Методическая разработка (обучающий вебинар)
методическая разработка по литературе (5 класс)

Николаева Наталия Сергеевна
Методическая разработка поможет учителю в работе с учащимися 5 класса (10-11 лет), проявляющими интерес к 
гуманитарным дисциплинам (литературе и истории). Также данная методическая разработка 
будет актуальна для учеников, у которых чтение какого-либо произведения 
вызывает трудности (это может быть связано со следующими причинами: 
отсутствие мотивации и интереса к чтению, низкий уровень техники чтения, 
некоторые специфические расстройства (дислексия). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotkaobuchayushchiy_vebinar.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

(обучающий вебинар)

I часть

Представление вебинара

Тема вебинара: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и Отечественная война 1812 года

Предмет: занятие по литературе в рамках внеурочной деятельности

Адресат вебинара: учащийся 5 класса (10-11 лет), проявляющий интерес к гуманитарным дисциплинам (литературе и истории). Также данный вебинар будет актуален для учеников, у которых чтение какого-либо произведения вызывает трудности (это может быть связано со следующими причинами: отсутствие мотивации и интереса к чтению, низкий уровень техники чтения, некоторые специфические расстройства (дислексия).

В качестве решаемой проблемы выносится вопрос: «Почему мы в 2021 году помним и отмечаем события, произошедшие 100, 200 и даже 500 лет назад?» С каждым годом связь с предыдущими поколениями ослабевает. Рассказать о значении подвига наших предков возможно путем включения ребенка в воссозданную писателем живую художественную реальность, в которой ярко запечатлено разнообразие переживаний и чувств, испытываемых героями в момент сражения. Чувства, их природа и момент переживания – нить, связующая разные поколения. Младший подростковый возраст способен остро переживать происходящее вокруг, также этот период характеризуется формированием рефлексии, что поможет при рассуждении о чувствах, эмоциях и переживаниях лирического героя и автора стихотворения. «Чтоб не распалась связь времен…» – проблема и главная задача, которую необходимо решить в рамках данного занятия.

Комментированное чтение (основной методической прием, реализуемый в пределах данного вебинара) поможет преодолеть трудности при изучении и анализе литературных произведений: выступая в роли чтеца, учитель воздействует на мысли и чувствами учащихся путем подключения интонации, пауз, повышения/понижения голоса и т.д. Правильно расставленные акценты внутри стихотворения помогут ученикам при дальнейшем анализе художественного текста – умении выявлять главную мысль и тему произведения. Благодаря красочному иллюстративному материалу (каждый стих сопровождается рисунком, отражающим то, о чем говорится в данном отрывке) ученики смогут «проникнуть» в художественный мир, нарисованный автором, а также поработать со зрительными образами, что повысит эмоциональное восприятие текста. Пояснения и комментарии учителя, следующие за прочтением стиха, характеризуют эпоху, рассказывают о фактах биографии, объясняют незнакомые слова; таким образом, сведения, сообщаемые на занятии, помогут в создании более объемного представления об изучаемом произведении, а также смогут повлиять на формирование интереса школьника к прочитанному.

Место вебинара в системе уроков:

Данный вебинар целесообразно проводить после первого урока, посвященного данному стихотворению. Согласно УМК Сухих, на первом уроке дается представление о биографии автора и истории написания, также впервые прочитывается текст произведения. Вебинар поможет закрепить полученные знания, а также рассмотреть художественную специфику текста – важный этап на пути к анализу произведения (в качестве домашнего задания ученикам предлагается провести сравнительный анализ стихотворений Лермонтова «Бородино» и «Поле Бородина»). Также данный вебинар направлен на эмоциональное восприятие текста, что поможет ученикам при подготовке к выразительному чтению на следующем уроке.

Цель – с помощью комментированного чтения художественного текста понять, какие чувства связывают нас с другими поколениями.

Задачи

1. Напомнить учащимся о важных событиях военной истории нашей Родины;

2. Познакомить учащихся с историческим событием – Бородинским сражением, объяснить его значение в ходе Отечественной войны 1812 г.;

3. Показать, какие художественные и лексические средства использовал поэт для создания художественной исторической реальности, а также психологической характеристики лирического героя.

4. Помочь понять, какие эмоции и чувства испытывали герои стихотворения, и показать, что мужество, храбрость и любовь к Родине – вечные и непроходящие чувства, стоящие вне времени.

 Этапы и содержание:

  1. Организационный этап
  2. Этап актуализации знаний

Цель: вспомнить с учащимися важные для российской истории события, а также систематизировать и обобщить знания о датах, участниках, причинах сражений и битв, упомянутых в ходе рассказа учителя.

