презентация "Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кондусова Марина Александровна

В  данной презентации показаны методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы МБОУ «Репинская основная общеобразовательная школа Оренбургского района» учитель русского языка и литературы высшей категории Кондусова М.А.

Слайд 2

. Как включить в осмысленную , продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные , что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста. Приемы, представленные в данном мастер-классе, способствуют формированию функциональной Грамотности школьников , позволяют повысить мотивацию учащихся , создать обстановку творческого поиска , активизации мыслительной деятельности .

Слайд 3

Прием « Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма. Все « ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ученик учится видеть орфограмму. Формой организации деятельности учащихся могут быть соревнования. «Выдели больше знакомых орфограмм » или « Кто увидит в тексте все орфограммы по теме урока?».

Слайд 4

Приём «Письмо с дырками (пробелами)» . Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… 1) Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного - … падеж…числа. 2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: … или ….… или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.

Слайд 5

Прием «Верите ли вы, что…» Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются. Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс): Причастие - это самостоятельная часть речи… Причастия совмещают в себе признаки глагола и ….

Слайд 6

Приём «Лингвистическая сказка» Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа .. Прием «Мозаика». «Реставрация текста» Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста ”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности.

Слайд 8

Прием «Семь мудрых сов» 1 : Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные и новые понятия, запишите их в алфавитном порядке. 2 : Что, не ждали? Выберите из текста такую информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиями первоначальным представлениям. 3 : Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для вас новой. 4 : Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить основную мысль разделов текста одной фразой. 5 : Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для вас известной и ту, которая ранее была неизвестна. 6 : Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного текста такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни? 7 : Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии?

Слайд 9

Приём «Прогноз по заголовку» Задается вопрос: какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Ассоциации записываются на доске. Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Слайд 10

«Кубик Блума ». Учимся задавать вопросы разных типов

Слайд 11

ЧИТАЮЩИЙ РЕСТОРАН Официанты выразительно ч итают выбранный гостями текст, отвечают на вопросы гостей, возвращаясь к тексту. Гости с лушают текст, а после задают вопросы официанту.

Слайд 13

Подводим итоги: Назовите понравившееся блюдо-текст Какие интересные факты вы запомнили Гости выступают с результатами работы Официанты оценивают работу гостей, выделяют самых внимательных и озвучивают тех , кто задавал самые умные вопросы Гости оценивают работу официантов (выразительность, качество ответов на вопросы)

Слайд 14

Приём «Яркое пятно ». «Удивляй» Прием «Интервью с писателем»» Или просто интервью «Приём «Письмо писателю», главному герою произведения» Придумай свой финал произведения Приём «СМС другу, маме», пожелание герою.. Телеграмма или СМС - такой приём больше подходит к стадии рефлексии: кратко написать самое важное из услышанного, прочитанного на уроке

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы

Презентация по теме "Методы и формы организации работы по формированию функциональной грамотности гимназиста на уроках русского языка и литературы"...

Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...

«Формирование читательской грамотности как базового навыка функциональной грамотности личности на уроках русского языка и литературы»

Обобщение опыта по формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...