Урок литературы в 6 классе "Былина "Илья Муромец и Соловей -разбойник" Идейно-тематическое содержание, особенности композиции,образы.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий: презентация, видеоролик, аудиозапись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bylina_ilya_muromets.docx36.67 КБ
Файл bylina_ilya_muromets_i_solovey_razboynik.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка    6 класс

                                                         

Класс:  6         Литература.                                                           Дата проведения: 19 сентября 2023

Урок  №   7   Тема урока:   «Былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Идейно-тематическое содержание, особенности композиции, образы.

Тип урока:      урок открытия нового знания    

Дидактическая цель:  проанализировать былину «Илья Муромец и Соловей разбойник» (образы, конфликт, композицию, некоторые языковые особенности).

Задачи:

образовательные:

актуализировать знания о  фольклоре,  жанре былины и её особенностях;

развивающие:

развивать умение делать анализ художественного текста, музыкального произведения,  развивать ассоциативно-образное мышление, воображение, память, умение сравнивать и анализировать.

воспитательные:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.

метапредметные:

познавательные УУД:

регулятивные УУД:

коммуникативные УУД:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки былины, героев;

  • составлять план действий и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

Методы: словесные, наглядные

Формы работы: фронтальные, индивидуальные

По источникам знаний:

Словесные: беседа;  наглядные: использование презентации, видео- и аудиофайлов; практические: использование раздаточного материала, таблиц

По степени взаимодействия учитель-ученик:

Беседа, создание ситуации выбора, создание условий для активизации мыслительной деятельности, выполнения учебных задач

Относительно дидактических задач:

Открытие нового знания, первичное закрепление знаний, освоение аналитических умений ;

Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Место проведения:

Каб 29 школа 35

Оборудование:

Видеоролик,  мультимедиа, компьютер, колонки

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент

2 мин

 Чтение из словаря В.И Даля  о богатыре  ЧЕЛОВЕК РОСЛЫЙ, ДОРОДНЫЙ, ДЮЖИЙ И ВИДНЫЙ;НЕОБЫЧАЙНЫЙ СИЛАЧ;СМЕЛЫЙ И УДАЧЛИВЫЙ;

ХРАБРЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ВОИН, ВИТЯЗЬ О ком идет речь?

Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам.

  1. Введение в тему

  1. Постановка учебной задачи на урок

3  минут

Вопросы: Жанровые особенности былин?

Какие былины о Илье Муромце вам известны?

Образ Ильи Муромца в былинах

Почему именно жанр былины придуман русским народом для воспевания богатырей?

Тема (запись)

Ответы на вопросы

  1. Работа с текстом

15 минут

Словарная работа.

Следующий этап – словарная работа. Вы заметили, что в былине встречается много слов устаревшей лексики. Из уроков русского языка вы помните, что такие слова называются историзмами и архаизмами.

- Чем отличаются историзмы от архаизмов?

(Историзмы обозначают предметы, которые уже вышли из употребления, а архаизмы – это слова, которые изменили своё первоначальное значение и функционируют в современном языке, обозначая другие понятия).

Дома вы должны были определить лексические значение некоторых слов (слова и значения выводятся на мультимедийную доску).

Заутреня – церковная служба в первой половине дня.

Обедня – церковная служба во второй половине дня.

Заколодела – была завалена павшими деревьями.

Замуравела – заросла травой.

Покляпыя – кривая, изогнутая.

Косица – висок.

На пяту – настежь.

Подколенный – младший.

Лазоревый – цвета лазури, светло-синий.

Горенка – комната в верхнем этаже, чистая половина крестьянской избы.

Леванидов крест – крест, на котором распяли, по христианской легенде, Христа. Он был сделан из трех сросшихся деревьев: кипарис, певг и кедр. Верста – русская мера длины, немного более 1 1/15 километра.

Чтение былины

Отвечают на вопросы, участвуют в беседе

Работа с презентацией

  1. Физминутка

2 мин

Выполнение упражнений

  1. Анализ текста

15 мин

Композиция

  1. Экспозиция
  2. Развитие действия
  3. Кульминация
  4. Развязка

Аналитическая беседа по тексту былины.

