Тема урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина» (по рассказу «Материнское сердце») для учащихся 10 - 11 классов
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)

Малолеткова Вера Александровна

На данном уроке не только анализируется рассказ "Материнское сердце" В.М.Шукшина, но и идёт подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_maloletkova_shukshin_matenrinskoe_serdtse.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Республиканская научно-практическая конференция «Все мы родом из детства», посвящённая памяти Ю.И.Коваля

 

Учительская секция: «Мой урок»

Тема урока

«Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина»

 (по рассказу «Материнское сердце»)

для учащихся 10 - 11 классов

 

Выполнила:  

 Малолеткова Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

по должности «учитель»

МБОУ «Лицей №1» Чистопольский

Муниципальный район РТ

                                                                         

Тема урока: «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М.Шукшина»  (по рассказу «Материнское сердце»)

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.М.Шукшина  и  проанализировать рассказ «Материнское сердце».

Задачи:

* Развитие аналитических умений работы с художественным текстом: учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать, извлекать информацию из прочитанного, интерпретации текстовой информации.

* Формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции. Формирование и развитие критического мышления, предполагающего самостоятельное осмысление художественного текста.

* Воспитание духовно-нравственных  качеств старшеклассников,  развитие  эмоциональной реакции учеников и коммуникативной культуры. Воспитание  чуткого и уважительного отношения к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями; добиться сопереживания.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

- словесный (беседа, рассказ);

- наглядный;

- элементы проблемного метода (сочинение-миниатюра, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);

- дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);

- вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце”, запись  художественного фильма “Калина красная”, распечатки писем Шукшина матери; компьютер, проектор.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная,

- групповая,

- индивидуальная.

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Начало урока:

 - поэтическая страничка;

- определение целей;

- облако слов (ассоциации слову «мама»).

III. Объяснение нового материала:

1.Отношение В.М.Шукшина к своей матери (на основании писем).

2. Работа с эпиграфами.

3. Просмотр фрагмента художественного фильма “Калина красная”.

4.  «Погружение в текст»: беседа по рассказу “Материнское сердце”.

IV. Рефлексия: групповая работа (сочинение-миниатюра, «Языковая игра», «Юный скульптор»).

V. Подготовка к написанию сочинения по тексту рассказа (в формате ЕГЭ).

VI. Домашнее задание.

VII. Подведение итогов урока: поэтическая страничка.

Эпиграфы:

У Шукшина мать - это любовь, доброта, умение

 понимать и прощать, природная мягкость и душевная стойкость.

В. Распутин

        Материнское сердце, оно – мудрое, но там,

где замаячила беда родному дитю,

мать не способна воспринимать посторонний разум,

логика тут ни при чём.

В.Шукшин (из рассказа «Материнское сердце»)

«Посмотри на нашу маму...

Это народ с большой буквы».
(В.М.Шукшин. Из письма к сестре.)

Юноше, обдумывающему своё житьё

Отвечай за свои поступки

перед людьми и совестью,

Не переступи опасной черты.

Не губи в себе человека.

Не отвечай злом на зло.

Помни, у тебя есть мать.

Твоё горе – горе матери.

Твой проступок – страдание матери.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Индуктор.

1. Поэтическая страничка:  Притча про любовь мамы

      Узнал один ангел, что в материнской любви прячется такая сила, что нет ей равной на Земле. Решил ангел открыть тайну материнской любви. Долго ходил он среди людей, но ничего не понял.

— Никакой тайны я не нашел, Господи! — воскликнул ангел. — Все матери ведут себя по-разному. Одни — целуют своих детей, другие — бранят, одни — балуют, другие — воспитывают в строгости, одни — приучают детей к тяжелому труду, другие — ничего не дают им делать.

— Ты не туда смотрел, — раздался голос с небес. — Не смотри на поведение матери, а загляни в ее сердце.

     Увидел тогда ангел, что одни матери целуют своих детей, другие — бранят, но все они одинаково любят их, больше жизни.

- Ребята, наш урок я начала с притчи про любовь мамы. Как вы её понимаете?

-  Мать… Для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого – мать самый родной человек на земле. Всё лучшее в человеке - от матери, давшей жизнь… Материнская забота, любовь, тепло, терпение, беспокойство за нас окружают нас с рождения и до последних минут жизни Матери.

