Методическая разработка урока литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова "Левша"
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Коваленко Ольга Александровна

Урок проводится в форме исследования. Является одним из серии уроков по произведению Н.С. Левша. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proizvedeniyu_levsha.docx32.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Характеры героев в произведении Н.С. Лескова  «Левша» (урок-исследование является продолжением серии уроков по произведению)

Цель.

  1. Повысить читательский интерес к произведению Н.С. Лескова «Левша»;
  2. Стимулировать творческую активность
  3. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Задачи.

  1. Развивать  умение анализировать характеры персонажей художественного произведения;
  2. Формировать внимательное отношение  к художественной детали;
  3. Развивать речь и творческие способности;
  4. Совершенствовать умение работать с текстом

Оборудование.

Книжка-раскладушка, раздаточный материал, доступ в Интернет

Ход урока

  1. Организационный момент  

1. Приветствие

Учитель. Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, дорогие мои читатели. (Ученики здороваются с гостями и садятся)

2. Речевая разминка.  Самостоятельная работа.           2мин

Ребята, перед вами листы с филвордом. Среди букв найдите Ф.И.О. автора, название произведения, с которым мы будем сегодня работать.

А

Л

А

А

А

А

А

А

А

С

Е

М

Е

Н

О

В

И

Ч

О

С

О

О

И

О

О

О

О

И

К

И

С

К

А

З

И

И

Т

О

Т

Т

О

Т

Т

Т

Т

Р

В

Р

Р

Л

Е

В

Ш

А

П

П

П

П

А

П

П

П

П

У

У

У

У

Й

У

У

У

У

Проверка на презентации

  1. Вводная часть         10 минут
  1. Актуализация знаний

Учитель. Ребята, наш сегодняшний урок является продолжением серии уроков по сказу Н.С. Лескова «Левша». Давайте посмотрим, что стало результатом нашей совместной деятельности на предыдущих уроках.

Ученик.

Сообщение о книжке-раскладушке

Добрый день, уважаемые гости, одноклассники. Перед вами книжка-раскладушка, которую мы составляем по материалам исследовательско-поисковой деятельности на уроках.

Первая и вторая  страница – это интересные факты о жизни и творчестве Н.С. Лескова.

Третья страница рассказывает об истории создания произведения «Левша», здесь же можете увидеть интересные факты о жанровом своеобразии произведения.

Четвертая страница – это составленная нами таблица, в которую мы занесли  сведения о том, что было на самом деле, а что является  вымыслом автора.

Учитель.

Сегодня мы дополним нашу книжку еще одной страницей, а название этой страницы я предлагаю вам придумать самим, опираясь на эпиграф к нашему уроку.

  1. Определение темы и цели урока

Зачитываю эпиграф.

Люди, как реки, каждый человек имеет свой нрав, свой характер.

Л.Н. Толстой

Как вы думаете, какую сторону произведения «Левша» мы сегодня будем исследовать?

Ученики. Сегодня будем исследовать  характеры героев произведения. 

Учитель. Подумайте, как мы можем назвать страницу нашей книжки?

Ученики. Характеры героев произведения Н.С. Лескова «Левша»

Учитель. Назовите главных героев произведения.

Ученики. Государь Александр Павлович,  донской казак Матвей Платов, государь Николай Павлович, левша, тульский косой мастер

Учитель. Ребята, посмотрите, ваши одноклассники нарисовали этих героев.  (на доске прикреплены иллюстрации учащихся)

Правда узнаваемы?  

А теперь скажите, что в произведении объединило всех этих героев?

Ученики. Их объединила  стальная блоха.

Ученик. Александр Павлович привез блоху, как символ восхищения работой заграничных мастеров; Николай Павлович получил блоху в наследие от брата; Платов нашел мастеров, более искусных, чем заграничные; тульские мастера блоху подковали, а левша работу еще мельче сделал, гвоздики для поков смастерил.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему мастера именно подковы сделали.

Ученики. Подкова на Руси издавна означала символ  удачи.

Сообщение ученика.  

Сообщение ученика. Подкову вешали над входом в жилище, чтобы дом был полной чашей, и царили в нем мир и согласие. Считалось, что если человек найдет подкову на дороге, то ему очень повезет.

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель.  У вас на столах лежат подковки, они разбиты на несколько частей, количество частей соответствует материалу,  с которым  вы познакомитесь на уроке. Если материал вам понятен, ставите +, если хотелось бы узнать что-то получше или вызывает сомнения, то ставите галочку, если материал вы не поняли, то ставите минус.

Учитель. Восстановим цепь событий в произведении.

Работа с гаджетами (один ребенок выполняет задание на компьютере, используя ссылку, задание выведено на экран ).

Пред вами лежат листы с кьюар-кодом. Наведите телефоны на кьюар-код. Выполните задание. (Ученики выполняют задание) ВРЕМЯ 2 минуты

Краткий пересказ.

  1. Работа по теме урока

Учитель. Итак, встречаем первого героя нашего произведения. Ваша задача внимательно выслушать и попробовать определить, какими качествами характера он обладает.

  1. К доске выходит ученик, который рассказывает об императоре Александре Павловиче от первого лица

Представление царя Александра Павловича

-  Я русский государь, Александр Павлович.

Объездил вместе с казаком Матвеем Платовым все страны и везде через свою ласковость имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми.

Смотрел на диковинки разные, радовался,  и Платову сказал, что «мы, русские, со своим знанием никуда не годимся». А  Платов все мне перечит.

