Открытый урок по теме: «Тема милосердия на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Кузнецова Елена Валерьевна

Данный урок способствует формированию представления у обучающихся о категориях добра и зла; о месте человека в мире и его ответственности за этот мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_kapitanskaya_dochka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное специальное

учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение

закрытого типа

Открытый урок по теме:

 «Тема милосердия на страницах повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

 Анализ сцены бурана из II главы «Вожатый».

Автор:

Кузнецова

 Елена Валерьевна,

учитель русского

языка и литературы

с. Костромское

Цели:

Образовательные: формирование представления у обучающихся о категориях добра и зла; о месте человека в мире и его ответственности за этот мир.

Воспитательные: воспитывать стремление следовать идеалам чести, воспитывать способность к милосердию и состраданию, неприятие гордыни и деспотизма во всех проявлениях.

Развивающие: формировать умение анализировать текст; формировать речеведческие умения (связно и внятно говорить, доказывать свою точку зрения, выразительно читать текст и т. д.), углубление понимания идейно-художественного богатства повести, умение приблизиться к разгадке замысла автора.

Задачи: 1. Выявить значение главы «Вожатый» в композиционной структуре повести и ее роль в воплощении идейно-художественного замысла всей повести. 2. Рассмотреть существенные черты характеров двух главных героев - Гринёва и Пугачева. 3. Расширить и обогатить словарный запас учащихся.

Технологии: 

1) Личностно-ориентированное обучение;

2) Технология проблемного обучения;
3) Технология критического мышления;

Тип урока: Интегрированный.

Оборудование: 1) Презентация к повести «Капитанская дочка». 2) Текст произведения.
3) Словарь русского языка С.И. Ожегова.

Эпиграфы к уроку (на экране): 

1. … И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые
Я лирой пробуждал...
(А.С. Пушкин «Памятник»)

2. Одна из важнейших христианских добродетелей есть милосердие телесное и духовное. Духовное-это отвращение грешника от заблуждения; неведающего научить истине,добру; не отвечать на зло злом; подать ближнему добрый совет в затруднении и опасности , молиться за него Богу.   (Библейская энциклопедия)


Ход урока

I. Самоопределение. Оргмомент.

II. Введение в тему урока.

- Эпиграфами к нашему уроку будут строчки А.С. Пушкина (зачитываются) и отрывок из библейской энциклопедии (зачитывается).

- Назовите ключевое слово из этих эпиграфов.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Чтение отрывка

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари...

(А.С Пушкин «Была пора...»)

III. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».

IV. Беседа с классом.

- Сюжет этого стихотворения, написанного приблизительно за год до начала работы над «Капитанской дочкой», практически точь-в-точь повторяет сюжет II главы повести, разговором, которым мы сегодня и займемся на уроке.

- На сколько это случайно и почему?

 (Заблудившиеся путники «средь заснеженных равнин» не могут найти дорогу;

все было «мрак и вихорь» -  а  это уже слова из «Капитанской дочки»)

V. Чтение сцены бурана.

Беседа.

- Обратим внимание на ясность, точность и выразительность языка Пушкина.
- В описании бурана 3 объекта. Какие?

Небо

Ветер
Снег

- Каждый объект меняется по мере того, как усиливается буран. Нам нужно показать эти объекты в развитии.
-Итак, как изменяется    
небо?

                                          ветер?              
                                          снег?

- Какой же можно сделать вывод?

 (Каждый объект меняется, и в результате получается яркая картина бурана в развитии. Темп нагнетается, и таким образом, ПЕЙЗАЖ становится одним из средств в построении сюжета: он стал причиной того, что кибитка Гринева сбилась с пути)

-Зачем же автор «посылает» Гриневу это стихийное бедствие?


(Это его переживание, это своеобразный «ввод» героя в дальнейшие страшные, трагические события, в которых ему предстоит однажды сделать свой выбор, т.е. его дальнейшее испытание на честь и человеческое достоинство).      

Продолжение фонограммы

-Но буран не утихает, и в этой снежной круговерти появляется еще один герой:    

                                          «волк или человек» ,-по словам ямщика.
                                                         

- Кто же это? Как называется глава?

«ВОЖАТЫЙ»

-Найдите портрет героя
-Какое впечатление он производит?
(ВОЖАТЫЙ-единственный человек, который не испугался бурана, не пал духом...Он стоял на твердой полосе и нашёл дорогу к постоялому двору, проявив смелость и умение ориентироваться)

-Как он появился?
(«и в мутном кружении метели»)

-Что же, по-вашему, символизирует эта снежная буря?