-  Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

-  Правильно, о матери, об отношении к ней, о неутомимом, необъятном материнском сердце.

2. Сообщение темы и целей урока: - Итак, тема нашего урока «Мотив материнского сердца в жизни и творчестве В.М. Шукшина» (по рассказу В.М. Шукшина “Материнское сердце”). Запишем тему в тетради.

- Мы проанализируем текст рассказа, попробуем определить проблемы, поднятые автором в этом произведении, каждый из вас попытается высказать свою позицию.

 - Предлагаю вам «Облако слов», подберите слова, которые ассоциируются со словом «мама». Запишите их в тетрадь. Как эти слова перекликаются с эпиграфом?

                (обратить внимание и зачитать эпиграфы к уроку)

- Сегодня мы будем знакомиться с рассказом В.М.Шукшина «Материнское сердце». Что вы знаете об этом писателе? (писатель, киноартист, кинорежиссёр)

III. Объяснение нового материала.

1. Отношение В.М. Шукшина к своей матери.

- Давайте вспомним, как В.М. Шукшин относился к своей матери – Марии Сергеевне Шукшиной (любил, писал теплые письма, присылал деньги и расстраивался; что она их не тратит).

        Все, кто знал Шукшина лично, в один голос говорят о его особом отношении к матери, Марии Сергеевне.

Сообщение ученика: В биографии Марии Сергеевны особенно трогает то, как женщина претерпевала испытания судьбы. Сама история семьи Шукшиных повторяет судьбы многих жителей Алтая. Мария Сергеевна родилась 14 октября 1909 года в Сростках. Отрочество её совпало с периодом революции и Гражданской войны, учиться ей не пришлось, о чём она жалела всю жизнь. Вышла замуж, родила двоих детей. Но счастье новой жизни было разрушено молотом репрессий, мужа расстреляли. Работала в колхозе, одна растила детей. Вновь вышла замуж и вновь удар - муж погиб на фронте. Опять одна, теперь уже на всю жизнь, которую всецело посвятила детям.

     Она хотела, чтобы дети её учились. Отправила в институт Наталью, позже и сына благословила на учёбу в Москве, верила, что у него иная судьба... Себе во всём отказывала, а детям-студентам помогала. Работала Мария Сергеевна тогда в сельской парикмахерской и заработок имела скромный. И вот, казалось, дети встали на ноги, можно вздохнуть, но... Рано ушёл из жизни муж Натальи, оставив её с двумя пятилетними детьми. Мария Сергеевна стала в тот момент опорой и для дочери, и для внуков.

      А потом самое страшное — смерть сына...

     Как можно было пережить всё это и не стать душевно надломленным человеком? Говорят, была Мария Сергеевна женщиной строгой, но справедливой. Это на людях, а к детям своим она относилась по-другому, особенно к сыну. Для своих детей Мария Сергеевна была и отцом, и матерью, маленького Василия уважала, наказаниями не унижала - ведь он был единственным мужчиной в доме.

Учитель: Во всём эпистолярном наследии наиболее трогательны его письма к матери, где он при всей своей суровости мог находить такие слова для матери, какие далеко не каждый сын - и даже дочь!- находит...

      В.М. Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. И сын отвечал ей тем же. Давайте обратимся  к строкам из его писем ( на столах у учащихся распечатаны):

1. «Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем». «Милая, душа томит об Вас, Мамочка, как твое здоровье, родная?».

 2.     В письме к сестре Шукшин писал: «Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы».

  3.    Из письма Василия Макаровича Шукшина матери, Марии Сергеевне, во время учебы во ВГИКе:

«... Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за все, родная моя. Успехи в учебе отличные. У нас не как в других институтах, - то есть о результатах обучения известно сразу. Ну вот пока и все. Итак, мама, повторяю, что я решительно всем обеспечен. Недавно на курсе у нас был опрос, кто у кого родители... у всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т.д. Доходит очередь до меня. Спрашивают, кто из родителей есть? Отвечаю: мать. Образование у нее какое? Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не менее министра. Смеются. Ну, будь здорова, милая».

4.   Еще одно письмо сына:

«Мамочка, милая ты моя! Родная моя! Что же там у вас случилось такое? То ли ты заболела - не дай Бог! Мамочка, моя родная, Ангел ты мой родной, напиши мне скорее письмо. Друг ты мой старший, друг бескорыстный, сообщи мне, ради Бога, что у вас там случилось...»

