Всероссийский урок, посвящённый 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова
методическая разработка по литературе

Власова Ольга Васильевна

Всероссийский урок, посвящённый 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова, для обучающихся 8-9 классов (коррекционная школа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению Всероссийского урока,                                                                                                                                                                                      

посвященного 100-летию со дня рождения Р.Г. Гамзатова,

для обучающихся 8-9 классов коррекционной школы.

     В коррекционной школе особо актуальным является создание среды – такого пространства, где всегда есть время чтению, его познанию и обсуждению. Педагог должен сосредоточиться на формировании потребности в чтении, предложить обучающимся прочитать текст                              целиком, уделить особое внимание выразительности речи чтецов, включить детей в творческие задания. При этом важно помнить, что доверие педагога к умственным возможностям подростка как нельзя больше способствует формированию уверенности в себе со стороны обучающегося. Необходимо разнообразить учебную деятельность: чем разнообразнее деятельность, тем активнее и успешнее развивается ребёнок, так как появляется возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, возможность постигать себя, определять своё место в окружающем мире, совершенствовать                                        

конкретно-образное мышление, развивать умение сотрудничать.                                                             Подобные особенности диктуют внимание к интерактивным формам обучения, к синтезу различных форм и технологий на уроках и внеурочных занятиях

     В связи с этим можно определить следующие задачи Всероссийского урока для обучающихся 8-9 классов:

обучающие:

  • познакомить с особенностями творчества Расула   Гамзатова;
  • дать        представление об основных темах и ценностях художественного наследия поэта;
  • обучать анализу лирических стихотворений;

воспитательные:

  • воспитывать любовь к слову, поэзии;
  • культивировать деятельностного проявления любви к Родине;
  • актуализировать семейные ценности, ценность дружбы, бережного отношения к человеку;

развивающие:

  • развивать языковое чутье и интерес к художественным образам;
  • стимулировать коммуникативные умения обучающихся, умение  работать в команде

на общий результат.

     Урок, посвящённый жизни и творчеству Расула Гамзатова, целесообразно построить с использованием следующих форм: технологии сотрудничества, кейс-технологии, диалога с текстом. Разнообразие форм, переход от фронтальной к групповой, а потом индивидуальной работе с текстом позволит повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний. Основная технология, которую предлагается использовать на уроке, - это кейс-технология. Она составляет основу центрального – деятельностного этапа урока. Данная технология обучения ориентирована на личностно- деятельностный подход в образовании и выступает как технология формирования образа мышления. Благодаря ей, развивается творческий потенциал, а обучающиеся действуют в рамках своих компетенций; осуществляется стимуляция интереса обучающихся к изучению темы, усваиваются знания и навыки самостоятельного сбора, обработки и анализа информации.

      Разработанные в рамках данных методических рекомендаций кейсы представляют собой готовый пакет дидактических материалов. Три кейса: «Родина. Мир», «Любовь. Семья» и «Дружба», которые включают в себя тексты произведений Р. Гамзатова, выдержки из статей о поэте, таблицу для заполнения по итогам работы с текстом, шаблон для представления результата, что намного упрощает деятельность и делает ее доступной для умственно отсталого ребенка, позволят обучающимся в процессе сотрудничества и активного обсуждения интерпретировать предложенные тексты, создать свой образ Расула Гамзатова через образы его произведений.

     Для более качественного структурирования содержания урока, его сценарий представлен в виде технологической карты – относительно нового инструмента педагогического планирования, который обеспечивает высокое качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного занятия); обобщенно-графического выражения сценария урока, основы его проектирования, средства представления индивидуальных методов работы. Карта отражает системно-деятельностный подход, регламентируя действия всех участников учебной деятельности, включая формы взаимодействия учащихся между собой и с учителем; содержит описание формируемых в процессе обучения универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.

     Предлагаемая технологическая карта урока для обучающихся 8-9 классов включает в себя содержание деятельности педагога и обучающихся, а также формируемых в процессе урока УУД на трёх этапах:

1. Эмоционально-установочном (самоопределение к деятельности)  этапе, во время которого осуществляется предъявление обучающимся индуктора (вдохновляющегося слова, видео- или фотоматериала) или включение обучающихся в необычную/непривычную форму работы (в том числе использование межпредметных связей).

