Цветопись в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» 7 класс (Проектно – исследовательская работа)
методическая разработка по литературе (7 класс)

Каждый человек воспринимает мир по -своему,пытаясь выразить мысли и чувства через цветовосприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

 Цветопись в повести Н.В. Гоголя

«Тарас Бульба»

7 класс

 (Проектно – исследовательская работа)

Выполнил: Лореш Н.В.

                                  учитель русского языка и литературы

с.Кадниково 2023

Введение

       Каждый человек воспринимает мир по–своему, пытаясь выразить мысли и чувства и через цветовосприятие.  Цветопись активно используется во всех жанрах литературы как яркое и многофункциональное изобразительное средство.

             Цель:

                   Исследовать роль цветовых эпитетов и цветописи в повести Н.В. Гоголя.

Задачи:        

  1. Изучить имеющийся научный  материал по теме исследования:

а) символику цвета.

  1.  Исследовать роль цветовых эпитетов, частотность повторов определенных цветов.
  2. Выявить все цветообозначения в повести Н.В. Гоголя.
  3. Выявить особенности  цветописи в произведении.
  4. Сделать вывод о значении цветописи как литературного приема в прозе Н.В. Гоголя.

            Объектом  нашего исследования стала повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Предметом исследования является цветопись в повести.

Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер, данные исследования можно использовать на уроках литературы при изучении творчества Н.В. Гоголя и уроках, на которых рассматривается эпитет как художественное средство, в анализе стихотворений, для написания сочинения, на уроках ИЗО.

Символика цвета

     Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Так, в астрологии лучи Солнца, разложенные в спектр и дающие 7 цветов, соответствовали 7 основным планетам:

Красный – цвет Марса                          Зеленый – цвет Сатурна

Синий – цвет Венеры                            Пурпурный – цвет Юпитера

Желтый – цвет Меркурия                             Оранжевый – цвет Солнца

Зеленый – цвет Сатурна                        Фиолетовый – цвет Луны

       У разных народов сложилась определенная символика красок.
Так люди с древности проявляли особый интерес к красному цвету. Во многих языках одно и то же слово обозначает красный цвет и вообще все  прекрасное.

        Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну

         Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и, в конечном итоге, — со смертью.

     Черный цвет, как правило, символизирует несчастье, горе, траур, гибель. Желтый цвет – цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный cвет. Это цвет осени, цвет зрелых колосьев и увядающих листьев, но также и цвет болезни, смерти.
   
Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение.      Зеленый - цвет травы и листьев. У многих народов он символизирует не только юность, надежду, но  и незрелость, неопытность.

        Таким образом, рассматривая роль цветописи в повести Н.В. Гоголя нельзя не учитывать символику цвета, которая сложилась издавна.

Цвет и характер. 

Роль цветных эпитетов в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

     В начале нашего исследования рассмотрим роль эпитетов, которые обозначают цвет. 

        Эпитет - это один из тропов, являющийся художественным образным определением. В качестве эпитета у Гоголя могут выступать

  • прилагательные: «красные полосы ярко сверкнули на небе», «прекрасная черноглазая полячка», «розовый румянец»
  • глаголы: «трава желтела, щеки покраснели, серебрился ус, почернели глаза».
  • существительные: «зелень, чернь, белизна, бронза, румянец».

   В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает  читателей своей необыкновенной красотой. Активно Н.В. Гоголь использует эпитеты в знаменитом описании степи. Состояние и настроение природы в изображении Н.В. Гоголя очень емко и точно передают различные цвета, используемые писателем.

      Тщательно изучив и проанализировав данный эпизод повести, мы составили таблицу, отражающую всю палитру красок гоголевской степи. (Приложение 3). Частотность употребления того или иного цвета очень относительна, потому что писатель определил цветовую гамму степи как «пестрое пространство». Мы наблюдаем синие (3 раза) и оттенки синего (голубой, изголуба – синий); золотые (2), белые (2), желтые (1), красные (2), зеленые (3), розовые (1), лиловый (1) цвета. (Приложение 1) Если бы мы попытались, используя краски, изобразить гоголевскую степь, то на картине, в первую очередь, заиграл бы золотистый океан  с миллионами цветов.