5.   Последнее письмо Шукшина матери:

«Мама, родненькая моя! Я жив - здоров, все в порядке. Здоровье у меня -нормальное. Все хорошо, родная. Известия о твоих посылочках успел получить... Спасибо, хорошая моя. Дай Бог тебе здоровья. За меня не беспокойся. Я серьезно говорю, что хорошо себя чувствую. Ну, обнимаю тебя! Василий»   (через несколько дней его не стало)

  6.     Из письма Марии Сергеевны Шукшиной на могилу сына (зима 1975 год):

«Сыночка, дате мое милое, не могу я до тебя докликаться. Сердечушку моему в груди места мало. Горло мое сжимает. Хочу вслух кликнуть, голоса нет... Никого не обижал, сын ты мой ненаглядный, дитя мое, дитя милое. Раступись ты, мать сыра земля, покажи ты мне дитя милое. Дитенок, мой дитенок, прости меня».

     Василий Макарович очень боялся пережить мать, потому что ощущал в ней опору. Он просто не мыслил свою жизнь без неё. Ну, а мать тем более не мыслила себя без "милого дитенка".  Но так случилось...

Учитель:   Да, верная опора для В.М.Шукшина – мать.  У ТАКОЙ матери     мог быть только ТАКОЙ сын!!!

2. Работа с эпиграфами:     

– Обратимся ещё раз к эпиграфам. Как вы понимаете эти слова? Какая она, настоящая мать, по Шукшину?

- Да, это мать, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него. Готова всегда прийти ему на помощь.

3. Просмотр видеокадров из фильма «Калина красная» (сцена встречи Егора Прокудина с матерью) и фрагмента фильма по мотивам рассказов В. Шукшина «Крепкий мужик» (сцена прощания сына с матерью) с последующим обсуждением.

- Что объединяет эти кадры?

- Что вам особенно близко и понятно в изображенных ситуациях, героях, конфликтах? Что осталось непонятным?

- Как автор относится к своим героям? Что ему дорого в них?

- Послушайте воспоминания Ир. Ракша о взаимоотношениях Василия Макаровича с матерью:     «Эти двое (сын и мать) любили друг друга строго и нежно, по-Божески. Марию Сергеевну Вася почитал свято, как родную землю, до нервного истощения. И тот покаянный, очищающий плач Любви, что прозвучал в «Калине Красной», после свиданья Егора Прокудина с брошенной им старухой - матерью, горел в его собственной груди, в сердце - всегда. Горел больно, неугасимо».

- Образ такой матери нарисован в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.

4. «Погружение в текст»: беседа по рассказу “Материнское сердце”:

- О чём этот рассказ? Сформулируйте тему.  (В рассказе раскрывается тема беззаветной материнской любви)

- Какие проблемы поднимает автор?

* Проблема безрассудной, слепой любви матери к своему ребёнку;

* Проблема отношения детей к своим родителям.

- Как вы думаете, виноват ли Витька в том, что с ним произошло? Почему автор называет его Витькой?   (Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери.

- Была ли жизнь матери Витьки лёгкой? Какие испытания выпали на долю матери? Стал ли Витька кормильцем, опорой для матери? (Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”).

- Почему же мать, по-вашему, уже немолодая женщина, хлопочет за своего непутёвого сына? О чём она думает, когда спешит ему на выручку?  (“В глазах матери все туманилось и плыло... Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара... Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти... Найдет она этих добрых людей, найдет”).

- Посмотрите сцену разговора матери Витьки с милиционером.

Реализация группового задания (исполняют два ученика со слов «И тут вошла мать Витьки…» до слов « Пусть к прокурору сходит, — посоветовал один из присутствующих»).

- Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении? (Мать понимает, что сын попал в беду, но что он совершил, она не понимает, вернее, не хочет понять. Главное, его спасти, уберечь от тюрьмы. Она даже ищет для него оправдание, говоря, что Витька сделал это под пьяную руку. Мать даже готова подкупить милиционера.

«Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чём».

«У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд ,тюрьма… Рядом сидел её ребёнок, виноватый, беспомощный…И кто же может сейчас отнять его у неё, когда она – только она, никто больше – нужна ему?»)

- Как вы думаете, права ли мать, когда она защищает своего сына и просит милиционеров отпустить его?