     На этом этапе обучающимся необходимо понять, зачем им нужно изучить предлагаемую тему, как они могут использовать полученные знания в                                             дальнейшем.

2. Деятельностный (учебно-познавательная, интеллектуально- преобразовательная деятельность) этап составляет основную часть урока и предполагает обучение и выполнение компетентностно-ориентированного задания.

     Через различные виды деятельности, работу индивидуально, в группе, фронтально обучающиеся знакомятся с творчеством, присваивают полученный опыт.

3. Эмоционально-рефлексивный (оценочная деятельность, самоанализ и самооценка) этап должен помочь обучающимся включиться в самоосознание своих успехов, выводов, результатов деятельности через призму изученного.

     Индуктором (1 этап) на Всероссийском уроке станет обращение к межпредметным связям – музыке (прослушивание песни Р. Гамзатова «Журавли»), мифологии и истории (образ журавля в разных культурах). Образ журавля – «точка удивления» для обучающихся, которая откроет пространство познания, смыслового чтения и ассоциативно-образного мышления.

     Далее смысловое чтение статьи, посвящённой Расулу Гамзатову, и проблемный диалог о разговоре двух горянок – это позволяет расширить представление об образе Расула Гамзатова. Обучающиеся наблюдают за ним не только через призму его произведения, но и через чужое слово.

     Подтекстом, подводным течением занятия становится включение обучающихся в процесс наблюдения за личностью с разных сторон, за лирическим героем, которого можно обнаружить в стихотворениях.

     Работа с кейсами, индукторами к которой является просмотр эпизодов из фильмов о Расуле Гамзатове, - деятельностный центр занятия (2 этап), во время которого важно дать обучающимся проявить самостоятельность, при этом корректируя их работу с позиции наивности-логичности выводов.

     В завершении занятии (3 этап) целесообразно использовать элементы творческой мастерской и предложить обучающимся выразить своё впечатление о занятии и его теме через написание                                        письменной работы.

     Планируемыми результатами Всероссийского урока, посвященного 100- летию со дня рождения Р.Г. Гамзатова, для обучающихся 8-9 классов коррекционных школ будут:

личностные:

  • развитие ценностного отношение к своей Родине;
  • ориентация на общественно значимые ценности и нормы;
  • приобретение интересного опыта межличностного общения в                процессе групповой деятельности;

предметные:

  • развитие умения выразительного чтения        художественных     произведений;
  • формирование умения смыслового анализа художественной                         литературы;

метапредметные:

  • актуализация способности к совместной деятельности;
  • выражение себя (своей точки зрения) в устных и письменных текстах.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта Всероссийского урока,

посвящённого 100-летию со дня рождения дагестанского поэта Расула Гамзатова, для обучающихся 8-9 классов

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Формируемые

УУД

1

Эмоционально-установочный (самоопределение к

деятельности)

Приветствие. Слово педагога (педагог рассказывает                        

об образе журавля в разных культурах)

- «Я плыл на лодке вниз по реке и вдруг услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду  из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала. Звуки эти заполняли все пространство между рекой и  небосводом. Это курлыкали журавли». Так выразительно описывает клин журавлей русский       писатель Константин Паустовский в рассказе                                                                             «Наедине с осенью».

   С древнейших времен люди относились к журавлям с чувством особенного трепета и благоговения, видя в них птицу, приближенную к Богу и духовному миру. В китайской мифологии журавли были посредниками между земным и потусторонними                                                                                                                                                                                                                                                              мирами, спускались на землю с особыми поручениями и даже приобретали облик человека.

В странах Востока журавлей наделяли весьма незаурядными способностями. В китайских мифологических сюжетах они выступали как посредники между земным и потусторонним мирами. Раньше верили, что они сопутствуют ангелам и душам умерших. Китайцы считали, что боги посылают журавлей на землю с определенными поручениями. По славянским поверьям журавли являлись посланниками божьими. Верили, что по осени журавли уносят в нездешний мир души усопших. А весной сопровождают души младенцев, которым вскоре суждено родиться. На Руси всегда считалось хорошей приметой неожиданно увидеть в небе летящего журавля. Славяне верили, что если журавли присядут отдохнуть на поле, то смело можно ожидать от него  богатого урожая. Более того, существует мнение, что прообраз сказочной «жар-птицы» — не кто иной, как журавль.

