Урок литературы в 8 классе по теме "Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Громова Ирина Борисовна

Учебный предмет: литература

Класс:8

Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока49.24 КБ
Файл презентация к уроку863.82 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Громова И.Б.

Учебный предмет: литература

Класс:8

Автор УМК: под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.

Тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Содержательная: 1) Формирование у обучающихся мотивации, заинтересованности в дальнейшем изучении рассказа «После бала», 2) актуализация знаний об эпохе, отраженной в произведении,3) знакомство с новым композиционным приёмом – контрастом.

Деятельностная: развитие умения формулировать собственное мнение, умения договариваться и приходить к собственному решению, умения делать выводы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Звучит музыка.

-Кто знает, что это за музыкальный жанр?

-Когда, на ваш взгляд, и где может звучать мазурка? Почему музыка меняется?

-Это как-то связано с текстом, который будем рассматривать на уроке?

- Что это за музыка, охарактеризуйте её, подберите эпитеты.

Музыка, определяющая рассказ, жестокая эпоха, которая описана в произведении.

Итак, тема урока: Л.Н.Толстой. «После бала». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.

Цели урока:1)Проследить, как приём антитезы помогает раскрыть идею рассказа;

2)Провести работу по анализу художественных средств, создающих картину бала и экзекуции;

3)Воспитание милосердия, гуманизма, чуткого отношения, неприятия насилия над человеком.

Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?

Рассказ 

-Не оговорилась ли я: действительно ли это рассказ? Докажите.

Рассказ - художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.

-Почему Толстой так назвал рассказ? Автор много раз изменял название: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» … Как вы думаете, почему он все-таки остановился на таком варианте заголовка, ведь каждое слово в теме что-либо значит? Давайте поговорим об эпохе, отраженной в рассказе, ибо без этого разговора нам не понять идейного замысла автора.

Сегодня на уроке мы попробуем окунуться в эпоху 19 века и побываем на балу.

Небольшое сообщение о времени царствования Николая I, которого передовая русская интеллигенция прозвала "Николаем  Палкиным".

Лев Толстой пишет о 40 г.г. 19 века, времени правления Николая 1. Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли за использование шпицрутенов Николаем Палкиным. Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.). Удары такими прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний. Рассказ написан году в 1903 году.

 А Лев Николаевич Толстой, участник Крымской войны, яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании всей русской армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

Учащиеся высказывают предположение, свое мнение о прослушанной музыке, о том, что мазурку можно услышать на балу.

Подбирают эпитеты (волшебная, волнующая, воздушная, легкая, добрая , жестокая, грустная и т.д), работают индивидуально.

Участвуют в дискуссии.

Учащиеся пытаются представить ту эпоху, которую Л.Н.Толстой отразил в своем рассказе, использую материал, полученный на уроках истории.

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов (Л9)

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Целеполагание (Р1).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1).

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам.

ТЕСТ на знание текста.

Познакомить с эпиграфом урока: …Толстой рассказал нам о русской жизни столько же,
сколько остальная наша литература.
М.Горький.

Беседа с классом о том, что такое композиция произведения, от чьего лица ведётся повествование в рассказе.

Композиция произведения - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения, создающих художественное целое в соответствии с авторским замыслом.

В рассказе два повествователя, молодой человек начинает и заканчивает, а в середине рассказ Ивана Васильевича, получается рассказ в рассказе. Как называется такая композиция?

-Что необычного вы увидели в построении рассказа?

Групповая работа: обучающиеся записывают ответы в тетрадь, работают над тестом.

Знакомясь с эпиграфом, выдвигают предположения о теме урока, взаимодействуют с учителем, пытаются определить, что знают и чего не знают.

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Формулирование собственного мнения(К5)

Владение диалогической формой речи(К13)

Словарная работа.

И такая резкая противоположность называется контрастом.

По литературоведческому словарю дать понятие о контрасте.

Контраст – франц. contraste – резко выраженная противоположность

Противопоставление, контраст или антитеза как  художественный прием заложен уже в самом названии: во время бала и после него. Что здесь противопоставляется друг другу? 

