Внеклассное мероприятие, посвященное празднику Победы в Великой Отечественной войне. "Поэзия подвига"
методическая разработка по литературе (7, 8, 9 класс)

Коваленко Ольга Александровна

Мероприятие проводится в форме литературно-музыкальной композиции.

Учащиеся - активные участники, которые знакомятся с поэтами-фронтовиками через прочтение стихотворений. 

Чтению стихов сопутствует музыкальное сопровождение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_poeziya_podviga.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное 75-летию со дня победы в Великой Отечественной войне.

Цель.

- Познакомиться с творчеством молодых поэтов-фронтовиков

Задачи:

Прослушать стихотворения молодых поэтов-фронтовиков, понять, почему эти далекие строки заставляют нас, и сейчас, чувствовать гордость за людей, которые завоевывали победу.

Закрепить навык выразительного чтения стихотворений;

Проникнуться любовью к Родине, о которой пишут поэты

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция

Оборудование: проектор, доска

Реквизит: механические свечи, сымитированный костер, гимнастерки, пилотки, стол с алюминиевыми кастрюльками, колпак и фартук для повара.

Ход мероприятия.

Организационный момент.

Слово учителя.

Здравствуйте, мои дорогие  любители словесности. Рада вас приветствовать в нашей литературной гостиной. Сегодня мы  с Вами собрались, чтобы познакомиться с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, послушать их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихотворения. Почтить память тех, кто не вернулся с войны.

Ведущий 1. 

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем!

(А.Т. Твардовский)

Играет первый куплет песни «Священная война», автор Лебедев-Кумач, в исполнении Краснознаменного  ансамбля  им. Александрова

Чтец 1.

Мяли танки тёплые хлеба,
И горела, как свеча, изба.
Шли деревни. Не забыть вовек
Визга умирающих телег,
Как лежала девочка без ног,
Как не стало на земле дорог.
Но тогда на жадного врага
Ополчились нивы и луга,
Разъярился даже горицвет,
Дерево и то стреляло вслед,
Ночью партизанили кусты
И взлетали, как щепа, мосты,
Шли с погоста деды и отцы,
Пули подавали мертвецы,
И, косматые, как облака,
Врукопашную пошли века.
Шли солдаты бить и перебить,
Как ходили прежде молотить.
Смерть предстала им не в высоте,
А в крестьянской древней простоте,
Та, что пригорюнилась, как мать,
Та, которой нам не миновать.
Затвердело сердце у земли,
А солдаты шли, и шли, и шли.
Шла Урала тёмная руда,
Шли, гремя, железные стада,
Шёл Смоленщины дремучий бор,
Шёл глухой, зазубренный топор,
Шли пустые, тусклые поля,
Шла Большая Русская Земля.

                            ( И. Г. Эдинбург)

Ведущий 2.

Пошло много лет  с того времени, как закончилась Великая Отечественная  война, в этом году мы будем отмечать 75-ую годовщину Великой Победы,  но до сих пор мы помним о подвигах, которые совершали день за днем простые советские люди.

Эта память живет в произведениях нашей русской литературы, в песнях военных лет, в кинофильмах и в душах тех, кто помнит.

Ведущий 2.

В поэзии военных лет  мы слышим стойкость и мужество солдат, их веру в победу и лучшее завтра.

В годы Великой Отечественной войны на фронт отправились свыше двух тысяч писателей и поэтов. Они с оружием в руках защищали свою землю, терпя страдания и лишения военных дней.

 А сколько их, молодых и еще не познавших жизни поэтов, пали на полях сражений. О них слова стихотворения Николая Майорова они «ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…».