           В Японии в журавле видят священную птицу, символ  здоровья, долголетия и счастья. На весь мир известна японская примета, по которой нужно сделать тысячу                                  бумажных журавликов для исполнения мечты. В печально известной Хиросиме возведен Детский  мемориал Мира в честь девочки Садако Сасаки, погибшей от лучевой болезни в результате последствий атомной бомбардировки города.        История Садако, которая до последнего момента верила в исцеление и все-таки сделала тысячу журавликов, потрясла весь мир.

Обращает внимание на экран, предлагая посмотреть кадры из фильма о Расуле Гамзатове («Хиросима») (слайд 5 Презентации).

Включает песню «Журавли» (слайд 6 Презентации),  предлагает подпевать.

- Вы знаете, кто автор стихов этой песни?

Расул Гамзатов, дагестанский поэт, представитель малочисленного аварского народа, будучи в Японии услышал историю Садако. Тогда же он узнал о смерти матери, и ему пришлось срочно вернуться на                                                                            Родину.

После этого и родилось стихотворение «Журавли».

- Как вы думаете, какой человек мог создать такую песню?

На экране слайд 7 Презентации.

Давайте познакомимся с ним!

Дети

 слушают педагога.

Смотрят видео, слушают песню, подпевают.

Отвечают на вопрос.

Отвечают на вопрос (любит людей, родину)

Личностные УУД:

- положительное          

отношение к учению, к познавательной  деятельности;

- желание приобретать новые знания,              умения,

совершенствовать имеющиеся.

Познавательные                            УУД:

- сформировать представление об образе журавля в разных культурах.

2

Деятельностный

(учебно-познавательная, преобразовательная

деятельность)

- Народный поэт Кавказа Магомед Насрулаев как-то                                                                                                                                                                                

сказал: «У каждого был свой Гамзатов».  Расул Гамзатов – истинный                                               патриот. Он писал о вечном. Его уважали     ,  любили.

Обращает внимание на экран (эпизод из фильма о Р. Гамзатове «О чём болит сердце Расула  Гамзатова?») (слайд 9 Презентации).

- Согласны ли вы с мнением горянки? Права она или     нет? Почему?

На экране слайд 10 Презентации.

- Какие противоречивые оценки мы увидели в размышлениях тех людей, кто жил в то же время, что       и поэт, кто знал его – лично или понаслышке! У каждого Гамзатов свой. И лучше всего рассказать о нём могут его произведения. Нельзя за одно занятие охватить всё наследие творца,  но можно одним глазком заглянуть за завесу

ценности его наследия и открыть для себя Расула Гамзатова как горца, патриота, Человека.

Предлагает разделиться на три группы и раздаёт                

кейсы (Приложение).

- Перед Вами слово Расула Гамзатова. У каждой группы своё – своя тема и образы. Познакомьтесь с  ним, вслушайтесь в него, поделитесь им с тем, кто рядом с Вами. Зафиксируйте основные мысли, эмоции. Итогом станет наша совместная письменная работа о поэте «У каждого Расул Гамзатов свой…», в ней мы отразим, каким увидите его вы.

Но прежде чем вы приступите к работе, я попрошу                

внимание на экран каждой группы по очереди

(слайды 11-15 Презентации).

- Итак, внимание 1 группа (на экране эпизоды «Горы, горы…», «Кадры с Гамзатовым. О Родине» - слайды 11-12 Презентации.

Внимание! 2 группа («Семья» - слайд 13 Презентации.

И 3 группа («Люди, люди, высокие звёзды…», «Орёл, змея» - слайды 14-15 Презентации.

Направляет работу обучающихся в группе.

Предлагает презентовать итоги работы (включает  эпизод из фильма «Ты есть ты...» - слайд 16

- У каждого свой Расул Гамзатов. Познакомьте нас с                                                                                             ним.

Слушает выступление групп, комментирует, направляет, делает выводы.

Смотрят видео.

Отвечают на вопросы (Нет. Так может говорить человек,

который не понимает ценности творчества, преуменьшает роль искусства в жизни

человека/ «Все

профессии важны…»

- об этом забыла горянка).

Слушают инструкцию педагога.

Смотрят видео.

Работают в группах с предложенными

кейсами.

Презентуют итоги работы.

Личностные  УУД:

- желание осознавать свои    

трудности и стремиться к их преодолению;

- осознание себя    как

индивидуальнос ти и

одновременно  как члена общества;

- интерес и уважение к другим народам,  проявление

толерантности к                                                          

проявлению иной культуры.

Регулятивные УУД:

- определение

последовательности

промежуточных  целей с учетом конечного результата;

- сравнение                                                 способа

действия с                                                                                     заданным

эталоном и обнаружение отклонений и  отличий от эталона;

- саморегуляция. Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой  информации;

- построение речевого высказывания; рефлексия  

способов и условий действия;

- смысловое  чтение как осмысление цели чтения и  

выбор вида чтения в

зависимости от цели.

Коммуникативн ые УУД:

- планирование  учебного

сотрудничества со

сверстниками;

- умение выражать свои мысли в соответствии с    задачами и

условиями коммуникации.

3

Эмоционально-рефлексивный (оценочная деятельность,

самоанализ и самооценка)

- В книге «Мой Дагестан» Расул Гамзатов писал: «Когда я был еще подростком и был еще жив мой отец, мне понадобилось сходить в Хунзах. Я свернул       с большой дороги и хотел идти по тропинке, проторенной отцом. Старый горец, увидев меня, остановил и сказал:

— Тропу отца оставь отцу. Ищи себе другую, свою тропинку.

Я послушался старого горца и пошел искать новый                                                       путь. Длинной, извилистой оказалась тропа моей песни, но я иду по ней, собирая свои цветы для                       своего букета».

Я думаю, вы согласитесь со мной, что очень важно,     опираясь на память и силу предков, найти собственный путь, который позволит обрести силу, талант, веру. Расул Гамзатов обрёл этот путь.

Обращает внимание обучающихся на экран (слайды   17-20).

Уроженец селения Цада Хунзахского района Дагестанской АССР, выходец семьи народного поэта Дагестана, лауреата Госпремии СССР, Гамзата Цадасы, Расул Гамзатов говорил: «В какие бы края  ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я  научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом моего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира». Он был учителем, помощником режиссера  Аварского Государственного театра, заведующим отделом и собственным корреспондентом аварской  газеты «Большевик гор», редактором аварских передач Дагестанского радиокомитета, окончил Московский литературный институт имени М. Горького, после чего был избран Председателем  правления Союза писателей Дагестана, где он работал вплоть до своей кончины в ноябре 2003 года.  

Расул Гамзатов начал писать стихи, когда ему было девять лет. Потом его стихи печатали в республиканской аварской газете «Большевик гор».   Первая книжка стихов на аварском языке вышла в 1943 году. Ему было всего двадцать лет, когда он стал членом Союза писателей СССР. С тех пор на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки  поэтических, прозаических и публицистических  книг.

Поделитесь своими мыслями и чувствами по поводу  нашей встречи. Сейчас мы с вами совместно напишем нашу письменную работу «У каждого Расул Гамзатов свой…»

Расул Гамзатов был уверен, что «литература на поколения не делится. Поэт или есть или его нет, и                                                                         поэтому он ровесник всех поколений и земляк всех  наций». Сегодня мы познакомились с нашим ровесником и земляком, который завещал добрым людям пребывать в добре, а плохим стать хорошими.

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли

И напомнить всем могли

 О погибших в Хиросиме

И о девочке умершей,

Не хотевшей умирать

И журавликов умевшей

Из бумаги вырезать.

А журавликов-то малость

Сделать девочке осталось...

Для больной нелёгок труд,

Всё ей, бедненькой, казалось –

Журавли её спасут.

Журавли спасти не могут

– Это ясно даже мне.

Людям люди пусть помогут

Преградить пути войне.

Слушают педагога. Знакомятся с фото- видеоматериалами, представленными в презентации.

Смотрят

презентацию.

Ответы детей. Совместная деятельность

Подведение итогов.

Познавательные УУД:

- совместное создание

способов решения проблем творческого характера;

- построение речевого высказывания; рефлексия  

способов и условий действия;

Коммуникативн ые УУД:

- планирование  учебного

сотрудничества  со

сверстниками;

- умение выражать свои мысли в соответствии с  

задачами и

условиями

коммуникации.



Предварительный просмотр:

Кейсы для групповой работы

Кейс 1 «Родина. Мир»

Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы.

