С.А. Есенин. Слово о поэте.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Иксанова Вероника Римовна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._a._esenin._slovo_o_poete.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 62. С. А. Есенин. Слово о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях С. Есенина

Цель: познакомить со сведениями из биографии и творчеством Есенина; развивать навыки монологической речи, выразительного чтения, анализа поэтического текста.

Планируемые результаты: знание основных сведений о жизни и творчестве Есенина; владение элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи; умение читать выразительно стихотворение.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Работа по теме урока
  1. Слово учителя. Знакомство с автором.

- Кто такой Сергей Александрович Есенин?

- Какие стихотворения Есенина вы знаете?

Сергей Александрович Есенин, пожалуй самый читаемый в России поэт. Перед вами его портрет. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.

Родился поэт 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской области.

Родители – потомственные рязанские хлеборобы. Мать Татьяна Федоровна была неграмотной, но многие стихи сына знала наизусть и их пела. Отец Александр Никитич был умным, грамотным.

С 2 до 9 лет воспитывался в семье деда Титова. Бабка рассказывала сказки, а дед знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

Начальное образование Сергей Есенин получил в земской школе — будущий поэт закончил ее с отличием. Однако, как он позже вспоминал, учеба никак не отразилась на его становлении и не оставила ничего, «кроме крепкого знания церковнославянского языка». Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

 Когда мальчику исполнилось 14 лет, его отдали в Спас-Клепиковскую учительскую школу: родители хотели, чтобы сын стал сельским учителем. Но Есенин свое призвание видел в поэзии, поэтому в школе продолжал писать стихотворения. Ещё в школе начал писать стихи, его поэтический дар заметил учитель словесности Евгений Хитров и посоветовал заняться литературой, сблизиться с известными поэтами.

Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

1916 год. Выходит первый сборник его стихов “Радуница”. О Есенине заговорили как о творце “дивных красок”, художнике слова с большим будущим.

Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии светит ярко и будет светить вечно, потому что его стихи зовут к добру, воспитывают чувство красоты.

  1. Доклады обучающихся о доме –музее поэта «Село Константиново»
  2. Чтение и обсуждение статьи учебника «С.А. Есенин» стр. 51-52.
  3. Работа со стихотворениями «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

- Давайте познакомимся с одним из его стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом».

Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918год.

- Сколько было лет Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина.

1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России

войсками стран – участников Первой мировой войны.

- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

(Звучит фонограмма стихотворения «Я покинул родимый дом…»)

 - Вам понравилось стихотворение?

 - Каким настроением проникнуто стихотворение? (Примерный ответ.  Грусть, разлука)

- Что мы представляем, когда читаем эти строки? - Какой образ в конце стихотворения? (Примерный ответ. Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен. После, по установившейся семейной традиции, они пили чай).

 - Проследим своеобразие стихотворения.

- Но сначала вспомним изобразительные средства, которые часто используются при написании художественных произведений:(на доске) эпитет, метафора, олицетворение, звукопись, сравнение.

- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах? (Примерный ответ. Неживая природа как живая)

- Как называется этот приём? (олицетворение)

- Подчеркните олицетворения. Обменяйтесь мнениями в парах.

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож

 - Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина.

 - Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. - Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом? (Примерный ответ. Метафоры, эпитеты).

 Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении. (Примерный ответ. Голубой, золотой, бело - розовый)

 - Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

- Есть ли разница в значении прилагательных родной иродимый ? почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый? (Примерный ответ. Родной – прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет «родимый» отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи).

 -Найдите метафору? (Примерный ответ. «Золотою лягушкой луна…»)

-Почему вода названа тихая?

-Найдите сравнение? С чем сравнивается седина отца, почему?

- Пройдут долгие шесть лет. В жизни Есенина произойдёт много хорошего и плохого. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

Чтение и анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

(Звучит фонограмма стихотворения)

- Каким годом датировано это стихотворение?

-Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»?

-Что же звучит в душе поэта, какая музыка?  (Примерный ответ. Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше).

- Какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

 - Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.

- Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями». (Примерный ответ. Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…»)

-Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены? (Примерный ответ. «Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона).

- Какие два эпитета повторяются в обоих стихотворениях? К каким существительным они относятся? (Примерный ответ. «Голубая Русь» – «голубые ставни»: романтический образ словно противопоставлен простому бытовому образу. «Родимый дом» - «родимая выть»: представление о доме словно расширяется, «родимый дом» - это уже не только та изба, в которой жил поэт, но и вся земля, которая кормит русский люд и полита крестьянским потом, земля, на которой спето много радостных и горестных песен, - «родимая выть»).

- Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? (Примерный ответ. Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция).

Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

 - А нет ли в слове «дом» «кольца»? (Примерный ответ. Буква «о»)

 - Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили. (Примерный ответ. Очаг, согревающий дом)

 - Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.

 - Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо? (Примерный ответ. Символ любви, верности)

 - Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

И эти же чувства вы испытываете в своём доме.

 - Так что же значил дом для поэта? (Примерный ответ. Тепло, уют, покой, любовь близких)

5. Работа по вопросам и заданиям 1-7 рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 54-55.

Вопрос 1. Ритм первого стихотворения более быстрый, подвижный динамичный. Это объясняется тем, что  строки (стихи) первого стихотворения короче, кроме того, последние слоги в этом стихотворении ударные (мужская рифма). ). Строки стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями...» размереннее, неторопливее. Характерны чередования ударных и безударных (женская рифма) слогов на конце строк, состоящих из большего количества слогов, чем в первом стихотворении.

Вопрос 3. Более возвышенной, сказочной природа видится в стихотворении «Я покинул родимый дом...». Этому способствует эмоционально окрашенная лексика, яркие эпитеты («родимый дом», «голубую Русь», «золотою лягушкой», «на тихой воде»), метафоры («березняк...теплеет матери старой грусть», «седина у отца пролилась в бороде», «листьев...дождь»), олицетворения («долго петь и звенеть пурге», «стережёт голубую Русь старый клён на одной ноге», «тот старый клён на меня похож», сравнения («золотою лягушкой луна распласталась», «словно яблонный цвет, седина»). Здесь действуют сказочные образы: луна превращается в золотую лягушку, а старый клён видится одноногим стражником с кудрявой головой.

 В стихотворении «Низкий дом с голубыми ставнями...» лексика более обычная, повседневная, неяркая: «сумрак», «сереньким ситцем», «северных бедных небес», «в глуши», «нежность грустную», «кривой и безлистый», «легко умереть», «дешёвеньким ситцем».

Вопрос 6.7. В стихотворении «Низкий дом...» чувство поэта к Родине более нежное, грустно-щемящее. Начальные строки повторяются и в конце стихотворения, как бы замыкая круг воспоминаний, говоря о постоянной, непреходящей тоске лирического героя о родных краях

IV. Закрепление изученного.

      Работа по вопросам и заданиям рубрики «Фонохрестоматия» стр. 53,54. Прослушивание в аудиозаписи стихотворений «Эта улица мне знакома», «Гой ты, Русь моя родная»

V. Повторение изученного.

- Какие общие темы, образы соединяют эти стихотворения? (Примерный ответ. Общие в стихотворениях образы «родимого дома», «голубой Руси»: в первом стихотворении он повторяется дважды, во втором – только в образе «низкого дома с голубыми ставнями». Общая тема расставания с родиной, тоски по ней). 

VI. Домашнее задание.        

  1. Выучить одно из стихотворений Есенина по выбору.
  2. Прочитать статью о П.П. Бажове, сказ «Медной горы Хозяйка»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я живу на родине Есенина. Стихотворения рязанских поэтов о С.А.Есенине

Данный материал поможет учителю в подготовке уроков по лирике С.А.Есенина. Стихотворения рязанских поэтов сопровождаются иллюстративным материалом....

«С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии». Разработка урока по литературному чтению в коррекционной школе

Конспект открытого урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы: «С. А. Есенин. Слово о поэте, созданного природой исключительно для поэзии».  Цель: Обобщение знаний учащихся о би...

Урок литературы в 6 классе. С.Есенин. Слово о поэте. "Мелколесье..." Врачующая сила природы.

Цель деятельности учителя Активизирует художественно-эстетические потребности детей, развивает их культурный вкус, готовит к самостоятельному эстетическому восприятию. Материалы урока помогают оживи...

Слово о поэте. Сергей Есенин

Поэзия С.Есенина в 20-30 гг....

Учебная проектная работа по теме: "Живопись словом" С.А. Есенина: сопоставление лирики поэта и картин русских художников".

Есенинскую лирику часто называют «словесной живописью». Поэт рисует яркие образы, передающие всю красоту родной природы, все богатство ее красок. А мы обратимся к такому виду искусства, как живо...

С.А. Есенин. Слово о поэте.

презентация к уроку...