Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы
методическая разработка по литературе (7 класс)

Калякин Юрий Иванович

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_attestatsiya.pptx469.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы Школа должна выводить прежде всего в люди, а уже потом в солдаты, рабочие, ученые… Н.Зинченко Презентация инновационного педагогического опыта Калякина Ю. И., учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МАОУ Школа №187 города Нижнего Новгорода

Слайд 2

Теоретическое обоснование инновационного педагогического опыта Закон Российской Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Конвенция о правах ребёнка; Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; Программа развития школы 187 на 2022-2023 гг ; Научные труды Харламова И.Ф., Бабанского Ю.К., Ушинского К.Д., Сластенина В.А.

Слайд 3

Цель педагогической деятельности: формирование духовно-нравственных ценностей школьников на уроках литературы. Задачи: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; развитие устной и письменной речи учащихся; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Слайд 4

Духовно-нравственная личность ученика Личностные Предметные Метапредметные Результаты педагогической деятельности Формирование организации Личностно- взаимодействия участников ориентированное процесса обучение Русский язык и литература Методы и приёмы обучения ФГОС, «Концепция духовно-нравственного Педагогические технологии развития и воспитания» Содержание образования Способы реализации Концепция формирования духовно-нравственных ценностей школьников

Слайд 5

Результаты профессиональной педагогической деятельности Положительная динамика учебных достижений учащихся Предмет 2019-2020 учебный год 2020-2021 учебный год 2021-2022 учебный год Русский язык и литература 81% 83% 84% Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку и литературе Учебный год Предмет Количество учащихся Средний балл Лучший результат 2021-2022 Русский язык 43 68 98 2021-2022 Литература 4 70 84

Слайд 7

ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета 1 1.Что для Вас является приоритетной ценностью в жизни? 2.На какое место из 5 в ряду духовно-нравственных ценностей Вы бы поставили любовь? В каком порядке расположили бы оставшиеся 4? 3.Какими качествами должен обладать человек? (перечислите 5 самых привлекательных для Вас качеств)? 4.Какими поступками Вы гордитесь? 5.За какие поступки Вам бывает стыдно? Например, на вопрос «Что для Вас является приоритетной ценностью в жизни?» учащиеся ответили следующим образом: здоровье (87%), любовь (76%), материальная обеспеченность (56%), интересная работа (54%). Далее как малозначимые следуют: самостоятельность (30%), доброта (34%), чуткость (32%), дружба (31%).

Слайд 9

Учащимся 9-х классов были предложены два списка ценностей (по 18 в каждом списке). Каждой ценности ученик должен был присвоить ранговый номер по порядку значимости. В ходе анкетирования выяснилось, что ценностным для детей являются: материально обеспеченная жизнь, общественное призвание, развлечения, которые заняли 1-е место среди ответов; 2-е место заняли позиции: здоровье, свобода, активная деятельная жизнь; 3-е место – наличие хороших и верных друзей, продуктивная жизнь. Весьма интересным для нашего исследования является отношение учащихся к работе над собой, к физическому и духовному самосовершенствованию. Положительно к данной ценности относятся 79% детей, 15% - нейтрально; 6% - отрицательно. Учащиеся задумываются над вопросом: Каких нравственных качеств вам не хватает, чтобы стремиться к идеалу? Учащиеся ответили, что 52% не хватает уверенности в себе; 41% - смелости, решительности; 74% - воспитанности; 32% - силы воли; 18% - любви; 33% - твердости воли.

Слайд 11

На вопрос: Что нужно изменить в нашем обществе, для того чтобы жилось лучше и интереснее? 35% опрошенных ответили так: предоставить возможность честно зарабатывать на жизнь; 22% - создать условия для самореализации; 11% - усилить борьбу с преступностью; 7% - создать молодежные организации и общества; 9% - уделить серьезное внимание духовно-нравственному воспитанию; 9% - сделать доступными учреждения досуга; 7% - обеспечить социальную защиту всем слоям населения, особенно молодежи и пенсионерам. В ходе проведения анкетирования были вскрыты следующие моменты: 61% современных школьников не верят в идеал, мало интересуются общественной жизнью страны; занимают пассивную позицию. В то же время понимают, что для того, чтобы стать лучше, им не хватает целеустремленности, доброты; просят уделять больше внимания духовно-нравственному воспитанию и культурному досугу. Среди 18 терминальных ценностей (методика Рокича ) ядро ценностей в жизни детей занимают: материально обеспеченная жизнь – 82%, развлечения, досуг – 78%. Второе место в жизни школьников занимают: 83% - здоровье; независимость и свобода - 82%; активная деятельность - 72%. Третье место занимают: наличие хороших и верных друзей - 50%; продуктивная жизнь – 45%. Среди инструментальных ценностей ( ценностей средства) в ядро ценностей вошли следующие: образованность - 68%; твердая воля- 68%; независимость - 67%. Вторую позицию занимают: смелость - 65%; широта взглядов - 63%; рационализм - 57%. Третье место заняли: жизнерадостность - 42%; воспитанность- 37%. Особую группу заняли ценности средства, которые не значимы для школьников: самосовершенствование - 30%; чуткость - 22%; терпимость - 19%; честность - 15%. Таким образом, духовно- нравственные ценности для большинства современных школьников не значимы.

Слайд 12

Для углубленного изучения проблемы представлений современных школьников о духовно- нравственных ценностях и ориентациях, в 2017-2018 учебном году была использована анкета №3, которая включала в себя четыре вопроса. Анкета №3 1.Есть ли у Вас идеалы? 2.Кто для Вас идеальный человек? 3.Как Вы относитесь к религии? 4.Какие трудности Вы испытываете в школе, в жизни?

