Внеклассное мероприятие "Слово не воробей, вылетит- не поймаешь"
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Шаргаева Наталья Викторовна

Цели внеклассного мероприятия

  • показать  красоту  и  богатство  русского  слова,   его значение в жизни каждого человека;
  • воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову;
  • расширить и углубить знания о русском языке, увлечь тайнами и историей      русского языка;
  • развивать     творческие     способности обучающихся,     смекалку, сообразительность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_slovo_ne_vorobey.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник Русского языка

КВН

 «Слово- не воробей, вылетит- не поймаешь»

Цели:

  • показать  красоту  и  богатство  русского  слова,   его значение в жизни каждого человека;
  • воспитывать уважение к русскому языку и русскому слову;
  • расширить и углубить знания о русском языке, увлечь тайнами и историей      русского языка;
  • формировать   интерес   к  языку   и   познавательную активность;
  • развивать умение выражать свои мысли;
  • способствовать  развитию  нестандартного  мышления;
  • развивать     творческие     способности,     смекалку, сообразительность.

 «Если есть в мире вещи, достойные названия чудо, то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них».

                                                                                                          Л.В. Успенский  

Вступление.

Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес... язык.

  • Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? - спросил Ксанф.
  • Конечно, — ответил Эзоп, — разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
  • Хорошо. Иди на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь, — сказал Ксанф.

Эзоп пошел и принес... язык».

  • Как вы думаете, прав ли был Эзоп? (Высказывания детей.)
  • Да, он прав: язык может быть самой лучшей и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность лучше понимать друг друга. С помощью языка писатели и поэты создают свои лучшие произведения, но словом можно разжечь вражду и ненависть.

Дети читают стихотворение:                                            

Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова - словно раны, слова - словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Притча «Слово о словах»

“Жили два человека, горячо любившие друг друга. И вот один из них позавидовал другому и начал распространять о нем в народе плохой слух: якобы последний живет не по-христиански, делает зло и хищением и ложью приобретает себе славу и честь. Вскоре эта клевета сделала свое дело. От этого человека отвернулись все друзья и знакомые, и он пришел в большую бедность. Впоследствии оклеветавший своего друга раскаялся и пришел просить у него прощения. Но тот ему сказал: "Возьми мешок лебяжьего пуха, в сильную бурю залезь на высокое дерево и вытряхни его, тогда и приходи ко мне". Последний все сделал, как ему было велено, и думал, что этим самым он получил прощение. Но повелевший ему сделать это сказал: "Теперь иди, собери до единой пушинки", на это клеветник ответил: "Это невозможно, потому что ветер разнес пух по всей Вселенной". И сказал ему бывший друг: "Так невозможно и мне вернуть ту славу и честь перед моими ближними, которые ты отнял у меня своей клеветой"”

        На земле насчитывается более 2 000 народов и примерно 6 800 языков.

Каждый язык живет своей жизнью и развивается по своим законам, имеет свою историю. Чтобы знать язык, недостаточно знать его орфографию. Но чем больше мы будем знать о нем, тем больше мы будем его любить

Итак, у нас есть 2 команды, но у них нет названий. Это и будет нашим первым заданием.

Первый конкурс

  1. Представление команд.

Перед вами 2 пакета, в каждом из которых находятся разрезанные названия команд и девизы. Нужно собрать названия и представить команду.

Команда «Поиск». Наш девиз: «Всё разведать, всё узнать,
                                                            Лёгких тропок не искать»

Команда «Искорка». Наш девиз: «Гореть самим,
Зажечь других,
Быть впереди –
И точка».

2 конкурс. РАЗМИНКА (Команды по очереди отвечают на вопросы)

1.Чем кончается день и ночь?    (Ь на конце)

2. Чем кончается лето и начинается осень?    (Буквой О)

3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)

4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит)

5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)

8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).

9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

10. Какую строчку нельзя прочитать? (швейную)

11. Какое слово известное сейчас почти всеми миру придумал английский писатель Джонатан Свифт?      (лилипут)

12.  Вплоть до 19 века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык,  не сеяли кукурузы, не выращивали  арбузов..

  Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова бык, кукуруза, арбуз.

        (Эти слова звучат там по-русски, т.к. познакомил туземцев с этими растениями и животными Миклухо Маклай).

13. В каких словах по 100согласных букв.( стол, стой, стою)

3.Собери пословицу и объясни ее значение.

Пословица - народное изречение, в котором выражается  народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Пословицы о русском языке

  1. Слово пуще                                    стрелы разит.
  2. Говорил день до вечера,                а слушать нечего.
  3. За худые слова                                слетит и голова.
  4. Доброе слово лучше                          мягкого пирога.
  5. Ветер горы разрушает,                           а слово – народы поднимет.
  6. Лишнее говорить –                                   себе вредить.
  7. От одного слова                                       – да навек ссора.
  8. Язык –                                                         орудие человека.
  9. Кстати промолчать                         – что большое слово сказать.
  10. Человеческое слово…                        острее стрелы.

                             

4конкурс  КОНКУРС ЗНАТОКОВ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК. (команды вытягивают по очереди)

  • Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).
  • О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).
  • Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).
  • Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.).
  • Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.)
  • В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя? (Узнать, почем фунт лиха.).

5 конкурс Прочитать, что написано на плакатах.

1 команда
У А Р Н О
К М Г З Р
И М Й О О
Т А А Ш Х
(Хорошо знай грамматику)

 

2 команда
К Й Г А И
Ы И О Н Б
З Ч М Е Ю
Я У Ш Т Л
(Любите наш могучий язык)

6. Наборщики.

Задание: найдите каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой (соедините линией):

рукой подать                            не покладая рук

лясы точить                              своим горбом жить

выйти из себя                      

сидеть, сложа руки                  воды в рот набрать

с гулькин нос                           взять себя в руки                    

                                                за тридевять земель

сидеть на чужой шее               хоть пруд пруди

7 конкурс

—А сейчас прочитайте слово на этой карточке («заказ»), а теперь наоборот—справа налево. Что вы заметили? (Слова читаются одинаково.)

   Слова или фразы, которые читаются слева направо и справа налево одинаково, называются палиндромы.  

Каждая команда должна придумать как можно больше таких слов, но с одним условием — слово должно состоять не менее, чем из 5 букв.

(Шалаш, наган, казак, радар, заказ, комок, довод, мадам и т. д.)

8. задание.  Русский язык богат фразеологическими оборотами. Одни возникли на основе наблюдений, другие связаны с историческими событиями (“Пусто, словно Мамай прошел”), третьи вышли из фольклора (“Царевна Несмеяна”, “страшнее кошки зверя нет”), некоторые из литературных произведений (“Гадкий утенок”).

 Конкурс капитанов «Угадай фразеологизм».        

Капитаны вытягивают по очереди и мимикой и жестами изображают фразеологизмы:

  1. Водить за нос
  2. Засучить рукава
  3. Сидеть сложа руки
  4. Чесать языком
  5. Пальчики оближешь
  6. Намылить шею

9. конкурс        Разыграй сценку.(«Ленительный падеж», «Рецепт»)

Сценка «Рецепт»

Врач.          В каком классе учишься, молодой человек?

Ученик.       В 4 «Бы».

Врач.         «Бы»? Не знаю такого класса. А дружно вы живете в своем классе?

Ученик.     Жутко дружно! Жутко весело!

Врач.        Жутко и весело? А учитесь хорошо?

Ученик.  Порядок! Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.

Врач. Порядок. В пух и прах хвалит. Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты можешь только сам.

                                  (Врач  дает  рецепт —  учебник  русского  языка.)

ЛЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
– В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
– Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог ты новые
Придумать имена?
– Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!

10 конкурс. Составьте рассказ все слова, которого начинались бы с одной буквы .К

Котёнок.

      Коля кинул котёнку клубок. Котёнок кинулся к клубку. Клубок катится к корзинке. «Кис-кис», - крикнула Катя. Котёнок кинулся к Кате. Катя кинула котёнку кусок колбасу. Котёнок кусает колбасу

11 конкурс

Перенесемся на несколько минут в игру «Звездный час». Перед вами слово «метрополитен». Составить как можно больше слов.

Подведение итогов Награждение победителей.

   

В заключение дети читают стихотворение.

... Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем не убранный, лежат.

...Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить...
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.

.Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.

...Поосторожней со словами:
В словах — завет, в словах — запрет.
В словах всегда живем мы сами,
А жизнь — одна... Дублера — нет!!!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Поймай звезду"

Игра -конкурс между командами...

Беседа для старшеклассников о сквернословии "Слово не воробей, вылетит - не поймаешь."

Беседа на тему сквернословия для подростков с нарушением в поведении....

Слово не стрела-вылетит не поймаешь.

Классный час с применением игровой технологии....

«Написанная кровью сердца…» Урок внеклассного чтения К.Д.Воробьев «Это мы, Господи!» ( 9 класс)

Урок внеклассного чтения 9 класс. Раздел" xx век. Литература великих и трагических лет".  Программы для общеобразовательных учреждений.Литература 5 – 11 классы / под ред. Г.И....

"Слово не воробей, вылетит- не поймаешь"

Внеурочное занятие по русскому языку в 5-9 классах...

слово не воробей, вылетит- не поймаешь

презентация к  внеклассному занятию...