттепели с ее неясными надеждами на перемены.  Пиком развития стали именно эти годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песни чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычные по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст.

- Что главное в авторской песне?

В авторской песне автор – и сочинитель текста, и автор музыки, и исполнитель, и аккомпаниатор.

- А что из перечисленного важнее?

- Главным является текст, поэтому авторская песня и создавалась поэтами. В основе авторской песни – стремление выявить, усилить смысловые и музыкально-ритмические оттенки стихов. Авторская песня стала своего рода протестом против поверхностного искусства, против имитации чувств. Она противостоит развлекательной эстрадной песне.

Авторскую песню часто называют бардовской.  Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах. Расскажу одну притчу:

Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца. Пройдя испытание, обучение, посвящение, избрани к назывался бард. Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

- Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

- Как же возникает такая песня?  Та, которой суждено затронуть души людей, идти с ними по свету, стать надежным другом «и в любви, и в радости, и горе».

…А началось все так…

4.Слово биографу.

В один из пасмурных осенних дней 1937г. Два друга – школьник и студент-первокурсник – собрались вместе и решили… создать песню. Один любил рисовать и умел немного на слух играть на рояле. Другой – писал стихи, мечтал стать поэтом. Они хотели сочинить песню о дальних морях, путешествиях, о людях мужественных, сильных духом, не похожих на тех, кому слишком дорог домашний уют. Об этом они читали в приключенческих романах, к этому готовили себя, вступая во взрослую жизнь.

Павел почти сразу придумал рефрен, а Георгий, никогда прежде не писавший музыку, храбро коснулся пальцами клавиш. Через два часа «Бригантина», подняв паруса, отправилась в длительное плавание по Океану романтики надежд, поиска и открытий.

По-разному в дальнейшем сложилась судьба друзей. Оба ушли на фронт, оба воевали в действующей армии. Лейтенант Павел Коган – военный переводчик, молодой талантливый поэт – погиб в 1942 г. Под Новороссийском, выводя свой разведотряд из окружения. Гвардии младший сержант Георгий Лепский вернулся с войны, окончил институт, учил детей рисованию и черчению, водил их в туристические походы.

И разве могли предположить создатели «Бригантины», сколь долгой будет жизнь и сколь счастливой окажется судьба у их песни. «Бригантина» сразу пришлась по душе любителям дальних дорог…

(Звучит песня «Бригантина» в исполнении группы «Песни нашего века»).

Учитель.  Кто же они, первое поколение бардов, эти «атланты»? Это писатель Б.Окуджава, актёр, поэт В.Высоцкий, драматург А.Галич, журналист, писатель, драматург Ю.Визбор, поэт Ю.Ким… Слово биографу.

5. Ю. Визбор. (Бабкина А.)

Биограф. Его можно считать родоначальником студенческой и туристической авторской песни. Его песни молодежные, улыбчивые, легкие, теплые. Автор словно позволяет простым и обыденным вещам проявить свою глубину и красоту.

Знаменитый бард, чьи песни мы поем уже полвека, журналист, одним из первых сумевший в годы официоза говорить нормальным человеческим языком, неисправимый романтик, воспевающий будничный героизм и мужественные профессии, бесстрашный альпинист, артист, писатель... Все это Юрий Визбор. Он никогда не был «одиноким гитаристом», круг его друзей был очень широк, его любили коллеги, обожали женщины... Он сам лепил свою судьбу.

Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на КавказПамир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях и сделало их популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

(Звучит песня «Люди идут по свету»).

Учитель. В самодеятельных песнях есть все оттенки любовного чувства. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей. Песню, которую вы сейчас услышите, по праву можно назвать визитной карточкой Визбора.

(Звучит песня «Солнышко лесное».)

Учитель. Через год после смерти Ю.Визбора друзья-альпинисты осуществили первовосхождение на безымянную вершину на Памире и назвали её Пиком Визбора.
Визбор – это вечная молодость, внезапно открывающая для себя что-то новое: горы,
тайгу, дороги, моря и океаны, подмосковную осень... Это резкое ощущение пространства и времени, истории и человека
Биограф.  (А.Марков). Поэт. Композитор. Певец. Актёр театра и кино. Но, главное, по словам режиссёра Станислава Говорухина, “был гражданином своей страны. Он выбрал трудный путь и до конца прошёл его достойно”. Он родился 25 января 1938 года в Москве, в семье военнослужащего. Ещё учась в школе, посещал драмкружок в Доме учителя, где заметили его актёрское дарование и посоветовали пойти учиться в театральное училище. Там же он научился играть на гитаре, петь песни. Для родителей было полной неожиданностью, что сына приняли в школу-студию МХАТа.“Незадолго до окончания школы-студии, - вспоминал Высоцкий, - я услышал Окуджаву и тогда понял, что такая манера – свои стихи излагать под ритмы гитары – более усиливает поэзию, делает её более выразительной и доходчивой”.  Владимир Семенович Высоцкий, пожалуй, самый любимый народный бард. 

