Поурочная разработка урока литературы в 10 классе на тему : "«Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Димова Виктория Викторовна

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока :знакомство с историей создания романа,со смыслом заглавия, формированием авторского замысла,жанром и композицией, своеобразия, с действующими лицами.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voyna_i_mir_razrabotka_uroka.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы. Класс- 10 -А.  Дата- 19.02.2021 г.

Учитель- Димова Виктория Викторовна.

Тема: «Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа. Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа -эпопеи.

Цели урока:

1Личностные:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

2.Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Познавательные УУД: 

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
  • умение находить ответы на вопросы, используя знания и информацию, полученную на уроках

Коммуникативные УУД:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

          умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

          использовать полученные на уроке знания в жизни.

Предметные:

  • понимание ключевых проблем изученного произведения;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания,

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции,

         знакомство с историей создания романа, смысла заглавия , формированием авторского замысла, раскрыть его своеобразие.

Оборудование: мультимедийная доска, книги, учебники, портрет писателя, раздаточный материал.

План урока.

1. Орг. момент. Эпиграф к уроку (на слайде презентации).Чтение учителя.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика

новорождённого ребёнка до последней вспышки чувства умирающего

старика, все горести и радости, доступные человеку, - всё есть в этой картине.

Н. Страхов.

2. Актуализация новых знаний. Целеполагание. Инсценировка учащихся: Эпизод с диалогом А.Болконского и П.Безухова «Война…..-Ежели бы все воевали только по своим убеждениям……» и слова Л.Толстого «Мир- это народ ,человечество, община, согласие и единство».

И исходя из этого, произнесите автора и название произведения, о котором мы сегодня начнём говорить.(--–Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир».)

А теперь давайте вспомним : с определения чего мы на уроках начинаем изучение любого произведения?

Правильно.Темы. Записываем тему урока : « Л. Н.Толстой. Роман «Война и мир». «Я старался писать историю народа». История создания романа .Смысл заглавия романа. Жанрово- тематическое своеобразие романа- эпопеи.»

Проверка домашнего задания.Было дано задание – подготовить биографию Л.Толстого. Найти интересные факты его жизни,узнать историю создания романа «Война и мир» Л.Н.Толстого.

3. Вступительное слово учителя.  

1. Замысел романа.

          Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие. 

        Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы, Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».

Формирование замысла определил сам автор. (Сообщения учащихся)

1856 год  - начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1863-1869 г.-работа над романом, около 7 лет (!) Нередко главы переписывались 12-13 раз.

1825 год- восстание декабристов."Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год  - война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805- 1807 годы  - заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".

С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ  - основа нравственных и моральных устоев общества.

1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

2. Истинный и ложный патриотизм.

3. Назначение женщины  - сохранение семейного очага. Слайд 3.Схему – в тетрадь.

По мере продвижения работы шли наряжённые поиски заглавия романа. Первоначально – «Три поры».

В 1866 году появляется вариант «Всё хорошо, что хорошо кончается».

В 1867 году – «Война и мир».

2.Смысл названия романа.(сообщение ученицы)

Мир – отсутствие войны, мирная жизнь.

Мир – народ,  человечество, община, согласие и единение.

Толстой писал и так, и так; это говорит, что в толстовском  значении переплетаются все оттенки этого понятия.

Война – не только «вооружённая борьба между государствами», но и «борьба, враждебные отношения с кем-нибудь», а в представлении Толстого, ещё и всё, что может разъединять людей, например эгоизм, алчность.( Слайд 8)

3.Жанр. Произведение получилось очень сложным и разнообразным по жанровой стилистике. Здесь собрано несколько жанров:

исторический, философский, социальный, семейно - бытовой, психологический, нравственный роман. (Немного остановимся и приведём пример, свойственный Толстому- психологу.Ни один из образов Толстого не дан в статике, все они очень динамичны. Каждый герой проходит через череду испытаний. Не явился исключением и образ Андрея Болконского. В самом начале романа это молодой амбициозный, гордый военный, а на поле Аустерлица после ранения он меняется, переосмысливает все свои ценности. (Инсценировка учащимися эпизода « Небо Аустерлица»).

 Объяснение понятия "роман-эпопея". Работа с учебником – стр.150, читаем вверху формулировку и отмечаем ключевые слова.

Роман- эпопея.

Крупная форма ; исторические события ; большой объём ; многогеройность

эпической литературы; обилие сюжетных линий . Слайд 9. 10, 11.

 Сам Толстой говорил: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Роман-эпопея  - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева.)

4.Исторические события и выявление черт эпопеи в романе «Война и мир». Сообщение ученицы. Слайд 4,5,6 

В романе 4 тома и эпилог:                                                                                               I том — 1805 год.                                                                                                                    

 II том — 1806—1811 годы.                                                                                                                

III том 1812 год.                                                                                                                        IV том —1812—1813 годы.                                                                                                      

Эпилог — 1820 год.                                                             

- Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).                                                     - События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).                                                    -  Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).                                                              

 - Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).                                                                                                     -  Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др.).                                                                                      

- Огромное количество человеческих характеров.                                                                    

 - Большая протяженность во времени (15 лет).                                                                          

- Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино ).

Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.                                                                            Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».

 4.Действующие лица и композиция. В романе более 550  действующих лиц.

5. Проверочная работа. Цель: выявить степень усвоения материала.

Ответьте кратко на вопросы.

1.О ком первоначально был задуман роман Л.Н.Толстого?_______________________________________________________________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты?_______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? _________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятия «мир» и «война»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Рефлексия.

--Что сегодня на уроке мы хотели узнать?

---Достигли мы поставленной цели?

---Что особенно запомнилось и понравилось?

---Что показалось сложным?

7.Оценивание.

8.Домашнее задание: читать первый том романа;

Письменно образ Андрея Болконского (1,2 ряд);

Образ Пьера Безухова (3 ряд).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по литературе (9 класс) по теме: "Знаете ли вы роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" ?"

Контрольная работа по литературе состоит из тридцати вопросов, проверяющих знания учащимися 9 классов текста романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Данная работа может быть предложена учащимся на уроке...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...

поурочные разработки по литературе 5 класс "Уроки доброты в рассказе М.Пришвина "Старый гриб"

Путешествие и знакомство с волшебным миром Михаила Пришвина.Урок с огромным воспитательным значением,формирующий  уважительное отношение не только к старым людям, но и ко всему, что нас окружает....