: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…»Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»
учебно-методический материал по литературе (8, 9 класс)

 Урок с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chasiki_i_eskimo.docx45.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока с использованием приёма  технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)( чтение с остановками)

Тема урока: «Выбор, который вы делаете сегодня, определяет жизнь, которой вы будете жить завтра…» Тема нравственного выбора в рассказе Э. Русакова «Часики и эскимо»

Цели урока: 

1.Развитие духовного здоровья учащихся, создание благоприятных условий для общения.

2.Развитие творческих способностей учащихся

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Используемая технология: ТРКМ (прием- чтение с остановками)

Ход урока

Наш выбор в большей мере,

чем наши способности,

показывает нашу

истинную сущность.

Джоан Кэтлин Роулинг

  1. Стадия вызова.

1)Вступительное слово учителя

Краткое знакомство с биографией автора.

Эдуард Русаков – живая легенда Сибири.

Он родился в Красноярске в 1942 году, здесь прожил практически все свои восемьдесят лет, не соблазнившись шумом и блеском столиц, мегаполисов и заграниц.

Его литературная деятельность началась еще в школьные годы.  В 1956 году он написал рассказ под названием "Тайна черной степи".

- Посчитайте, сколько лет было тогда писателю? (1956 год - 14 лет). Этот рассказ очень понравился его одноклассникам. Они требовали продолжения.  Это только самое начало творческого пути. Прежде чем писатель всерьез займется литературой, пройдет очень много времени. Дело в том, что на протяжении 13-ти лет Русаков будет работать врачом-психиатором.  

В одном из интервью на вопрос "Почему Вы в молодости избрали профессию психиатра? Хотели быть врачом, лечить?" писатель ответил так: "В молодости я, как и многие неудачники, хотел стать психиатром... А если всерьез – то я просто был вынужден выбирать какую-то приличную профессию, минимально связанную с идеологией. Даже будучи школьником, я прекрасно понимал, что прожить (честно прожить) на литературные гонорары абсолютно невозможно. Вот и выбрал хорошую, добрую, гуманную профессию... может быть, по примеру Чехова, которого я всегда обожал. (Чехова я любил нежно, а Достоевского – с мукой и болью). Кстати, и сейчас считаю, что выбор мой был правилен. Да, у меня не было страстного призвания вообще к медицине, это был «брак по расчету», но постепенно я полюбил психиатрию – ведь она, по сути, занимается тем же, чем и настоящая литература – душой человека. То есть получается так, что психиатрия и литература – две смежные профессии. Впрочем, это не помешало мне спустя 13 лет (таков мой врачебный стаж) уйти из медицины. Устал. Надоело. «Нанюхался»».

Первый серьезный рассказ, который был удостоен денежного вознаграждения, был напечатан в 1966 году в журнале "Енисей". Он назывался "Обманщик". В 1979 году Русаков заочно окончил Литературный институт и в этом же году в Красноярске выходит его первая книга под названием "Конец сезона". Профессия врача получила отражение в последнем на сегодняшний день с характерным названием - "Психиатр". Он был опубликован в Москве в 2002 году.  Говоря о творчестве писателя в целом, нельзя не сказать, что на него огромное влияние оказали Чехов, Достоевский и Андреев. В настоящее время писатель живет в Красноярске. Кстати, родной город живёт в произведениях писателя под вымышленным названием "Кырск".

Русаков видная литературная персона второй половины века ХХ и двух десятилетий века нынешнего (https://lgz.ru/article/-43-6857-26-10-2022/zhivaya-legenda-sibiri/)

Один из его учеников написал о нём так: «Помимо по-чеховски глубокого таланта и писательской зоркости Русаков обладает и замечательными личностными человеческими качествами: врождённой мягкостью, добросердечием, умением слушать и понимать собеседника. Опыт врача явно сказывается на его манере общения: «Если можешь помочь – помоги, если не можешь, то хотя бы не навреди». Его скромная однокомнатная квартира сверху донизу, включая крохотную кухоньку, забита книгами и журналами».

  1. Стадия осмысление

(Текст, разделенный на части, выдаётся каждому  ребенку постепенно).

На доске название рассказа «Часики и эскимо»

  • Предположите, о чём будет этот рассказ?

Чтение первой части рассказа .

   В этот майский день Юрий Андреевич защитил, наконец-то, проклятую кандидатскую диссертацию и впервые за последние годы почувствовал себя свободным и счастливым. В честь такого праздника он подарил невесте Вере золотые часики.

— Юрочка, разве так делают? — удивилась Вера.— Ведь это я, я должна была тебе что-нибудь подарить! Мне даже неловко.

— Ай, не все ли равно? — радостно потирая маленькие белые руки, сказал Юрий Андреевич.— У меня счастливый день! Должен же я как-то его отметить?

   Они пошли в парк, долго сидели на веранде ресторана «Отдых», пили шампанское и ели апельсины, мечтали о будущем,— и Юрий Андреевич был непривычно говорлив и часто смеялся. Невеста Вера смотрела на него с нежностью и оттенком материнской печали. Оба были не очень уж молоды, каждому за тридцать. Женитьбу долго оттягивали все из-за той же диссертации. И в этот долгожданно-счастливый вечер Юрий Андреевич объявил о твердом намерении — в ближайшие дни справить свадьбу.

   Вера, раскрасневшаяся и молодая после шампанского, накрыла своими руками миниатюрные ручки жениха и прошептала:

— Скорей бы, Юрочка... ты же знаешь — я очень хочу ребенка...

Вопросы для обсуждения:

  • Наши предположения не подтвердились…
  • Какое впечатление у вас сложилось о Юрии Андреевиче?
  • О Верочке?
  • Почему автор использует разные формы имени героев?
  • Какие между ними отношения?
  • Представьте героев, опишите внешность. Какая деталь внешности Юрия Андреевича обращает на себя внимание?

Чтение  второй части рассказа.

А он чуть не заплакал от умиления, и тут же склонился над столом и поцеловал ей пальцы, пахнущие апельсиновой кожурой.

— Юрочка, неудобно... люди смотрят! — счастливая, прошептала она.

   А потом гуляли по парку, смеялись и вспоминали о далеком дне первой встречи и о мытарствах всех этих долгих лет, о редких свиданиях у нее в общежитии или у него в коммунальной квартире, где он жил в одной комнате вдвоем с матерью, о томительном ожидании, и, смеясь, подсчитывали, скольких кроликов и белых мышей загубил Юрий Андреевич, проводя спои исследования. Наконец, выбрали в самом глухом краю парка пустую скамейку. Сидели, обнявшись, и продолжали мечтать и  планировать  будущую  семейную жизнь. Вера косила глаза на поблескивающие часики, любовалась подарком.

   Юрий Андреевич никак не мог успокоиться. Он все шутил, смеялся, и ему хотелось еще что-нибудь сделать приятное для Веры.

— Хочешь эскимо? — внезапно предложил он.— Когда мы шли, я видел — там продавали. Хочешь?

   Вера смущенно пожала плечами, улыбнулась, как девочка.

   -Я сейчас принесу! — воскликнул Юрий Андреевич.— Подожди, я быстро!

   Он вскочил и побежал за мороженым.

   Гуляющих в парке было мало. Становилось темно.

Вопросы для обсуждения:

  • Подтвердите, что между Юрием Андреевичем и Верочкой искренние чувства.
  • Какая фраза обращает на себя внимание? Почему?
  • Предположите продолжение.

Чтение  третьей части рассказа (слайд 3).

Возле шахматного павильона Юрий Андреевич купил у киоскерши два эскимо и быстро пошел обратно.

   Он решил подшутить и слегка напугать Веру. Не доходя до скамейки, где она сидела, он свернул с аллеи в заросли акаций и стал осторожно подкрадываться сзади. Подкрался. Вот и скамейка. И Вера сидит.

Вопросы для обсуждения:

  • Уровень напряжения растёт…
  • Как автор добивается этого, какими средствами?
  • Предположите продолжение. Рассказ называется «Часики и эскимо»

Чтение  следующей части рассказа. 

Юрий Андреевич уже собирался раздвинуть кусты и произнести Вере в спину что-нибудь шутливо-угрожающее,— но вдруг услышал мужские голоса. Замер, застыл, притаился.

   Было темно, но он легко разглядел троих парней, возникших на аллее возле скамейки.

   - Девушка, который час? — спросил один из них, самый долговязый.

   -Что? — испуганно сказала Вера. И Юрий Андреевич увидел, как напряглась ее шея.

   -Глухая, что ли? Времени сколько — на твоих золотых? — нетерпеливо-злым голосом спросил другой.

   - Без пяти девять,— сказала Вера. Голос ее дрожал.

   -Ох, какие славные часики! — воскликнул третий.— Вы только взгляните, ребята, какие замечательные часики у этой одинокой девушки. И мне сдается — часики золотые.

   -Да ну, не может быть,— буркнул долговязый.

   -Не-е, позолоченные,— сказал второй.

   -Не спорьте, друзья, часики золотые,— сказал, явно кривляясь, третий.— Девушка, давайте меняться? Давайте меняться, не глядя. По грузинскому обычаю. А, девушка?

Вопросы для обсуждения:

  • Как поступит Юрий Андреевич?
  • Почему? Аргументируйте свои предположения.

Чтение  следующей части рассказа (слайд 4).

Юрий Андреевич так и стоял, прижавшись к стволу, и не двигался с места. Он очень испугался. Он все сразу понял, но ему было страшно. Мелькнула мысль, нет — обрывки мыслей: «Пусть только тронут! Вот если они Веру только тронут, я на них брошусь! Ну, а часики — что ж...» Он решил пожертвовать часиками.

Вопросы для обсуждения:    

  • Как вы оцениваете решение Юрия Андреевича?

Чтение  следующей части рассказа.

   А те парни, кстати, и не думали трогать Веру. Им — часики, именно часики были нужны.

   -Девушка, ну зачем вам золотые? — канючил самый нахальный — Ну, давайте же меняться, девушка, в конце-то концов!

   -Пожалуйста, не надо, пожалуйста, пожалуйста,..— бормотала Вера.

   - И он протянул ладонь.

   У Веры дрожали руки, она долго не могла отстегнуть браслетку.

   «Господи, что же это такое?! — ужаснулся Юрий Андреевич.— Что же я тут стою? Так и буду стоять, и не пикну?..»

Вопросы для обсуждения:    

  • Как вы думаете, так и будет стоять?

Чтение  следующей части рассказа.

Так и стоял, притаившись в двух шагах, за кустами. И не пикнул.

   Девушка, вы уж, пожалуйста, побыстрее,— сказал нахальный.— Мы спешим. Нам сегодня еще в ночную смену работать.

    -Кончай ты,— сказал долговязый.

   Наконец, Вера отстегнула браслетку и положила часики на чужую широкую ладонь.

    -Умница,— и долговязый спрятал часы в карман.

    -Маленькая просьба,— подскочил нахальный,— совсем малюсенькая просьбишка. Вы, девушка, пожалуйста, сидите как сидели, пока мы не уйдем отсюда далеко-далеко... Ну, я просто очень вас об этом прошу.

   И без хипиша,— грубо добавил третий. И чем-то блеснул — вероятно, показал нож.

   -Ой, ой,— притворно испугался нахальный.—

   Дружок, убери, пожалуйста, это ужасное оружие.

   -Да хватит вам,— сказал долговязый.— Разболтались. Пошли отсюда.

   И они удалились, и долго шуршал песок под их ленивыми шагами.

Вопросы для обсуждения:   

  • С какой целью автор использует повтор ««Так и буду стоять, и не пикну?..» Так и стоял, притаившись в двух шагах, за кустами. И не пикнул.»
  • Если бы опасность угрожала Вере, вышел бы? Заступился? Аргументируйте свои высказывания.

Чтение  следующей части рассказа.

   Юрий Андреевич выбрался из кустов, вышел на аллею за поворотом. Отряхнул брюки, слизнул с рукава рубашки белые капли подтаявшего мороженого — и быстро направился к скамейке.

   -А вот и я! — сказал он, протягивая Вере эскимо.— Заждалась? Там, возле киоска, очередь была.

   - Спасибо,— сказала Вера (не добавила: «Юрочка»).

   -Что с тобой? — спросил участливо Юрий Андреевич.— Чем-то расстроена? Что-нибудь случилось?

   -Нет, ничего,— тихо сказала Вера, опуская глаза.— Просто голова немного разболелась. У меня это бывает...

   -А-а,— сказал Юрий Андреевич.

   Он был весьма удивлен: предполагал ведь, что она сразу к нему бросится, будет плакать, жаловаться, рассказывать, а он станет ее утешать, негодовать. Ну, а потом они, конечно, побегут в ближайшее отделение милиции — подавать заявление об ограблении. Так он предполагал.

Вопросы для обсуждения:  

  • Чему удивляется Юрий Андреевич?
  • Вера не добавила «Юрочка» специально, осознанно? Это передаёт внутреннее состояние Веры или Юрия Андреевича?
  • Почему Вера разговаривает с Юрием Андреевичем, «опуская глаза»?

Чтение  следующей части рассказа.

   Но Вера, как он сейчас понял, жалела не часики. Ей было обидно за Юрия Андреевича, и она никак не могла сознаться, что у нее отобрали его подарок.  

    Этого он не ожидал.

   Они сидели, обманщики, и мороженое таяло в их руках, и белые струйки текли по их пальцам, ладоням. Капли падали на песок.

— Пошли домой? — предложила Вера.— Уже поздно... Да, кстати, часики я в сумочку убрала.

— Дело хозяйское,— сказал Юрий Андреевич и лизнул раскисшее эскимо.— Что ж... домой так домой.

   Они поднялись и пошли. Вера бросила мороженое в кусты. Юрий Андреевич лизнул еще раза два, не доел, тоже выбросил. Взял Веру под руку. Ощутил, как мелко дрожит ее тело.

   —Чего ты дрожишь?

   Аллея была темной и длинной. 

Вопросы для обсуждения:  

  • Почему Вере обидно за жениха? Она знает, что он в кустах стоял и ждал, пока хулиганы отойдут?
  • Почему Вера обманывает и говорит, что убрала часики в сумочку?
  • Какую роль играет описание аллеи?

Чтение  следующей части рассказа.

«Ничего страшного не случилось,— успокаивал себя Юрий Андреевич.— Ну, бросился бы я на них, ну и что?

   Зарезали бы, убили, вот и все. И тогда — прощай, Вера, прощай, наука, и вообще как-то обидно... Так что, нечего и стыдиться. Великая потеря — часики! Пустяки».

   И он замурлыкал веселую песенку, стараясь окончательно взбодриться. Крепче прижал локоть Веры.

— Не надо печалиться — Вся жизнь впереди!..— напевал он чуть дрожащим голосом.

Вопросы для обсуждения:  

  • Вы согласны с доводами Юрия Андреевича?
  • Почему дрожит Вера понятно, а почему у Юрия Андреевича чуть дрожащий голос?
  • Зачем он поёт?

Чтение  следующей части рассказа (слайд 5).

   

И вдруг Юрий Андреевич представил, что пройдет год, пять лет, десять, двадцать, и вся жизнь пройдет,— а ведь он никогда не забудет, что было такое: он стоял и смотрел, как грабят его невесту. Он остро понял, что будет помнить об этом всегда, будет помнить всю жизнь и каждую минуту. И еще он понял, что сейчас ему совсем не хочется жить.  

 

 Вопросы для обсуждения:  

  • Чего испугался Юрий Андреевич в начале рассказа? Почему не вышел из-за кустов?
  • Почему теперь то, чем он дорожил, становится для него незначимо? Почему «сейчас ему совсем не хочется жить»?