Слайд 13

На вопрос: «Есть ли у вас идеалы?» ученики ответили, что у них есть идеалы - 81%, в качестве идеала называли видных деятелей политики и культуры. Нет идеала - 19%. При ответе на вопрос: «Кто для вас идеальный человек?» мы получили следующие результаты: идеальных людей нет - 13%; 87% видят идеального человека, как идущего вперед по карьерной лестнице. Весьма интересным для нашего исследования является отношение школьников к религии. Положительно к ней относятся 78% респондентов, 15% - нейтрально, 3% - верят в идею добра и справедливости. При ответе на четвертый вопрос: «Какие трудности Вы испытываете в школе, в жизни?» 56% школьников ответили, что испытывают трудности в общении со взрослыми, с учителями, с родителями; 21% испытывают трудности в общении с друзьями; 23% - не испытывают никаких трудностей. Для изучения теоретических представлений о морали, нравственности, духовности, была предложена анкета №4, которая включала в себя пять вопросов. Разработанная нами анкета позволила выявить владение учащихся теоретическим материалом в области нравственного поведения.

Слайд 14

Анкета №4 1.Как Вы понимаете значение слов «мораль», «моральный»? 2.Что означает совершить нравственный поступок? 3.Назовите примеры нравственных поступков известных Вам людей. 4. В чем различие добродетели и порока? 5.Приведите примеры из литературных произведений добродетельных поступков?

Слайд 15

Анализ ответов школьников показал низкий уровень владения теоретических представлений о нравственности, морали, добродетели. 45% респондентов определили мораль как правильное поведение, образец поведения. При ответе на второй вопрос: «Что означает совершить нравственный поступок?» 32% школьников ответили, что совершить доброе дело, за которое не будет стыдно. 10% не смогли ответить на данный вопрос. При ответе на третий вопрос: «Назовите примеры нравственных поступков известных Вам людей» учащиеся прибегали в основном к примерам актеров из иностранных фильмов (76%). Положительным моментом анкетирования оказалось то, что ученики знают различие между добродетелью и пороком (99%), с уверенностью привели примеры добродетельных поступков из литературных произведений 78% учащихся. Популярностью у школьников пользовались русские народные сказки, пословицы и поговорки, произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова.

Слайд 16

Анализ анкетирования показал, что современные школьники испытывают трудности в общении со взрослыми, учителями, родителями. Молодое поколение стремится к независимости, быстрому продвижению по карьерной лестнице. Недостаточное владение теоретическим материалом в области нравственного поведения, отсутствие необходимых знаний, умений, навыков приводит к конфликтам с родителями, учителями, сверстниками. Руководствуясь незначительным жизненным опытом, учащиеся действуют самостоятельно, не взирая на моральные нормы и убеждения. Перед нами встает необходимость продолжить работу по формированию духовно-нравственных ценностей школьников в процессе преподавания литературы. Необходимость проведения бесед, дискуссий на уроках литературы о моральных ценностях человечества, введения цикла классных часов под рубрикой «Часы нравственности», проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование духовно- нравственных качеств школьников.

Слайд 17

Работа с репродукциями. Сопоставительный анализ картин русских художников. Рассматриваем репродукции картин Г.Мясоедова «Дорога во ржи», А.Куинджи «Степь», А.Саврасов «Рожь» - Чем близки картины к изображаемому пространству в повести Гоголя «Тарас Бульба »? Г.Мясоедов «Дорога во ржи»

Слайд 18

А.Куинджи «Степь»

Слайд 19

А.Саврасов «Рожь»

Слайд 20

Литература Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Норматика , 2013.-128с. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков . Рос. Акад. Образования – М.: Просвещение, 2011. – 32 с. – (Стандарты второго поколения) Амонашвили Ш.А . Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Часть 2. Педагогическая симфония. Как живете, Дети? – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили , 2013. – 256с. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Пособие к спецкурсу. М., 1979 Бондаревская Е.В. Методология разработки современной теории воспитания в ростовской научной школе .– Ростов –на – Дону.: // - № 1. 2011. С. 21-30 Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 1984 Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1980. – С. 192 Маранцман В. Г. Театр и школа // Литература в школе. – 1991. – № 1. – С. 131–140 Маранцман В. Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. – 1998. – № 8 Маранцман В. Г. Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977 В.А.Сластенин . Педагогика: Учебное пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений/ В.А.Сластенин , И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов ; под ред. В.А.Сластенина – М: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с Селевко Г.К.Современные образовательные технологии.М.,2005 Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009 – 264 с., с. 15 Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании / А.П.Тряпицына // Инновационные процессы в образовании. – Спб .: Образование, 1997. - №3. – С.3-27 Щуркова Н.Е.Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994. 113с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно - нравственных ценностей школьников на уроках и во внеклассной деятельности

В данном выступлении я привожу рассуждения о формах и способах формирования духовно - нравственных ценностей  у школьников на уроках литературы и МХК, а также в личном общении обучающихся и педаг...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Особое место в духовно-нравственном воспитании отводится начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходи...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Презентация опыта "Организация образовательного пространства по формированию духовно-нравственных ценностей школьников"

Мы убеждены, что духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности, что о...

Формирование духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках немецкого языка в условиях внедрения ФГОС.

Духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших направлений современного российского  образования в условиях внедрения ФГОС. Оно связано с получением необходимого для каждого культурн...