Реализация:

Ведущий (учитель): показывает детям репродукции картин, посвященные различным историческим событиям (Куликовская битва, Ледовое побоище, Бородинское сражение, Великая Отечественная война), дает краткие комментарии и исторические справки. Спрашивает, что дети знают об этих событиях. А также задают следующие вопросы: «часто ли вы слышите упоминания об этих сражениях?», «Как думаете, часто ли в литературных произведениях поднимается тема воинской славы и памяти об историческом подвиге наших предков?». Далее дети выполняют задание – восстанавливают ленту времени. Обсуждают, расставляют события в хронологическом порядке, пишут ответы в чате.

  1. Этап целеполагания

Цель: повторить и расширить материал последнего урока, а также помочь понять, зачем Лермонтов обратился именно к этому событию.

Реализация: 

Ведущий (учитель): «Какому событию посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова?»; «Когда оно состоялось?»; «Когда было написано стихотворение?»; «Почему поэт обращается к этому событию спустя 25 лет?»; «Почему мы с вами видим это стихотворение на страницах современного учебника?» (Гипотеза о вечном и непреходящем чувстве человека к родине, которая подтвердится или будет опровергнута в конце урока).

  1. Этап открытия нового знания

Цель: показать, как с помощью художественных и лексических средств создается настроение лирического героя, а также выявить и зафиксировать изменение чувств героя в каждом из стихов.

Реализация:

Комментированное чтение стихотворения: к каждой строфе стихотворения подобраны картины, иллюстрирующие Бородинское сражение. Учитель читает стихотворение, после каждой строфы дает комментарий: небольшая историческая справка, объяснение незнакомых слов, анализ средств художественной выразительности, а также описание чувства/настроения лирического героя, испытываемое в определенной строфе. При прочтении первого стиха учитель акцентирует внимание учеников на герое-рассказчике («Как вы себе представляете рассказчика? «Почему старый солдат начинает свой рассказ с противопоставления богатырей «нынешнему племени»? – важные вопросы, предопределяющие дальнейший ход занятия).

Например:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

В данной строфе важно объяснить значение слова «редут». Также необходимо обратить внимание учеников на настроение лирического героя – воодушевленное, азартное, готовое к бою. После стоит разобрать лексические средства, используемую в строфе: «тут как тут», «ушки на макушке» (разговорный тип речи + использование фразеологизмов). Подобный анализ поможет в составлении психологического портрета лирического героя (простой русский солдат, рядовой участник сражения).  После прочтения четверостишия учитель задает вопросы ученикам: «как вы думаете, что чувствует лирический герой?»; «Почему герой испытывает воодушевление/страх/тоску?». Через обсуждение учитель сможет выйти на природу чувств лирического героя и показать, как в стихотворении меняются чувства, темп, ритм, интонации повествования.

Каждое чувство, названное в ходе обсуждения, фиксируется детьми в чате и распределяется по стихам (пример: 1 стих – гордость; 2 стих – досада; 3 стих – восторженность, воодушевленность; 4 стих –бесстрашие и мужество; и т.д.).

  1. Этап закрепления нового знания

Цель: пробудить в ученике способность к сопереживанию и эмоциональному отклику при чтении и анализе (размышлении) художественного произведения.

Реализация:

Ведущий (учитель): слайд демонстрирует иллюстрацию, на которой изображаются молодой и старый солдат – представители разных поколений. Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, почему Лермонтов в начале стихотворения друг против друга сажает представителей старшего и молодого поколения?» «Почему именно молодому человеку рассказывают историю Бородинского сражения и почему это так важно?». Далее учитель рассказывать, как маленький Лермонтов слышал историю об этой битве от своего дедушки. Переходом к теме памяти о ВОВ (как наиболее близкого и памятного исторического события) может стать обращение к личному опыту (Например, «Так и я когда-то слушала рассказы своего прадедушки о ВОВ») и/или к национальному; «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»). На данном этапе ученики могут вступить в диалог с учителем, рассказав о своих личных семейных историях (также данное задание можно дать в качестве домашней работы (сочинение на тему «Чтоб не распалась связь времен…» ИЛИ «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»).

На последнем слайде выведены слова, обозначающие чувства и качества лирического героя, которые удалось назвать и записать во время прочтения стихотворения (честь, восторженность, мужество, отвага, храбрость, решительность, гордость, горечь утраты). На данном этапе учитель приводит детей к тому, что каждое поколение испытывало те же чувства, сражаясь за Отечество, а главным и объединяющим чувством была и остается любовь к Родине. «Высокое нравственное чувство связало многие поколения и именно поэтому мы до сих пор празднуем и вспоминаем о великих датах истории нашей страны».

