Конспект урока "Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Компакова Антонина Николаевна

Цели урока:

  1. Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Теркина.
  2. Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки связной речи, умения обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание патриотических чувств: уважения к героическому прошлому нашего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Героика и юмор в поэме «Василий Теркин». Характеристика Теркина.

Цели урока: 

  1. Проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества Василия Теркина.
  2. Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки связной речи, умения обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание патриотических чувств: уважения к героическому прошлому нашего народа.

Оборудование:

  1. Учебник Литература 8 класс;
  2. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»
  3. Презентация к уроку
  4. Компьютер, проектор

Ход урока

I Орг. момент

Слово учителя о цели урока.

II. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из поэмы «Василий Теркин»

III. Работа по теме.

  1. Работа над эпиграфом (работа в тетради)

Как вы понимаете смысл этих высказываний?

  1. Словарная работа (работа в тетради)

Героика – героическое содержание, героическая сторона в чьей-нибудь деятельности, в каких-нибудь событиях.

Юмор – изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

  1. Инд. задания (вопрос №8 учебника)

Прочитай вопрос, сделай вывод: показывая войну, жизнь героя, поэт знакомит читателя с военными буднями. Каковы они?

Фронтальная работа

Анализ главы «О награде».

  1. Пересказ главы.
  2. Аналитическая беседа.

- Как построена эта глава?

(2 части: 1 часть – монолог Теркина, 2 – размышления автора о судьбе народа, о единстве малой и большой Родины.)

- Как проявляется здесь стилевое многообразие поэмы?

(Юмор сочетается с героикой)

- Что нового мы узнали о Теркине из главы «О награде».

(В кругу товарищей-фронтовиков полушутя – полусерьезно Теркин, вспоминая о доме, о детстве, мечтает о том, как после победы вернется в родные места. Бывалый воин, он понимает, что достоин награды, но скромный человек, даже не пытается говорить о своих заслугах: медаль ему нужна лишь для того, чтобы произвести неотразимое впечатление на девушек. Он мечтает о любви, о женском внимании. С тонким юмором представляет свое возвращение домой. С достоинство и даже гордостью он будет держаться с односельчанами. И кто осудит его за маленькое и даже невинное хвастовство. Простым, человечным, жизнерадостным выглядит Теркин в этой сцене.)

- Что общего у автора и Теркина?

(Теркин из тех же мест, что и автор, оба любят родину.)

- Что значит слово Родина для них?

(Родина не только памятные с детства родимые места, но и вся Россия, дорогая до святости.)

Задание. Найдите в главе строки, которые являются рефреном произведения. Как вы думаете, почему именно такой рефрен включен Твардовским в поэму?

Страшный бой идет, кровавый,

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле.

(Повтор их не случаен. В этих строках заключена очень важная мысль, в которой выражается авторская оценка событий: судьба каждого человека, судьба его города, поселка, деревни, «малой родины» слита с судьбой страны, счастье каждого невозможно без счастья народа.)

 Работа в группах

Анализ главы «Гармонь». (1 группа)

  1. Пересказ.
  2. Аналитическая беседа.

- Какой эпизод лег в основу главы?

В центре ее один из военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя,  танкистами на фронтовой дороге. Казалось бы, ничего значительного. И тем не менее, этот эпизод надолго останется в нашей памяти.

- Каким предстал Теркин перед нами в этой главе?

(В герое проявились природная тонкость, деликатность, тактичность, он – талантливая личность. Теркин напоминает нам деревенского гармониста.)

- Прочитаете диалог Василия Теркина с двумя танкистами, хранящими память о своем погибшем друге.

- На какие качества характера Теркина обращает Твардовский внимание читателя?

(Душевный такт, чуткость, деликатность, он готов помочь товарищам поднять их настроение. Не обижая танкистов, не тревожа светлую память погибшего, скорбя вместе  с ними, Теркин добивается все же, чтобы танкисты взглянули на мир иными глазами.)

- Какую оценку игре Теркина дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»?

(Музыка развеяла угрюмую суровость двух танкистов, разбудила воспоминания. И внезапно образ Теркина – гармониста в их сознании совпал с образом солдата, которого они когда-то раненого доставляли в санбат. Теркин достоин славы их командира; поэтому высоко оценив игру гармониста, они дарят ему памятную реликвию. Мастак – разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек.)

 Анализ главы «Два солдата». (2 группа)

  1. Пересказ.
  2. Беседа:

- Какие стороны, характера Василия Теркина раскрываются в главе?

- В чем смысл сопоставления солдат двух поколений – старика-хозяина и Василия Теркина?

- Чем близка глава «два бойца» к народной сказке?

- Прочитайте заключительные строки главы. Почему поэт рифмует слово «Россия» с простым именем Василий?

Анализ главы «Кто стрелял?» (3 группа)

  1. Пересказ.
  2. Аналитическая беседа.

- Как построена глава?

- Какой прием использует А.Т. Твардовский для выражения авторской позиции?

Задание. Найдите в тексте главы контрастные образы.

Скопы – пашня;

Фронт, война – дивный вечер;

Жаркое, знойное лето – смертельный зной жаркой битвы;

Звук жука – звук вражеского самолета;

Жизнь – смерть.

- Что нового о Теркине вы узнали из этой главы?

- В чем смысл сопоставления Василия Теркина с его молодыми и, видимо, еще не обстрелянными товарищами?

IV. Обобщение.

-Сделайте выводы по теме урока.

- Как героика и юмор переплетаются в образе главного героя?

(сформулированный вывод записать в тетрадь)

-Какое значение имеет поэма сегодня?

V. Рефлексия

- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

- О чём из услышанного на уроке хотелось бы ещё поразмышлять?

- Почему вы считаете это значимым?

VI. Домашнее задание:

  1. Прочитать главу «От автора»;
  2. Ответить на вопросы учебника стр 199-200 (№12,№13,№15)
  3. Подготовить характеристику В. Тёркина (устно)
  4. Выполнить проект на тему: «Какой бы памятник Вы поставили В. Тёркину» (по желанию).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок: А.Т. Твардовский – поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности поэмы.

Открытый урок молодого специалиста школы № 11 г. Калининграда Жарковой Марии Александровны.Урок изучение нового материала. Знакомство с личностью А.Т. Твардовского: жизнь и этапы творчества поэта....

Тестовые задания по поэме « Василий Теркин».

Проверочная работа на знание содержания поэмы "Василий Тёркин" А. Твардовского...

Поэма"Василий Теркин" А.Т.Твардовского и русская народная сказка

Раскрытие глубокой связи между поэмой и русской народной сказкой....

Конспект урока : «А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».

Урок по жизни и творчеству А.Т.Твардовского был проведен в 7 классе по программе Г.С.Меркина. В основу урока легли краеведческие материалы....

конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин"

Конспект урока по литературе. 8 класс А.Т. Твардовский Поэма "Василий Теркин" Цель урока - показать роль поэмы в годы ВОВ...

Конспект урока по литературе на тему: "Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»."

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и восп...