Сердце его мудрое, щедрое, живое. Роберт Рождественский

Дагестан не просто пестро-экзотическая страна, не просто красивые холмы и гранитные скалы, не только снежные вершины и белые облака. Дагестан – это родина, у которой есть три сокровища. Первое сокровище – земля, горы, равнины. Бесценна для горцев каменистая земля. Трудна на ней жизнь. Самая крепкая клятва горцев: «Клянусь этой землей». Второе сокровище – реки, родники, озёра, море. Недаром в Дагестане   говорят: «Очаг – это сердце дома, а родник – это сердце аула». Третье сокровище – люди.

  Расул Гамзатов

Отрывок из поэмы «В горах моё сердце»

Я лишь искра твоей полыхающей славы,

Без тебя эта искра погаснет, замрет.

Я – былинка лугов твоих высокогорных.

 Без тебя мне увянуть в пыли суждено.

Я – лишь капля потоков твоих непокорных.

Без тебя я иссяк бы и высох давно.

Вот возьми мои руки – шершавые руки,

В них по жилам струится твоя теплота.

Вот глаза мои. В дни даже краткой разлуки

 В них живая тоска по тебе разлита.

Вот и сердце мое. Это сердце сыновье

Обитает в горах, в отчем крае живет.

Сердце полнится непреходящей любовью,

Я навеки люблю тебя, горский народ!

Отрывок из стихотворения «О Родине»

О чем эта песня вагонных колес,

И птиц щебетанье,

И шелест берез?

О родине, только о родине.

 О чем, уплывая,

Грустят облака?

О чем кораблей уходящих тоска?

О родине, только о родине.

В дни горьких печалей и тяжких невзгод

 Кто выручит нас?

Кто поможет? Спасет? Родина.

Только лишь родина.

В минуты удачи,

В часы торжества

О чем наши мысли и наши слова?

 О родине, только о родине.

Кто связан и счастьем с тобой, и бедой

Тому и во тьме

Ты сияешь звездой,

О Родина!..

Наш Расул Гамзатов

Материал

Мысли по поводу

прочитанного

Эмоции, чувства по

поводу

прочитанного

1

Цитаты

Р. Рождественского и  

Р. Гамзатова

2

Отрывок из поэмы

«В горах моё сердце»

3

Отрывок из

стихотворения «О  

Родине»

                                         Кейс 2 «Любовь. Семья»

Лишь ступив на житейскую сцену

В предназначенной роли, старик,

Я отца настоящую цену

Поневоле с годами постиг.

И любовь, и терпенье, и слово,

И крутая тропа в вышине

Воедино сливаются снова Потому, что отец мой во мне.

Когда стихи Расула появились в газетах, они были подписаны именем          отца. Но потом юноша отказался от этой затеи, потому что не хотел, чтобы              его произведения мешали авторитету отца.

С тех пор он подписывал свои стихи именем Расула Гамзатова.

Когда я был еще подростком и был еще жив мой отец, мне понадобилось                                       сходить в Хунзах. Я свернул с большой дороги и хотел идти по тропинке, проторенной отцом. Старый горец, увидев меня, остановил и сказал:  Тропу отца оставь отцу. Ищи себе другую, свою тропинку.

Я послушался старого горца и пошел искать новый путь. Длинной, извилистой оказалась тропа моей песни, но я иду по ней, собирая свои цветы                               для своего букета. (Из книги «Мой Дагестан»).

* * *

Изрек пророк:

Нет бога, кроме бога!

Я говорю:

Нет мамы, кроме мамы!..

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Вхожу и вижу четки,    на которых

Она в разлуке, сидя одиноко,

Считала ночи, черные, как порох,

И белы дни, летящие с востока.

Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?

Я в руки взял Коран, тисненный строго,

Пред ним склонялись грозные имамы.

Он говорит:

Нет бога, кроме бога!

Я говорю:

Нет мамы, кроме мамы!

Берегите матерей

Воспеваю то, что вечно ново.

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

И, моей не подчиняясь воле,

Рвется к звездам, ширится окрест…

Музыкою радости и боли

Он гремит – души моей оркестр.

Но когда скажу я, как впервые,

Это Слово-Чудо, Слово-Свет,

– Встаньте, люди!

Павшие, живые!

Встаньте, дети бурных наших лет!

 Встаньте, сосны векового бора!

Встаньте, распрямитесь, стебли трав!

Встаньте, все цветы!.. И встаньте, горы,

 Небо на плечах своих подняв!

Встаньте все и выслушайте стоя

 Сохраненное во всей красе

Слово это – древнее, святое!

