Урок литературы "Дуэль в творчестве А. С. Пушкина"
учебно-методический материал по литературе (8 класс)

Раткина Светлана Владимировна

Анализируя отрывки из "Капитанской дочки" и "Выстрела" А. С. Пушкина, восьмиклассники приходят к выводу о том, всегда ли смелость и благородство являются тождественными понятиями. Кроме того, подростки задумываются о том, насколько важно защищать свою честь и какими способами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы общей методологической направленности

Тема урока: «Неужели мерзавец перестанет быть мерзавцем только потому, что дрался на дуэли?!»  (Обобщающий урок по теме «Дуэль в произведениях А. С. Пушкина»)

Планируемые результаты:

Предметные: 1) ;

                2) повторить и обобщить понятия «характеристика героя», «синонимы», «антонимы»,  «средства выразительности»;

                3) формировать навыки смыслового чтения.

Личностные:  1) учить проверять себя;

                2) учить давать оценку своим действиям;

                       

Метапредметные:

  1. Учить анализировать и выделять общее;
  2. Учить находить оптимальный алгоритм действия

Этап урока

Виды работы на уроке

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация к учебной деятельности

Восстановление целостности цитаты Ги де Мопассана, в которой пропущено слово «мерзавец».

Выведение определение понятия «мерзавец».

- Кем приходятся выписанные слова друг другу? (Синонимами)

- Каково общее определение для этих слов?

(Подлый, низкий, непорядочный человек)

- Все ли слова соответствуют этому определению?

Представляет цитату с пропущенным словом, предлагает ученикам восстановить это слово, выписывает предложенные слова на доску.

Предлагают варианты пропущенного слова в цитате. Делают вывод, что слова негодяй, трус, подлец, мерзавец – синонимы. Дают определение, общее для этих слов.

Делают вывод, что слово «трус» не всегда тождественно понятию «мерзавец».

Личностные: мобилизация внимания;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и коллективом;

Регулятивные:

саморегуляция

2.Актуали-зация знаний, целеполагание

Фронтальная работа. Ответы на вопросы учителя и одноклассников

- Обратите внимание, в какой форме заявлена тема урока? К чему это нас подталкивает? (К поиску ответа).

- Каких героев прочитанных произведений вы можете смело назвать мерзавцами? Почему?

- Всегда ли «трус» равно «мерзавец»? Чтобы найти ответ на этот вопрос обратимся к текстам произведений А. С. Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка».

Объявляет тему урока, предлагает поставить цель на урок. Предлагает искать ответ на вопрос, опираясь на произведения А. С. Пушкина «Выстрел» и «Капитанская дочка».

Отвечают на вопросы, высказывают свои Приводят примеры литературных героев из прочитанных произведений, которых можно назвать мерзавцами (Троекуров, Шабашкин, ревнивая царица, царь из «Золотого петушка…)

Личностные: умение понимать прочитанный вопрос и давать на него правильный аргументированный ответ;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с коллективом и учителем;

Регулятивные: целеполагание,

4.Обобщение и систематизация знаний

1. Беседа

- Что объединяет оба произведения?

- Что такое дуэль?

- Как вы понимаете слова «честь», «человек чести»?

2. Слово учителя о дуэли как способе восстановить репутацию и выявить важные качества человека.

Контролирует и направляет самостоятельную работу учащихся, корректирует их деятельность

Отвечают на вопросы, аргументируют ответы примерами.

Личностные: оценка своих и чужих ответов;

Познавательные: делать выводы в результате работы всего класса;

Регулятивные: саморегуляция

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

1. Работа с ключевыми словами

- Определите по ключевым словам, о какой дуэли идет речь?

2. Работа в парах с таблицей «Какие качества характера героев помогает выявить дуэль?» - подтверждение цитатами текста проявленных героями качеств.

Направляет деятельность учащихся, побуждает их к формулированию аргументированного ответа.

Выполняют задания, обмениваются мнениями по поводу правильности выбора цитат

Личностные: нравственно-этическое оценивание;

Познавательные: осознанное чтение, структурирование знаний, поиск информации;

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

. Выступление учащихся, аргументация ими выбранных цитат

Направляет и контролирует деятельность учащихся, корректирует их ответы.

Обсуждают результат работы друг друга

Личностные: умение оценивать свою и чужую работу в соответствии с ситуацией;

Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать.

7.Формулирование выводов по изученному материалу

Подведение итогов урока, формулировка вывода. Беседа.

- Какие качества свойственны всем героям?

- Кому свойственна подлость? Можно ли этого человека назвать трусом? Почему?

- Так подтверждается равенство храбрости и порядочности?

- В современном мире мы тоже постоянно сталкиваемся с проявлениями смелости. В каких случаях храбрость будет обозначать то же, что благородство, честь, порядочность? В каких случах смелость будет не более чем позерством?

Задает вопросы, подводя учащихся к выводу, корректирует их высказывания

Отвечают на вопросы, делают выводы, аргументируют свои ответы.

Личностные: умение оценивать свою и чужую работу в соответствии с ситуацией;

Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать.

8. Рефлексия

Беседа, обсуждение урока.

- Оцените свою деятельность на уроке по 5-балльной шкале:

5 –было интересно; я активно работал

4 – было интересно, но я предпочитал слушать выступления других

3 – тема интересная, но со многим я готов поспорить

2 – мне было неинтересно и скучно

Направляет деятельность учеников, корректирует ответы

Читают задание, осмысливают его, задают вопросы по необходимости

Личностные: самоопределение;

Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения;

Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать.

9. Домашнее задание и инструктаж

Группа 1: написать мини-сочинение на тему «Почему честь нужно беречь смолоду?»

Группа 2: выписать из 1 и 2 глав романа «Капитанская дочка» не менее 5 цитат, характеризующих Петра Гринева до службы в Белогорской крепости.

Инструктирует учащихся

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу.

Личностные: умение оценивать свою и чужую работу в соответствии с ситуацией;

Познавательные: выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения;

Регулятивные: контроль своей деятельности;

Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение высказываться и выслушивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по творчеству А.С.Пушкина

Урок знакомит обучающихся с адресатами любвной лирики великого поэта....

Материал для урока литературы по творчеству А. С. Пушкина

Материал по критическим статьям В.Г. Белинского о творчестве А. С. Пушкина...

Урок литературы в 6 классе «У лукоморья…» (Обобщающий урок-игра по творчеству А.С.Пушкина)

Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;  стимулировать познавательный интерес учащихся к творчеству поэта....

Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)

Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форм...

Урок "Жизнь и творчество А.С.Пушкина в числах"

Урок ориентирован для подготовки к ЕГЭ на решение практико-ориентированных задач....

Урок-квест по творчеству А.С. Пушкина, 7 класс

Урок проводится в школьной библиотеке. В материале представлены конспект урока, раздаточные материалы и лве презентации с заданиями для команд...

Материалы к уроку-конференции по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке»....