- Как проявлен конфликт добра и зла в былине?

- Докажите примерами из текста, что для образа Ильи Муромца характерна гиперболизация.

- Для чего использован такой приём? Какие качества стремился подчеркнуть русский народ в богатыре?

- Какова композиция былины?

- Как былина заканчивается?

- Сравните физическую силу Ильи Муромца и нравственные качества? Можно ли сказать, что богатырь силён не только физически, но и духовно?

- Как вы думаете, мог  ли в действительности жить такой человек?

- Кроме Илья Муромца нам известны ещё два прославленных былинных героя. Это Добрыня Никитич и Алёша Попович. Образы этих и многих других богатырей запечатлены на полотнах художников. Одной из самых известных картин является «Три богатыря» Виктора Михайловича Васнецова. До Нового года мы посещали с вами Третьяковскую галерею, где могли наблюдать это полотно во всей красе. Сейчас проведём интерактивную экскурсию и вспомним самые интересные моменты.

(Конфликт добра и зла характерен для русских народных сказок, что выявляет фольклорную особенность былины. Олицетворением зла является Соловей-разбойник. От его «покрика звериного» <…> «все травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются» <…> «люди мертвы лежат». Не случайно и наименование разбойник. Выражением идей добра, мужества, стойкости и силы служит «удалой, старый казак» Илья Муромец, который не боится ехать «дорогой прямоезжею» и сразиться с Соловьём-разбойником).

(Гиперболизация – преувеличение.

  1. Илья Муромец «стоял заутреню во Муроме», а «к обеденке поспеть хотел о в стольный Киев-град». На мультимедийной доске карта нахождения городов.
  2. Даже конь Илья Муромца «с горы на гору стал перескакивать,/ С холмы на холму стал перемахивать,/ Мелки реченьки, озёрки промеж ног спущал»).

(Приём гиперболизации использован для того, чтобы особо подчеркнут лучшие качества богатыря, ведь и Соловья-разбойника сказитель тоже описывает не слабым, а очень сильным врагом.  Илья Муромец отличается необыкновенным мужеством, силой, смелостью, мудростью и стойкостью. Богатырский конь ему под стать).

(Былина построена следующим образом. Экспозиция – представление Ильи Муромца, «дородного, доброго молодца», обрисовка времени и мест действия. Завязку отмечаем в эпизоде, где объясняется невозможность ехать дорогой «прямоезжею». Затем идёт развитие действия. Кульминация в сцене поражения Соловья-разбойника, развязка - в сцене смерти Соловья-разбойника. Для композиции характерно троекратное повторение некоторых мотивов и деталей).

(Былина заканчивается победой Ильи Муромца, то есть победой добра над злом. В этом проявляются эпические, фольклорные мотивы, характерные для русских народных сказок).

(Русский народ изображал в былинах богатырей сильных не только физически, способных победить даже целое войско, но и крепких духом. Илья Муромец показан в православных традициях, он ходит на службы в церковь, «кладёт крест по писаному». Вера в правое дело отличает поступки богатыря. Именно эта вера становится его духовным стержнем и придаёт ему сил для борьбы с врагами земли русской).

(Ответы учащихся. Обоснования. С одной стороны, образ Ильи Муромца – это обобщённый, идеалистичный образ русского богатыря. С другой стороны, возможно, что у него был реальный прототип).

- В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. На самом деле, как свидетельствуют летописи, звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов, отсюда и фамилия. Илья Муромец —реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.  Неспроста жители Мурома, что на высоком берегу Оки, установил памятник своему легендарному богатырю как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы. Из богатырей Илья Муромец ушел в монахи. Погиб, защищая Киев от набега. За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре. У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома»).

  1.  Вывод урока

2 мин

Каковы темы былины?

Какова идея?