Чтение  следующей части рассказа (слайд 5).

 

Навстречу, из-за поворота вышли трое парней.

   Юрий Андреевич сразу их узнал —те самые.

   Парни слегка притормозили, но потом переглянулись и с ухмылочками пошли на сближение. Когда поравнялись, самый нахальный сказал:

   -Добрый вечер, девушка.

   Вера вздрогнула, прижалась к Юрию Андреевичу.

   Парни прошли мимо.

   -Это что, твой знакомый? — «шутливо» спросил Юрий Андреевич.

   -Н-не помню...— сказала она.

   А Юрий Андреевич вновь ощутил острое нежелание жить. Даже ноги подкосились от внезапной тоскливой слабости.

 Вопросы для обсуждения:  

  • Предположите, что будет дальше?

Чтение  следующей части рассказа

   -Постой-ка,— тихо сказал он и остановился.— Подожди немножко. Я сейчас.

   Он повернулся и побежал вслед за уходящими парнями.

   -Молодые люди! — крикнул он. Парни шли, не спеша и не оглядываясь.

    -Молодые люди, пожалуйста, остановитесь! Парни остановились, оглянулись.

   -Это вы нас? — спросил долговязый.

   -Да, да! Извините, пожалуйста,— задыхаясь, сказал Юрий Андреевич.— Я вас задержу всего на минутку...

   -Ой, как приятно встретить интеллигентного человека,— сказал нахальный.— Пожалуйста, товарищ, не стесняйтесь.

   -Чего тебе?- спросил злой.

   -Пожалуйста, верните часики, которые вы отобрали вон у той девушки,— и Юрий Андреевич протянул свою маленькую белую руку ладонью вверх.

   Было совсем темно.

   Юрий Андреевич ничего не боялся.

  1. Подведение итогов урока.

Мы с вами сейчас остановимся, не будем обсуждать, осуждать или хвалить Юрия Андреевича. Каждый обязательно выскажется, только чуть позже и в форме синквейна.

  • А сейчас подумайте над вопросом, почему рассказ называется «Часики и эскимо»?
  • Каким было эмоциональное состояние Юрия Андреевича до ограбления, во время ограбления и после ограбления?
  • С чем связаны такие изменения в поведении героя?

Заключительное слово учителя

Юрий Андреевич любит и любим! Любовь – облагораживающая сила, чувство, проверяющее человека. Влюбленный человек обнаруживает в себе качества, о которых и не подозревал. Быть любимым легче, чем любить. Умение любить – великое искусство, которому мы учимся всю жизнь. Так важно не потерять любимого человека, не причинить ему боль, не упустить время, которое так безжалостно отсчитывают часики. Он находит в себе ресурсы противостоять внутренней своей слабости и физической силе хулиганов. Выбор, который сделал Юрий Андреевич позволит ему не потерять уважение к себе, поистине мужской поступок, на который он решился говорит не о бесшабашной храбрости, браваде, а подчёркивает истинно мужские качества взрослого, ответственного человека.

  1. Рефлексия 

Напишите синквейн, первая строчка которого Юрий Андреевич

Юрий Андреевич

Умный и слабый

Боится, рассуждает, любит

Лучше поздно, чем никогда

Человек!

Юрий Андреевич

Открытый и щедрый

Любит, боится, осознаёт

Делает правильный выбор

Влюблённый.

Юрий Андреевич

Умный и осторожный

Радуется, притворяется, решается

Обманывает самого себя

Осознание.

Домашнее задание. Напишите эссе, взяв в качестве темы афоризм «Когда у тебя не остается выбора — становись отважным».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Разработка урока литературы в 6 классе. "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой".

Тема: "Проблема нравственного выбора в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"....

Проблема нравственного выбора человека в рассказе Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон».

Для этого урока литературы в 11 классе я взяла произведение современной литературы санкт-петербургской писательницы Ирины Рогалёвой «Младенец Симеон». Это произведение практически неизвестно, поэтому ...