Конспект урока для 10 класса по произведению Б. Васильева "А зори здесь тихие"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Через знакомство  и анализ повести вызвать у обучающихся интерес к творчеству Б. Васильева;  остановиться на раскрытии в повести проблемы «Женщина и  война»; показать героизм и мужество, патриотизм героев повести; привести обучающихся к мысли о том, что подобным героям мы обязаны жизнью; воспитать в учениках такие положительные качества как патриотизм, мужество, благодарность; совершенствовать читательские навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка на участие в районном конкурсе «Растим патриотов»

Название школы: МБОУ «Седанкинская СОШ»

Номинация: Методическая разработка отдельного учебного урока

Форма работы: урок

ФИО: Седымова Елена Владимировна

Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности

Контактный телефон: 8908109481

Предназначение разработки: учителям школы для проведения урока

Тема: Женщина и война.

Цель:  через знакомство  и анализ повести вызвать у обучающихся интерес к творчеству Б. Васильева;  остановиться на раскрытии в повести проблемы «Женщина и  война»; показать героизм и мужество, патриотизм героев повести; привести обучающихся к мысли о том, что подобным героям мы обязаны жизнью; воспитать в учениках такие положительные качества как патриотизм, мужество, благодарность; совершенствовать читательские навыки.

Оборудование: презентация, видеофильм, раздаточный материал.

  Эпиграф к уроку

Женщина для меня - это воплощённая гармония жизни.

                                  А война – всегда дисгармония. И женщина на войне -

                                  самое  невероятное, несочетаемое сочетание явлений.

                     А наши женщины шли на фронт и воевали на

передовой рядом с мужчинами…

Б. Васильев

Ход урока

        1. Организационный момент. Вступительное слово учителя (2 мин.)

Учитель:

        Войны –зловещий спутник общества- беспощадно уничтожают людей, их жилища, материальные и духовные ценности. Они приносят моря и океаны крови, миллионы человеческих жертв, многочисленные страдания. Но человечество, к сожалению, еще не привыкло жить без войн. Планета без них – далекая мечта.

         Великая Отечественная… Она явилась для нашей страны и народа трудным испытанием. Мы дорого заплатили за свою свободу. И, наверно, поэтому память об этой войне вечно.

        Знать и помнить об этих грозных военных годах, о стойкости и мужестве защитников нашей Родины помогают замечательные произведения нашей литературы. Военная тема в ней давно уже стала не только темой, а целым континентом,  материком, где решаются важнейшие идейные и нравственные проблемы.

         Видное место на этом «военном материке» принадлежит творчеству
Б. Васильева.

        Сегодня мы с вами проведем урок по повести «А зори здесь тихие…» этого талантливого писателя, попытаемся вместе выяснить авторское решение проблемы «Женщина и война».

        2. Изучение биографии писателя (до 5 мин.)

        Учитель: Творчество любого писателя невозможно рассматривать вне связи с его биографией. Поэтому предлагаю послушать сообщение «Биография Б. Васильева», подготовленное вашим одноклассником. Слушая его, постарайтесь ответить на такой вопрос:

- Почему писатель так часто обращается к теме войны? Нет ли связи между обращением Васильева к теме войны и его биографией?

(сообщение  ученика кратко по биографии Б. Васильева, ответы на вопросы учителя)

        

        Учитель: Испокон веков на войну уходили мужчины. Оставляли дома жен,  матерей, сестер: поднимать детей,  беречь очаг и ждать их.

(Звучит запись песни М. Исаковского «До свидания города и хаты…»)

Но июнь 1941 года поднял от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и солдатские сапоги. Женщина на войне… На эту тему написано много произведений нашей литературы. Это поэма М. Алигер «Зоя», повесть Закруткина  «Матерь человеческая», документальная повесть С. Алекиева «У войны не женское лицо», повесть татарского писателя Ракипова «Девушки-звездочки» и многие другие.

        Война и женщина, женщина-мать, женщина-солдат, убивающий врага, чудовищное, невероятное совмещение. Однако это было.

        На самой страшной и долгой войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, «брала языка», принимала бой. Она убивала врага, обрушившегося на ее землю, дом, детей.

«Не женская это доля - убивать», - скажет одна из героинь
С. Алексиевич, вместив в эту фразу всю жестокую необходимость случившегося.
Другая распишется на стене поверженного рейхстага: «Я пришла в Берлин, чтобы убить войну».

        3. История создания повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» (сообщение ученика об истории создания повести- 2 мин.)

История создания

По словам автора, повесть основана на реальном эпизоде в ходе войны, когда семеро солдат, после ранения, служившие на одной из узловых станций железной дороги Петрозаводск-Мурманск, не дали немецкой диверсионной группе взорвать железную дорогу на этом участке. После боя в живых остался только сержант, командир группы советских бойцов, которому после войны вручили медаль «За боевые заслуги». «И я подумал: вот оно! Ситуация, когда человек сам, без всякого приказа, решает: не пущу! Им здесь нечего делать! Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь. И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки. И всё — повесть сразу выстроилась. Женщинам ведь труднее всего на войне. Их на фронте было 300 тысяч! А тогда никто о них не писал».

        4. Анализ художественного произведения (до 20 мин)

        Учитель: Сейчас мы побеседуем и постараемся ответить на следующие вопросы.