(Это предсказание той социальной бури, народного восстания, разгулявшейся стихии, которая столкнет этих героев еще раз, но тогда уже Гринев предстанет перед Пугачевым как главарем народной массы. Это выражение могучей силы народного мятежа.)

-Так кто же он? Волк или человек?
-Подберите однокоренные слова к слову «вожатый»?
(вожак, вождь, водит, ведет)

-То есть тот, кто ведет за собой (народные массы), но и тот, кого «выводит» автор теперь на основную сцену.
-Так в чем же еще заключается значение этой сцены?
(Это завязка сюжетной линии - Гринев-Пугачев)


- М. Цветаева, великий русский поэт, так отозвалась о повести: «В моей «Капитанской дочке» не было никакой капитанской дочки; до того не было, что и сейчас я произношу название механически , как бы в одно слово , без всякого капитана и без всякой дочки , говорю: «капитанская дочка», а думаю: «Пугачев»
 С этого момента в повести появляется второй, не менее значимый герой, - Пугачев.

-Обратимся вновь к повести со слов «Где же вожатый?» (чтение отрывка)
-Что поразило вас больше всего в его внешности? (глаза)
-Какие они?
(«живые, большие, полные лукавства»)


-Как вы к нему относитесь в этой сцене? Он такой же как и в сцене бурана? 
(нет)

Ваши мнения разделились, и это не случайно, Пугачев – сложная, противоречивая фигура. С его появлением в повести возникает тревожная, загадочная атмосфера. В нем уживаются великодушие и жестокость, лукавство и прямота, желание подчинить себе человека и помочь ему. Он может страшно хмуриться и добродушно улыбаться.  

VI. Чтение отзыва Цветаевой.

Беседа.

-Но есть что-то еще такое в этой сцене, что заставляет нас вернуться к ней и перечитать заново ? («брат»)
-Что значит это обращение? Обратимся к словарю Ожегова: здесь находим 3 значения этого слова .
-Какое из них подходит? -Никакое!
-Почему?
(Значит Пушкин вкладывает в это обращение какой-то иной смысл, может быть, высший?)


- Дворянский сын обращается к случайному человеку , называя его братом.

- Братство – одна из христианских добродетелей, и это слово услышано Пугачевым и будет оценено!

Это только потом 1) чай; 2) стакан вина; 3) полтина на водку; 4) заячий тулуп .

                                     

VII. Чтение сцены с заячьим тулупом.

Беседа.
-Как же вы объясните этот поступок Гринева, с точки зрения Савельича ,- бессмысленный?

- Так в повесть входит один из основополагающих мотивов , но который станет ведущим на протяжении всей повести – к эпиграфу №1.

Для кого-то (Савельича) вожатый- «плут», «собака», «пьяница оголтелый», а для Гринева- «брат».

-Так что же мы чувствуем в этом обращении и в подаренном заячьем тулупе?

(милосердие, сострадание)

Это и жалость, и уважение к человеку, которому не должно быть холодно, и благодарность за спасение, искренняя и бескорыстная.

- В Евангелии от Иоанна сказано: «Если что-то сделано не из корысти, а ради Бога, то ответное милосердие и один, и второй , и больше раз все как бы не может покрыть, оплатить первого...
Странное свойство у милосердия: не от мира сего оно, и приносит прощение...»

 (к эпиграфу №2)     

-Так чем же можно ответить на милосердие? (только им же!) 

VIII. Вывод учителя: И завязались между нашими героями таинственные отношения, где высший и низший едины, где нет ни господина, ни раба, где нет ни эллина, ни иудея.  

- Поэтому вся повесть – это великий акт милосердия автора в адрес своих героев.

- Так, за 3 месяца до своей трагической гибели, А.С. Пушкин дает ответ на самый важный вопрос: что может сохранить в себе человека?

...что в мой жестокий век
восславил я свободу
И милость к падшим призывал...

Д/з: письменный ответ на вопрос:

1) Что важнее в повести: Гринев для событий или события для Гринева?
2) Пугачев: волк или человек?
3) Как относится Пушкин к Пугачеву?

Кузнецова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, СГКСУВОУ закрытого типа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация. Проблема нравственного выбора в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Организация  урока литературы, тема которого является сквозной через всё произведение, - сложная задача для учителя.В данном случае справиться с поставленной задачей помогает организация гр...

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют  работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....

Конспект урока по литературе для 8 класса по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Цели изучения романа:-- заинтересовать учащихся исторической прозой А.С. Пушкина;-- проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера;-- раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой ...