Словарная работа как средство развития речи школьников-билингвов
методическая разработка по литературе (9 класс)

В статье рассмотрены методические аспекты и педагогические приемы, используемые в развитии речи школьников-билингвов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_slovarnaya_rabota.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа как средство развития речи

школьников-билингвов

Кусатова Мариана Ивановна

МОБУ СОШ №17. kusatova1964@mail

Главная задача обучения русскому языку школьников- билингвов- привитие навыков полноценного участия учащихся в речевой деятельности на русском языке. В программе в учебниках по русскому языку представлены все структуры русской языковой системы: орфоэпический, лексический, морфемный, морфологический, синтаксический. Все эти структуры изучаются во взаимодействии.

Развитие речи, повышение орфографической грамотности учащихся требует постоянной работы над расширением словарного запаса и поэтому нужно придать большое значение к словарно- орфографической работе. Скудный словарный запас школьника нередко мешает и к успешной работе в области орфографии. При проверке правописания безударных гласных ребята часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся Усвоение новых слов требует многократных, систематических упражнений. « Словарная работа- это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русск5ого языка,»-писал известный ученый- методист А.В. Текучев. Приведу виды словарно-орфографических работ в классах среднего звена:

1.Объяснение слова путем подбора синонима, антонима

2.Работа над составом слова

3. Работа с устаревшими словами

4. Работа над фразеологизмами

5. Работа над составлением тематических групп слов.

Традиционно работу по освоению новых слов рекомендуется строить в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

Первым шагом в этой работе является введение нового слова. Интересными способами могут быть иллюстрация, загадка, ребус. Например:

  • Картина Васнецова « Три богатыря» (богатырь)
  • Ладно скроен, крепко сшит,
  • За землю русскую стоит.( богатырь)
  • Подбор к слову подходящие по смыслу слова, которые обозначают признак предмета. Богатырь (какой?) сильный, могучий, мужественный.

Работа над словом

  • Подбор однокоренных слов.

Гостиная-гость, гостевой, гостеприимство, гостиница

  • Найдите пару

Иллюстрация

Бордовый

Великолепный

Темно-красный

Искусный

Рисунок

Прекрасный

умелый

После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву в слове, записывают слово, предварительно проговорив его.

  • Прочитайте слова и вставьте пропущенную букву. Распределите слова по группам: с безударной гласной «о», «а», «е», «и».

З…главие,к…морка, …скусство, г…н…рал, б…тон,…рнамент,п…рила, с…лдат,тр…буна,с…рень, б…ссейн.

  • Составьте кроссворд, подбирая загадки к словарным словам.
  • Логические упражнения на разграничение однозначных и многозначных слов, на составление и анализ словосочетаний, включающих слова с различными значениями:
  1. Подчеркнуть многозначные слова: плитка, каток, язык, вестибюль, квартира, маляр.
  2. Из списка выбрать слова, с которыми употребляется слово терраса. Записать словосочетания:

Мокрая, легкая ,удобная, красивая, активная.

  • Опора на этимологию слова.
  • Этимологию любят и взрослые ,и дети. Да и кому не захочется , например, узнать, что общего в словах медведь, ведьма, невежда? Все эти слова произошли от одного корня и того же глагола ведать, то есть знать. Ведьма-« знающая, знахарка», невежда- « мало знающий человек», медведь- зверь, который ведает, то есть знает, любит мед.

Ботинок - от слова «боты»,дежурный – по-французски «де жур» означает « на тот день» можно детям предложить творческую работу:

Попробовать сочинить свою историю происхождения какого-нибудь слова, затем сравнить свою версию с объяснением в этимологическом словаре.

Обогащение лексики школьников в якутской школе может иметь ряд и трудностей. По подсчетам лингвистов, 80 % слов русского языка многозначны. Поэтому в процессе работы над многозначными словами следует выявлять их сочетаемость с другими словами, специфику употребления в речи.

Наибольшее число несовпадений объемов значений лексических единиц русского и якутского для учащихся языка наблюдается в словах с переносным значением, например, русское слово тонкий в обозначении объема предметов (тонкий ствол) имеет однозначный перевод в якутском языке(синньигэс умнас) Это же слово в переносном значении( тонкий ум, слух, работа) в якутском языке не употребляется. Вот почему необходимо проводить наблюдения учащихся над разными значениями одного и того же слова, над тем, как оно реализуется в сочетаниях со словами различного содержания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности.

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются

Условия , при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

Наиболее распространенным видом словарно- орфографических упражнений остаются диктанты ,как обучающие и контролирующие виды работ над трудными словами.

Виды диктантов:

  1. Зрительный диктант с предварительным разбором. Учитель раздает ученикам карточки с трудными словами, ученики орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке словарное слово с выделенной гласной и записывают его по памяти.
  2. Картинный диктант. Учитель показывает карточку- картинку. Ученики называют изображенный предмет и записывают его, ставят ударение, выделяют в слове безударную гласную.
  3. Выборочный диктант. Ученики распределяют слова по группам с разными безударными гласными.
  4. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, ученики отгадывают и записывают слово- отгадку.
  5. Диктант по памяти. Ученики записывают по памяти слова, в названии которых нужно запомнить гласную А.
  6. Диктант с комментарием. Учитель называет слово из словаря, ученик комментирует написание, дети записывают это слово в тетрадь.
  7. Творческий диктант. Ученикам предлагается заменить развернутое определение одним словом.

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Использование разнообразных заданий приемов, средств обучения в работе над словарными словами активизирует деятельность детей, повышает интерес к слову, обогащает словарный запас. Вся эта работа способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов. В одной из своих статей « Размышления, факты , мнения» методист, доктор педагогических наук Николай Сергеевич Рождественский писал: « Чем богаче словарь ребенка, тем точнее употребляет он слова своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами , тем выше уровень его орфографической грамотности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа как способ развития речи.

Здесь вы можете найти формы, методы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в 3 классе...

Работа над грамматическими омонимами, как средство развития речи учащихся.

Явление омонимии привлекает внимание исследователей не первое десятилетие. А.А.Реформатский отмечает, что впервые внимание этому явлению уделил Аристотель, который обозначил омонимы как «предмет, у ко...

«Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»

«Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания» В.Г. Белинский Все чаще как наглядность  на ОД стали использовать информационно – коммуникативные технологии (интерактивные и мультиме...

«Использование натуральных материалов как средство развития речи в работе учителя – логопеда»

«Не упускайте из виду ни одной стороны воспитания» В.Г. Белинский Все чаще как наглядность  на ОД стали использовать информационно – коммуникативные технологии (интерактивные и мультиме...

Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Главные задачи:- обогащение словарного запаса;- освоение орфоэпических норм;- развитие орфографической зоркости;- совершенствование навыков обращения со справочной литературой....