Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов ( 6 класс литература)
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Урок для 6  класса по литературе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Центр образования Люторический»

Международный конкурс методических разработок «Уроки Победы».

«Лучший урок литературы».

Методическая разработка урока литературы в 6 классе:

«Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов».

Учитель русского языка и литературы

Хряпкин Николай Сергеевич

2019 г.

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.

        

Цели урока:

- формирование у учеников знаний о поэтах-фронтовиках и значении их творчества в годы Великой Отечественной войны и в наше время;

- развивать навыки выразительного чтения, умение анализировать стихотворения;

- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, благодарности тем, кто защитил нашу Родину в суровые годы войны.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков;

- показать значение поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Развивающие:

- продолжить формирование умения работать с текстом;

- способствовать дальнейшему развитию речи у учеников;

- активизировать познавательную деятельность, интерес к чтению.

Воспитательные:

- способствовать формированию патриотизма, уважению к старшему поколению.

Ожидаемый результат:

Личностный: осознание учащимися практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности на уроках.

Познавательный: овладение навыками, которые помогают лучше усваивать и понимать тексты стихотворений, анализировать их, умением понимать и выделять основную мысль стихотворений.

Коммуникативный:

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Оформление урока:

Оформление урока:

- выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне;

- записи песен о войне;

-фотографии поэтов.

Вступительная часть урока.

Вступительное слово учителя:

Ребята! Когда вы вошли в кабинет и увидели его оформление, то наверняка поняли, чему сегодня будет посвящён наш урок. Давайте сейчас вместе с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (О военной поэзии, поэзии о войне).

Итак, тема сегодняшнего урока «Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов». Этот урок литературы приурочен к знаменательной дате, которую отмечает наша страна в 2020 году. Что это за дата? (75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О поэтах, писавших во время войны и о войне). 

Цель нашего урока – вспомнить поэтов Великой Отечественной войны, выстоявших, победивших, вселивших веру в народ, подаривших миру жизнь и счастье; выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роль в грозные годы войны.

        Великая Отечественная война… Эти слова священны для каждого русского человека. Чем дальше уходят в прошлое события этой войны, тем дороже воспоминания, документы и свидетельства тех дней. Никогда не померкнет подвиг солдата, вставшего на защиту Родины, и подвиг труженика – народа, ковавшего эту победу в тылу. Развязанная гитлеровцами война принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей, залила кровью поля России, превратила в руины города и поселки. В боях с захватчиками советские воины проявили чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу.

Каждая битва Великой Отечественной войны доказывает стойкость и мужество советских людей. Сталинград, Ленинград, Ржевское сражение, Курская дуга… Свидетели этих сражений вспоминают ад, где нужно было выжить, чтобы победить. Миллионы людей погибли, чтобы завоевать нам счастливое будущее.  Мальчишкам, которые пошли на фронт, иногда хватало одного сражения, одного часа, чтобы стать историей. Они погибали, но на один час победа становилась ближе. Сколько бы ни прошло лет после окончания Великой Отечественной войны, мы будем помнить имена наших героев.

«За березы и пригорки,

За родимый дом.

За Кавказ, Кубань и Волгу,

За великий Дон. Всем солдатам воевавшим

Низкий наш поклон…

По солдатам, в битве павшим,-

Колокольный звон…» (Ю.Друнина)

О защитниках Отечества написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, и особенно поэзия, стала «голосом героической души народа». Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества она сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия  прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

        Одной жизнью с воюющим народом жили писатели. Обычное «рабочее место» писателя – фронтовика – темный полог шинели, узкая щель окопа, тряский грузовик, партизанская землянка, блиндаж. Особый подъем пережила в годы войны советская поэзия.  Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на защиту страны народом. Многие стихи той поры стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу.

        Звучит отрывок из песни «Священная война».

        Нельзя остаться равнодушным, когда звучит эта песня. Она была очень популярна в годы войны, вдохновляла русских воинов на подвиги, заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа. Песня написана поэтом Василием Лебедевым - Кумачом и композитором Александром Александровым. “Священная война” – это песня-воин, песня-полководец”. Ее слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны – 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

        Вопрос. Как вы думаете, почему мы называем эту войну «священной»?

