Урок литературы по теме: Изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Можеванова Марина Александровна
  1. Повторить, обобщить, систематизировать знания о личности М.А. Шолохова, его произведениях;
  2. Развивать навыки анализа прозаического текста; показать значение образа главного героя рассказа;
  3. Воспитывать патриотизм; такие качества, как отвага, мужество, смелость, милосердие, отзывчивость по отношению к окружающим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_sholohovu.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы по теме:

Изучение рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Урок обучающий, повторительно – обобщающий.

Цели урока:

  1. Повторить, обобщить, систематизировать знания о личности М.А. Шолохова, его произведениях;
  2. Развивать навыки анализа прозаического текста; показать значение образа главного героя рассказа;
  3. Воспитывать патриотизм; такие качества, как отвага, мужество, смелость, милосердие, отзывчивость по отношению к окружающим людям.

Ход урока.

Орг.момент – традиционный (приветствие, объявление темы урока, целей и задач на урок)

Повторение изученного материала – рассказать о жизни и творчестве М.А.Шолохова (Сообщение ученика)

Объяснение нового материала.

Слово учителя. Список званий и наград М.А.Шолохова говорит о значительности личности писателя. М.А.Шолохов – дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965г), автор «Донских рассказов», «Нахалёнок», «Судьба человека», выдающихся романов – «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». Сегодня мы будем изучать одно из выдающихся произведений Шолохова – рассказ «Судьба человека», который вы должны были прочитать дома. Он был опубликован в 1957 году. Шолохов написал его сравнительно быстро, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова (гл.героя рассказа), и созданием рассказа прошло около 10 лет. Автор раскрывает трагедию нашего народа в годы Великой Отечественной войны, показывает бедствия и страдания, выпавшие на долю русского человека.

Беседа (анализ прочитанного текста) по вопросам:

- Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? Рассказ в рассказе. Сюжет включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе – это исповедь мужественного человека, ведь, чтобы снова, в повествовании, пережить все беды, мучения и страдания, выпавшие на его долю, необходимы огромные душевные силы.

- Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?

В рассказе прослеживается вся жизнь, судьба героя: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьёй, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой. Ему помогают выстоять душевная щедрость, сердечность, чувство ответственности.

- Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нём заложена неистребимая воля к жизни, борьбе за справедливость. Во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувство человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже фашистов. Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, что сил жить не осталось, но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.

- Какое значение имеет эпизод «В церкви». Как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повёл себя сам герой?

В данном эпизоде Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции (солдат –христианин, Крыжнёв, взводный) Позиция доктора, который делал «своё великое дело» вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция и самого Соколова.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

- В каких сценах рассказа наиболее полно показано русское достоинство?

Столкнувшись с жестокостью гитлеровцев, Андрей Соколов удивляется: варварство фашистов кажется ему непостижимым, диким. В плену Андрей сохранил своё человеческое достоинство. Своим гордым поведением он заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Сильное впечатление производит сцена возвращения Соколова в лагерный барак, когда он делит хлеб на всех.

Можно показать отрывок из художественного фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

- Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?

Неожиданная встреча с ребёнком возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов меняет судьбу мальчика.

- Как выражена в рассказе авторская позиция?

Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль и сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя – простого человека, в перипетиях его судьбы. Основной приём построения рассказа – антитеза – тоже служит выражением авторской позиции: мирная жизнь, тихое счастье – разрушительная сила войны; добро и справедливость – жестокость, бесчеловечность; преданность – предательство; свет – мрак. Ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.

- Выделите особенности языка Шолохова в рассказе «Судьба человека»?

Особенностью языка Шолохова в рассказе является соединение высокого слога, возвышенной лексики, патетики с народным языком: просторечиями, повторами, присказками. Другая особенность – речь Андрея Соколова, которая передаёт психологическое состояние героя.

- Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?

Андрей Соколов – простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, её основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.

Вывод по уроку. Итак, сегодня на уроке мы повторили сведения о жизни и творчестве писателя Михаила Александровича Шолохова, изучили рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», попытались проанализировать его основные моменты и эпизоды. Мне приятно, что рассказ вам понравился, он поучительный, учит любить свою Родину, быть неравнодушным человеком, иметь доброе сердце.

Домашнее задание - написать рецензию (отзыв) на данный рассказ.  

Оценки за урок:

за сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова;

за активное участие в обсуждении (анализе) рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированныйурок в 9 классе «Великая Отечественная война в произведениях чувашской и русской литератур» (по повести А. Артемьева «Симес ылтан» и рассказу М. Шолохова «Судьба человека»)

Школа должна формировать у учеников единую картину мира, знания должны быть не в форме рассыпанной мозаики. Каждому учителю-предметнику не просто «наполнять знаниями учащихся, а действительно развиват...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

Презентация к уроку литературы по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Презентация разработана для учащихся 9 класса.  Предназначена для   проверки  и  закрепления  материала, призвана  не только заинтересовать детей...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...