Вспомним их имена:

Ученики в руках с механическими свечами встают с места по одному

Ученик 1.  (зажигает свечу)

Юрий Крымов

(На слайде появляется портрет Ю.Крымова)

Ученик 2.  (зажигает свечу)

Иосиф Уткин

(На слайде появляется портрет И.Уткина)

Ученик 3.  (зажигает свечу)

Аркадий Гайдар

(На слайде появляется портрет А.Гайдара)

Ведущий 2

Молодые поэты

Ученик 4.  (зажигает свечу)

Павел Коган

 (На слайде появляется портрет П. Когана)

Ученик 5.  (зажигает свечу)

Михаил Кульчицкий

(На слайде появляется портрет М. Кульчицкого)

Ученик 6.  (зажигает свечу)

Николай Майоров

 (На слайде появляется портрет Н. Майорова)

Ученики ставят свечи на столы возле себя, садятся

Ведущий 1.

Поэзия звала на праведный бой, утешала в часы отдыха, вдохновляла на боевые подвиги, укрепляла мужество.

Стихи Александра Твардовского, Алексея Сурикова,  Ольги Бернгольц, Николая Тихонова, Анны Ахматовой заставляли каждого задуматься о себе, о Родине, о прошлом, настоящем и будущем.

Звучит песня «Землянка». (В это время учащиеся готовятся к сценке.)

Сценка. Отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»

Имитация костра. У костра сидят солдаты, в руках у них тарелки и ложки. Рядом с костром стол, на котором стоят кастрюльки. Стоит повар и накладывает еду одному из солдат.  

Солдат 1.

Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колёсах прямо.

Суп – во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий – это точно.

Теркин (подходит к повару,  подставляет тарелку)

Слышь, подкинь ещё одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Повар (кладет ложку каши и хмурится)

Ничего себе едок —

Парень этот битый

Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Теркин

Вот спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

Поваром в пехоте.

Автор

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

Теркин

Вот беда, во всей колонне

Завалящей нет гармони?

Солдат 1

Гармонь-то есть.

Теркин

У кого гармонь, ребята?

Солдат 2

Да она-то здесь, браток…

Теркин

Так сыграть бы…

Солдат 2

Да сыграть - оно не вред!

Теркин

В чем же дело? Чья гармошка?

Солдат 1

Чья была, того, брат, нет…

Солдат 2

Командир наш был любитель,

Схоронили мы его.

Теркин

Я считал сыграть-то можно,

Думал, что ее беречь…

Знаете, мои друзья, ну нельзя, так уж нельзя!

Я ведь сам понять умею,

Я  вторую, брат войну

И ранение имею,

И контузию одну.

И опять же, посудите,

Может, завтра -  с места в бой…

Солдат 2

Ну, сыграй же, шут с тобой!

Автор

Только взял боец трехрядку.

Сразу видно – гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то  вдруг теплее стало

В той землянке фронтовой.

Ведущий 2 

Трудное было время. Нелегко доставалась победа. Но сквозь грозные разрывы  снарядов и рев танков и самолетов звучала песня.

Звучит песня  «Синенький скромный платочек» в исполнении ученицы

Ведущий 1

Война  черным вороном пролетела над русской землей, не осталось ни одной семьи, которую не затронули бы ее крылья. Суровые испытания выпали на долю  советского народа.

Ведущий 2

Давайте послушаем, о тех, у кого все еще должно было бы быть впереди. О молодых воинах-поэтах, погибших на полях сражений.

Презентация о поэтах, погибших в годы войны

Рассказывает ученик 4

 

В этих строках все: и что мечталось

И что плакалось и снилось мне,

Голубая майская усталость,

 Ласковые песни о весне,

Дым, тоска, мечта и голубая

 Даль, зовущая в далекий путь,

 Девочка (до боли дорогая,

 До того, что хочется вздохнуть).

Шелест тополей. Глухие ночи,

Пыль, и хрусткий снег, и свет Фонарей.

 И розовый и очень,

 Очень теплый и большой рассвет.

Иней, павшие на землю тени,

Синий снег (какой особый хруст!)...

Я гляжу на сложное сплетенье

 Дней моих, и снов моих, и чувств.

 И стою, взволнован и задумчив,

 И гляжу взволнованно назад.