Антитеза – в переводе с греческого языка означает резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи, подчеркивает высказанную с её помощью мысль. Иногда, как это наблюдается в рассказе «После бала», антитеза становится композиционным приемом. В этом случае по принципу антитезы строится не отдельное высказывание, а всё произведение.

( образы, персонажи, художественные детали)

Построение речевого высказывания в устной форме(П3)

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

О Опрос методом «Верные

и неверные вопросы»: «да»-хлопок,

н «нет»-наклоны (влево - вправо)

Д

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

3.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

1. Выделим картины бала и события происходящие после него в виде плана.

Контраст в композиции.

Первая часть рассказа

Вторая часть рассказа

Место действия

зала у предводителя

Описание улицы

Эмоциональное состояние героя

Портрет отца Вареньки

краски,цветовая гамма

звуки

2. Провести наблюдение над языковыми средствами:

1гр.- выписать эпитеты обрисовки праздника на балу.

2гр.- выписать эпитеты из второй части рассказа(сцена наказания солдат).

– Бал и наказание – в каком соотношении находятся эти слова?

3.Наблюдение над текстом, сравнить сцены на балу и после бала.

Работа в парах, ответы каждого ученика.

Работа в группах, участие в дискуссии.

Сравнивают отобранный материал и заполняют на доске таблицы, по мере ответов на вопросы, доказывают то, что контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика.

Анализ объектов с целью выделения признаков(П8).

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме(П3).

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей(Р2)

Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);

4.Самостоятельная работа .

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание. Работа с книгой. Сопоставить полковника и наказываемого.

Полковник

Наказываемый

Учащиеся выполняют задание, сравнивают изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала.

Поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П1).

Умение решать проблемы(Р1).

Умение и приходить к общему решению в совместной деятельности (К6);

Использование схем, таблиц для решения задачи(П2);

5. Включение в систему знаний и повторения.

Случай или среда виновны в том, что мир героя рухнул?

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что управляет человеком? Случай, который может оказать влияние на всю жизнь, или все-таки среда, которая диктует законы жизни, определяет его жизненный путь?

Какие выводы сделаете из этих наблюдений?

Можно работать в парах

Учащиеся делают выводы. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель своим произведением выразил не только отношение к обращению с солдатами, но ставил широкие гуманистические проблемы, которые волновали и волнуют не одно поколение русского общества.

Умение находить нужную информацию, речевое высказывание в устной форме(П3).

Уметь слушать и понимать речь других(К6).

Умение решать проблемы(Р1).

Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией(К7);

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве(К3; К4)

6. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

-Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке?

-Остались ли довольны своей работой на уроке?

- Что мешало и что помогало достичь цели?

-Как оцениваете свою работу на уроке?

- Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока?

-Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.

Пример:

Николай 1

2 определения (властный, жестокий)

3 действия (наказывал, казнил, унижал)

Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)

Ассоциация (несправедливость)

Заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке.

1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата?»

2.Составьте синквейн : Варенька или полковник.

3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике».

Мне было очень приятно с вами работать. Наш урок закончен. До свидания.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Самоанализ.

Участие в диалоге.

Выставляют оценки в дневник.

Отвечают на вопросы

Обучающиеся заполняют карточки (самооценка за каждый вид работы)

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Формирование границ собственного знания и незнания(Л11).

Адекватное восприятие оценки учителя(Р5)

Самооценка личности (Л7)

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

Ответы: 1)в 2)в 3)а 4)в 5)б.

Лев Толстой пишет о 40 г.г. 19 века, времени правления Николая 1. Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли за использование шпицрутенов Николаем Палкиным. Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.). Удары такими прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний. Рассказ написан году в 1903 году.

 А Лев Николаевич Толстой, участник Крымской войны, яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании всей русской армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

На балу

бал

Хозяева бала

Варенька

полковник

Иван Васильевич

бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые

добродушный старичок, богатый хлебосол, жена его добродушная

в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках; у неё сияющее, разрумянившееся лицо; ласковые милые глаза

красивый, статный, высокий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами

доволен, счастлив, блажен, добр

Сцена экзекуции (наказания)   После бала

улица

солдаты

наказываемый

полковник

Иван Васильевич

Что-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыка

много чёрных людей, в чёрных мундирах

оголённый по пояс, спина его что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное

высокий военный, твёрдая подрагивающая походка

Было стыдно, опустил глаза; на сердце почти физическая, доходившая до тошноты, тоска

  • Высокий военный в шинели и фуражке.
  • Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям. Спина его –

2. Шёл твёрдой подргивающей походкой

3. Румяное лицо и белые

4. Твёрдым шагом двигалась высокая статная фигурачто-то пёстрое, мокрое

2. Дёргаясь всем телом,шлёпал ногами поталому снегу

3. Сморщенное отстрадания лицо

4. Спотыкающийся,корчащийся от боли

Попробуйте составить синквейн, характеризующий эпоху правления Николая 1, исходя из того, что мы с вами услышали на уроке.

Пример:

Николай 1

2 определения (властный, жестокий)

3 действия (наказывал, казнил, унижал)

Предложение из 4 слов (Его эпоха была бесчеловечной)

Ассоциация (несправедливость)

Синквейн:

1шт.  сущ.()

2шт.прил.( 2 определения)

3шт. глаголы (3 действия)

Предложение из 4 слов

Ассоциация

Лист самооценки

Этап урока

оценка

1.Индивидуальная работа. Тест

2.Словарная работа. Противопоставление, контраст или антитеза как  художественный прием.

3.Работа с текстом (заполнение таблицы).

4.Работа в группе при заполнении таблицы.

5.Индивидуальная или групповая работа. Составление синквейна.

6.Дополнительная работа. (Сообщение).

Итог

Лист самооценки

Этап урока

оценка

1.Индивидуальная работа. Тест

2.Словарная работа. Противопоставление, контраст или антитеза как  художественный прием.

3.Работа с текстом (заполнение таблицы).

4.Работа в группе при заполнении таблицы.

5.Индивидуальная или групповая работа. Составление синквейна.

6.Дополнительная работа. (Сообщение).

Итог

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»

- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).

- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы).

- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).

- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)

- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).

- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).

- После бала рассказчик не мог уснуть (да).

- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)

- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)

- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

Ход урока.

1.Вступление. Рефлексия настроения.

Слова учителя: Музыка:

Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. В доме глубокая тишина, всё вокруг спит, и только великий труженик Лев Николаевич Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо писателя, свет серебрит его седины, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности.

Тема сегодняшнего урока: Л. Н. Толстой. Приём контраста в рассказе «После бала».

2.Актуализация опорных знаний.

Проверка знания содержания текста.

Учитель: Вы читали дома рассказ. Тест, ребята, поможет вам вспомнить содержание рассказа, ещё раз проведёт вас по его страницам. Перед вами вопросы теста, ответы записываем у себя в конспекте: выбираем нужную букву и записываем её около каждой цифры.

ТЕСТ на знание текста

1. Жанр произведения:

А) очерк

Б) повесть

В) рассказ

2. Тема произведения:

а) повествование о любви Ивана Васильевича;

б) рассказ о полковнике;

в) показ николаевской России.

3. Раскрытию идеи произведения помогает:

А) антитеза

Б) гипербола

В) олицетворение

4. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) полковник выполняет свои обязанности

5. Произведение заставляет задуматься о:

а) судьбе полковника;

б) личной ответственности человека за жизнь общества;

в) любви Ивана Васильевича.

Беседа по тексту.

К 1: Давайте обратимся к жанру произведения. Почему вы считаете, что этот текст является рассказом?

(В центре повествования одно важное событие из жизни героя, текст небольшой по объёму).

К 2: Какое событие описано (тема)? Запись темы в опорном конспекте. (Два события, которые приводят к потрясению героя от увиденного после бала).

