Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Конспект урока по литературе для 9 класса Тема : И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konkursniy_bunin.odt24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе для 9 класса                                                                                     Тема :  И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». Печальная история любви.  

обучающие: углубить знания о личности и творчестве  И. А. Бунина , познакомить с историей написания  рассказа  « Темные аллеи»,  способствовать развитию речи учащихся.                                                                                                                                                  

развивающие: развивать навыки анализа текста, работы в группе, умение выбирать главное, обобщать; развивать монологическую речь учащихся; развивать творческие способности учащихся.

воспитывающие:   воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу близких,  взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты: знание фактов творческой биографии И. А. Бунина, содержание рассказа «Темные аллеи», понимание идеи рассказа; владение навыками анализа текста, умения работы в группе.

Тип урока: урок- исследование

Оборудование: портрет И. А. Бунина , текст произведения

Опережающее задание: прочитать рассказ «Темные аллеи», исследовать  историю написания  рассказа  « Темные аллеи», совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения,  подготовить характеристику главных героев (созданы ІІ группы: «Николай», «Надежда»).

Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции ), практические (работа с текстом).

Ход урока:

I. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

-Здравствуйте,  дорогие мои ребята!  Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и с прекрасным настроением начнем наш урок.

Работа  с эпиграфом

Всякая любовь- великое счастье,

даже если она не разделена.

И. А. Бунин

- Назовите ключевые слова. (Любовь, великое счастье, горе, боль, разочарование ...)

- Главное ключевое слово — ЛЮБОВЬ.

- Ребята, давайте составим квест к слову ЛЮБОВЬ в виде лепестков к розе как символу любви. ( РОЗА)

– Есть ли в этом понятии нечто, что человек не может узнать, но всегда стремится разгадать? Как называется такое явление? (Тайна)      ( слово ТАЙНА)

- Опираясь на ключевые слова, сформулируйте тему урока и запишите ее в тетради. (Тайна любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи»)

ІІ. Работа по теме урока

- Любовь -  это самое  прекрасное чувство, о котором писали поэты, писатели воспевали в своих книгах. Это вечная тема в литературе. Но, к сожалению, любовь иногда приносит  боль, разочарование, это бывает «поединок роковой» между любящими друг друга людьми.

История создания рассказа.

Бунин обладает мощной силой воображения, редкой памятью и зорким  глазом. Три основные темы творчества  - Родина, любовь и смерть. Сборник рассказов о любви «Темные аллеи» (1937 — 1944) писатель считал своим высшим творческим достижением. Большая часть рассказов этого сборника написана в годы войны, когда особенно остра потребность в любви — чувстве, одухотворением жизни, в противовес несущей смерть войне. «Тёмные аллеи» - сборник рассказов, в котором первый рассказ имеет одноимённое название. Когда книга увидела свет, и читатели были потрясены «вечной тайной» любви, писатель в одном из писем признавался: «Она говорит о многом трагичном и о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное, что я написал в жизни».

- Ребята, какие же цели необходимо поставить нам сегодня на уроке, выходя из опережающего задания домой ? (Запишите свои цели в тетрадь)                                ( Разобраться в чём состоит загадка любви по Бунину, проанализировать рассказ,  высказывать собственное мнение по отношению к произведению и его героям…)        

ІІІ. Анализ и беседа по рассказу «Темные аллеи».

-Давайте вернемся в прошлое на тридцать лет назад, когда наши герои бродили по  аллеям и были счастливы. Предположите, как развивались отношения между героями.

 Слово группе, которая собирала материал для характеристики Николая.

Родители Николая дали сыну  блестящее образование, выбрали ему карьеру военного. Получив на службе отпуск,  тридцатилетний  красавец  приехал   к родителям в деревню, где познакомился с восемнадцатилетней красивой крепостной, служившей в их доме горничной. Молодые люди полюбили друг друга, но когда об этом узнали его родители, все прекратилось. Николай вынужден был уехать,  а Надежде, чтобы замять скандал, дали вольную.

-Как ведет себя Николай Алексеевич на постоялом дворе?

(Заметно, что это человек властный, привыкший к своему социальному положению).

-Как ведет себя Николай, когда узнает в хозяйке Надежду, свою любовь молодости?

-Что рассказывает он о своей семейной жизни?-Сожалеет ли он о чем-нибудь?

-Какие выводы вы можете сделать об этом герое?