     Сначала Гоголь дает описание всего необъятного степного пространства («Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственною пустынею»). Затем автор рисует образ земли во всем ее многообразии :«Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов». И далее от описания земли автор переходит к описанию неба и птиц («По небу, изголуба – темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота»). Таким образом, картина воссоздается от общего к конкретному,  в результате чего весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца. Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков («Голубые, синие, лиловые волошки, желтый дрок; белая кашка, синие волны воздуха»). За бездонным небом мы видим живые образы («В небе неподвижно стояли ястребы», «шныряли куропатки», «подымалась мерными взмахами чайка»).

        Гоголь, следуя за природой, в красках представляет нам ее многообразие и показывает  степь вечернюю и ночную. Если днем они были яркими, то к вечеру сменились на более темные, пестрые. «Все пестрое пространство охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело…». Степь становилась темно-зеленой, а днем она была золотисто-зеленой, небо стало изголуба-темным; на север летела темная вереница лебедей; из нор выползали пестрые овражки. Но на темном фоне мы видим кое-где светлые, блестящие тона: «легкие прозрачные облака белели клоками», степь усеяна «блестящими искрами светящихся червей».
     Таким образом
, яркие дневные краски сменяются на темные вечерние. Гармония природы в цвете отражает и гармонию в душе автора и его героев, потому что цвета степи даны именно глазами автора. Кроме этого, данный пейзаж является и  отображением душевного состояния героев. После печального прощания с матерью путники расстроены, все окружающее кажется им лишенным единства, гармонии настолько, что даже птицы щебечут вразлад. Но вот они увидели родную степь, облитую солнечным светом, и «все, что смутно, сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы”.
     Так в  повести Гоголя “Тарас Бульба” показана связь картин природы с внутренним миром персонажей. Гоголевские герои органично вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что степь - это их родная земля, родина.  В донесении этой мысли до читателя не последнюю роль играют цветовые  эпитеты.

       Мало кто из русских писателей сможет соперничать  с Гоголем по богатству  и яркости цветовой палитры. Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения пространством необъятной степи.

    Обратим внимание на другой пейзаж, который предшествует встрече Андрия и прекрасной полячки. «Какая-то духота на сердце», которую чувствует юноша, созвучна с картиной июльской ночи.  Нет  восхищения ее красотами, а есть ощущение тревоги. Оно передается при помощи цветовых эпитетов. Преобладающие краски – черный и красный – цвета войны и тревоги:
«черный монастырь» стоит грозно, как монах, черневшее тело бедного жида зловеще висит в темноте. Повсюду сполохи и зарева на темном фоне: «Фосфорический свет пламени, едва мерцающие звезды, огонь, освещающий лиловым светом темные гроздья слив, тучи птиц, «казавшихся мелкими черными крестиками на огненном поле», отблески отдаленных пожаров. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

       Многоцветны и многокрасочны  пейзажи Н.В. Гоголя. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно  нарисованные акварелью. (Приложение 1)

Цветообозначения в повести Н.В. Гоголя

      Языковые средства, обозначающие цвет, доступны не только разуму, но и чувству. Они располагают очень большими изобразительными возможностями. Именно благодаря этим свойствам многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к цвету. Каждый автор по – своему подходит к выбору цветовой гаммы; часто писатели используют в творчестве цветообозначения для  описаний природы,  создания портретов героев.

       После прочтения повести  «Тарас Бульба» мы обратили внимание на два цвета, которые очень часто использует автор: чёрный и красный. На протяжении всего произведения Н.В. Гоголь делает, на первый взгляд, незаметные акценты на чёрных и красных деталях в описании героев. Поэтому мы решил исследовать это интересное явление. Наши наблюдения показали, что в романе черный цвет используется прежде всего в   описании внешности героев. Приведем примеры:

« черные усы  под чёрными бараньими шапками» у казаков, « чернобровая казачка», «черноглазая красавица», «черноглазая  полячка», » чёрные шапки» казаков, «черноусые запорожцы», «черные, как угорь волосы», «черный ус», « черная бровь» полячки, «почерневшая голова», «исчерна – белые брови» Тараса Бульбы, «черные нагайки» казаков, «черные брови и  черные волосы» Андрия Бульбы, «почерневшие дома», « черная обугленная стена», Андрий Бульба «вычернил усы, «чернобровые панянки» с «черными глазами» с любопытством смотрят на него. (Приложение 4)

       Черный цвет служит и для показа контраста в  описании внешности героев:

      «Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озарённую утренним румянцем солнца»

      «Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттесняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом».