- А как милиционеры и прокурор реагируют на мать? Почему? (“Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать...”).

- Итак, к какому выводу вы пришли: виноват Витька? Если он виноват, то в чём его вина? Почему он «ждал страшился» встречи с матерью? Перед кем он виноват в первую очередь? (Ему стыдно за своё поведение. «Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придёт к нему, пробьётся через все законы, ждал этого и страшился». Витька виноват в том, что решил пить с незнакомыми людьми. Имея невесту, вступает в отношения с женщиной сомнительного вида. Витька – безответственный и легкомысленный человек. В погоне за «скорой радостью, за «кипучей, желанной жизнью» забывает о том, что он один опора и надежда матери на спокойную старость. В этом его главная вина.)

- Как ведёт себя мать, получив отказ? (Получив отказ простить Витьку в милиции, у прокурора, мать не опустила рук. Ведь Витька – единственный из 5 детей, который здесь, жил с ней, хорошо работал и был на хорошем счету. Она получила разрешение на свидание с ним, успокоила его, вселила и в него надежду, а сама, вздохнув, готовилась к новым встречам с высокопоставленными людьми, чтобы защитить своего Витьку.

«Но мать — действовала. Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, кого ей надо успеть охватить до отъезда, какие бумаги взять. И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю, тоже прийти в отчаяние — это гибель, она знала. Она — действовала.     Часу в третьем пополудни мать выехала опять из деревни — в краевые организации».)

-  Почему Шукшин дал такое название своему произведению? (Для Шукшина главное показать не то, что произошло с Витькой, а то, как упорно мать защищает своё дитя, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить.

Сам Шукшин так говорил о матери: “Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, – всю жизнь – жалеет”.

Вот оно, материнское сердце! Разве не хватает за живое все: и причитания, молитвы, увещевания? Только Шукшин мог так проникновенно написать о матери.)

- Какую главную мысль хотел донести до нас Шукшин? Сформулируйте его авторскую позицию. (Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни и заключается в предложении: «Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум…».

Вывод автора очевиден: Витька – безответственный и легкомысленный человек. В погоне за «скорой радостью, за «кипучей, желанной жизнью» забывает о том, что он один опора и надежда матери на спокойную старость.

Учитель: Материнское сердце слепо в своей любви. Мать – главная опора в жизни каждого человека, только она способна понять и простить своё дитя.

- В каких ещё произведениях литературы поднималась тема взаимоотношений «отцов и детей»? (И.С. Тургенев «Отцы и дети» (любовь матери к Базарову), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (любовь матери к Родиону Раскольникову), К.Г. Паустовский «Телеграмма»)

- Рассказ «Материнское сердце» написан в 1969 году. Актуальны ли проблемы, затронутые Шукшиным, сегодня?

IV. Рефлексия (групповая работа):

1 группа: Напишите свою концовку рассказа.

2 группа: Выявление отношения к варианту интерпретации: ученики высказывают свои мысли о поступке матери: «Она права…», «она не права».

3 группа: «Языковая игра»:  Я – мать. Как бы я поступил (а) в данной ситуации?

4 группа:  Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, потерявшая в войну мужа и старшего сына, похоронившая единственную дочь, умершую от голода, но все-таки сумевшая воспитать троих сыновей и не растерявшая душевной щедрости, теплоты и любви к своим детям, достойна памятника?

       Представьте себя скульпторами. Вам доверено создать проект памятника Матери с большой буквы. Каким бы вы его сделали? Посоветуйтесь и дайте устный ответ. Можете нарисовать. Бумага и карандаши на партах.

      Какая группа первой закончит работу, поднимите сигнальную карточку.

Звучит спокойная музыка.

Выступление каждой группы с защитой своей работы

Учитель: Наверное, никто из вас не остался равнодушен к проблемам, поднятым на сегодняшнем уроке. Выскажите свою позицию по одной из проблем.

V. Подготовка к написанию сочинения по тексту рассказа (задание в формате ЕГЭ).

- Рассказ прочитан. Дома вам предстоит написать сочинение по рассказу «Материнское сердце» (в формате ЕГЭ). В процессе работы на уроке мы делали записи, которые вам помогут в написании сочинения, а также большую помощь в домашней работе вам окажет материал, который лежит у вас на столах.

