РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку Ступень обучения (класс) 10-11 Количество часов 68 Уровень базовый
рабочая программа по литературе (10 класс)

Якубова Наталья Николаевна

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку

Ступень обучения (класс)  10-11     

Количество часов   68               Уровень    базовый 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr-10-11-elektiv.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Кошехабльский район"‌‌  

"Средняя общеобразовательная школа номер 6"‌​‌

                                                                                                                     УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

________Э.Ю.Берзегова

                                           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

Элективного курса «Слово-образ-смысл» по русскому языку

Ступень обучения (класс)  10-11     

Количество часов   68               Уровень    базовый

Учитель    Яровик Нина Петровна

Программа разработана на основе

авторской программы «Слово - образ - смысл: филологический анализ литературного произведения» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В.Ф. Чертов, Е.М Виноградова, Е.А. Яблоков, А.М Антипова. -М.: Дрофа, 2008.

                                                                                     

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе составлена на основе:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2008 года №164, от 31 августа 2009 года №320, от 19 октября 2009 года №427)
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-16 учебный год
  5. Программы элективных курсов. Литература.10-11классы.  -М.: Дрофа, 2007
  6. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189
  7. Письма Минобрнауки РФ от 01.04.2005 N 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»
  8. Письма министерства образования и науки Краснодарского края от  17.07.2015 года №47-10474/15-14 «О рекомендациях по составлению  рабочих программ учебных курсов, предметов календарно-тематического планирования». Приложение к письму  министерства образования и науки Краснодарского края от  20.08.2015 года №47-12606/15-14

Цели образования с учетом специфики учебного предмета

Элективный курс «Слово-образ-смысл» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей:

  • развивать умения и навыки филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по теории литературы и русскому языку и расширяемых в старших классах;
  •  интегрировать  знания  по теории литературы, накопленные учащимися за время изучения литературы в среднем и старшем звене школы;
  • систематизировать, укреплять, развивать и расширять навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий (тематика, проблематика, жанр, художественный метод, тропы и др.), которые должны быть сформированы в средних и старших классах;
  • обучить целостному анализу литературного произведения и выявлению своеобразия его художественного содержания на основе анализа художественной формы, причем с опорой не только на знание теории литературы, но и на знания о структуре текстов разных типов и о системе единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.

 Обоснование выбора содержания программы по учебному предмету

Предлагаемая рабочая программа элективного курса может применяться  при организации дополнительных занятий, ориентированных на подготовку к выпускному экзамену по литературе за курс средней школы в формате ЕГЭ. Данный учебный курс имеет, прежде всего практическую направленность. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажyтcя полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе, для качественной подготовки к ЕГЭ как по русскому языку, так и по литературе.

Общая характеристика учебного предмета

Данный курс рассчитан на 10 и 11 классы  и предлагает  в 10 классе – изучение литературных произведений в аспект наиболее общих филологических категорий (форма, содержание, образ, композиция, художественная  речь); в 11 классе – анализ произведения в частных аспектах ( время, пространство, персонаж, портрет, жанр, метод. эпизод  и др.)

Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение элективного курса «Слово-образ-смысл» в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 68 часов, из них в 10 классе 34 (1 час в неделю), в 11 классе 34  (1 час в неделю).  

10 класс

11 класс

Авт. прогр.

Рабочая прогр.

Авт. прогр.

Рабочая прогр.

34 (1 ч. в неделю)

34 (1 ч. в неделю)

34(1ч.в неделю)

34(1ч.в неделю)

Содержание учебного предмета

10 класс.

Введение (l час)

Задачи и принципы филологического анализа литературного произведения. Многослойность содержания произведения. Филологический анализ как способ выявления глубинного содержания текста. Целостный анализ литературного произведения и анализ под определенным углом зрения (проблематика, сюжет, система персонажей и др.)