Это война за правое дело, за свою родину, не захватническая, а оборонительная. потому что объединяет устремление всего народа, она священная, потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.

        Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми поэтами, которые посвятили свои произведения теме Великой Отечественной войны.

        Слово ученикам.

Сообщение о поэте Константине Михайловиче Симонове (1915-1979).

Известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». Он не понаслышке знает о войне, в качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал её «изнутри». В первые, особенно тяжелые, месяцы войны, когда наши войска отступали, оставляя врагу села и города, было написано стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …», посвященное другу Симонова, поэту Алексею Суркову.

Прослушаем запись стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» в исполнении актера.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,

Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.

Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.

Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.

Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.

Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.

"Мы вас подождем!"- говорили нам пажити.
"Мы вас подождем!"- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

Беседа с классом.

- Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало любимым и очень популярным в народе?

(Стихотворение не просто рассказывает о войне, ее трудностях, оно передает переживания, которые испытывал весь народ, стыд, боль, горечь бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность.)

- Какие картины вы представляете, читая данное стихотворение?

(Показаны страшные картины отступления советских войск. Мы как будто видим усталых женщин, которые хотят накормить и напоить отступающих голодных и измученных солдат, бесконечные дожди и длинные дороги, вдоль которых ютятся деревни с погостами.

- Ребята, подумайте и ответьте, с помощью каких изобразительно-выразительных художественных средств поэт показывает картины войны?

(В первых четырех строфах сжатые, но емкие картины войны созданы при помощи эпитетов, метафор, сравнений. 

Эпитеты: «бесконечные, злые дожди», «усталые женщины», «на великой Руси».

Сравнение:

«...Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди...».

 Метафоры: 

«Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз».

«...Крестом своих рук ограждая живых...»

Так как уже погибло много людей, автор использует повторение:

«…Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась»)

- Как вы думаете, что Симонов хотел сказать следующими строками?

«Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих».

(Автор хочет сказать, что их деды будто бы смотрят на них всем миром, помогая сражаться, чтобы не уступить врагу Русскую землю. Симонов описывает Смоленщину, и именно под Смоленском произошло первое крупное сражение русских войск против Наполеона, в котором, может быть, участвовали прадеды русских солдат, сражавшихся с фашистами.)

- Какими словами Симонов прославил русских солдат? Какое чувство самое дорогое для русского человека?
(По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.)

        Ветеран Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза И. X. Баграмян говорил об этом стихотворении: "В этом замечательном лирическом повествовании, столь кратком по количеству строк и столь емком по силе чувств и мыслей, говорилось о России, о русских женщинах, но я, армянин, отступавший по украинской земле, пережил совершенно те же чувства... Это лишний раз подтверждает ту простую и глубокую мысль, что истинно национальное одновременно и интернационально".  

Как уже было сказано ранее, Константин Симонов посвятил это стихотворение своему лучшему другу – Алексею Суркову.  Он является автором грустного лирического стихотворения «Землянка», быстро ставшего боевой, воодушевляющей песней. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. Сурков мыслил о том, чтобы написать именно песню. Впрочем, он и стихотворений не писал – просто пронзительными словами сложил письмо о том, что было на душе, рассказал жене, где находится, о чем думает, какая обстановка вокруг… Письма в стихах были весьма распространенным жанром во время ВОВ. В них солдаты говорили о том, что их волнует, тревожит, печалит или радует.

         Ребята, давайте немного отдохнем и послушаем песню «Землянка». Звучит запись песни.

        Сегодня мне хочется познакомить вас с ещё одним замечательным поэтом фронтового поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым (1920-1990). Как и многие его сверстники, он со студенческой скамьи ушел на фронт.

        Прослушаем сообщение ученика о биографии и творчестве поэта.

        Художественным паролем всего творчества Самойлова называют стихотворение  «Сороковые».

Чтение и анализ стихотворения «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

- Ребята, ответьте, как поэт рисует картины войны?