Распрямитесь! Встаньте!.. Встаньте все!

 Как леса встают с зарею новой,

Как травинки рвутся к солнцу ввысь,

Встаньте все, заслышав это слово,

Потому что в слове этом – жизнь.

Слово это – зов и заклинанье,

В этом слове – сущего душа.

Это – искра первая сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это пусть всегда пребудет

И, пробившись сквозь любой затор,

Даже в сердце каменном пробудит Заглушенной совести укор.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем – исток всего. Ему конца нет.   Встаньте!..

Я произношу его:

«Мама!»

Завещание любви

  1. Завещала любовь: - Берегите меня

вы не в каменных душах бестрепетных скал. Берегите меня, как в дороге коня,

как для песни чунгур, как для мести кинжал.

Завещала любовь: - Берегите меня не в мечети, где вас разделяет Аллах. Берегите меня среди ночи и дня,

там, где жар оставляют уста на устах.

  1. Завещала любовь: - Всем наследникам вы накажите моих не оспаривать прав,

чтобы думой для каждой была голова, мастерам колыбелей работу задав.

Завещала любовь: - В неоплатном долгу предо мной вы должны на Земле пребывать. Как изделья свои на гончарном кругу,

стану вас я кружить и в огне обжигать...

Наш Расул Гамзатов

Материал

Мысли по поводу

прочитанного

Эмоции, чувства по

поводу

прочитанного

1

Образ Отца

2

Образ

Матери

3

«Завещание любви»

Кейс 3 «Дружба»

Берегите друзей

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

 И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился

- Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

* * *

Поверьте, первая ошибка не страшна,

И первая обида не важна,

И самый первый страх сродни испугу.

И коль в твоей судьбе случилось вдруг,

Что в первый раз тебя обидел друг -

Не осуждай, понять попробуй друга.

Наверное, на свете не найти

Людей, ни разу не сбивавшихся с пути,

Сердец, ни разу не окутанных туманом.

И коль у друга твоего стряслась беда:

Сказал не то, не тем и не тогда -

Его ошибку не считай обманом.

Друзья, что, глупый промах мой кляня,

 Когда-то отказались от меня,-

Для вас всегда мой дом открыт. Входите!

Всех, кто со мной смеялся и грустил,

Люблю, как прежде. Я вас всех простил.

Но только и меня, друзья, простите.

* * *

Товарищи далеких дней моих,

Ровесники, прожившие так мало!..

 Наверное, остался я в живых,

Чтоб память на земле не умирала.

На поле боя павшие друзья -

Вас было много, страстно жизнь любивших.

Я ведаю: в живых остался я,

Чтоб рассказать о вас, так мало живших.

Наш Расул Гамзатов

Материал

Мысли по поводу

прочитанного

Эмоции, чувства по

поводу

прочитанного

1

«Берегите друзей»

2

«Поверьте, первая                          ошибка не

страшна…»

3

«Товарищи

далёких дней      

моих…»

        

У каждого Расул Гамзатов свой…

Наш Расул Гамзатов                . Он умеет        . Он знает                 

         . Он чувствует                . Ему важно                .

Когда читаешь его поэзию,                  

                 . В его произведениях можно                 

                 . М ы увидели в нём        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока,посвящённого 145 -летию со дня рождения И.Бунина "Философия любви в творчестве И.Бунина"

Данный урок помогает расширить знания о личности И.Бунина, прослушать его стихи, увидеть документальные кадры. Учащиеся знакомятся с темой любви в творчестве писателя. Интересным моментом урока являет...

План открытого интегрированного урока, посвященного 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова

План открытого интегрированного урока, посвященного 90-летию со дня рождения Расула Гамзатова...

мероприятие посвященное Дню рождения Дагестанского поэта Расула Гамзатова

Расул Гамзатов - славный сын гор! Человек с большой буквы, с прекрасной душой, пронесший свой талант  через большую и сложную жизнь....

Урок, посвящённый 130-летию со дня рождения О. Мандельштама.

конспект урока по творчеству О.Мандельштама...

Сценарий конкурса чтецов «С душой поэта и судьбой солдата», посвящённый 100-летию со дня рождения поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова

Цель данного мероприятия - формирование представлений о красоте, мужестве и героизме, доброте и благородстве, скверном и святом на примере жизни и творчества известного поэта Эдуарда Асадова, воспитан...