         Красный цвет – второй по употребляемости в повести Гоголя. Цвет войны и тревоги, он передает ощущение  века и показывает формирование героического характера: «...только в тяжелый XV век на полукочующем углу Европы, когда вся первобытная Россия, оставленная своими князьями, была опустошена, выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников. Словом, русский характер получил здесь могучий, широкий размах». Более всего этот яркий цвет автор использует в описании деталей одежды и интерьеров как казаков, так и поляков: 

«…вокруг окон и дверей были красные отводы», «…сафьяновые красные, с серебряными подковами сапоги..» , «на голове её был красный шёлковый платок…», «напереди стоял спесиво в красной шапке, убранной золотом, буджаковский полковник», «а красные жупаны на всем войске», « да хотел бы я знать, красная ли сила у войск», «изредка краснела между ними  кирпичная стена, но и та уже во многих местах превращались совершенно в черную». ( Приложение 4)

Здесь красный цвет приобретает некую агрессию, становясь символом  войны, жертвы, силы, страдания, мужества, могущества, справедливости.

     В редких случаях этот цвет возникает в пейзажных зарисовках и не играет важной роли:

«Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу».

    Серебром и золотом «раскрашивает» Н.В. Гоголь одежду и воинское снаряжение героев, показывая их богатство:  «…золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами», «…резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы», «…сафьяновые красные, с серебряными подковами… сапоги». Цветом отмечает и индивидуальные черты героев, детали: «Белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другой.

«Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы с проседью в усах и черноусые, засучив серебряные шаровары, стояли по колени в воде и стягивали челны с берега крепким канатом. На других были легкие шапочки, розовые, серебряные  голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками». (Приложение 3)

      Н.В. Гоголь сохраняет традиционное значение цвета  в повести – это цвета достатка, благополучия, и в пейзажах – цвета солнца и радости: «Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов». Золотой в значении «застывший солнечный свет» у Н.В. Гоголя применяется только по отношению к природе.

     Интересно использование белого цвета Н.В. Гоголем: с его помощью показывают чистоту, невинность героев и их замыслов, но писатель рисует белым цветом зловещие картины смерти: «Всех посадил Мосий Шило в новые цепи по три в ряд, прикрутил им до самых белых костей жесткие веревки…».

«Будет, будет все поле с облогами и дорогами покрыто торчащими их белыми костями…».

В других эпизодах автор просто отмечает какие -  нибудь незначительные детали во внешности или описании одежды героев, например, «белогрудые, светлолицые девицы», «хорошенькая ручка смеющейся, блистающей, как белый сахар, панны держалась за перила», «белый ус его серебрился, и слеза капала одна за другой».

         Прослеживается интересная тенденция: Н.А. Гоголь, используя цветопись, резко разделил палитру, оставив для описания внешности героев и интерьеров  весьма небольшой набор цветов, Он практически значимо не использует яркие, радужные цвета при описании батальных или любовных сцен и ограничивается  несколькими (черный – 19 раз, красный, багровый  - 18, серебряный – 9, золотой 8). ( Приложение 2) Тем временем писатель широко наделяет природу разнообразными красками (Белый цвет встречается 7 раз, синий – 5, желтый – 5 , розовый – 5, багровый – 7). Например, розовыми Н.В. Гоголь видит свет и «румянец утра», разноцветными и желтыми – «кружки света», синими, голубыми, лиловыми – цветы, багрово – огненным, со всполохами  -  пространство. ( Приложение 1. Приложение 2).

     

                                                           

Заключение

     Творчество Н.В. Гоголя - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха  писателя, но его проза продолжает жить, пробуждая интерес к слову, движению мысли.

Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Мы установили и подтвердили примерами, что выбор цвета в повести не случаен: он определяется мироощущением писателя, отношением к Родине и характерными чертами личности самого писателя.

