Реалистическая комедия. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: жанровые особенности, герои, проблематика, конфликт
презентация к уроку по литературе (9 класс)

В презентации представлен материал-помощник при изучении комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

-комедия

-реалистическая комедия

-"три единства"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл griboedov.pptx425.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реалистическая комедия. А . С. Грибоедов. « Горе от ума»: жанровые особенности, герои, проблематика, конфликт

Слайд 2

— русский поэт, прозаик, драматург, дипломат, лингвист, историк, востоковед, пианист и композитор . «Молодые супруги » (1815 г.) «О разборе вольного перевода „ Леноры “» ( 1816 г.) «Студент » (1818 г.) «Горе от ума» (1822-1824 гг.) Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829 гг.)

Слайд 3

– это драматическое произведение, в котором характеры, ситуации и действия представлены комично, с использованием юмора и сатиры . Специфический конфликт, который ведётся с некими обыденными и низкими целями, методами, считающимися ничтожными, смешными и нелепыми, а участники данной борьбы никак серьёзно не пострадают при проигрыше. Часто ставится как противоположный жанр трагедии. Аристотель определял комедию как «воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение » . Комедия

Слайд 4

Н ет строгого деления на положительных и отрицательных героев; герои лишены односторонности Необязательна счастливая развязка; Наличие нескольких конфликтов; Свободное обращение с рифмой, ритмом; сохранение разговорной формы слова Реалистическая комедия

Слайд 5

Классицизм Реализм Жанровые особенности комедии «Горе от ума»

Слайд 6

Классицизм Реализм Единство места, времени и действия Более двадцати персонажей Одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин» Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных Принцип говорящих фамилий Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Наличие больших монологов Много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства. Жанровые особенности комедии «Горе от ума»

Слайд 7

Классицизм Реализм Романтизм Единство места, времени и действия Более двадцати персонажей Общественный конфликт пьесы характерен как раз для романтизма: Чацкий в одиночку противостоит всему фамусовскому обществу. Два лагеря – «целый лагерь Фамусовых и всей братии» и один боец, «враг исканий». Характерен трагический пафос. мотив изгнанничества героя Одна ведущая сюжетная линия – «Софья – Чацкий — Молчалин» Персонажи не делятся на четко положительных и отрицательных Принцип говорящих фамилий Герои Грибоедова типичны и действуют в типических обстоятельствах. Наличие больших монологов Много точных деталей московского быта, нравов московского дворянства. Жанровые особенности комедии «Горе от ума»

Слайд 8

— комедия в стихах, сочетающая в себе элементы классицизма, романтизма и реализма и описывающая светское общество времён крепостного права и показывает жизнь 1813—1824 годов . Классическая пьеса «Мизантроп» Мольера как образец Первая русская реалистическая комедия. Комедия нравов Сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века. Афористический стиль «Горе от ума»

Слайд 9

«Горе от ума» Тройственная функция смеха Смех над глупцами Смех над героем «Ирония самого положения вещей» В комедии «Горе от ума» смех является трижды, диалектически: это смех Чацкого над толпой дураков, смех этой толпы над Чацким, поскольку она в своём праве и ему некуда от неё уйти, наконец, смех автора - ирония самого положения вещей, пришедшая к своему самопознанию ». – М . Лифшиц

Слайд 10

Жизненные идеалы Проблематика и конфликт Фамусов П редпочитает деньги, считая что богатство и материальное благополучие является основой счастья и беззаботной жизни. Он прагматичен даже в том, что для собственной дочери подбирает мужа по принципу, у кого толще кошелек . Чацкий Считает, что жизнь должна быть наполнена смыслом, где деньги не могут играть решающую роль. Человек должен гордиться своей жизнью, где общественное уважение добивается знаниями и поступками.

Слайд 11

Москва в представлении: Проблематика и конфликт Фамусовское общество Москва - город элиты, знати, цвета общества. Чацкий Москва – город, где сосредоточены в все человеческие пороки - лесть, угодничество, чинопочитание, жажда денег, лицемерие, безделье, разврат, взяточничество, продажность, глупость, необразованность.

Слайд 12

Жизненные идеалы Проблематика и конфликт Молчалин Цель жизни - блестящая карьера, чины, богатство . Высшее счастье он видит в том, чтобы "и награждения брать и весело пожить". Для этого он выбрал самый верный путь : лесть , угодничество. Чацкий Принцип - не прислуживать высокопоставленным чинам, не молчать, а высказывать суждения , доводы обо всем, не бояться и не дрожать перед властью, не лгать, быть честным, свободным в своих словах.

Слайд 13

Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума. Смысл названия и проблема ума в пьесе

Слайд 14

Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума . «Горе уму» - раннее название. Смысл названия и проблема ума в пьесе

Слайд 15

Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым — счастье от безумья, Всем умным — горе от ума . «Горе уму» - раннее название. Смысл названия и проблема ума в пьесе «ГОРЕ УМУ» Название подчеркивает, что основным «героем» комедии выступает просветительский разум, отвлеченный ум, его носителем, сценическим инструментом является Чацкий . Присутствует нравоучительный оттенок, свойственный содержанию комедии нравов и просветительской драматургии. «ГОРЕ ОТ УМА» В новом названии Грибоедов сменил акценты: теперь Чацкий выдвинулся главным героем, ум стал одним из его свойств, качеств, определивших содержание характера и личности .

Слайд 16

Единство действия Единство места Единство времени Особенности «трёх единств»

Слайд 17

Единство действия – непримиримое столкновение Чацкого с обществом и с его главными лицами (Фамусовым, Софьей, Молчалиным) Единство места - конфликт происходит в доме Фамусова, символизирующем всю аристократически-патриархальную Москву. Единство времени – о дин день в доме Фамусова открыл Чацкому такое знание о мире, о людях, которое до этого дня было ему недоступно. Он сразу повзрослел, возмужал, стал более трезвым и менее восторженным. Особенности «трёх единств»

Слайд 18

— «Что нового покажет мне Москва?», «Да и кому в Москве не зажимали рты / Обеды, ужины и танцы?», «Нет! недоволен я Москвой» (Чацкий). — «Едва / Другая сыщется столица, как Москва», «На всех московских есть особый отпечаток», «Что за тузы в Москве живут и умирают!» (Фамусов). — «В моей комедии я, кажется, убиваю тирана — любезнейшее моё отечество — драгоценнейшую Москву», «В Москве всё не по мне. Праздность, роскошь, не сопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему» (А. С. Грибоедов. Из письма С. Н. Бегичеву, 1818). Образ фамусовской Москвы

Слайд 19

О фамусовской Москве ( д . 1, явл . 7 ). « О веке нынешнем» и «веке минувшем» ( д . 2, явл . 2 ). Об «отцах Отечества» ( д . 2, явл . 5 ). О Молчалине ( д . 3, явл . 1 ). О низкопоклонстве перед Европой ( д . 3, явл . 22 ). О своём безумии и о Софье ( д . 4, явл . 10 ). Чацкий

Слайд 20

Действие и явление Кто и что обличается Главная мысль Настроение (пафос) Д. 1, явл. 7 Д. 2, явл. 1 Д. 2, явл. 5 Д. 3, явл. 1 Д. 3, явл. 22 Д. 4, явл . 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия."

Урок литературы в 9Б классе. 14 октября 2014 года.Рекомендуется как вводный урок по комедии....

А.С.ГРИБОЕДОВ "ГОРЕ ОТ УМА". УЗНАЙ ГЕРОЯ. 1 ДЕЙСТВИЕ

Задание по литературе для 9 класса.Разрезная карточка для контроля знаний учащихся....

Методическая разработка урока по литературе с презентацией. Знакомство с героями комедии А.С. Грибоедова Горе от ума. Анализ первого действия комедии. 9 класс.

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» - произведение, в котором точно воспроизводятся сиюминутные идейно-политические споры и одновременно обозначаются проблемы общенационального и общечело...

Стороны новаторства в комедии А.С.Грибоедов "Горе от ума"

Стороны новаторства в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».Комедия Грибоедова стоит у истоков зрелого русского реализма. Поэтому ее своеобразие можно рассматривать с точек зрения по-разном...

«Век нынешний» и «век минувший». Нравственный конфликт комедии или Спор длиною в жизнь (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Цель урока: понимание причин неизбежного в любое время столкновения передового человека с миром «негодяев знатных», низкопоклонников и лицемеров.Задачи урокаОбучающие:...