 Лирический герой Высоцкого – это бунтарь, мятежник. Он говорил от лица людей сломленных и бунтующих, сильных и слабых. От лица рабочих, спортсменов, солдат, заключенных, моряков, альпинистов, милиционеров, крестьян. Каждая отдельная песня Высоцкого – монолог, но в полном объеме, его поэзия – хор голосов, вольный голос подневольной страны. Заслуга Высоцкого как поэта прежде всего в том, что он смело ввел в литературу яркий и сочный, многозвучный и мусорный язык улицы, все многообразие различных слэнгов - от блатарей до спортсменов. Его песенные стихи, несмотря на их внешнюю обманчивую простоту, сложны по смыслу. 

Звучит песня в исполнении В.Высоцкого «Я не люблю».

Учитель.
Несмотря на громкую славу, Высоцкий как бард так и не дождался при жизни официального признания. Но сама смерть поэта летом 1980 года, стала общенациональным событием. Провожали его сотни тысяч сограждан.  

    Чем больше времени отделяет нас от безвременной гибели Владимира Высоцкого, тем более отчетливо обозначается масштаб его роли в формировании народного самосознания в глухую эпоху семидесятых. Неповторимость его хриплого голоса многие склонны относить в первую очередь к актерским талантам. Мне же представляется, что неповторимость Владимира Высоцкого, органически соединившего в себе несколько талантов сразу, состоит прежде всего в его авторской самобытности как ПОЭТА. Его именем названа планета, миллионными тиражами выпускаются диски его песен, выходят сборники стихотворений. Присуждение посмертно Государственной премии в 1987 году – ещё одно доказательство всенародного признания его неповторимого таланта.

За свою короткую жизнь (42 года) Высоцкий написал около 100 стихотворений, 600 песен, сыграл много ролей в театре, снялся в десятках ролей в кино. Но как несправедлива бывает порой судьба…

 Критик: (Гусев О.)  Из воспоминаний Всеволода Абдулова: “При жизни Владимир увидел напечатанным только одно свое стихотворение и то не полностью, в искаженном виде. Литературный архив Владимира явился подлинным открытием для всех. Это серьезные опыты в прозе, поэма для детей, киносценарии. Настоящей сенсацией стали около двухсот пятидесяти ранее никому не известных стихов. Когда началась Великая Отечественная война, ему было три года. Но в своих песнях он в 70-е годы так писал о войне, что фронтовики утверждали, что вместе с ним выходили из окружения, вместе с ним лечились в госпитале. Каждое событие, о котором писал и пел, Владимир Семёнович пропускал через своё сердце.

 (Чтение наизусть стихотворения Высоцкого «На братских могилах». Марков А.

Учитель. Лучшие песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья людей. В песнях этих есть удивительная добрая сила. Сила, которая помогает выстоять слабым и обрести уверенность - растерявшимся. На его песни можно опереться, как на плечо, потому что в них звучит надежность и правда. Следующая песня, прозвучавшая в кинофильме «Вертикаль», принесла известность Высоцкому. Тема дружбы, измены, предательства, мужества, трусости занимает важное место в бардовской песне. Слушая эту песню, попытайтесь представить людей, которые есть в вашей жизни, друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации?

Звучит песня “Песня о друге”.

Булат Окуджава. (Яшина В.)
Наверное, в нашей стране нет человека, который не слышал песен Окуджавы. Он один из тех, кто напомнил о первоначальном союзе слова и музыки. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения, принадлежат ему, как интонация. Они неразрывны. Окуджава – яркий представитель авторской песни 50-70 годов прошлого века.

 Они появились в середине 50-х годов. Булат Окуджава происходил из семьи крупного партийного работника. Детство прошло в Москве, затем в Магнитогорске. В 1937 году отец был арестован и вскоре расстрелян, мать сослана в лагерь, а мальчик отправлен в детский дом. В 1942 году из 9 класса он ушел добровольцем на фронт. Там произошло его становление как поэта. В Москву Окуджава вернулся в 1956 году. Были написаны песни для фильмов: “Приключения Буратино”, “Белое солнце пустыни” (песня Верещагина), “От зари до зари” (“Бери шинель, пошли домой”) и другое. Поэт говорил: “война – противоестественное состояние человеческих отношений, ибо она разрушает, губит, опустошает души от постоянного созерцания людского горя. На тему Великой Отечественной войны написано много стихотворений, некоторые положены на музыку.

