конспект урока по теме ""Поиск смысла жизни" в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус""
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Чувинова Светлана Васильевна

Изучение творчества М.Ю. Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Поиск смысла жизни» в произведении Лермонтова «Парус»

Здравствуйте ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось начать с вопроса, что для Вас смысл жизни?

-(ответы учеников могут быть самыми разными)

- Как вы считаете, смысл жизни появляется сам по себе или его нужно найти? Для каждого из нас смысл жизни будет одинаковым? От чего это зависит?

- (Нужно найти. Нет, у каждого из нас смысл жизни будет разный. Это зависит от тех духовных ценностей, которые для человека значимы, а они у каждого свои)

-да, я с вами согласна.

У каждого из нас настает период в жизни, когда он ищет смысл жизни. Одни довольно рано его обретают (возможно это только на их взгляд так, так, как в дальнейшем жизнь покажет, на самом ли деле они его обрели или это всего лишь были иллюзии) а у других этот поиск вечен. Как вы думаете, какие чувства в этот момент может испытывать человек?

(неопределенность, страх, тревогу, суету, грусть…)

Сейчас мы с вами рассмотрим стихотворение «Парус». В своем произведении «Парус» Лермонтов описывает свою чувства именно в тот момент своей жизни, когда он ищет свой смысл жизни. Предлагаю нам ознакомиться с текстом стихотворения и посмотреть, какие чувства испытывает Михаил Юрьевич в своем поиске смысла жизни.

Стихотворение «парус» считается автобиографическим. Михаил Юрьевич написал его в 17-летнем возрасте. Создал он данное стихотворение в одной из прогулок по берегу финского залива. Во время прогулки он замечает вдалеке парус, который становится его музой в описании своего душевного состояния в данный момент.

*(Слушают выразительное чтение стихотворения (это может быть аудиозапись или читать стихотворение может сам учитель))

- После прослушивания стихотворения, на ваш взгляд, какие чувства испытывает герой?

-(тревогу, одиночество,…)

-Совершенно верно. Незадолго до написания данного произведения он покинул Московский университет, оставив мечту стать филологом. По настоянию бабушки Лермонтов переехал в юнкерскую школу. Перед поступлением он много размышлял о своем прошлом и возможно будущем. Именно эти мысли и чувства легли в основу произведения.

Давайте перейдем непосредственно к анализу самого произведения.

-Прочитайте первые две строчки стихотворения.

-(один из учеников читает эти строки)

- на ваш взгляд, какие ключевые слова в этих строках?

- (парус, море)

- я с вами полностью согласна. Каким автор представляет нам образ паруса и образ моря? Какой можно сделать вывод анализируя данные ключевые образы?

- (парус- одинокий; море голубое, значит оно спокойное, спокойствие означает отсутствие движения… можно сделать вывод, что море в тот момент спокойное…)

- да, это так. К этим строкам мы с вами еще вернемся, а теперь давайте прочитаем с вами следующие две строчки стихотворения. Обратите внимание, что в данном стихотворении композиция четко разделяет лирического героя и окружающий его мир. Четко выделяется оппозиция «я-мир». Первые две строки обозначают мир, жизнь, а вторые – душевное состояние лирического героя. Оппозиция «я-мир»(или же «парус-море») повторяется во всех трех строфах.  Слова море и парус в данном тексте являются символами. Море- это жизненные препятствия, перевороты, а парус- символ человека.

- (читают следующие две строчки)

-какое средство художественной выразительности вы здесь находите?

- (риторические вопросы)

-Выделите ключевое СЛОВО в этих строчках

-(он)

- учитывая, что это автобиографическое произведение, здесь присутствуют риторические вопросы, не требующие ответов, предположите, что автор может подразумевать под словом «он»?

- (он- это сам автор)

- с чем сравнивает себя автор?

- с парусом

- Правильно. Автор сравнивает себя с парусом. Парус –это сам автор, а море же здесь выступает как сама жизнь. Море спокойное. О чем это может говорить?

- (в жизни автора сейчас ничего особенного не происходит)

- да, в жизни автора сейчас все спокойно, жизнь идет «по течению», но что же на душе у автора в этот период? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем следующие две строчки стихотворения.

-(читают следующие две строчки)

- На основе прочитанного, можете вы ответить на заданный ранее вопрос: на душе у автора все ли спокойно, так как в жизни?

-(нет, на душе у автора не спокойно)

- почему вы так решили? Найдите доказательства в этих строчках.

-(здесь мы находим такие ключевые моменты как: волны играют, ветер свищет, скрыпит. Все перечисленные элементы в действии, значит и у автора на душе происходят какие- либо «действия», размышления, неспокойствие)

- давайте прочитаем следующие две строчки.

- (читают следующие строчки)

- найдите ключевое слово

-(он)

- в этих строках все так же под словом «он» подразумевается сам автор. В данных строках говорится, что лирический герой, то есть сам автор счастья не ищет. У героя другой поиск- поиск смысла жизни.

- прочитайте следующие две строчки. Что вы можете о них сказать?

- (описывается жизненная стихия, внешне она спокойная).

- давайте прочитаем заключительные две строчки. Что мы здесь видим?

(что автору не нравится спокойная жизнь…)

- Да, это так, ему не нравится спокойная жизнь, она стоит. Как вы думаете, почему автору не нравится спокойная жизнь? Возможен ли поиск жизни в спокойной течении обстоятельств?

-(потому что, когда она спокойная- в жизни все одни однообразны, ничего не происходит. Нет. Для поиска смысла жизни нужно движение.)

- с вами рассмотрели все стихотворение. Можем ли мы сказать, что автор нашел свой смысл жизни? И почему?

- (Скорее, нет, не нашел. На протяжении всего стихотворения у Лермонтова мы видим поиск смысла жизни и в конце стихотворения не указано что он его нашел.).

- Это действительно так.  Для него характерен вечный поиск смысла жизни. У Лермонтова свободолюбивая душа, одинока и наполнена страданием. Автор на протяжении всей своей жизни требует жажды бури, жажды бесконечных поисков. Возможно, это и есть его смысл жизни- поиск смысла жизни, так как у каждого он свой.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Духовная сфера жизни общества

Учебник А.И. Кравченко,Е.А. Певцова Обществознание 7 класс. М. 2012...

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ.Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта".

Конспект урока по теме: "Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта" содержит подробную разработку урока. Учащиеся знакомятся с костюмом древних египтян (ф...

Конспект урока на тему:"Поиск информации в Интернете".

Материал содержит задания на поиск информации в Интернете....

Конспект урока на тему "Образ березы в стихотворениях русских поэтов"

МБОУ «Алтанская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»Учитель: Адамова Вероника КарловнаТема:  «Образ березы в стихотворениях Сергея Есенина и Афанасия Фет...

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР по теме: "Поиски смысла жизни в рассказе М. Горького "Старуха Изергиль"

Урок носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер, сопровождается мультимедийной презентацией, созданной специально для иллюстрации урока. Проза М. Горького изучается после прозы И. А. Бунина...

Конспект урока по теме «Анализ лирического произведения. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Следующая программа по литературе составлена под редакцией В.Я. Коровиной. Она считает, что «серьезным результатом и плодотворной работой учителя является верное понимание учащимися произве...

Конспект урока по теме: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» 6 класс

Конспект урока литературы с применением технологии исследовательской деятельности  Тема урока: «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века»Предмет:  литератураКласс: 6Базовый...