Литература 8 класс - Лиза как сентиментальный герой (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)
план-конспект урока по литературе (8 класс)

План-конспект урока литературы на тему "Лиза как сентиментальный герой (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)"

Скачать:


Предварительный просмотр:

11.10.19

7б класс

Тема: Лиза как сентиментальный герой (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»)

Цель: Формирование понятия «сентиментальный герой» на примере образа бедной Лизы

Образовательные:

  1. Закрепить знания по направлениям 19 века (классицизм, сентиментализм), прочитанному произведению
  2. Раскрыть художественные особенности повести «Бедная Лиза»
  3. Раскрыть образ Лизы как героя сентиментализма
  4. Развивать навыки анализа текста

Развивающие:

  1. уметь работать с текстом художественного произведения;
  2. развивать умения и навыки анализа текста,
  3. развивать самостоятельную, групповую деятельность учащихся,
  4. понимать различные точки зрения,
  5. уметь отстаивать свою точку зрения,

Воспитательные:

  1. формировать у детей коммуникативные умения через сотрудничество на уроке.

Ход урока:

Этапы урока

1

Организационный момент

Здравствуйте!

Здравствуйте!

2

Актуализация знаний

2 мин

5 мин

Какой век мы изучаем сейчас?

Чем характерна русская литература 18 века?

Правильно. Классицизм и сентиментализм. Чем они отличаются друг от друга? Давайте заполним таблицу. Смотрим на доску

18 век

Появляются литературные направления – классицизм, сентиментализм. Переход от древнерусской литературы. Представители: Державин, Карамзин, Ломоносов

Заполнили таблицу

3

Мотивация

3 мин

- Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика?

- В чем смелость, новизна позиции автора?

Теперь посмотрите на доску. Я обобщила мнение критиков об образе Лизы. Вы согласны с этим мнением о Лизе?

Чтобы доказать, Лиза и есть образцовый сентиментальный герой, что мы должны сделать?

Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей

 Внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира человека

Да/Нет

Проанализировать

4

Работа по группам

13 мин

Предлагаю вам поработать в группах и проанализировать образ Лизы, дать ей свою характеристику.

Наш анализ будет основываться на взаимоотношениях Лизы и окружающих ее людей, начиная от автора и заканчивая нами, как читателями.

1 группа – Лиза-автор

2 группа – Лиза-Эраст

3 группа – Лиза-мать

4 группа – Лиза-Я

5

Выступление групп, совместное оценивание

10 мин

Выступают командиры

Остальные группы оценивают выступающих по критериям

6

Рефлексия

4 мин

Достигли ли мы цели урока? Доказали ли, что Лиза действительно герой сентиментализма?

Составление вывода «Черты сентиментального героя»

7

Индивидуальная работа/

Домашнее задание

5 мин

3мин - выступл

Написать альтернативную концовку судьбы Лизы, живи она в наше время.

Критерии

1 группа

Лиза-автор

2 группа

Лиза-Эраст

3 группа

Лиза-мама

4 группа

Лиза-Я

Отриц герой

4 группа

Лиза-Я

Положит герой

Описание отношений

Сострадает, сочувствует, любит ее. Вспоминает с болью

Обреченные отношения

Зависимые отношения

Стадии взаимоотношений

Сострадание

Сочувствие

Влюбленность-страсть-любовь-предательство-страдание-сожаление

Полная семья-лиза кормилица-болезнь мамы-забота о маме-стыд лизы-чувство вины, долга-непонимание

Недоговоренность -

Чувства Лизы

Смущение, волнение

Радость

Восторг

Беспокойство

Отчаяние

потрясение

Любовь

Забота

Страх

Стыд

-------

---------

Природа как зеркало души

Москва

Пруд

Дуб

Прекрасное утро-признание в любви

Пруд- любовь

Гроза-переломный момент

--------

--------

ВЫВОД

Лиза – сентиментальный герой

  1. Простой человек без власти и денег
  2. Невинность, чистота
  3. Внутренние противоречия
  4. Богатый духовный мир – большой спектр чувств
  5. Человек природы – природа является отражением души героя

Оценка:

Наличие всех критериев

Аргументы

Вывод

Культура выступления

Алгоритм работы:

1.        Выбрать командира, распределить между собой критерии.

2.        Работа с текстом

Группа 1 – стр.

Группа 2 – стр.

Группа 3 – стр.

Группа 4 – стр.

3.        Анализ образа Лизы по критериям

4.        Выступить перед одноклассниками

5.        Заполнить остальные столбцы по мере выступления групп

6.        Оценить работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Классицизм КРИТЕРИИ Сентиментализм Идеал Культивирование Тематика Герои Роль пейзажа Жанры Античное искусство Нравственная чистота, естественность Разум Чувства Патриотическая, гражданственная Любовная Деление на положительных и отрицательных Внимание к простым людям Вспомогательная роль Отражение чувств, средство психологической характеристики Высокие – трагедия, ода Низкие – комедия, сатира Элегия, эпистолярные жанры, сентиментальная повесть

Слайд 3

Поэтический образ Лизы нарисован как воплощение трудолюбия, скромности, бескорыстной, бесхитростной доверчивости и самоотверженности. Она преданная дочь, нежно заботящаяся о матери. Это первая в русской литературе героиня, которая, забыв о долге и рассудке, пошла навстречу своему чувству.

Слайд 4

Лиза как сентиментальный герой «И крестьянки любить умеют…»

Слайд 5

Алгоритм работы групп 1.Выбрать командира, распределить между собой критерии. 2.Работа с текстом: Группа 1 – стр. 51, 52, 54, 56, 64, 65. Группа 2 – стр. 53-55, 57-64. Группа 3 – стр. 53, 58, 59, 62-65. Группа 4 – стр. 51-65. 3.Анализ образа Лизы по критериям. 4.Выступить перед одноклассниками. 5.Заполнить остальные столбцы по мере выступления групп. 6.Оценить работы.

Слайд 6

Черты сентиментального героя: 5. Человек природы: природа является отражением души героя. Простой человек без денег, власти. Невинность, чистота. Внутренние противоречия. Богатый духовный мир - большой спектр чувств.

Слайд 7

Индивидуальная работа Напишите альтернативную концовку судьбы Лизы, живи она в наше время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература. Самостоятельная работа по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза" (9 класс)

Три варианта данной работы позволяют полностью охватить материал, изученный по произведению. В каждом варианте три вопроса, тесно связанных не только с повестью, но и с современной действительностью....

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе "Понятие сентиментализма. Н. М. Карамзин "Бедная Лиза"

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели урока:Образовательные:·               Кратко ознакомить у...

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...

Урок литературы в 9-м классе. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Понятие о сентиментализме

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Оборудование: компьютер; презентация, раздаточный материал (Приложение 1), картины В. Боровиковского и О. Кипренского, иллюстра...

конспект урока по литературе "Печальная любовь Эраста и Лизы" (Н.М. Карамзин "Бедная Лиза"

Цель: умение работать с текстом произведения, анализировать поступки героев...

9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Подготовка к сочинению.

9 класс_Нравственные проблемы в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Подготовка к сочинению. Цель урока: создать условия для самовыражения учащихся в форме сочинения.Задачи: проверит...

Презентация по литературе на тему: "Н.М.Карамзин"Бедная Лиза". (9 класс)

Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма...