АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ЛИТЕРАТУРА для обучающихся с ОВЗ (7.1)
рабочая программа (7 класс)

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень.Данная рабочая программа ориентирована на содержание программы и учебник-хрестоматию под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2022 г).Программа рассчитана на 68ч. (34 учебных недели) В 7 классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, обучающимся рекомендовано обучение по адаптированной программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt.programma_politerature_7_kl7_vid.docx61.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Красногуляевская СШ

РАССМОТРЕНО

На ШМО учителей русского языка и литературы

Руководитель ____А.Р. Туктиева

Протокол №  1 от от 30 августа 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

 по УВР________О.А. Тимофеева

 От 30 августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор ____________Т.Н. Брехова

  Приказ №172-0  от  30 августа 2022 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

ЛИТЕРАТУРА

для обучающихся с ОВЗ (7.1)

на 2022-2023 учебный год

 

         Составитель : Тонкова Лариса Петровна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Красный Гуляй, 2022


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (базовый уровень.Данная рабочая программа ориентирована на содержание программы и учебник-хрестоматию под ред. В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2022 г).Программа рассчитана на 68ч. (34 учебных недели)

В 7 классе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (7.1: дети с задержкой психического развития). Согласно заключению ПМПК, обучающимся рекомендовано обучение по адаптированной программе.

У учащихся даннойгруппы адаптации проявляется общая соматическая ослабленность организма, неустойчивая работоспособность, повышенная утомляемость. В   процессе фронтального   обучения каждый из них нуждается   в дифференцированном  подходе.    

  Трудности представляет определение   главного в изучаемом, отделение второстепенного, установление логической связи частей.

Ведущий канал восприятияу большинства учеников- визуальный, кинестетический и смешанный. Читательские навыки   на низком уровне: медленное, неосознанное чтение, прочитанное понимают, но   при пересказемогут  допустить  пропуски  смысловых  звеньев, при составлении плана к прочитанному  испытывают затруднения в формулировке его пунктов . Предусмотрены уроки по формированию навыков читательской грамотности.

Ученики проявляют ситуативный интерес к изучению творчества некоторых писателей, любят инсценировать произведения, читать наизусть, выполнять тесты.

Основным в обучении является формирование у учащихся регулятивных учебных действий:  необходимо обучать умению ставить цель своей деятельность\и на уроке, сверять свои действия с имеющимся планом, находить и исправлять ошибки и на этой основе давать самооценку.

Исходя из психологических особенностей, были определены такие технологии, как   индивидуализация обучения,  личностно-ориентированное обучение, технология образно-эмоционального восприятия текстов.

        

Литература – учебный предмет, освоение содержания которого направлено:

  • на последовательное формирование читательской культуры через приобщение к чтению художественной литературы;
  • на освоение общекультурных навыков чтения, восприятия художественного языка и понимания художественного смысла литературных произведений;
  • на развитие эмоциональной сферы личности, образного, ассоциативного и логического мышления;
  • на овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
  • на формирование потребности и способности выражения себя в слове.

Цель изучения литературы на этапе основного общего образования – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов, что предполагает постижение художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме. В опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Изучение литературы в основной школе (5-9 классы) закладывает необходимый фундамент для достижения перечисленных целей.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках литературы.

Изучение литературы в школе решает следующие образовательные задачи:

  • осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений русской литературы, литературы своего народа, мировой литературы;
  • формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п.;
  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
  • формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
  • воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
  • воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом;
  • формирование отношения к литературе как к одной из основных культурных ценностей народа;
  • обеспечение через чтение и изучение классической и современной литературы культурной самоидентификации;
  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
  • формирование у школьника стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIIIвека, русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

Методы и формы организации работы. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:  

• осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

• выразительное чтение художественного текста;

• различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария,  с творческим заданием);

• ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

• заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

• анализ и интерпретацию произведения;

• составление планов и написание отзывов о произведениях;

• написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

• целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;

• индивидуальную и коллективную проектную деятельность.

Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность учащихся нестандартные формы проведения учебных занятий, например:

  • Урок – устный журнал.
  • урок - творческая мастерская.
  • урок – игра.
  • урок – конкурс.
  • Урок – путешествие.

Методы и приемы обучения.

1) Рассказ учителя - повествовательное изложение содержания изучаемого материала.

2) Лекция - выстраивает систему знаний, обладает особой убедительностью и формирует мировоззрение; вызывает эмоционально-эстетическое отношение учащихся; средство формирования устной и письменной речи; средство стимулирования самостоятельной работы.

3) Справка (биографическая, историческая, культурно-бытовая).

4) Словарная работа - толкование слов учителем, обращение к словарям, толкование слов учащимися, запись толкования слов на доске, самостоятельная работа учащихся по словарям.

5) Беседа - диалогический метод.

6) Работа с книгой под руководством учителя и самостоятельная.

7) Пересказ: подробный, сжатый, выборочный, художественный.


СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение (1 час)  

Читайте не торопясь

Устное народное творчество (3 часа)

Предания.  Поэтическая автобиография народа.  Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Былины. Понятие о былине.  Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

Киевский цикл былин.  «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения

     Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Внеклассное чтение. Пословицы и поговорки бурятского народа. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.

Из древнерусской  литературы (2 часа)

«Повесть о  Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Теория литературы. Поучение, повесть (начальные  представления). Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века (1 час)

М.В.Ломоносов.  Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея  Величества государыни Императрицы Елисаветы  Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

Г.Р.Державин.  «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

     Теория литературы.  Ода (начальные  представления).

Из русской литературы XIX века (23 часа)

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.  «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении   Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие  языка

      Теория литературы.  Баллада  (развитие представлений).

 «Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.  Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы.  Повесть  (развитие представлений).

М.Ю.Лермонтов.  «Песня  про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Картины быта ХYIвека   и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.  Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы

Теория литературы.  Фольклоризмлитературы  (развитие представлений).

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы  и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия.  Патриотический пафос повести

Теория литературы.  Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Теория литературы.  Стихотворения в прозе

Н.А.Некрасов.  «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».  Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  «Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа

Теория литературы.  Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).

Внеклассное чтение. А.К.Толстой.  Исторические баллады «Василий Шибанов», Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…».  «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.

  Теория литературы.  Гротеск (начальное представление).

Л.Н.Толстой.  «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

А.П.Чехов. «Хамелеон».  Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)

Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)

«КРАЙ ТЫ МОЙ, РОДИМЫЙ КРАЙ!»

Стихотворения  русских поэтов ХIХ о родной  природе.

В. Жуковский. «Приход весны»,  А.К.Толстой.  «Край ты мой,  родимый край…».И.А.Бунин.  «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

Внеклассное чтение. Стихи бурятских поэтов о родной природе

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ века (28 часов)

И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.  Нравственный смысл рассказа.

М.Горький.  «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое,  здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко»  («Старуха  Изергиль»).

Теория литературы. Понятие о теме  и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

В.В.Маяковский.  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.  «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя

Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).

А.П.Платонов.  «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей.  Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем..«В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…»,  «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни».  Философские проблемы в лирике Твардовского

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др

Ф.А.Абрамов.  «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа

Теория литературы. Литературные традиции

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Д.С.Лихачёв.  «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

М.М.Зощенко. «Беда».Смешное  и грустное в рассказах писателя

 «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).  Общее и индивидуальное  в восприятии природы русскими поэтами

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как  публицистический жанр (начальное представление).

Внеклассное чтение. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 час)

Расул Гамзатов.«О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (8 часов)

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ  - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.


Учебно-методическое обеспечение программы

Реквизиты программы:

Примерная программа основного общего образования по литературе, одобреннаярешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

Основной учебник:

Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.

Коровина В. Я. И др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс».

Дополнительные пособия:

  1. Коровина В. Я., Литература: 7 класс, Методические советы, Москва,  «Просвещение», 2013 г.
  2. Шаталова О.В. дидактические материалы по литературе: 7 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 7 класс» / О.В. Шаталова. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:  7 класс. – М.: ВАКО, 2011.

Мультимедийная поддержка уроков:

  1. Коровина В. Я. И др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс»

Дополнительная литература:

  1. Авторские презентации
  2. Видеофильмы, мультфильмы:
  • «Тарас Бульба»
  • «Данко»
  • «Садко»

Медиаресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki
  2. http://www.a4format.ru/
  3. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 7 класс»
  4. http://www.poezia.ru/"Поэзия.ру" - литературно-поэтический сайт

http://www.fplib.ru/Русская поэзия XIX и XX


Календарно-тематическое планирование по литературе

7 класс (школа)

Тема

Часы в неделю

Дата

1

Читайте не торопясь

1

2

УНТ. Предания

1

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

1

4

Пословицы и поговорки. Бурятские пословицы

1

5

Древнерусская литература. Из «Поучения» Владимира Мономаха

1

6

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

7

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…»

Г.Р. Державин. «Признание»

1

8

 А.С. Пушкин. «Медный всадник»

1

9

А.С. Пушкин.«Песнь о вещем Олеге»

1

10

А.С. Пушкин.«Песнь о вещем Олеге»

1

11

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

1

12

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

1

13

 М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя…»

1

14

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя…»

1

15

 Н.В. Гоголь. Историческая повесть «Тарас Бульба»

1

16

Н.В. Гоголь. Историческая повесть «Тарас Бульба»

1

17

Проблематика повести «Тарас Бульба»

1

18

Проблематика повести «Тарас Бульба»

1

Вторая четверть

19

И. С. Тургенев. «Бирюк»

1

20

И. С. Тургенев. «Бирюк»

1

21

Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»

1

22

Н. А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»

1

23

А. К. Толстой «Василий Шибанов»

1

24

 М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том…»

1

25

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том…»

1

26

 Л.Н. Толстой. «Детство»

1

27

Л.Н. Толстой. «Детство»

1

28

 А. П. Чехов. «Хамелеон», «Злоумышленник»

1

29

Стихотворения о родной природе

1

30

Стихи бурятских поэтов о родной природе

1

31

И.А.Бунин. «Цифры».

1

32

И.А.Бунин. «Цифры».

1

Третья четверть

33

М. Горький. Повесть «Детство»

1

34

М. Горький. Повесть «Детство»

1

35

М. Горький. Повесть «Детство»

1

36

М. Горький. Повесть «Детство»

1

37

Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

1

38

Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

1

39

Гуманизм в произведении Л. Андреева «Кусака»

1

40

Гуманизм в произведении Л. Андреева «Кусака»

1

41

Поэтический мир В. Маяковского

1

42

Поэтический мир В. Маяковского

1

43

Тема сострадания в рассказе А. Платонова «Юшка»

1

44

Тема сострадания в рассказе А. Платонова «Юшка»

1

45

А. Т. Твардовский. Лирика

1

46

Час мужества. Стихи русских и бурятских поэтов о ВОВ

1

47

Нравственный смысл рассказа Ф.Абрамова  «О чем плачут лошади»

1

48

Нравственный смысл рассказа Ф.Абрамова  «О чем плачут лошади»

1

49

Проблема жестокостив  рассказеЕ.И.Носова «Кукла»

1

50

Проблема жестокости в  рассказеЕ.И.Носова «Кукла»

1

51

Ю. П. Казаков «Тихое утро»

1

52

Ю. П. Казаков «Тихое утро»

1

Четвертая четверть

53

Д. С. Лихачев «Земля родная»

1

54

Д. С. Лихачев «Земля родная»

1

55

М.М.Зощенко. Рассказ «Беда»        

1

56

М.М.Зощенко. Рассказ «Беда»

1

57

«Тихая моя Родина…» (Стихотворения о родной природе)

1

58

«Тихая моя Родина…» (Стихотворения о родной природе)

1

59

Из литературы народов России

1

60

Р. Бернс.  «Честная бедность» и др. стихотворения

1

61

Дж. Г. Байрон. Поэзия как прославление подвига во имя свободы Родины

1

62

Дж. Г. Байрон. Поэзия как прославление подвига во имя свободы Родины

1

63

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра

1

64

Японские трехстишия (хокку). Особенности жанра

1

65

Нравственные проблемы в рассказе О.Генри. «Дары волхвов»

1

66

Нравственные проблемы в рассказе О.Генри. «Дары волхвов»

1

67

Р. Д. Брэдбери. «Каникулы». Победа добра

1

68

Итоговый тест

1

итого

        68часов

Приложение

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЗА КУРС 7 КЛАССА

ЧАСТЬ 1

  1. Назовите жанр произведения:

 «Вольга и Микула Селянинович»

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

 «…на восшествие на престол…. Императрицы Елизаветы Петровны»

  1. Назовите  произведения  А.С.Пушкина, в основе которых лежат исторические события.

____________________________________________________

  1. Узнайте произведение и автора по отрывку:

«…Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, безпошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку…»

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите историческое событие, которое легло в основу поэмы «Русские женщины» и имена главных героинь произведения.

______________________________________________________________________

  1. В чем особенность жанра  «Сказкок» Салтыкова – Щедрина, назовите жанр

______________________________________________________________

  1. Какой герой и в каком произведении  Н.В.Гоголя произносит приведенные ниже слова: «Терпи, козак,- атаманом будешь!» ; «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» ; «Есть еще порох в пороховницах!»

_____________________________________________________________

  1. Расставьте в классическом порядке компоненты:

Кульминация

Развитие действия

Завязка

Развязка

назовите их одним словом: _____________________________________

ЧАСТЬ 2

1.      Кто автор стихотворения в прозе «Русский язык»?

1)      Г.Р.Державин

2)      А.С.Пушкин

3)      И.С.Тургенев

4)      Н.В.Гоголь

  2.   Писатель П.Х.Максимов пишет: «Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…» .   О ком написаны эти строки?

1)      Л.Н.Толстой

2)      И.А.Бунин

3)      М.Горький

4)      Н.Некрасов

   3.    Из какого стихотворения В.В.Маяковского эти строки:

 «. .. Светить всегда,
    светить везде,
    до дней последних донца,
    светить – и никаких гвоздей!
   Вот лозунг мой - 
   и солнца!»

 1)  «Хорошее отношение к лошадям»

 2)  «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром    Маяковским на даче»

3)  «Флейта-позвоночник»

4) «Послушайте»

4.  Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?

1)  тема Родины

2)  тема равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру

3)  тема Великой Отечественной войны

  4)  тема отцов и детей  

5.   Поэма – это

1) только лирическое произведение

2) только эпическое произведение

3)  соединение лирики и эпоса

4) большое по объему стихотворение

ЧАСТЬ 3 

  1. Какие  художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

Тонкий туман над стемневшей рекой

Лёг серебристою нежной фатой.

  1. Найдите  и подчеркните гиперболу в отрывке.

В сто сорок солнц закат пылал,

В июль катилось лето,

Была жара, жара плыла,-

На даче было это.

  1.  Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке?

В глаза бревенчатым лачугам

Глядит алеющая мгла.

  1. Какой художественный приём использует автор в данном отрывке?

        Топи да болота,

        Синий плат небес…

  1. Какие художественные приёмы использует автор в данном отрывке ?

         Белая береза под моим окном

         Принакрылась снегом, словно серебром

Нормы оценивания

Отметка «5» ставится в случае, если учащийся:

• показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;

• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

• не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.9

Отметка «4» ставится в случае, если учащийся:

• показывает знания всего изученного программного материала;

• умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

• допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «3» ставится в случае, если учащийся:

• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;

• умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

• допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Отметка «2» ставится в случае, если учащийся:

• показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне ниже минимальных требований программы, имеет отдельные представления об изученном материале;

• не умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

• допускает несколько грубых ошибок, большое число негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, значительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета « Литература» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

Адаптированная  рабочая программа по литературе для обучающихся 6 класса  с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для обучающихся 7 классов

Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталост...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Литература" для учащихся с ЗПР 8 класс

программа разработана для учащихся с ОВЗ (задержка психоречевого развития), обучающихся в условиях инклюзии...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» обучающихся с ЗПР для 9 класса

Программа дисциплины «Иностранный (английский) язык» направлена на формирование ценностных ориентиров, связанных с культурой непрерывного самообразования и саморазвития, а также на развити...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Английский язык» обучающихся с ЗПР инклюзия

Программа дисциплины «Иностранный (английский) язык» направлена на формирование ценностных ориентиров, связанных с культурой непрерывного самообразования и саморазвития, а также на развити...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет

Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...