 Однажды показали нам пистолю, я наглядеться не мог, так Платов достал оружейную отвертку, вывернул замок, да мне показал на самом сугибе собачки надпись, гласившую, что сделал ее Иван Москвин во граде Туле. Сконфузились англичане, мне их так жалко стало.  Вот я Платову и сказал, чтобы он мне политики не портил.

 А уж когда мне блоху показали, то я англичан-то и похвалил: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут». И так себе сообразил, что англичанам нет равных в искусстве.

Блоху подаренную домой привез.        

Учитель. Ребята, каким вам представился наш герой?

Ученики высказывают свои предположения:

Является поклонником западной культуры, дипломатичный, не верит в русских людей, слабохарактерный, легко поддается чужому влиянию, впечатлительный, любознательный, миролюбивый

Учитель. Хорошо, молодцы. А теперь сравним императора Александра Павловича с его братом императором  Николаем Павловичем.

  1. Работа с текстом произведения.

Учитель. Открываем учебники, ищем цитаты, харатеризующие героя. 

Стр. 368

Ученики зачитывают цитаты из текста

«Государь посмотрел и удивился:

- Что это за пустяковина и к чему она тут у моего брата в таком сохранении!

Придворные хотели выбросить, но государь говорит:

- Нет, это что-нибудь да значит.»

«Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?»

Стр. 370

«Государь Николай Палович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил»

«Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают»

Учитель. Какие качества характера проявляется в этих словах?

Ученики.

 Пытливость, желание добраться до сути, уважение к наследию, рассудительность, вера в русских мастеров

Учитель. Открываем стр.  379

Ученики зачитывают цитаты из текста

«Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный  - ничего не забывал»

Учитель. Что здесь говорится о государе?

Ученики. Имеет хорошую память

Учитель. Стр. 383

«Государь как только глянул в верхнее стекло, так весь и просиял   - взял Левшу, какой он был неубранный и в пыли, неумытый,обнял его и поцеловал»

Учитель. Каким здесь показан император?

Ученики.

Справедливый, гордится своими мастерами

  1. Физминутка.

Учитель. Итак, мы с вами сейчас выяснили, какими чертами характера обладают оба императора.  У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны слова, характеризующие государей. Ваша задача расположить слова-характеристики под портретом того гроя, которому оин присущи.

Учитель. Ребята, кокой из двух императоров вызывает у вас большую симпатию? Почему?

  1. Проверка  домашнего задания. Работа с таблицей.

Дома вы работали с таблицей, вам нужно было по материалам,  данным в таблице, написать положительные и отрицательные черты черты характера донского казака Матвея Платова.

Положительные качества

Отрицательные качества

Чуть государь чем-нибудь инстранным заинтересуется, Платов сейчас скажет «Так и так, и у нас дома не хуже есть»

«Платов не совсем доволен был тем, что туляки так много времени требуют»

«Думал: утро ночи мудренее»

«Платов ехал очень спешно..»

«Велел,..чтобы шли. как можно скорее и работу несли»

Богу помолился

«Что вы, подлецы, ничего не сделали, да еще, пожалуй, всю вещь испортили! Вот я вам голову сниму!»

«Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел?»

А платов им вместо ответа показал кулак – такой страшенный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся, - и погрозивши говорит: «Вот вам тугамент!»

Мне, ваше величество, для себя ничего не надо

«Выбежал из подъезда, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать, так, что клочья полетели»

Платов ему 100 рублей дал и говорит: «Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал»

Зачитываем, что у вас получилось.

(по мере чтения заполняется место под портретом Платова)

Положительные качества

Отрицательные качества

С уважением относится к русской культуре

Выражает недоверие  к мастерам

Близок к народу, рассудительный

Нетерпеливый

Верующий человек

Суровый

Не принимает ничего иностранного

Грозный

Для себя ничего не просит

Быстрый на расправу

  1. Составление анкеты героя. Работа в группах. 

Учитель. Ребята, вот мы и добрались до самого главного героя изучаемого произведения.

Предлагаю вам составить анкету левши.

Сейчас вы будете работать в группах.  У первой группы вопросы, касающиеся общих сведений о герое.

А у второй группы вопросы, касающися черт характера героя.

Работа в группах.

Задание для первой группы:

  1. Назовите имя героя
  2. Происхождение
  3. Внешность
  4. Род занятий
  5. Место жительства
  6. Родные левши

Задание для второй группы:

  1. Какой веры
  2. Качества ума
  3. Отношение к труду
  4. Как ведет себя с людьми  высшего звания
  5. Поведение у англичан
  6. Отношение к отечеству

Проверка  работы.

Выводы. Ребята, сегодня мы с вами потрудились очень хорошо. Результатом нашей работы стали характеристики главных героев произведения, я взяла на себя смелость и заранее заготовила странички для нашей книжки.

(вклеиваем страницы)

А сейчас давайте обратимся к нашему эпиграфу. 

(Зачитывается эпиграф)

Смогли ли мы сегодня доказать, правоту слов Л.Н. Толстого? Почему?

Ученики. Действительно, у каждого человека свой характер. Не может быть двух одинаковых людей.

Рефлексия. Сегодня на уроке вы оценивали качество усвоенного материала на подковах. Предлагаю вам поделиться с одноклассниками тем, насколько вы хорошо поработали.

Если вы считаете, что на уроке вы многое узнали, то прикрепите свою подкову к зеленому листу, если вы что-то не поняли, прикрепите подкову к желтому листу, а если урок для вас прошел впустую, то прикрепите к красному листу.

Оценки за урок.

Домашнее задание. Работа с карточками по словарю произведения Н.С. Лескова в произведении .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 10 - м классе

Урок - эпилог к изучению темы "Поэзия Серебряного века" в 10 - ом классе....

Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...