 Художественное произведение как образ (2 часа)

Главные задачи. Обобщить представления учеников о соотношении художественного произведения и объективной реальности, о художественном образе как специфической форме мышления и представления информации, о формах проявления образной природы литературного произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественная литература как вид искусства. Соотношение жизненной правды и художественного вымысла. Художественный образ. Прототип. Художественная условность. Художественный мир. Единство художественной формы и художественного содержания. Система образов про изведения (образ персонажа, образ среды, образ пространства, образы предметов). Типы отношений между образами «двойничество», антагонизм). Сопоставление документального и художественного текстов на сходную тему. Сопоставление реальных фактов и их изображения в художественном произведении. Выявление в произведении образов разных видов.

 Темы для обсуждения. Описание Пугачева в «Истории Пугачева» и «Капитанской дочке» А.С. Пушкина. Изображение Бородинской битвы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». Персонажи комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и их прототипы. Система образов в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар». Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Художественный мир романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 

Художественная форма (4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о необходимости анализа художественной формы произведения для выявления глубинного содержания художественного произведения; обобщить представления о стиле как уникальной совокупности художественных средств, определяющих образную природу произведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественный стиль. Идиостиль. Метафорический характер художественного мира (пространства и времени, сюжета, образа персонажа, системы персонажей). Психологизм. Художественный документализм. Гротеск. Стилизация. Пародия. Определение своеобразия стиля данного художественного произведения и данного автора. Обнаружение общих художественных приемов в произведениях двух (нескольких) авторов. Выявление признаков стилизации, пародии в произведении. Обнаружение конкретных стилевых явлений (психологизм, гротеск, документализм и дp.) в произведении и выявление их художественной функции.

Темы для обсуждения. Своеобразие стиля М.Ю. Лермонтова. Фольклорные традиции в «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкина и «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Признаки пародии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенности психологизма романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» И романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Функции снов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Гротеск в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. 

Произведение как событие рассказывания (5 часов)

Главные задачи. Обобщить представления учащихся о художественной речевой коммуникации, о тексте как посреднике между автором и читателем, о роли автора и читателя в создании смыслового целого, о формах взаимодействия автора, текста и читателя.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и текст. Автор - текст - читатель. Автор и повествователь. «Точка зрения» и речевая композиция текста. Типы повествования (от первого, второго, третьего лица, автобиографическое, хроникерское, объективированное). Сказ как особый тип повествования. Образ повествователя. Адресат реальный (читатель) и условный. Модели условного адресата. Типы отношений между повествователем и адресатом. Формы повествования (установка на устную или письменную речь, стандартизированные речевые жанры как способ организации повествования: дневник, эпистолярная форма, мемуары). Диалог и монолог. Определение типа повествования в конкретном художественном тексте. Обнаружение признаков сказа. Определение типа повествователя в его отношении к биографическому автору и образу читателя. Выявление средств создания образа повествователя. Определение модели условного адресата и выявление средств создания образа адресата. Выявление пространственного, временного, идеологического и фразеологического признаков «точки зрения» в произведении. Распознавание и определение эстетической функции речевого жанра, на основе которого строится текст произведения. Определение типов и роли монологов и диалогов в произведении.

Темы для обсуждения. Способы повествования и чередование «точек зрения» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Повествователь и слушатели в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Средства создания образа повествователя в рассказе Л.Н. Толстого «После бала». Признаки сказа в «Левше» Н. С. Лескова. Смысл использования формы послания (письма) в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и в романе Ф.М. Достоевского «Бедные люди». Образ адресата в послании «К Чаадаеву» А.С. Пушкина. Роль монологов и диалогов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Композиция произведения (8 часов)

Главная задача. Сформировать у учащихся представления о композиции художественного текста как средстве организации художественного мира, выявления его ритмической природы.

