Реализм и образ «маленького человека» в русской литературе
презентация к уроку по литературе (7 класс)

В презентации представлен теоретический материал, необходимый при работе с повестью А.С. Пушкина "Станционный смотритель".

Рассматриваются понятия:

-реализм

-критический реализм

-"маленький человек"

-Болдинская осень

-автор

-повествователь

-рассказчик

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizm_i_malenkiy_chelovek_v_literature.pptx2.54 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализм и образ «маленького человека» в русской литературе

Слайд 2

Реализм — направление, образовавшееся в конце XIX века в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах . С войственен отказ от идеализации окружающего мира в пользу изображения обычных людей и ситуаций . С оздание «типических характеров в типических обстоятельствах ».

Слайд 3

Реализм В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности , которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды , героя и времени , в котором он живет.

Слайд 4

В основе реалистического метода лежат: историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего); социальный анализ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности ); социальная типизация ( определенное число людей, находящихся в сходном социальном положении).

Слайд 5

Критический реализм В XIX в. складывается новый тип реализма — критический реализм. В России его рассвет связывают с именами А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова . Человеческий характер раскрывается прежде всего в связи с социальными обстоятельствами . Предметом глубокого анализа становится и внутренний мир человека – критический реализм одновременно осмысляется как психологический.

Слайд 6

«Маленький человек» — тип литературного героя, который появился в русской литературе с появлением реализма (в 20—30 годах XIX века). Как правило, это персонаж невысокого социального положения и незнатного происхождения, небогатый и не обладающий выдающимися способностями и талантами. У него нет амбиций и желания изменить свою жизнь . Данный термин был введен отечественным критиком В. Г. Белинским в статье «Горе от ума» (1840 г.) и обозначал «простого человека », людей низших сословий .

Слайд 7

Отличительные черты: з анимает в обществе низкое положение; б еден; оказывался под гнетом общественных несправедливостей; оказывался незащищенным (даже государство не готово ему помочь); не имеет способности изменить сложившуюся ситуацию; его образ трагичен (большинство литературных героев умирают от несправедливостей окружающих людей).

Слайд 8

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель ».

Слайд 9

А.С. Пушкин в Болдине

Слайд 10

В 1740 году имение Болдино унаследовал от своего отца Лев Александрович Пушкин - дед поэта. Подполковник артиллерии, во время мятежа 1762 года он отказался присягнуть Екатерине II и был заточен в крепость. Освобожденный через два года дед, по словам А. С. Пушкина, «уже в службу не вступал и жил в Москве и в своих деревнях» . Неизвестно, обосновывался ли Л. А. Пушкин на достаточно продолжительный срок в Болдине, но он по-хозяйски относился к своему нижегородскому владению, заботился о его расширении.

Слайд 11

Лев Александрович умер в 1790 году , после чего имение отошло его детям. В числе наследников был и отец поэта, Сергей Львович Пушкин . Ему, по разделу с братом Василием Львовичем, досталась юго-восточная половина Болдина, а позднее он стал владельцем и села Кистенева , также издавна входившего в родовую вотчину Пушкиных. С.Л . Пушкин

Слайд 12

В 1830 г. Пушкин приехал в Болдино в связи с предстоящей женитьбой на Наталье Гончаровой . Перед свадьбой отец выделил ему двести душ в селе Кистеневе рядом с Болдином, и нужно было оформить ввод во владение. Ничто не предвещало, что он здесь «распишется» (по его излюбленному выражению).

Слайд 13

Он приехал в мрачном расположении духа, рассорившись с матерью невесты, уже не уверенный в том, что свадьба состоится. Перед отъездом из Москвы был на похоронах внезапно умершего дяди Василия Львовича (поговаривали , что от холеры). Едва тронувшись в путь, столкнулся с проблемой: холера наступала с низовьев Волги на центральные российские губернии, и ехать было опасно.

Слайд 14

Все-таки он не повернул назад — и скоро пожалел об этом. В Болдине он оказался заперт «как в острове» , окруженный карантинами. Подолгу не приходило никаких известий от невесты, родственников, друзей, а между тем с начала октября холера уже вовсю свирепствовала в Москве.

