«Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Конспект урока для 5 класса "Сказка как жанр УНТ. Виды сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx47.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

«Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»

Тип урока: урок изучение нового материала

Цель: познакомиться с видами сказок и их особенностями.

Обучающие задачи:

- продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ - сказкой;

- научить определять вид сказки;

Развивающие задачи:

- развивать коммуникативные умения;

Воспитательные задачи:

- показать важность чтения сказок, в которых содержится мудрость народа

Форма проведения урока: урок-практикум.

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа

Метод обучения:

Элементы проблемного обучения.

Оборудование урока: тексты русских народных сказок; компьютер и проектор; раздаточный материал; презентация учителя.

Ход урока

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Организационный (настрой на урок)-2 мин.

Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! На этом уроке нам предстоит не только вспомнить все то, о чем говорили на прошлом уроке, но и узнать много нового. Уверена, нам будет интересно!

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке?

-Что такое фольклор?

-Какие жанры УНТ вы знаете?

- Что объединяет все эти жанры?

Отвечает на вопросы учителя, проверяет готовность рабочего места, настраивается на работу.

- На прошлом уроке мы начали разговор об устном народном творчестве.

-Загадки, колыбельные песни, пословицы и поговорки, сказки, небылицы.

-В них содержится народная мудрость

Личностные: знание норм поведения

Регулятивные:самоорганизация к учебной деятельности

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Вербальное оценивание

Мотивационный этап-3 мин.

Определение учащимися целей урока, запись в тетрадь даты, темы.

- На доске записан эпиграф к нашему уроку, вставьте, недостающее слово в высказывание А.С. Пушкина

… - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

- Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки?

- Тема урока «Сказка как жанр УНТ. Виды сказок»

Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал.

Личностные: знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому училию и к преодолению препятствий

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование

Вербальное оценивание

Постановка учебной задачи-2 мин.

-А как вы думаете, в чем будет заключаться цель этого урока?

Конечно, перед нами стоит цель: познакомиться с видами сказки и их особенностями. А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

-Молодцы! А теперь найдите в учебнике термин «сказка», прочитайте его и запишите в тетрадь.

Высказывают предположения, совместно с учителем заполняют схему «Определяем цели и задачи»

Ученики открывают тетради и определение записывают.

Личностные: знание норм русского литературного языка

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные:  установление причинно-следственных связей; анализ; выдвижение гипотез и их обоснование.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Изучение нового материала -20 мин.

-Какие сказки вы читали? Какая из них ваша любимая?

-Посмотрите на рисунки одноклассников. На них ребята изобразили эпизоды из любимых сказок. Отгадайте, из каких сказок.

- Кто часто бывают героями русских народных сказок?

-В детстве очень часто вы просили своих родителей рассказать сказку на ночь и слышали вопрос: какую хочешь услышать сказку про животных, про Ивана-царевича, про гусей-лебедей? Не случайно такой вопрос задавали родители: все сказки по своему сюжету делятся на волшебные, социально-бытовые, о животных.

Слушая выступления ребят, вы познакомитесь с особенностями каждого вида сказки. Перед вами лежат распечатанные таблицы «Виды сказок» с пропусками. Прослушайте выступление внимательно и постарайтесь по ходу рассказа заполнить пробелы.

- Назовите приметы сказки.

- Сделаем вывод.

- А теперь послушайте загадки. Ваша задача – вспомнить героя и название сказки:

1.Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
                 

2.Уплетая калачи,
Едет парень на печи,
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?                           3.Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик... оловянный

4.Человек немолодой,
С очень длинной бородой,
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще, для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это?

- Как вы думаете, что общего у этих сказок и чем они отличаются? (Первые две сказки фольклорные, а две другие – литературные).

- Запишем в тетрадь:

Сказки

  • Фольклорные (много вариантов, автор – народ)
  • Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

- Приведите примеры сказок:

фольклорных  литературных

 - А вы знаете имя выдающегося русского собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа? (Александр Николаевич Афанасьев в 1855—1863 гг, издал самый известный и полный сборник русских народных сказок).

- Сделаем вывод.

Называют сказки.

С индивидуальным заданием выступает трое ребят, остальные заполняют таблицу

После выполнения задания обучающимся предлагается сверить свои записи с образцом, выведенным на слайде презентации.

Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары

Называют сказки:

«Царевна-лягушка» 

Емеля «По щучьему веленью»

 «Стойкий оловянный солдатик» датский писатель Ганс Христиан Андерсен

Карабас из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»

 («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петухи жерновки», «Гусли-

самогуды»)

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас. Андр. Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

- Часто героями сказок являются животные, люди, волшебные герои.

Личностные: знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения

Регулятивные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии  с задачами и условиями коммуникации

Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов

взаимооценивание

Физкультминутка

Нам советует Мальвина:
— Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо, вперёд-назад.
Вот Дюймовочки слова:
— Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Красной Шапочки совет:
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!

Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа-10 мин.

Ребята, вы познакомились с особенностями каждого вида сказки, а сейчас определите, к каким видам относятся изображенные любимые сказки одноклассников. Не только определите, но и, пользуясь таблицей, докажите.

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

Сейчас мы познакомимся с композицией сказки.

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач.

-Найдите в сказке

Зачин;

Присказку;

Концовку.

Скажите, можно ли по зачину определить вид сказки?

Цель: провести самостоятельную работу над текстом

- Послушайте фрагмент сказки и ответьте письменно на вопросы.

Вопрос №1: Как называется сказка?

Вопрос №2: К какому виду ее можно отнести?

Учитель читает фрагмент сказки «Морозко»

Работа в парах с таблицей и рисунком. Устное рассуждение одного из пары

Просмотр презентации (индивидуальное задание)

Записать в тетрадь композицию сказки в ходе просмотра презентации

Работа с книгой. Найдите в книгах, которые лежат перед вами зачин, концовку, присказку.

Ученик читает зачины, ребята определяют по зачину или концовке вид сказки.

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Самопроверка: «Сказка называется «Морозко». Это волшебная сказка».

Составление плана и последовательности действий

Постановка вопросов – инициированное сотрудничество в поиске и сборе информации  

Выбор наиболее эффективных способов решения задач

взаимооценивание

Подведение итогов -2 мин.

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?

- Удалось нам достичь их? Аргументируйте свой ответ.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Сегодня мы должны были узнать, на какие группы делятся сказки.

- Да, мы достигли поставленных целей, потренировались в определении видов сказок.

- Да, они интересные, могут подсказать, как поступать в разных ситуациях.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Вербальное оценивание, самооценивание

Оценка учителя

Рефлексия-3 мин.

- Ребята, а как вы думаете, нужно ли читать сказки?

-Возьмите цветную ручку или карандаш и в карточке рефлексии отметьте «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

Учащиеся ставят в карточке «+», сдают карточки учителю.

Карточка для этапа рефлексии:

Я понял изученную тему

Я умею отличать сказку от других жанров

Я еще плохо отличаю сказку от других жанров

В самостоятельной работе у меня всё получилось

Я понял ошибки, которые допустил в самостоятельной работе

Я доволен своей работой на уроке

Я считаю, что мог бы лучше работать на уроке

Личностные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Регулятивные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Домашнее задание-2 мин.

Прочитать сказку «Ашик-Кериб» М.Ю. Лермонтова  и выучить виды сказок по таблице.

По желанию сочинить сказку.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Вербальное оценивание, отметка

Заключительный этап-1 мин.

Сказки с детства нам в жизни нужны,

С интересом мы сказки читаем.

Сказки чудом и знаньем полны,

Их волшебной страной называем.

И поверьте, лишь в этой стране

Мы сильнее становимся втрое,

В этой доброй, волшебной стране

Можно стать самым главным героем.

- Вы сегодня молодцы! Отлично потрудились! На следующих уроках мы продолжим знакомство с русской народной сказкой. Благодарю за урок! До свидания!

Возможные вопросы и уточнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сказки. Виды сказок. Сказки о животных" 5 класс

В разработке приводятся схемы, удобные для объяснения, закрепления и обобщения материала по теме "Сказки"...

Сказки Виды сказок Чудовище Уинделстоунского ущелья (презентация)

Материал к уроку курса «Зарубежная литература» по программе Н.П. Михальской...

Сказка. Виды сказок.

В презентации представлен материал по изучению особенностей сказки как жанра и её разновидностях....

Сказка. Виды сказок.

В презентации представлен материал по изучению особенностей сказки как жанра и её разновидностях....

Презентация "Сравнение русской народной сказки «Колобок», американской и английской сказок «The Gingerbread Man» и «Johnny- cake»"

Презентация может быть использована для повышения уровня знаний детей младшего школьного возраста о похожих сказках из разных стран. В работе представлены различия и сходства русской народной английск...

Конспект урока в 5 кл по теме " « Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.»

План конспект  урока литературы в 5 классе с использованием ЦОР...

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Технологическая карта урока литературы ПредметлитератураКласс5Тип урокаурок открытия нового знанияТехнология построения урокапроблемно-диалогическаяТемаСказка как вид народной прозы. Виды сказок....