 Рассматриваемые проблемы и понятия. Архитектоника текста. Композиция повествования. Способы авторского членения текста. Цикл как композиционная форма. Ретроспективная композиция. Фабульная композиция. «Вершинная» композиция в романтическом произведении. Внефабульные элементы (вставные тексты: вставная новелла, повесть, песни, стихи, сны, дневники, письма; лирические отступления). Паратекстовые элементы: заглавие, эпиграф, посвящение, предисловие, послесловие, примечания, приложения и пр. «Сильные позиции» текста. Выявление композиционных единиц текста. Выявление основного принципа членения текста и его эстетической функции. Определение признаков композиции повествования в данном произведении и художественной роли такой композиции. Обнаружение ретроспективной композиции, Выявление элементов сюжета и последовательности их расположения в тексте. Выявление своеобразия начала и финала произведения. Анализ паратекстовых элементов.

Темы для обсуждения. Трехчастный замысел поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Закономерности членения текста на главы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Эстетический эффект организации повествования с помощью онегинской строфы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Членение на повести в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Записки охотника» И.С. Тургенева как пример циклизации. Сюжет и фабула в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Нарушение единства действия и функции побочных сюжетных линий в комедии А.С. Грибоедов «Горе от ума». Проблема выделения узловых элементов фабулы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Внефабульные (внесюжетные) элементы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Портрет главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Лирические отступления в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Содержание и эстетические функции повести о капитане Копейкине в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Песни в драме А.Н. Островского «Гроза». Содержание и эстетические функции эпилога (гл. 28) в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Художественные функции эпиграфов в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль авторских примечаний и «Отрывков из путешествия Онегина» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Начало и конец романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» на фоне повествовательной традиции. Мотив падения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Целостный анализ композиции романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Художественная речь (8 часов)

Главные задачи. Углубить и систематизировать представления учащихся о зависимости художественного содержания от языковых средств, использованных в литературном тексте, об эстетической функции речи; совершенствовать навык обнаружения в тексте произведения языковых явлений в их эстетической функции. Рассматриваемые проблемы и понятия. Эстетическая функция языка художественной литературы. Признаки художественной речи. Проза и поэзия. Стихотворении в прозе. Ритмическая проза. Ритмометрические характеристики стихотворной речи. Системы стихосложения (силлабическая, тоническая, силлабо-тоническая). Стихотворные размеры двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Дольник. Верлибр (свободный стих). Вольный стих. Рифма, виды рифмы (мужская, женская, дактилическая). Белый стих. Строфа. Способы рифмовки (парный, перекрестный, кольцевой). Некоторые классические виды строф (катрен, терцина, октава, онегинская строфа). Образный потенциал поэтической речи. Изобразительно-выразительные средства языка художественного про изведения. Тропы и риторические фигуры (эпитет и виды эпитетов, сравнение и виды сравнений, метафора, олицетворение, Метонимия, аллегория, антитеза, оксюморон, гипербола, литота, анафора, эпифора, инверсия, градация, эвфония, аллитерация, звукоподражание). Гротеск. Уровни анализа языка художественного произведения. Языковая оппозиция. Семантическое поле. Тематическое поле. Ключевые слова текста. Имя собственное в художественном тексте. Имя персонажа. Художественные функции стилистически окрашенныx групп лексики (диалектизмы, просторечие, варваризмы, жаргонизмы, неологизмы, историзмы, архаизмы и др.). Поэтизмы. Изобразительные возможности фонетических и грамматических ресурсов языка. Изобразительные возможности лексических и грамматических аномалий. Выявление ритмических параметров стихотворного текста и определение их эстетической значимости в данном произведении. Обнаружение основных языковых оппозиций в фонетическом, лексическом и грамматическом строе стихотворного текста и фрагмента прозаического текста. Выявление ключевых слов и семантических полей в стихотворном тексте. Обнаружение стилистически окрашенных групп лексики и характеристика их роли в художественном тексте. Анализ семантики и художественных функций антропонимов и топонимов. Обнаружение тропов и риторических фигур в стихотворении и фрагменте прозаического текста; определение типов эпитетов, сравнений, метафор. Сравнение использования тропов одного вида в произведениях разных авторов. 