В рассказе слышна перекличка двух эпох - той, которую непосредственно изображает Толстой ( 40-е годы XIX века, время правления Николая 1), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям.

3.Анализ текста.

К 3: Что необычного вы увидели в построении рассказа?

1.Это рассказ в рассказе. Найдите и зачитайте самое начало произведения (с.74). Разговор ведётся о нравственных ценностях человека.

Для чего Толстой вводит этот приём? (Показать сходство между прошлым и настоящим).

В чём ещё необычность построения рассказа?

2.Рассказ построен на контрасте.

Словарная работа.

Что такое контраст? (противопоставление)

Какие события построены на контрасте?

(Описание событий бала и после, психологическое состояние рассказчика).

Творческое чтение.

Чтобы лучше понять атмосферу, царившую на балу и после бала, прочитаем два абзаца:

- Описание бала у предводителя (читает Джугайрат : с.75-76,79).

МУЗЫКА: Чайковский «Сентиментальный вальс».

- Описание сцены расправы с солдатом (читает Магомедали): с.81).

Лексическая работа по тексту.

Какое незнакомое слово вам встретилось при чтении дома эпизода расправы с солдатом? Подсказка: с помощью чего совершалась экзекуция над солдатом?

Что означает это слово?

Учитель: Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.). Удары такими прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний. Рассказ написан году в 1903 году.

А Толстой пишет о 40 г.г. 19 века, времени правления Николая 1. Внешне полковник неслучайно похож на Николая 1. Царя называли за использование шпицрутенов Николаем Палкиным. Шпицрутены (нем. от Spitze кончик, и Ruthe прут). Длинные гибкие прутья из лозы, которыми наносились удары по наказуемому, прогоняемому сквозь строй (в Российском государстве 1701- 1863 гг.). Удары такими прутьями как одно из самых тяжёлых телесных наказаний. Рассказ написан году в 1903 году.

 А Л. Н. Толстой, участник Крымской войны, яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Еще в 1855 году он работал над проектом о переформировании всей русской армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

Заполнение сравнительных таблиц.

Учитель: Давайте побываем в роли исследователей и посмотрим, как и для какой цели использует приём контраста в рассказе Л. Н. Толстой. Для этого нам нужно заполнить сопоставительные таблицы, на каждой парте карточка с заданием, своя тема исследования. ( 5 минут)

Проведём наблюдения над эпитетами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата. Что такое эпитеты? (яркие, образные слова и выражения).

При заполнении таблиц можно использовать не только слова, но и выражения, помогающие наиболее полно выявить сущность происходящего. Помогут нам в этой работе не только текст рассказа, но и иллюстрации.

Дети работают (5 мин).

Обстановка.

На балу

После бала

Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно.

В весеннем мокром тумане что-то чёрное пёстрое, мокрое; солдаты в чёрных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.

- Что помог передать контраст?

( Показывает противопоставление событий. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)

Настроение Ивана Васильевича.

На балу

После бала

Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же её, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на неё улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.

А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища. Не помню, как я добрался домой и лег. Но только стал засыпать, услыхал и увидал опять всё и вскочил.

 ( Контрастное изображение настроения помогло передать перелом в душе рассказчика).

Обыгрывание деталей.

Учитель показывает ПЕРЧАТКУ.

- А кто сможет вспомнить, как эта деталь помогает передать контраст в рассказе?

(Белая замшевая перчатка, которую полковник одевает на балу перед танцем с дочерью: «Надо всё по закону». ---- Своей рукой в этой же замшевой перчатке он бьёт испуганного, слабосильного солдата за то, что тот недостаточно сильно ударил наказуемого).

Правильно, молодцы, догадались!

Портретная характеристика героев.

полковник

наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат.

Спина его – что-то пёстрое, мокрое…

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами

Сморщенное от страдания лицо

Шёл твёрдой, подпрыгивающей походкой

Дёргаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу… толкали…

Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура

Идёт, спотыкаясь и корчась от боли

Учитель: Сравним изображение полковника в сцене расправы с изображением его в сцене бала. Он такой же или изменился?