(Несмотря на сохранившуюся  красивую внешность, этот человек выглядит уставшим, бледным, поседевшим от забот военной и безрадостной  семейной жизни. Создается впечатление, что жизнь Николая Алексеевича не была счастливой.)

- Как представлена героиня?   Слово группе, которая собирала материал для характеристики Надежды

Надежда еще красивая женщина, которая прошла через унижения, обиды, смогла выстоять, встать на ноги, устроить свою жизнь, открыв постоялый двор для проезжающих.  В доме у нее чисто, красиво, можно отметить ее трудолюбие, чистоплотность, хозяйственность, религиозность.

-Почему  герои не остались вместе в молодости?

(Причиной всему социальное положение: Николай - дворянин, а Надежда – крепостная, поэтому их брак вызвал бы скандал в обществе. Главный герой  отказался от своей любви в пользу карьеры, положения в обществе).

-Простила ли Надежда своего любимого?

(Нет, обида еще  глубоко в душе, ведь любит его всю жизнь, так и не смогла устроить свое женское счастье).

-О чем размышляет главный герой, сидя в тарантасе?

(Сожалеет, что потерял любовь, что Надежда могла быть его женой, хозяйкой в его доме. Качает головой, думая, что это все-таки невозможно представить.)

--Как заканчивается рассказ? (Снова упоминается об осенней погоде, то есть композиция рассказа круговая.)

- Как вы считаете, какова основная мысль этого рассказа? (Любовь – прекрасное чувство, но у Бунина это чувство как вспышка, «солнечный удар», который поражает героев, но длится любовь недолго, и героев ждет разлука. Достигает этого эффекта писатель через круговую композицию, пейзаж, деталь, характеристику героев).

ІІІ. Закрепление изученного материала.

- А теперь перейдём к  опросу: группа «Надежды» ,группа «Николая» отвечают на поставленные  вопросы .

Вопросы

группа «Надежда»

группа «Николай»

- Что помнят герои об их любви? Почему Надежда вспоминает с недоброй улыбкой?

Он соблазнял красивыми словами, бессердечно бросил

Для нее темные аллеи – боль на всю жизнь

- Почему история героя умещается в один абзац? Как в монологе он характеризует свою жизнь? Почему все его отношения “обыкновенная пошлая история”?

Рассказывать нечего. Истинного счастья не было. Не способен любить, отдавать себя

- Почему героиня не может простить его?  

Для нее лучшие минуты в жизни – не простые слова

- Почему герой испытывает противоречивое состояние? 

Не способен на поступок

- Как мужики оценивают Надежду?

Баба – ума палата. Но крута!

- Какую причину называет герой, объясняя невозможность их отношений?

Социальную.

-Какой мотив воплощен в рассказе? 

Мотив вечного пути в поиске счастья.

ІУ. Подведение итогов урока.

- Давайте вместе сделаем выводы:

Группа «Николай».

1.Главный герой Николай Алексеевич отказался от любимой девушки, бывшей крепостной в доме его родителей,  в пользу карьеры, положения в обществе, но за это судьба как бы мстит ему: он несчастлив в семейной жизни, хотя  жена была равна ему по социальному статусу.

2. Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.

3.Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову. 

Группа «Надежда».  - Сохранила ли Надежда любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

1.Надежда же вполне довольна своей нынешней жизнью. Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды.

2. Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть. Для него любовь - «лучшие минуты жизни», для нее — вся жизнь.

3. Концепция любви Бунина: ОН и ОНА, внезапность любовного озарения, страстность, кратковременность, трагический исход.

Рефлексия.           -Достигли ли вы своих целей? ( краткие ответы учащихся)

- Молодцы, ребята! Спасибо вам за работу. Участники каждой группы оцените свою работу.

Домашнее задание.

Записать сочинение — эссе  на тему: «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена » ( И. А. Бунин).

-Ребята, вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Я надеюсь, что для вас он стал полезным.  Думаю , что тайна любви в рассказе «Темные аллеи» Бунина раскрыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 8 класс "История создания "Капитанской дочки"А. С. Пушкина "

Тема: История создания «Капитанской дочки».Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.Задачи:...

Конспекты уроков по литературе. 9 класс. Тема: "Система образов в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (Первый урок - в обычном учебном режиме, второй - с использованием ЭОР)

Данный урок предполагает изучение нового материала (усвоение новых знаний : знакомство с историей создания романа, с героями, их взаимоотношениями; систематизация полученного нового материала ...