  1. Домашнее задание и оценивание

1 минута

Прочитать былину «Садко»

Записывают домашнее задание, подходят за оценками

Итого

40 минут


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Слайд 2

Былины – наша русская национальная гордость, «энциклопедия древнерусской жизни» , выражение несокрушимой мощи народного духа, беззаветной любви и служения Родине, страстной ненависти к врагам, глубокой нравственной чистоты и духовной красоты народа.

Слайд 3

Былина и сказка «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» Былина рассказывает о делах, ставших преданьями , легендами уже в глубокую старину. Исторические события, воспетые в былинах, с течением времени приобрели сказочный характер. То, что совершалось когда-то силами всего народа, стали приписывать одному герою , в котором воплотилось все лучшее в народе - БОГАТЫРЮ.

Слайд 4

БОГАТЫРЬ ЧЕЛОВЕК РОСЛЫЙ, ДОРОДНЫЙ, ДЮЖИЙ И ВИДНЫЙ; НЕОБЫЧАЙНЫЙ СИЛАЧ; СМЕЛЫЙ И УДАЧЛИВЫЙ; ХРАБРЫЙ И СЧАСТЛИВЫЙ ВОИН, ВИТЯЗЬ (словарь В.И. Даля)

Слайд 5

Вопросы по выявлению первоначального восприятия Понравилась ли вам былина? Что было трудно для понимания? Какая часть былины показалась наиболее интересной? Какие подвиги совершил Илья по пути в Киев?

Слайд 6

Как начинаются сказки? Как начинается былина? Сравните. «В некотором царстве, в некотором государстве…» «Из того ли то из города из Мурома, Из того ли села из Карачарова…» Сказка сразу переносит нас в мир фантазии Былина стремится к правдоподобию

Слайд 7

«Илья Муромец и Соловей Разбойник» План. Выезд Ильи Муромца в Киев. Битва под Черниговом с «силушкой великой». Победа над врагами. Отказ от воеводства. Почему прямоезжая дорожка в стольный Киев-град « заколодела », « замуравела ».

Слайд 8

3. Встреча с Соловьем Разбойником на прямоезжей дорожке. Свист и крик Соловья. Илья Муромец побеждает Соловья. 4. Приезд в Киев. Илья в княжеских палатах. Князь Владимир обвиняет Илья во лжи. Ответ Ильи Муромца. Соловей пугает князя. 5. Расправа с разбойником.

Слайд 9

Илья в Чернигове. 1. С каким намерением выезжает Илья из Мурома? Можно ли за полдня добраться до Киева? Как же ему это удалось? Гипербола

Слайд 10

Как описывается вражья сила в Чернигове? Какую роль играет здесь эпитет «черный»? Черный – многозначный эпитет. Черный – мрачный, безотрадный. Черный – преступный, злой

Слайд 11

Каким вы представляете себе Соловья Разбойника? Докажите, что сцены, где описывается свист Соловья, содержит гиперболу.

Слайд 12

Какие предстает Илья в части, где рассказывается о его приезде в Киев? Каков князь Владимир?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "Сказка Б. Шергина "Волшебное кольцо". Особенности языка сказки"

Урок литераты в 5 классе по программе Т.Ф. Курдюмовой и презентация к данному уроку.Тема: Сказка Б. Шергина «Волшебное кольцо”. Особенности языка сказки....

Презентация к урокам литературы в 7 классе по теме: Былины как героические песни эпического характера. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». «Вольга и Микула Селянинович».

Определение былины, основные особенности былин киевского и новгородского цикла, отражение былинной тематики в произведениях живописи...

Интегрированный урок ( литература,русский язык)"Язык лирики С. Есенина, его морфологические особенности"

Уроки с приемами интеграции  - это метод креативного образования, который даёт возможность  не дублировать материал на уроках русского языка и литературы, развивает творческую фантазию учащи...

Урок по былине "Илья Муромец и Соловей Разбойник"

Конспект урока с определением жанра БЫЛИНА...

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса

Материалы к уроку литературы (мастерской построения знаний) по творчеству А.А. Ахматовой "Особенности лирики А.А.Ахматовой" для обучающихся 11 класса.Творчество А.А.Ахматовой рассматривается...