 Надо мною пролетают тучи,

 Звезды темно-синие висят.

 Месяц из-за тучи рожу высунул...

 И я думаю, взволнован и устал,

Ой, как мало, в сущности, написано,

 Ой, как много,- в сущности, писал!

                                           (П. Коган)

Рассказывает ученик 6

 Так в нас запали прошлого приметы.

 А как любили мы — спросите жен!

 Пройдут века, и вам солгут портреты,

 Где нашей жизни ход изображен...

 Мы были высоки, русоволосы.

 Вы в книгах прочитаете, как миф,

 О людях, что ушли, не долюбив,

 Не докурив последней папиросы...

                                 (Н. Майоров)

Рассказывает ученик 5.

Бессмертие

Военный год стучится в двери
Моей страны. Он входит в дверь.
Какие беды и потери
Несет в зубах косматый зверь?
Какие люди возметнутся
Из поражений и побед?
Второй любовью Революции
Какой подымется поэт?

А туча виснет. Слава ей
Не будет синим ртом пропета.
Бывает даже у коней
В бою предчувствие победы…
Приходит бой с началом жатвы.
И гаснут молнии в цветах.
Но молнии — пружиной сжаты
В затворах, в тучах и в сердцах.

Наперевес с железом сизым
И я на проволку пойду,
И коммунизм опять так близок,
Как в девятнадцатом году.

…И пусть над степью, роясь в тряпках,
Сухой бессмертник зацветет,
И соловей, нахохлясь зябко,
Вплетаясь в ветер, запоет
.

                                     (М. Кульчицкий)

Ведущий 1

Прошли десятилетия, мы живем под мирным небом, учимся в школе, наслаждаемся воздухом без запаха пороха, любим, радуемся жизни, но тема Великой отечественной войны продолжает жить.

Просмотр видеоролика- отрывка из кинофильма «Белорусский вокзал», где звучит песня Б. Окуджавы «Десятый наш десантный батальон»

Ведущий 2.

 Художественный фильм «Белорусский вокзал» вышел в 1971 году, но от песни прозвучавшей  нем, до сих пор щимит в груди, и на глаза наворачиваются слезы.

Ученик 7

Читает сочинение на тему: «Почему люди помнят подвиг простого советского народа, воевавшего  и добывшего победу?»

Ведущий 2

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем!

(А.Т. Твардовский)

Слово учителя.

Рефлексия.

Мои дорогие ученики, сегодня мы с вами вспомнили тех, кто дал нам наше сегодня. Я думаю, что эти люди достойны, чтобы мы чтили их подвиги. Кто со мной согласен, зажгите свои свечи.

 

Зажигаются свечи.

Ведущий 1

Объявляется минута молчания.

Учитель

Спасибо всем за внимание и участие. Мирного вам неба.

  1. http://philosofiya.ru/myali_tanki_teplie_hleba.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие посвященное к 65 летею Великой Отечественной войны

У времени есть своя память-история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету  в разные эпохи, в том числе, и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших н...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы. «Поклонимся великим тем годам….»

Цель:  Формирование  гражданско – патриотических качеств, гордости и уважения к истории своей страны. Задачи: Воспитание любви и уважения к малой Родине, воинам запаса, ветеранам ВОВ, т...

Мероприятие, посвященное годовщине Победы в Великой Отечественной войне "Альбом воспоминаний"

Мероприятие проводилось в форме открытого урока для учащихся 5-11 классов. Ребята сами "открывали" страницу альбома, на которой было написано, что мы рассмотрим: фильмы о войне, стихи или песни......

№ 485-0 Об участии в мероприятиях, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне

№ 485-0  Об участии в мероприятиях, посвященных празднованию   Победы в Великой Отечественной войне...

Приказ № 485-0 Об участии в мероприятиях, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне

Приказ № 485-0  Об участии в мероприятиях, посвященных празднованию Победы в Великой Отечественной войне...