Темы для обсуждения. Прозаические басни Ж. де Лафонтена и стихотворные басни И.А. Крылова. Признаки художественной речи в «Записках охотника» И.С. Тургенева (на примере описаний природы). Особенности языка романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Языковые особенности романтического стиля в стихотворении В.А. Жуковского «Море». Особенности языка прозы Н. В. Гоголя (на примере первой главы поэмы «Мертвые души»). Анализ метрических особенностей монолога «А судьи кто? .. » из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», одной строфы из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», стихотворений «Ворон к ворону летит ... », «Бесы», «Мадонна» А.С. Пушкина; «И скучно И грустно ... », «Смерть поэта», «Шотландская песня» М. Ю. Лермонтова; «Не жалею, не зову, не плачу ... » С.А. Есенина. Выявление изобразительных средств и приемов и анализ их эстетической функции в художественных произведениях (стихотворения «Зимнее утро», «Осень» А.С. Пушкина; «Парус», «Сон», «Выхожу один я на дорогу ... » М.Ю. Лермонтова; «Запевка» И. Северянина; «Мой день беспутен и нелеп .... » М. Цветаевой). Лингвистический анализ стихотворений «Пророк», «На холмах Грузии лежит ночная мгла ... » А.С. Пушкина; «Когда волнуется желтеющая нива ... » М.Ю. Лермонтова; «Февраль. Достать чернил и плакать ... » Б.Л. Пастернака; «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека ... » А.А. Блок, «Хорошее отношение к лошадям» В.В. Маяковский и др. Лингвистический анализ отрывков из прозаических произведений (лирического отступления о птице тройки из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»; заключительного монолога Катерины из драмы А.Н. Островского «Гроза»; внутреннего монолога Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; сна Николеньки Болконского из романа Л.Н. Толстого «Война и мир»; заключительной части эпилога из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»). 

Художественное содержание (4 часа)

Главные задачи. Сформировать у учащихся навык формулировать свое представление о содержании произведения В литературоведческих категориях; развить умение определять тематику, проблематику произведения, его идейно-эмоциональное содержание (образ автора).

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное содержание и художественная форма. Единство содержания и формы. Художественное своеобразие произведения. Тема как предмет речи и тематика как крут отображаемых явлений. Проблематика. Типология проблем: нравственная, философская, социально-историческая проблематика (человек в его отношении к обществу, природе, универсуму; взаимоотношения поколений; человек и время; человек и нация; духовные поиски, проблемы смысла жизни). Исторически конкретные и вечные проблемы «сквозные темы»). Система конфликтов произведения; основной конфликт. Внешний конфликт и внутренний конфликт. Коллизия. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Подтекст. Пафос (героический, романтический, сентиментальный, идиллический, трагический, иронический, сатирический). Образ автора. Авторский замысел и авторская позиция в произведении. Определение темы данного произведения и ключевых слов, в которых она обнаруживает себя. Выявление круга проблем произведения и установление их типологии. Сопоставление тематики и проблематики разных произведений. Обнаружение диалектики конкретно-исторического и вечного в произведении. Выявление ведущего конфликта произведения в его связи с проблематикой, событийным рядом и системой персонажей. Выявление системы конфликтов в произведении. Установление авторской позиции по выявленной проблеме и системы авторских оценок Обнаружение системы средств выражения авторской позиции; сопоставление прямых и непрямых средств выражения авторской позиции; сопоставление позиций персонажа, повествователя и автора. Определение пафоса данного произведения (группы произведений).

Темы для обсуждения. «Вечные» темы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Философская проблематика творчества М.Ю. Лермонтова. Трагизм мировосприятия лирического героя поэзии Ф. И. Тютчева. Нравственная проблематика поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Соотношение внешнего и внутреннего конфликтов в драме А.Н. Островского «Гроза». Роль подтекста в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Авторский замысел и творческая история романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Авторская позиция и способы ее выражения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Основной пафос поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». 

