Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок литературы на тему: "Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по литературе №3

Тема урока

Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке»

Цели урока

  • Познакомиться с биографией С. Есенина;
  • Прослушать стихотворение «Песнь о собаке»;
  • Развитие навыков умения раскрывать идейное содержание стихотворения, выявлять роль художественных средств, в раскрытии замысла автора, навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста стихотворения; понимание авторского замысла.

Тип, вид урока

Урок открытия нового знания

Личностные УУД

  • Иметь представление о художественном мире С. Есенина;
  • Формировать познавательную и социальную мотивацию;
  • Стремиться к самосовершенствованию, анализировать причины успеха и неудач в собственной деятельности.
  • Воспитание любви к животным.

Предметные результаты

  • Уметь анализировать стихотворение;
  • Уметь находить ключевые слова и образы в стихотворении;
  • Уметь определять художественные приемы и средства выразительности.

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные УУД:

  • Формулировать цель, осуществлять поиск информации, находить нужную информацию в тексте стихотворения;
  • Выделять обобщенный смысл стихотворения;
  • Выделять средства художественной выразительности, определять место произведения в творчестве изучаемого автора.

Коммуникативные УУД:

  • Умение участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
  • Умение аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета и грамматических и синтаксических норм родного языка, строить понятные для собеседника высказывания;
  • Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников;
  • Сотрудничать в совместном решении проблемы.

Регулятивные УУД:

  • Способствовать совместному целеполаганию;
  • Умение выдвигать свою точку зрения, самостоятельно определять цели деятельности.
  • Планировать устный ответ, алгоритм действий в решении проблемы;

Образовательные ресурсы урока

Ноутбук, презентация по теме урока, учебник (Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: Ч.2. /Автор-сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2014.)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые УУД

I. Орг.момент

Приветствие обучающихся и проверка их готовности к уроку. Положительный настрой на урок.

– Добрый день, ребята! Сегодня урок литературы проведу у вас я – меня зовут Юлия Андреевна.

– Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записывают дату в тетради, включаются в деловой ритм урока.

Личностные УУД:

-создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Коммуникативные УУД:

-взаимодействие с учителем;

-осознание познавательной задачи.

II. Мотивация к изучению нового материала

– Дома вам нужно было подготовиться к пересказу эпизода на выбор произведения И.А. Куприна «Тапер». Давайте послушаем желающих.

Проблемный вопрос для открытия темы урока

- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение, вам всем оно хорошо известно. Ваша задача вспомнить имя поэта, написавшего эти строки (стихотворение «Белая береза»)

- Кто автор стихотворения?

- Верно, это Сергей Есенин.

- Сегодня мы познакомимся с Сергеем Александровичем Есениным и его творчеством, со стихотворением «Песнь о собаке». Запишите тему урока.

- Давайте подумаем, какие цели будут нами достигнуты сегодня на уроке?

Пересказывают эпизод на выбор.

Слушают учителя, пытаются определить тему урока.

Участвуют в открытии темы урока, Беседуют с учителем. Определяют цели на сегодняшний урок.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД: формирование мотивации к учебной деятельности.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение строить речевое высказываний.

III. Актуализация опорных знаний урока

– Ребята, перед тем как прослушать стихотворение, предлагаю познакомиться с биографией автора, узнать его жизненный и творческий путь (презентация биография С. Есенина)

- А вы знали, что из 339  рассмотренных  стихотворений  Есенина в 123  упоминаются животные?

Конь – 13 раз;

Корова – 8 раз;

Ворон, пёс, соловей – 6 раз;

Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз;

Овца, кобыла, собака – 4 раза;

Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза;

Воробей,  волк,  глухарь,  кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза;

Аист,  баран,  бабочка, грач, гусь, змея,  иволга,  кулик,  куры,  коростель,  осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз.

- Как мы видим, чаще всего автор обращается к образу коня и коровы, он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемой части жизни русского мужика, с древних времен домашние животные сопровождали человека в его нелёгком труде.

- Что нового вы узнали о Сергее Есенине? Какая была его жизнь?

- Пришло время прослушать стихотворение «Песнь о собаке».

Знакомятся с биографией поэта, беседуют с учителем о жизни и творчестве Рубцова.

Слушают аудиозапись стихотворения.

Познавательные УУД: анализ, сравнение, обобщение, умение находить информацию в источниках.

Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: самостоятельно опираться на цель урока и строить действия в соответствии с ней.

Личностные УУД:

осознание необходимости самосовершенствования, выражение    желания осваивать новые знания.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Обсуждение по прослушанному стихотворению

- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

- Почему песнь, а не песня?

- А теперь прочитаем строки, иллюстрирующие каждую картину еще раз, выделим ключевые слова, образы, цвет (чтение стихотворения по строфам)

  • Чтение 1-2 строф

- Выделите ключевые слова, в каких словах выражено отношение собаки к своим щенкам?  

- Какое чувство выражено в этих двух словах?

- Понаблюдайте за цветовой палитрой строф, назовите слова, передающие цвет Какого цвета получилась «радость»?

