Рабочая программа учебного предмета "Чтение и развитие речи" для обучающихся с ГУО, вариант 2.
рабочая программа по литературе (9 класс)

Быкова О.А.

     Актуальность предмета «Чтение и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Целью программы является подготовка к формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Задачи:

1.  Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

2.  Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;

6. Обучать навыкам чтения и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность программы.

     Актуальность предмета «Чтение и развитие речи» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Целью программы является подготовка к формированию коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно. В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Задачи:

1.  Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

2.  Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;

6. Обучать навыкам чтения и письма.

Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
  • Приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;
  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном компоненте государственного стандарта «Чтение и развитие речи» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ГУО.

На его изучение в 9 классе отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебных недели.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты.

—1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.

Узнавание и различение образов графем (букв).

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

Начальные навыки чтения и письма.

 

Базовые учебные действия.

Личностные учебные действия

  • испытывать чувство гордости за свою страну;
  • гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых),
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
  • использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач,
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные учебные действия

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Планируемые личностные результаты.

  1. Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  2. формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  3. формирование уважительного отношения к окружающим;
  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  5. освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
  6. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  7. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  8. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  9. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  10. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Коммуникация

Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих  разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты,  свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.

Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Использование обобщающих понятий. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).

Чтение и письмо

При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью.

  1. Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи», 102 часа

Раздел

Тема, урока

Кол – во часов

Дата

Виды деятельности

Коммуникация с использованием вербальных средств.

Использование звука как средства коммуникации

1

Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением, реагирование на собственное имя, узнавание себя на фото. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

Использование звукоподражания как средства коммуникации

1

Установление контакта        с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением.

Использование звукового комплекса как средства коммуникации

1

Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам по теме «Осень». Упражнения на узнавание и соотнесение простых по звуковому составу слов.

Использование слога как средства коммуникации 

1

Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением, реагирование на собственное имя, узнавание себя на фото. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

Использование слова как средства коммуникации

1

Беседа, дидактические игры. Упражнения на узнавание и соотнесение простых по звуковому составу слов.

Использование предложения как средства коммуникации 

1

Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам по теме «Осень». Упражнения на выделения слов в ряду других слов с помощью жеста, сигнала

Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Беседа, дидактические игры, работа с шаблонами

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов.

Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов.

Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов.

Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами

Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов.

Упражнения на понимание узнавание и соотнесение по звуковому составу слов.

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Использование взгляда как средства коммуникации

1

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм

Использование мимики как средства коммуникации

1

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм

Использование жеста как средства коммуникации

1

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм

Использование звучащего предмета как средства коммуникации

1

Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм

Использование предметного символа как средства коммуникации

1

Упражнения с пиктограммами

Использование графического изображения как средства коммуникации

1

Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами. Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации

1

Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами. Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.

Использование таблицы букв как средства коммуникации

1

Копирование букв и знакомых слов, написанных печатными буквами. Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.

Использование коммуникативной кнопки как средства коммуникации 

1

Работа с коммуникатором

Использование коммуникатора как средства коммуникации 

1

Работа с коммуникатором

Использование компьютера (планшетного компьютера) как средства коммуникации

1

Работа с коммуникатором, компьютером.

Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Глобальное чтение. Упражнения с пиктограммами

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Понимание слова, обозначающего собственное имя

1

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. В специально созданных ситуациях прослушивание информации

Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи, учащихся класса, педагогов

1

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. В специально созданных ситуациях прослушивание информации

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 

1

Слушание аудиокниг в различном формате. Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний.

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.) 

1

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц.

Понимание слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний.

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

1

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний.

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний.

Понимание слов, указывающих на субъект/объект, его принадлежность (я, он, мой, твой и др.)

1

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания речевых высказываний. Упражнения на понимание простых по звуковому составу слов,  указывающих на предмет я, он, мой, твой и др.)

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

1

Слушание аудиокниг в различном формате

Упражнения на правильное употребление в речи имен существительных в форме единственного и множественного числа.

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

1

Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в

Понимание простых предложений

1

Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Работа со схемой предложения и сюжетными картинками.

Понимание сложных предложений

1

Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Работа со схемой предложения и сюжетными картинками.

Понимание содержания текста

1

Закрепление навыка слушания текстов учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведении в специальных образовательных ситуациях. Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением.

Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Выделение слогов из знакомых слов. Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующие слоги в слове карточки-слоги. Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением. Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Упражнения с пиктограммами. Выделение слогов из знакомых слов (вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующий слог в слове карточку-слог.

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Упражнения с пиктограммами. Выделение слогов из знакомых слов (вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующий слог в слове карточку-слог.

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Упражнения с пиктограммами. Выделение слогов из знакомых слов (вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующий слог в слове карточку-слог.

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом.

Экспрессивная речь

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Называние собственного имени

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Игра «Микрофон»

 Называние членов семьи, имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Игра «Микрофон»

Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

 Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

Называние (употребление) слов, обозначающих действия (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

1

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием. Имитационные игры.

Называние (употребление) простых предложений

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Называние (употребление) сложных предложений

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Ответы на вопросы по содержанию текста

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Составление рассказа по одной сюжетной картинке.

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами. Дидактическое упражнение «Повтори сам».

Составление рассказа о прошедших (планируемых) событиях

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами Дидактическое упражнение «Повтори сам»..

Составление рассказа о себе

1

Игра «Микрофон».

Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями (фотографии, картинки, мнемокартинки) 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Показ графических изображений, обозначающих собственное имя

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих предметы и объекты (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.) 

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Показ графических изображений, обозначающих число и количество предметов (пять, второй и др.)

1

Упражнения на закрепление связи действий и движении с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Составление простых предложений с использованием графических изображений 

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графических изображений

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графических изображений

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графических изображений

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графических изображений

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графических изображений

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Составление рассказа о себе с использованием графических изображений

1

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах.

Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения и соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Начальные навыки чтения и письма

Узнавание (различение) образов графем (букв)

1

Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением.

Развитие двигательных стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки, графические ряды. Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.

Соотнесение звука с буквой

1

Упражнения на соотнесения слогов с их графическим изображением.

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Узнавание буквы в слоге (слове)

1

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

 Называние буквы

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Чтение слога (слова)

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Написание буквы (слога, слова, предложения)

1

Совершенствование произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

Глобальное чтение

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий 

1

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнении в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами

7. ОПИСАНИЕ  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

предмета «Чтение и развитие речи» включает:

 - графические средства для альтернативной коммуникации:

таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,

 - наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;

- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства

- компьютерные устройства, синтезирующие речь;

- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;

- компьютерные программы символов;

- компьютерные программы для общения, синтезирующие речь;

- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

-  аудио и видеоматериалы.

Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

2

Стол однотумбовый

1

3

Стул

4

4

Стол ученический

10

5

Стул ученический

9

6

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

7

Монитор

3

8

Системный блок

3

9

Клавиатура

3

10

Мышь оптическая

3

11

Принтер цветной

1

12

Интерактивная доска

1

13

Проектор

1

14

Диван

1

15

Набор мебели (стенка)

1

8. Список литературы

  1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

  1. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева.

  1. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.

  1. Стребелева Е.А.,Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  1. Янушко Елена, Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.

  1. Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева, Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.

  1. А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Учебн. Пособие для студ. Высших педагогических учебных заведений. - Москва: Изд. центр «Академия», 2003 – 208 с.

  1. Учебник: Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч./ А.К.Аксёнова, С.В Комарова-М.: Просвещение, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 6 класса (вариант 6.1, 6.2)

Адаптированная рабочая программа    учебного предмета «Русский язык» для обучающихся   6 класса с нарушением работы опорно-двигательного аппарата (вариант 6.1, 6.2)...

Рабочая программа учебного курса "Изобразительная деятельность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 9.2)

1,2,3,4 КЛАССЫ1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.2. Содержание учебного предмета.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы....

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Обувное дело" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2021-2022 учебный год 7-9 класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 2а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 4а класс...

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 2022-2023 учебный год 8-9 классы...