     Определим основные моменты вашего сочинения:

- проблема, поднятая в рассказе;

- 2 комментария проблемы;

- смысловая связь и её анализ;

- авторская позиция по данной проблеме;

- своя позиция по проблеме, поднятой автором;

- аргументы, подтверждающие вашу позицию;

- вывод.

VI. Домашнее задание:  написать сочинение в формате ЕГЭ по рассказу В.М. Шукшина «Материнское сердце».

VII. Подведение итогов урока:  - Давайте помолчим... и погорюем в тишине, что нет Шукшина сегодня рядом с нами. Он многое помог бы нам увидеть и понять, напомнил бы нам об отношении к родителям, матери своей... Остались только письма, воспоминания, его произведения:

«В законе Божьем есть такая заповедь - «Почитай отца твоего и матерь твою и благо будет тебе на земле. И продлятся дни твои...» А у нас с любовью к родителям, с почитанием туго. Вот блага и нет на земле. И долголетье не светит. Все крутимся, суетимся, все не до нежности к старикам. В общем, не успеваем... Мне еще научиться надо почитать матерь свою... Те же деньги ей послать вовремя. Письмецо написать. Она больная... Больная, а все нам посылочки шлет... Боится, что мы тут недоедаем. Носки нам вяжет, варежки шлет... В общем учит нас жить по-людски. Вот ведь что... Стыдно. Совесть заела».

- Вот  говорят, что время Василия Шукшина еще вернется, когда поколение, уставшее от сражений и ссор, не знавшее писателя, присядет ненадолго отдохнуть да так и забудется над его тихими, светлыми, очищающими строками. Может это время уже пришло?

   Послушайте стихотворение Д. Кедрина «Сердце»:

Девчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»
Девчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь — и тебя полюблю!»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

- Спасибо всем за работу на уроке.

Приложение

Концовки рассказа, написанные учениками.

      Мать обходила все инстанции, оббивала все пороги. Кое-где пыталась и деньгами задобрить, но тщетно. Сердце матери разрывалось от боли и обиды за своё дитё.

      Витьку осудили на семь лет. Мать, не сумев справиться с горем, вскоре умерла. Её похоронили в родной деревне.

       Витька вышел из тюрьмы. Стал жить в доме матери, а невеста его всё-таки не дождалась…                                  (Зиля Каримова)

      Собрала мать характеристики, грамоты и поехала в город. В краевой прокуратуре, куда она обратилась, помочь не смогли.

      Закончилось расследование, и состоялся суд над Витькой. Дали ему минимальное наказание, учли все обстоятельства: и что обокрали парня, и что в родном колхозе он числился на хорошем счету, и что в армии он отличался храбростью. Бедная мать навещала сына в тюрьме: носила передачи, передавала последние известия из деревни. Она делала всё, чтобы Витька чувствовал, что он не одинокий.    (Яна Кузнецова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора

Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца"  представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...

Русский национальный характер в творчестве В.М.Шукшина по рассказам "Мастер" и "Крепкий мужик"

Цели: 1) познакомить учащихся с многогранной личностью и творчеством В.М.Шукшина;             2) выяснить основные проблемы рассказов «М...

Жизнь и творчество В.М.Шукшина

Презентация содержит краткие сведения о жизни и творчестве В.М.Шукшина. Презентация составлена к учебнику Г.С.Меркина для 7 класса....

Конспект урока литературы в 11 классе по теме "Он сердцем пел...": жизнь и творчество В.С.Высоцкого"

Урок проведён в 11 классе. На уроке использованы элементы проектной деятельности с применением ИКТ (презентации, посвящённой В.С.Высоцкому, аудио- и видеофайлов), дополнительных печатных материалов. И...

Конспект урока литературы: «Творчество В.М. Шукшина. Анализ рассказа «Срезал».

Цели: познакомиться с творчеством В. М. Шукшина; проанализировать дин из его рассказов; продолжать формировать навыки устной речи. Оборудование: учебник, диск с записью актёрского чтения рассказа...

Жизнь и творчество Василия Макаровича Шукшина

Материал по краеведению для изучения жизни и творчества В. М. Шукшина...

Литературный вечер, посвященный жизни и творчеству В.М.Шукшина

Не было бы добрых людей, жизнь давно бы остановилась... В.Шукшин.  Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству В.М.Шукшина. П.Проскурин писал: "Василий Шукшин вспыхнул на ...