  • Прочитаем третью строфу стихотворения

- Как меняется настроение стихотворения?

- Какими словами выражена эта агрессия?

- Какие слова ярче всего выражают отношение хозяина к происходящему? Эти слова подчеркивают механический характер действий хозяина, его грубость, он не просто сложил щенят в мешок, а «всех поклал». Как вы думаете, почему хозяин изображен хмурым?

- Какие чувства выражают ключевые слова? Выделите слова, содержащие цвет. Зарисуйте цветовую гамму. Что выражено в этом цвете?

  • Чтение 4 строфы

- Почему в этой строфе мы выделили две картины? Какую сцену опустил поэт и почему? Выделим ключевые слова в этих двух картинах.

- Почему поэт акцентирует внимание на том, что гладь «долго дрожала»? При помощи какого приема усиливается впечатление от этой картины?

- Какое чувство выражено в словах «бежала», «поспевая бежать»?

- Как во второй картине этой строфы меняются чувства собаки?

- Давайте попробуем определить, в каких словах выражен цвет. Какие это цвета?

  • Чтение шестой строфы

- Какой образ добавляется в этой картине? С какой целью автор обращает на это внимание? Найдите ключевые слова.

- Почему собака «глядела звонко?» Что можно сказать о чувствах собаки по этой картине? Найдите слова, содержащие цвет.

  • Чтение седьмой строфы
  • - Какую картину вы себе представили при чтении этой строфы? На чём фокусирует внимание поэт? - Какие слова будут являться ключевыми? - Сравните эту строфу с предыдущей, найдите контраст. Почему глаза «глухо… покатились»? - Какого цвета боль собаки?- Почему боль такого цвета? И эта боль не физическая эта боль душевная, боль матери, у которой отняли частичку её сердца. - Какой цвет возникает в конце стихотворения? (белый). Символом чего является белый цвет в данной строфе?

Беседуют с учителем по тексту стихотворения, разбирая каждую строфу.

Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные УУД: умение работать с информацией, смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала

– А теперь попробуем определить тему и идею стихотворения. О чем это стихотворение?

- Скажите, а от нее что-нибудь зависело? Могла она что-либо изменить?

- А от кого зависит судьба собаки?

- Мы вышли с вами на идею стихотворения. Как вы думаете, в чём она состоит?

- «Песнь о собаке» говорит о том, как жестоки люди, они даже не замечают собственного бессердечия, оно становится привычным. Описывая трагедию собаки-матери, поэт заставляет нас почувствовать боль собаки-матери.

 - Что можно сказать об авторе этого стихотворения?  Какими чертами он обладает?

Беседуют с учителем, определяют тему и идею стихотворения.

Коммуникативные УУД:

умение осмыслять полученную информацию;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение работать в группе.

VI. Рефлексия учебной деятельности

- А теперь рассмотрим получившуюся цветовую гамму всего стихотворения. Что можно сказать, глядя на эту палитру?

- Какие цвета связаны с образом хозяина? А с образом собаки?

- Собака противопоставлена человеку. Каким изображается человек?

- Изображает ли поэт его лицо, глаза?

- А какой мы видим собаку?

Дайте оценку своей деятельности (очень хорошо, средне, плохо). Если у вас всё получилось, то поднимите руку.

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы и обобщения.

Оценка деятельности на уроке.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач. 

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII. Подведение итогов

– Давайте вернёмся к началу урока и посмотрим на цели, которые мы ставили перед собой. Удалось ли нам решить их? Что мешало и что помогало в достижении цели?

–Вы отлично поработали на уроке, давайте приступим к выставлению оценок.

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги.

Слушают оценки, участвуют в их комментировании.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: оценивают достигнутый результат, осознают качество и уровень усвоения материалов.

VIII. Домашнее задание

  • Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «Песнь о собаке»

–Спасибо за урок, ребята. Желаю вам хорошего дня, до свидания!

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Личностные УУД: приобретают мотивацию к процессу получения знания.

Регулятивные УУД: понимают и принимают учебную цель и задачу.

Коммуникативные УУД: планируют дальнейшие способы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Василий Андреевич Жуковский. Краткие сведения о поэте. Презентация к уроку литературы в 6 классе

Презентация по литературе к уроку в 6 классе (УМК Г. Меркина). Содержит краткие сведения о биографии поэта....

Краткие сведения о С.А. Есенине. "Песнь о собаке"

Презентация к уроку литературы в 6 классе (по программе Г. Меркина) "Краткие сведения о С.А. Есенине"...

Краткие сведения о М.М. Пришвине.

Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Г. Меркина "Краткие сведения о М.М. Пришвине"...

Методическая разработка интегрированного урока английского языка по теме "Шекспир.Краткие сведения об авторе. Обзор творчества драматурга."

Методическая разработка интегрированного урока английского языка и литературы в 8 классе по биографии и творчеству Шекспира нацелена на развитие навыков аудирования и чтения с полным пониманием содерж...