Песня из кинофильма “Белорусский вокзал” в исполнении класса под фонограмму.

Чтение стихотворения «Ах, война, что ты сделала, подлая?».  (Бабкина А.)

Учитель.  Авторская песня Окуджавы отличалась неброской мелодией, поскольку главным было содержание. Оно тоже было своеобразным: в песне не содержались ни призывы, ни описания войн, насилия. Песни имели сложную судьбу. Они распространялись на территории всей страны, а сам он жил “внутренним эмигрантом”. Первое появление Окуджавы на публике вызвало раздражение не только во властных кругах, но и среди коллег. Композитор Соловьев –Седой назвал мелодии белогвардейскими, Вертинский – песнями для неуспевающих студентов. Его обвиняли в пошлости, прогоняли со сцены. Но его песни пела вся страна.

Звучит фрагмент выступления Окуджавы перед зрителями «Виноградную косточку…»

Учитель. Слушая Окуджаву, мы слышим неторопливую речь зрелого человека, умудренного жизненным опытом очень непростых лет, Окуджава не ожесточился к власть имущим, отнявшим у него родителей, не замкнулся в неприятии действительности. О чем бы он ни писал – о веке нынешнем или минувшем, об опыте истории, он размышляет о нашем времени, вере в добро, справедливости.

Чтец выступает со стихотворением “Полночный троллейбус”. (Артюхов И.)

Рефлексия. Подведение итогов урока.

А сейчас ответьте на вопросы, а мы определим лучшего знатока бардовской песни.

1.Чем отличается авторская песня от бардовской? (Ничем).

2.Кто такой бард в первоначальном смысле слова? (Древний поэт в Европе, который исполнял свои песни под аккомпанемент струнного инструмента).

3. Что такое бардовская песня? (Песня под гитару, которую исполняет сам автор и слов, и музыки.)

4.Где обычно звучала авторская песня? (В студенческих общежитиях, в походах у костра, на пикниках).

5.Что главное в содержании бардовских песен? (Романтика, мечта).

Сегодня мы говорили о творчестве лишь некоторых представителей авторской песни – рассказать обо всех не хватит и десяти уроков. Тематика их песен очень разнообразна и обширна. 
Лучшее признание для поэта – постоянное обращение к его песням. Так, например, песня Б.Окуджавы
«Пожелание друзьям» часто звучит на слетах, фестивалях да и просто в компании друзей. На этой лирической ноте мне и хочется закончить наш урок.
Звучит песня Б.Окуджавы «Пожелание друзьям».

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру «Мое отношение к авторской песне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный (открытый) урок в 11 классе по теме: «Место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности, мелодическое богатство)»

1. Познакомить учащихся с таким направлением отечественной культуры, как авторская песня; показать тематическое и жанровое своеобразие этого явления в нашей литературе и культуре 2. Развитие навыко...

Интегрированный урок.Авторская песня (барды). Б.Ш. Окуджава

Интегрированный урок включает в себя план- конспект урока, презентацию. Цель урока: познакомить обучающихся с авторской поэзией, с творчеством Б. Окуджавы, место авторской песни в развитии литера...

Урок-концерт "Авторская песня. Б.Ш.Окуджава"

Содержание  урока "Пусть будет дверь открыта..." знакомит учащихся с жизнью и творчеством поэта Б.Окуджава...

Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого

Вечер авторской песни, посвящённый творчеству Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого...

Проект по теме: «Библеизмы в творчестве поэтов-бардов» Объект исследования: поэзия Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы.

Предмет исследования: фразеологические единицы библейского происхождения.Теоретическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в нём выявлен состав и особенности функционирования библе...

Урок литературы в 11 классе. "Авторская песня.Тема войны в творчестве Б.Окуджавы и В. Высоцкого»

На уроке  рассматривается  место авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны; дается краткая картина данного периода развития литературы в ее связи с жизн...

Урок внеклассного чтения в 11 классе: «Современная авторская песня. В.Высоцкий» Литературно – музыкальная композиция. «Я весь прозрачен, как открытое стекло…»

Цели урока:познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора и исполнителя В.Высоцкого;выяснить ответ на вопрос: почему Высоцкий был запрещен и непризнан в 70-е гг и знаменит сейчас;прививать любовь ...