Общие выводы:

Изучив цветопись в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы определили цветовые предпочтения писателя и сделали вывод:

  1. Преобладающие цвета в повести при описании героев и интерьеров: красный, черный серебряный, золотой;
  2. Основные цвета пейзажей Н.В. Гоголя: золотой, белый, синий, зеленый желтый, розовый. Пейзажная палитра намного богаче и разнообразней.
  3. Установили частотность цветов (Приложение 4)

. В процессе выполнения работы мы узнали много нового о  творчестве Н.В. Гоголя, о значении цветов, улучшили навыки по составлению научно – исследовательской работы, расширили умение работы с разными источниками. Работа имеет перспективы, потому что в русской литературе в творчестве других писателей цветопись  очень часто играет ведущую роль в создании образов героев. Это может впоследствии явиться продолжением нашей работы.

       

     

Библиография

  1. Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка. [Текст] / Кузнецов С.А. – М.: «Наука», 2004. – 1200с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. [Текст] / Ожегов С.И. – М.: «Просвещение», 2006. – 1000с.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. [Текст] / Ожегова С.И. . – М.: «Просвещение», 2005. – 820с.
  4. Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» [Текст] / - М.; « Русская книга», 1994.
  5. Бахилина Н.Б. История цветообозначений в русском языке. [Текст]/ - М.; Просвещение, 1975.

 

Ресурсы интернета

1. www.gramma.ru

2. www.bez-granic.ru

3. www.videoton.ru

                                                     Приложение 1.

Приложение  2.

Приложение 3

№/пп

Цвет

Примеры

Стр.

1.

Черный

«Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттесняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом».

«…когда поджидали в нём чернобровую казачку…»

«Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой ещё не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озарённую утренним румянцем солнца».

«… и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон какое-то толстое лицо».

«А между тем степь уже давно приняла их всех в  свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».

«Уже и чёрных шапок нельзя было видеть; одна только серебряная струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега».

«Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет теперь нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею».

«Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою».

«Один только раз Тарас указал сыновьям на маленькую, черневшую в дальней траве точку, сказавши: «Смотрите, детки, вон скачет татарин!»

«Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы с проседью в усах и черноусые, засучив серебряные шаровары, стояли по колени в воде и стягивали челны с берега крепким канатом».

«Там обгорелый чёрный монастырь, как суровый картезианский монах, стоял грозно, выказывая при каждом отблеске мрачное своё величие».

«Длинные и чёрные, как уголь, волосы, неприбранные, растрёпанные, лезли из-под тёмного, наброшенного на голову покрывала».

«…загорелые щеки блистали всею яркостью девственного огня и, как шелк , лоснился молодой черный ус».

«И от всего этого откажусь, книгу ,брошу ,сожгу ,затоплю,   если ты только ты вымолвишь одно слово или хотя только шевельнешь своею тонкую черною бровью». 

«…горел в огне и прибежал на Сечь с обсмаленною , почерневшею головою и выгоревшими усами».

«Но Тарасу Бульбе не пришлись по душе такие слова, и навесил он еще ниже на очи свои хмурые, исчерна-белые брови…»

Так и летели черные волосы из-под медной его шапки. Стр. 112

«Черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты».

«Она видела немало запачканных дегтем запорожских шаровар, мускулистых с черными нагайками».

 «Совершенно почерневшие деревянные  дома со множеством протянутых из окон жердей увеличивали еще более мрак».

«Изредка краснела между ними  кирпичная стена , но и та уже во многих местах превращались совершенно в черную».

«В минуту оделся он; вычернил усы, брови, надел на темя маленькую темную шапочку…»

«Не уважали казаки чернобровых панянок , белогрудых, светлолицых девиц».

«Часто шалунья с черными глазами, схвативши светлою ручкою своею пирожное и плоды, кидали в народ».

«Не  любили казаки наряжаться, чернели и червонили черные, червоноверхие бараньи их шапки»

18

16

23

23

25

25

25

25

26

32

57

58

74

71

83

92

112

114

119

120

125

125

129

140

2

Красный

«…вокруг окон и дверей были красные отводы».

«…сафьяновые красные, с серебряными подковами сапоги..» 

«Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника , и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось ,что красные платки летали по тёмному небу».

«На голове её был красный шёлковый платок…»

«Напереди стоял спесиво в красной шапке, убранной золотом, буджаковский полковник».

«А красные жупаны на всем войске, да хотел бы я знать, красная ли сила у войск».

«Изредка краснела между ними  кирпичная стена, но и та уже во многих местах превращались совершенно в черную».

10

16

26

66

82

83

125

        

3

Золотой

Серебряный

«…золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами».