( Полковник всё тот же, что и на балу. В противопоставлении его солдату его красота выглядит, страшно, ужасно). Я говорю: есть такое слово: кощунственно.

Творческая работа по группам

Учитель: Предлагаю вам отдохнуть от текста и на минутку представить себя поэтами: составить синквейн.

1 группа: Полковник на балу

2 группа: Полковник после бала

3 группа: Иван Васильевич на балу

4группа: Иван Васильевич после бала

Итог творческой работы:

4. Эвристическая беседа.

Повторение: Так что же такое контраст? Для чего он нужен в произведении? Что помогает передать?

Все записывают вывод по таблице( Контраст позволяет писателю выявить сущность характеров героев и раскрыть противоречия русской действительности).

Мы с вами выявили понятие антитезы. Что это такое?

(Это изобразительно-выразительное средство в произведении, содержащее приём контраста).

Учитель: Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, «После бала»?

(Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)

Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».

- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

Учитель: Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу ( в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить:

(Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».

Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков).

-Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.

( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло)

- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

«Любовь пошла на убыль». Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Это свидетельствует о нравственном поиске, который вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя позицию отстранения).

5. Домашнее задание.

Над этими вопросами предлагаю поразмышлять дома: напишите небольшое (1-1,5 стр) сочинение-рассуждение по теме:

«Нравственный выбор Ивана Васильевича» или

«Как бы я поступил на месте Ивана Васильевича?» Задание выполним в рабочих тетрадях по литературе и сдадим вместе с опорными конспектами.

6. Подведение итогов урока.

Учитель:Итак, давайте вместе сделаем выводы по уроку:

- Какой приём положен в основу рассказа? (контраст)

- Что контраст помог нам увидеть в тексте? (картины добра и зла в реальном мире)

-О чём заставляет задуматься этот рассказ? Что хотел донести да нас Л. Толстой этим рассказом (идея)?

(Об ответственности человека за жизнь в обществе. Человек ответственен за всё происходящее в мире. Надо любить друг друга, понимать, творить добро).

Учитель: Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

…Толстой рассказал нам о русской жизни столько же, сколько остальная наша литература . М.Горький . Л.Н.Толстой. «После бала ». Контраст (антитеза) как приём, раскрывающий идею рассказа.

Слайд 6

.

Слайд 14

Рефлексия Что, на ваш взгляд, удалось нам на уроке? -Остались ли довольны своей работой на уроке? - Что мешало и что помогало достичь цели? -Как оцениваете свою работу на уроке? - Сможете ли вы теперь проанализировать эпиграф, который мы записали в начале урока?

Слайд 15

Выберите домашнее задание в зависимости от того, как успешно работали на уроке 1.Поразмышляйте над вопросом: «Почему автор своего героя ведет на плац, где разворачивается картина экзекуции (наказания) солдата?» 2.Составьте синквейн : Варенька или полковник. 3. Напишите эссе «Моё мнение о полковнике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы (по технологии РКМЧП) "Л. Н. Толстой: личность, судьба, творчество. Знакомство с содержанием и героями рассказа «После бала»".

Урок расширит знания учеников о биографии писателя, ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала» и его героями....

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского  языка  и литературы МОУ «СОШ с.  Сальское»...

Интегрированный урок по литературе для 8 класса «Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа «После бала» Л.Н.Толстого»

Презентация к уроку по литературе для 8 класса в рамках изучения рассказа Л.Н.Толстого "После бала"...

Л.Н.Толстой «После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа

Данный  урок  в образовательной программе 8 класса по литературе  входит  в  цикл уроков по творчеству Л.Н.Толстого и  является  вторым  уроком  в  из...

ОТКРЫТЫЙ УРОК "КОНТРАСТ, КАК ПРИЕМ, РАСКРЫВАЮЩИЙ ИДЕЮ РАССКАЗА Л.Н. ТОЛСТОГО "ПОСЛЕ БАЛА"

Проект разработан в качестве электронной поддержки для учителей русского языка и литературы....