- Где происходит действие повести? Опишите разъезд словами автора. С чем он сравнивается? (курортом)

- Как вы думаете, о чем это говорит? Нет ли тут контраста?

- Почему свою повесть автор назвал так? Какой смысл он вложил в название своего произведения?

- Какие события описаны в произведении?

А сейчас вспомним героев произведения.

        Работа в группах: каждая группа получает приложение № 2  и заполняет таблицу «Характеристика героев» (5 минут на работу в группах)).

        Задание группам: озвучить основные характеристики, записанные в таблицу приложения № 2. Во время выступления групп оценивать их работу и результаты заносить в приложение № 3 (время выступления- 2 мин, назначить хранителя времени).

        

        Учитель:  Один из главных героев повести, стержень ее повествования – старшина Федот Васков. Слово герою (ученик от первого лица рассказывает свою биографию); героини повести – девушки, только вступившие в жизнь (ученики рассказывают истории жизни пяти девушек-зенитчиц)

        Учитель (обобщение): Молодцы, все постарались. Теперь можно подвести итоги. В постепенно складывающейся атмосфере взаимопонимания между старшиной и девушками автор все подробнее раскрывает развитие  характера и прошлого каждого из героев. Дорогими и милыми становятся для Васкова девчата, и в его душе возникает нежность и тревога за своих «подчиненных». С трогательной стеснительностью он мечтает о том, что когда придет подмога, он отведет своих девчат, чтобы «мата не слышали».

           Но жестокая схватка с врагом складывается трагически, и Васкову доводится хоронить девчат одну за одной.

        Итак, девушки одна за одной погибают. Васков мучительно переживает их смерть. Боль и чувство возмездия заставляют его совершить почти невозможности: победить в последней схватке с 5-ю вражескими диверсантами.

        Ребята, сдайте свои оценочные листы, я каждой группе выставлю отметку, среднее арифметическое выставлю в журнал.

        

        5.  Подведение итогов по теме урока (чтение  финальной сцены, приложение № 1 – до 11 мин.)

        Учитель: В финале  герой глубоко осознал всю чудовищную античеловечность войны. Человек закона и устава он готов теперь его нарушить: «расстреляю каждого, если начальство помилует…»

        А сейчас прослушаем эпилог, который нам прочитает ученица (приложение 1).

        Учитель: Повесть Б. Васильева – произведение  особое; написанная страстно, эмоционально, вся проникнутая идеей мужества, героизма, идеей подвига. Ее герои обыкновенные люди, ставшие героями в необыкновенное время. Это им, и им подобным мы обязаны своей жизнью. Это их пример должен заставить нас задуматься над тем, как мы живем, какими достоинствами мы обладаем, к чему мы должны стремиться. Мы должны жить достойно за тех парней и девушек, не пришедших с «кровавых полей».

(прослушивание записи песни на стихи Р. Гамзатова «Журавли»)

        Учитель: В повести ни слова не сказано о роли женщины в тылу. Но мы знаем, что необыкновенное мужество, героизм потребовались от наших бабушек, мам в тылу, чтобы своим трудом на нивах, заводах, фабриках приблизить долгожданную победу. Прав был поэт М.Исаковский, утверждавший:

                 Да разве об этом расскажешь-

                В какие ты годы жила!

                Какая безмерная тяжесть

                На женские плечи легла!..

                В то утро простился с тобою

                Твой муж, или брат, или сын,

                И ты со своею судьбою

                Осталась один на один…

                Ты шла, затаив своё горе,

                Суровым путём трудовым.

                Весь фронт, что от моря до моря,

                Кормила ты хлебом своим.

                В холодные зимы, в метели,

                У той у далёкой черты

                Солдат согревали шинели,

                Что сшила заботливо ты.

                 Бросалися в грохоте, в дыме

                Советские воины в бой,

                И рушились вражьи твердыни

                От бомб, начинённых тобой…

        Учитель: Но женщина смогла, выстояла, победила. Я думаю, это урок останется в вашей памяти надолго, роль женщин в Великой Отечественной войне велика, и мы,  и следующие поколения должны помнить об этом. И стремиться не допускать повторения этих страшных событий….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Девочки рождаются не для войны"внеклассное чтение по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Уважение и преклонение перед подвигом российского народа  в ВОв, уважение к памяти павших. Поиски ответа на вопросы:"Почему можно  назвать героической гибель каждой из девушек? В чём же сила...

Урок литературы по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."

Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." можно проводить в 9,10, 11 классах. Особенно актуален он в год 70-летия Победы  в  Великой Отечественной войне....

Презентация к уроку литературы по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие.."

Более тридцати произведений, созданных Борисом Васильевым и ставших основой более пятнадцати кинофильмов, навсегда останутся классикой русской литературы. Данная презентация может быть использована на...

Урок-обзор по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Данный урок разработан с использованием инновационных технологий, которые помогают раскрыть творческий потенциал обучающихся, научить их анализировать текст; подготавливает к итоговой аттестации....

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)

План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...

Тест по произведению Б.Васильева "А зори здесь тихие".

Тест по литературе для учеников 11 класса. ...

Урок-спектакль по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"

Урок-спектакль по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие"...