«…резные серебряные кубки  позолоченные чарки всякой работы».

«…сафьяновые красные, с серебряными подковами…»

«Белый ус его серебрился, и слеза капала одно за другой».

«Старые, загорелые, широкоплечие, дюженогие запорожцы с проседью в усах и черноусые, засучив серебряные шаровары, стояли по колени в воде и стягивали челны с берега крепким канатом».

«Уже и чёрных шапок нельзя было видеть; одна только серебряная струя сжимаемой травы показывала след их быстрого бега».

шапками пестрела на поверхности…» «Казалось, слышно было, как деревья шипели, обвиваясь серебряным дымом, и когда выскакивал огонь, он вдруг освещал фосфорическим ,лилово-огненным светом спелые гроздия слив или обращал в червонное золото там и там желтевшие груши, и тут же среди их чернело висевшее на стене здания или на древесном суку тело бедного жида или монаха, погибавшее вместе с строением в огне».

«На других были легкие шапочки, розовые, серебряные  голубые, с перегнутыми набекрень верхами; кафтаны с откидными рукавами, шитые и золотом и просто выложенные шнурками».

«А между тем степь уже давно приняла их всех в  свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её серебряными колосьями»

10

10

16

120

43

25

26

57

82

24

4

Зеленый

«День был серый; зелень сверкала ярко…»

«А между тем степь уже давно приняла их всех в  свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её серебряными колосьями».

«Вся поверхность земли представлялася зелёно-золотистым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов».

«Тогда весь юг, всё то пространство, которое составляет теперь нынешнюю Новороссию, до самого Чёрного моря, было зелёною, девственною пустынею».

17

24

25

25

3

Багровый

«Казалось, слышно было, как деревья шипели, обвиваясь серебряным дымом, и когда выскакивал огонь, он вдруг освещал фосфорическим ,багрово-огненным светом спелые гроздия слив или обращал в червонное золото там и там желтевшие груши, и тут же среди их чернело висевшее на стене здания или на древесном суку тело бедного жида или монаха, погибавшее вместе с строением в огне».

«Под всеми всадниками были все как один багровые аргамаки».

57

112

6

Белый

«Не уважали казаки чернобровых панянок , белогрудых, светлолицых девиц».

«Хорошенькая ручка смеющейся, блистающей, как белый сахар, панны держались за перила».

«Белый ус его серебрился, и слеза капала одно за другой».

«Всех посадил Мосий Шило в новые цепи по три в ряд, прикрутил им до самых белых костей жесткие веревки…»

«Будет, будет все поле с облогами и дорогами покрыто торчащими их белыми костями…»

«Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые черные усы теперь как-то ярче оттесняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом».

«… белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности…»

140

133

120

107

100

16

25

7

Синий

«Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки».

«Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вот она пропала в вышине и только мелькает одною чёрною точкою».

25

25

8

Желтый

«Жёлтые и других цветов кружки света, осветившие внезапно тёмную церковь».

«Жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности».

65

25

9

Розовый

«Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу».

«Окно с цветными стёклами, бывшее над алтарём, озарилося  розовым румянцем утра…»

28

65

 

Приложение 4

Таблица частотности употребления цветов.

№/пп

Цвет

К-во употр.

1.

Черный

27

2.

Красный, багровый

21

3.

Серебряный

11

4.

Золотой

9

5.

Зеленый

7

6.

Багровый

7

7.

Белый

7

8.

Синий

5

9.

Желтый

5

10.

Розовый

4

11.

Пестрый, медный, лиловый, ореховый

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Данный материал позволит проверить знание текста повести у ваших учеников....

Драматизм образа Тарса Бульбы. По повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Исследовательская работа даёт возможность и учителю и ученикам по - новому взглянуть на образ Тараса Бульбы. В чём заключается драматизм образ этого  героя? Вы сможете поняить, просмотрев данную ...

Урок литературы по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба". Тема: "Связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Своеобразие стиля".

На данном уроке ученики знакомятся с историей происхождения казацких фамилий, определяют связь фамилии с характером её носителя; развиваются творческие способности, умение перерабатывать художест...

Проверочная работа по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (гл.1-3)

Задания с альтернативным выбором ответа по 1-3 главам повести Н.В.Гоголя....

Образ Тараса Бульбы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Урок «открытия» нового знания по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"...