Образ русской армии в повестях А.Куприна «Поединок» и В.Карпова «Командиры седеют рано»
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Сенькина Елена Владимировна

Кейс-метод на уроке литературы "Образ русской армии в повестях А.Куприна «Поединок» и В.Карпова «Командиры седеют рано"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmet.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Современный урок: кейс-метод»

Преподаватель: Сенькина Е.В.
Предмет:
 Литература

Тема урока. «Образ русской армии в повестях А.Куприна «Поединок» и В.Карпова «Командиры седеют рано»

Класс 11 класс, 1 курс СПО

Время занятия –  90 минут (академическая пара)

Вид кейса –обучающий

Тип кейса – эвристический

Цель урока:

  • ознакомление с различными авторскими позициями в изображении армии в мирное время, осмысление этих точек зрения; выявление факторов, влияющих на авторскую позицию..

Задачи:

обучающие:

  • обучить  правилам дискуссии, правилам публичного  ораторского выступления

развивающие:

развить

  • умение анализировать текст литературного произведения, делать выводы по результатам анализа
  • умение разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты);
  • умение обосновать и аргументировать свою точку зрения, доступно и убедительно изложить информацию, опираясь на текст литературного произведения;
  •  умение слушать друг друга;
  • умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе);
  •  умение принимать и положительно относиться к различным мнениям
  •  умение руководить групповой работой;
  •  умение работать в команде.
  •  умение использовать речевые клише и формулы вежливости.

воспитательные:

  • воспитание активной жизненной позиции

Организация пространства:

столы расставлены по 3-м стенам кабинета  для 3-х групп:

Оснащение:

  • стенд с приготовленной заранее  памяткой цивилизованной дискуссии.,
  • сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаками. (они используются в ходе работы:  если учащиеся считают выступление оратора убедительным , они поднимают карточку с восклицательным знаком .Если возникает вопрос, недопонимание, несогласие, поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание)
  • на доске или экране цитаты(открываются или появляются не сразу):

Подготовка:

На предыдущих занятиях были разобраны оба произведения. Ребята были познакомлены с высказываниями Куприна и Бонапарта:

Куприн::«  Каким образом может существовать сословие, которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?

 Бонапарт: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую».

Учащиеся должны определиться, чье высказывание им ближе, и в соответствии с личными убеждениями выбрать произведение (Куприна (группа «пацифисты») или Карпова (группа «защитники») и выполнить задание:

Подготовьте сообщение на тему: «Образ русской (советской) армии в повести».Для этого проанализируйте:

  • Образы офицеров
  • Изображение их жен
  • Отношение к солдатам
  • Отношение к службе
  • Отношение к штатским
  • Личность и  армия

Таким образом заранее формируется 2 группы («пацифисты» и «защитники»)

Третью группу образуют учащиеся, не определившиеся в своем выборе («аналитики»). Если таковых нет, преподаватель сам комплектует группу из ребят посильнее. Они получают задание: подготовить Памятку цивилизованной дискуссии, ознакомить с ней участников заранее и внести свои предложения в критерии оценивания (проект критерия оценки предлагает учитель)

Ход урока:

1этап (подготовительный) – 5 минут

На левой и правой  сторонах доски знакомые цитаты:

Куприн::«  Каким образом может существовать сословие, которое в мирное время, не принося ни одной крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?

 Бонапарт: «Народ, не желающий кормить свою армию, вскоре будет вынужден кормить чужую.».

Учитель задает вопрос: кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник, или Шкала мнений»)

«Пацифисты» и «защитники» занимают места друг напротив друга В каждой группе выбирается руководитель. Его задача- координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность принять участие в работе.

«Неопределившиеся» садятся между этими группами . Это «аналитики».

   

 

2этап (постановка задачи, работа с кейсом)-20 минут

Задача: Коля К. получил на днях повестку в военкомат. От некоторых знакомых он услышал слова сочувствия и совет: найти возможность уклониться от службы, другие считали, что только служба сделает из него настоящего мужчину. Наша общая задача-: помочь Коле выработать собственную позицию.

Задание «пацифистам» и «защитникам» одинаковое, различаются лишь произведения. У «пацифистов» это «Поединок» Куприна, у «защитников» - « Командиры седеют рано» Карпова:

Подготовьте выступление перед аудиторией, для этого:

  • Опираясь на текст произведения, сформулируйте авторскую позицию, подтвердите цитатами или примерами.
  • Выскажите собственную позицию по данному вопросу.
  • Продумайте обращение к  Коле К..

При подготовке к выступлению воспользуйтесь  «Правилами успешного публичного выступления», познакомьтесь с типичными ошибками начинающего оратора.

Будьте готовы ответить на вопрос: Только ли на Колю К. рассчитано ваше выступление?

Задание аналитикам:

Проанализируйте предложенные материалы (биография автора, время написания произведения) и ответьте на вопрос:

Что могло явиться причиной разности подхода авторов к изображению армейской действительности .Ответ обоснуйте.

3 этап (выступление  ораторов, обсуждение выступлений) 35 минут

  • Выступление «пацифистов» до 10 минут
  • Выступление «защитников» до 10 минут
  • Обсуждение выступлений 10- минут
  • Выступление аналитиков 5 минут.

4 этап (мозговой штурм)-5-10 минут

 Вопрос для мозгового штурма:

Можно ли «примирить» взаимоисключающие позиции («защитников» и «пацифистов»), и  если можно, то что для этого необходимо сделать?

5 этап (обмен мнениями, возникшими в результате мозгового штурма) 10-15 минут

6 этап-подведение итогов 5 минут

Учитель совместно с обучающимися подводит итоги урока:

  • какое выступление имели большее воздействие,
  • какая группа выглядела убедительнее.

Самоанализ групп:

  • Было ли интересно работать над своими темами?
  • что удалось?
  • В чем испытали трудности?
  • Что узнали нового?
  • Какие навыки в речевом общении на приобрели?
  • Над чем можно было бы еще поработать?
  •  Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?
  • Все ли имели шанс принять участие в работе? Если нет, пытались ли их вовлечь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идеи Фридриха Ницше в повести А.А. Куприна "Поединок"

Конспект урока в 11 классе по творчеству А.И Куприна - анализ литературного произведения с опорой на  постулаты известного учения Ф. Ницше, попытка философского осмысления художественного произве...

Мир армейских отношений в повести А.И.Куприна «Поединок». Нравственное противостояние героя и среды в повести.

Общая атмосфера жестокости и безнаказанности, царившая в офицерской среде, создает предпосылки для возникновения конфликта. «Унтер-офицеры жестоко били своих солдат за ничтожную ошибку в словесности, ...

А. И. Куприн "Поединок" Урок, презентация

Урок по повести А. И. Куприна "Поединок" и презентация к уроку....

Тест по произведению А. И. Куприна "Поединок"

Представлены тестовые задания разного типа: с выбором одного ответа, с выбором нескольких ответов, задания на соответствие, на установление последовательности, задания открытого типа....

Материалы к изучению повести А.И.Куприна "Поединок" (11 класс).

Лабораторная работа по повести "Поединок"  и тест на знание содержания рассказа "Гранатовый браслет" способствуют закреплению навыка изучающего чтения, вырабатывают внима...

А.И. Куприн «Поединок»

Представлена презентация для использования на уроках литературы при изучении творчества А.И. Куприна. В презентации обращается внимание на содержание героев повести «Поединок». Это способс...