Слайд 15

Но это были лишь недолгие периоды хандры. Вместо депрессии Пушкин переполнен творческой энергией, он пишет «как давно уже не писал»: через каждые два-три дня, а то и каждый день из-под его пера выходит новое произведение — какая-то беспрерывная цепь вдохновенных озарений. 7 сентября — Бесы («Мчатся тучи, вьются тучи...») 8 сентября — Элегия («Безумных лет угасшее веселье...») 9 сентября — повесть «Гробовщик» 13 сентября — « Сказка о попе и о работнике его Балде » « Сказка о Медведихе » 14 сентября — повесть «Станционный смотритель»; 20 сентября — повесть «Барышня-крестьянка» 25 сентября —роман в стихах «Евгений Онегин» . Песнь IX 14 октября — повесть «Выстрел» 20 октября — повесть «Метель» 26 октября — «Маленькие трагедии»( « Моцарт и Сальери » )

Слайд 16

Поэт писал из Болдина Петру Плетневу : «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».

Слайд 17

Болдинская осень — (иносказательно) самая плодотворная в творческом отношении пора в жизни человека, время свершений, расцвет творческих сил и способностей, творческий подъём.

Слайд 18

«Повести Белкина» — первое завершённое прозаическое произведение Пушкина. Согласно датировке автора, повести закончены: «Гробовщик» — 9 сентября; «Станционный смотритель» — 14 сентября; «Барышня-крестьянка» — 20 сентября; «Выстрел» — 14 октября; «Метель» — 20 октября.

Слайд 19

Иван Петрович Белкин — персонаж, вымышленный Пушкиным. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году. Он сочинил 5 повестей. Его краткая биография описывается в предисловии к книге.

Слайд 20

Повести Белкина Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе : « Выстрел» — романтизм ; « Метель », «Барышня-крестьянка» — сентиментализм ; « Гробовщик» — содержит элементы готической повести ( романтизм ); «Станционный смотритель» - реализм .

Слайд 21

Повесть - средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму повесть больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц , однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия .

Слайд 22

АВТОР - ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - РАССКАЗЧИК Автор – это реальный человек, который живёт в реальном мире. Именно он продумывает свое произведение от начала до конца. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы. Для него не существует «лишних» деталей - если на окне в домике станционного смотрителя стоит горшок с бальзамином, то именно тот цветок понадобился автору. Полностью присутствует писатель как автор в таких жанрах, как автобиография, исповедь, записки, письма .

Слайд 23

Повествователь – тот , кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам и т. п.), не будучи при этом ни участником событий, ни – что еще важнее – объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно – во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира) и в адресованности его речи в первую очередь читателю, т. е. направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Иначе говоря, эта специфика определена положением «на границе» вымышленной действительности. АВТОР - ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - РАССКАЗЧИК

Слайд 24

Рассказчик — некая личность (напр., персонаж ), от лица которой ведётся повествование в художественном, в частности, в литературном произведении. В литературе рассказчик наблюдает и описывает то, что видит, не более. АВТОР - ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - РАССКАЗЧИК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блочно- модульная система в изучении темы «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»

Блочно- модульная система в изучении темы  «Образ «маленького человека» в русской литературе 19 века»...

Образ "маленького человека" в русской литературе ХIХ века

Тема не новая, но её знание необходимо и учащимся, и поступающим в вузы....

Урок-исследование по литературе в 7 классе "Образ "маленького человека" в русской литературе

         Цель данной работы: презентация опыта по применению технологии проектно-исследовательской деятельности на уроке литературы....

Эволюция образа «маленького» человека в русской литературе Х1Х-ХХ веков (на материале произведений А.С.Пушкина «Медный всадник», Н.В.Гоголя «Шинель», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Т.Н.Толстой «Соня»)

Данный урок уместно проводить в 10 классе профильного уровня, т.к. изучение литературы  на профильном уровне , сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об ист...

А. П. Чехов. Слово о писателе. Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века и чеховское отношение к нему

Название предмета:  Литература.Класс: 9.УМК: Коровина В.Я, Журавлев В.П., Збарский И.С., Коровин В.И. «Литература. 9 класс». Учеб. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2013.Уровень обучения: базо...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

Образ маленького человека в русской литературе 8 класс

В презентации  произведения, связанные с зарождением образа "маленького"человека в русской литературе....