   (Создается впечатление, как будто бывший солдат листает альбом с фотографиями, а может, страницы своей памяти: «А это я на полустанке…», «Да, это я на белом свете…». Поэт вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему шире и глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет, вспомнить с грустью себя молодым. Казалось бы, такие несовместимые понятия: юность, задор, беспричинное веселье, жажда жизни и война, страдания, лишения и необходимость расстаться с жизнью. Ведь молодость и смерть всегда противоестественны.

«Как это было! Как совпало-

Война, беда, мечта и юность!»

Тремя безличными предложениями изображается холод, неустроенность, опустошающая сила: «Просторно. Холодно. Высоко.»

   Также поэт неоднократно использует повторы и многоточия:

«И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…»

 Они усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии. Многие строки стихотворения начинаются одинаково – с повторяющегося союза и, соединяющего военные воспоминания в одну череду: «Война, беда, мечта и юность!»)

   - Найдите антитезу в стихотворении. Что в ней выражено?

    «Война гуляет по России,

    А мы такие молодые!»

- Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения?

Молодость противопоставлена войне. Война противоречит жизни, убивает ее, калечит судьбы людей. Но заканчивается стихотворение оптимистично. «А мы такие молодые!» - вопреки всему жизнь побеждает.

   

Выводы урока.

Ответьте на вопросы:

1. В чем, как вы поняли, заключается значимость поэзии Великой Отечественной войны?  (Война изображается, не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников).

2. Почему эти стихотворения оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто остался в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой. Она связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

3. Какие стихи взволновали вас?

4. Что вам хотелось бы ещё узнать по данной теме?

5. Какие у вас возникли вопросы?

Слово учителя.

Ребята, в наше мирное время мы помним и чтим  погибших на войне. Прошло почти 75 лет после этих страшных событий, но в сердцах людей вечно живет память о героях, давшим нам возможность жить и радоваться под мирным небом. «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой». И современные писатели, и поэты, кинорежиссеры и драматурги в своем творчестве тему войны все чаще ставят на первый план.

Мы с вами также помним о героях, участвуем в благотворительных акциях, помогаем ветеранам и детям войны, идем в колонне «Бессмертного полка» на  праздничном параде, посвященном 9 Мая, пишем сочинения и стихотворные произведения на эту тему. 15 лет назад, в канун шестидесятилетия Великой Победы, впервые прошла акция «Георгиевская лента». Сегодня многие воспринимают георгиевскую ленточку как модный аксессуар, который непременно надо прикрепить так, чтобы её все видели. Мало кто задумывается, что она символизирует, поэтому послушайте и вдумайтесь в эти строки:

«Георгиевская лента – как выживший цветок,

Что видел злом загубленное детство,

Сожженные селенья, руин смертельный смог…

Не просто символ – памяти наследство!»

        Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем современной литературы, да и других видов искусства. Литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы показать героизм нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

        Быстро мчится время. С каждым днем все дальше и дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны. Но время не властно над памятью людей. И люди будут вечно помнить, и чтить бессмертный подвиг, совершенный нашим народом.

        «Пусть люди этот день не позабудут!»

        Пусть Память свято сохранит те имена,

Которые приблизили ПОБЕДУ –

Своими жизнями, перечеркнув «война».

        Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение на военную тему (по выбору).

Список литературы.

1. К.М.Симонов Стихи о войне. К 65-летию Великой Победы. М., Эксмо, 2010 г.

2. 60 лет советской поэзии. Собрание стихов в четырех томах. М., Художественная литература, 1977 г.

3.Л.Лазарев. Строки, добытые в боях. М., Детская литература, 1973 г.

4. В. Акаткин. Была война. М., Детская литература, 1987 г.

5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов 6 класс

Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов...

Презентация Великая Отечественная война в стихах русских поэтов

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне...

Интегрированный урок "Войной испытанные строки..." (Отражение Великой Отечественной войны в произведениях русских поэтов)

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием ИКТ-технологий, технологии критического мышления, технологии сотрудничества...

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. .  Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. Творческая мастерская....