Ожидаемые результаты вебинара:

  • Предметные (история, русский язык и литература)

-  систематизация битв и сражений, памятных для истории нашей страны;

-  получение первых навыков анализа художественного текста: понимать тему, идею литературного произведения, характеризовать лирического героя;

- получение знаний об основных теоретико-литературных понятиях (лирический герой, герой-рассказчик);

- умение находить средства художественной выразительности и определять их роль в тексте (эпитеты, метафора, олицетворение, сравнение);

-   умение находить и опознавать в тексте историзмы и устаревшие слова;

-  умение определять значение незнакомых слов с опорой на контекст произведения;

  • Метапредметные

- знакомство с произведениями искусства, посвященными дням воинской славы;

-  осознание тесной связи истории и литературы;

-  умение понимать проблему и структурировать материал,

  • Личностные

- утверждение непреложных ценностей (мужество, героизм, память, уважение к подвигу предков, любовь к родине);

-  расширение словарного запаса;

-  формирование интереса к истории и культуре своей страны;

-  формирование чувства гордости за свою Родину и российский народ;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

II часть

Методический комментарий

Научно-филологическое обоснование предметного содержания:

При определении предметного содержания вебинара учитывался УМК И.Н.Сухих, методические рекомендации, составленные под редакцией М.Г. Маранцмана, научная статья И.А.Каргашина «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая...»: "Бородино" М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики: к 195-летию Бородинского сражения» (Каргашин, И. А. «Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая...» [Текст] : "Бородино" М. Ю. Лермонтова в свете исторической поэтики : к 195-летию Бородинского сражения / И. А. Каргашин // Лит. в шк. - 2007. - № 8. - С. 2-6.), а также электронный ресурс «Бородино в литературе» (URL: http://kurskonb.ru/our-booke/1812/doc/1.html).

Научно-методическое обоснование содержания вебинара:

В качестве основного методического приема было выбрано комментированное чтение, позволяющее усилить восприятие художественного текста.  

Также в ходе занятия были задействованы следующие методы и приемы обучения:

1. Вопросно-ответная беседа;

2. Работа с текстом, а именно: выявление средств художественной выразительности и лексических единиц, направленных на конструирование смысла произведения;

3. Апелляция к разным каналам восприятия: визуальному (работа с иллюстрациями и картинами) и звуковому (прослушивание стихотворения);

4. Объяснительно-иллюстративный метод: все задания были представлены наглядно (тексты, сопровождённые иллюстрациями, а также работа с лентой времени).

Коммуникативный портрет ведущего вебинара, особенности учебной коммуникации:

Учитель с хорошо поставленной речью, выразительной интонацией, обладающий талантом актерского мастерства. Данные качества позволят учителю верно передать смысл художественного произведения: расставить акценты в важных местах повествования, передать интонационными паузами или быстрым темпом речи настроение, которое хотел показать автора и т.д. Также учитель должен живо и эмоционально откликаться на вопросы и рассказы ребенка, так как данный вебинар предполагает активное взаимодействие и диалоговую форму. Для пятиклассника важно делиться всем, что его окружает (для младшего подросткового возраста важно делиться своими переживаниями и получать положительную реакцию от учителя – важной фигуры в мире ребенка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка- Обучающий урок в 7 классе-"America".

Практические цели: активизироватьв речи учащихся лексические единицы по теме:учить  учащихся высказывать собственное мнение;развивать навыки диалогической и монологической речи;развиватьнавыки чт...

Методическая разработка обучающего семинара по теме "Основные этапы исследовательской работы и использование библиографических ресурсов детских библиотек"

Цель - ознакомить учащихся с основными этапами исследовательской работы, научить пользоваться электронным каталогом фонда библиотеки, проинформировать о конкурсах исследовательских работ различно...

Методическая разработка обучающего занятия для школьного актива «Команда, без которой мне не жить!»

Как в любом обществе существуют свои законы, своя конституция, свои определенные правила, так и в любом коллективе, классе, команде есть свои определенные правила, законы и традиции. Все это, ребята, ...

Методическая разработка. Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста

Обучающее изложение с лингвистическим анализом текста...

Методическая разработка обучающего семинара «Нормативно-правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность педагогов дополнительного образования»

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с...

Методическая разработка обучающей правовой игры "Конституция Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Методическая разработка обучающей правовой игры к 25-летию принятия Конституции РФ. Обучающая правовая игра с использованием презентации  "Конституция РФ", которая была разработана авто...

Методическая разработка обучающего вебинара по теме "Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и Отечественная война 1812 года"

Комментированное чтение (основной методической прием, реализуемый в пределах данного вебинара) поможет преодолеть трудности при изучении и анализе литературных произведений: выступая в роли чтеца, учи...