Обобщение и систематизация изученного (2 часа)

Итоговая работа за курс 10 класса

11 класс.

Хронотоп.  Образ времени и пространства в произведении (8 часов)

Главные задачи. Сформировать у учащихся представления о художественном мире как пространственно-временном континууме, структура которого определяется системой значимых оппозиций и является основой содержания литературного произведения; выработать навыки анализа художественной модели времени как неотъемлемой составляющей художественного образа; систематизировать представления учащихся о видах пространственных образов, об их функциях в произведениях и средствах их создания.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Художественное время как модель реальности. Модели времени: линейная, циклическая и др. Время и вечность. Прошлое - настоящее - будущее. Знаки времени: биографическое, семейное, календарное, природное, историческое, космическое и т.п. Жизнеподобие и фантастика. История в произведении; историческая и «не историческая» литература. Модели пространства. Понятия и оппозиции, реализующие модели пространства (граница, путь и др., симметричное - асимметричное, внутреннее – внешнее, верх - низ, близкое - далекое, свое – чужое). Метафорические отношения между временем и пространством. Пространство и время как метафора (символ) бытия. Вода (река, море, озеро и др.), берег, пещера, могила, небо и другие архетипические метафоры. Пейзаж (образ природы, образ города). Статические и динамические образы. Мастерство писателя в создании пейзажа: выбор точки зрения, масштаба изображения, степень детализированности, сенсорные характеристики. Интерьер (образ дома, образ комнаты). Ментальные пространства (картины воображаемой реальности) как проекции внутреннего мира персонажа. Система образов пространства в произведении. Основные оппозиции. Пространство и персонаж. Средства создания пространственных образов. Обнаружение знаков времени (прямых и косвенных) в произведении. Характеристика временной структуры. Выявление символики календарного времени. Обнаружение метафор со значением времени в художественном тексте. Сравнение нескольких произведений с точки зрения доминирующего типа художественного времени. Анализ динамики времени и пространства в произведении. Характеристика пространственной структуры произведения. Выявление основных пространственных оппозиций. Обнаружение пространственных метафор. Анализ пейзажа в произведении; анализ пейзажной детали; характеристика художественного мастерства автора в создании пейзажа. Характеристика пейзажа как средство создания образа персонажа. Характеристика пейзажа как способа выражения авторской позиции. Анализ пейзажа в лирическом и драматическом произведениях. Анализ интерьера; характеристика интерьера как средства создания образа персонажа и способа выражения авторской позиции. Выявление в произведении ментальных пространств различных типов и их характеристика в аспекте художественной функции. Выявление динамики пространственных образов в связи с типом хронотопа. 

Темы для обсуждения. Тема пути в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева и в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Образ времени в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Историческое время в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Динамика пространственных образов в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Городское пространство в драме А.Н. Островского «Гроза». Художественное время и пространство в «Сне Обломова» (роман И.А. Гончарова «Обломов»). Образ движущегося времени в стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье... ». «Адище города» в ранней лирике В.В. Маяковского. 

Образ персонажа (4 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа персонажа, о роли системы персонажей в раскрытии проблематики про изведения.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Содержание образа - индивидуальное и типическое (универсальное, антропологическое, национальное, историческое, социальное); характер и тип. Средства создания образа персонажа: имя, портрет, речевая характеристика, место в системе персонажей, роль в сюжете, функция в произведении, объекты природы, интерьер, деталь-символ, прямые оценки (автор - повествователь - персонаж). Система персонажей и ее связь с проблематикой произведения. Персонажи, связанные отношениями подобия («двойники»), принадлежности к общей группе (подсистема персонажей), отношениями противопоставления (антиподы и антагонисты). Сопоставительная характеристика персонажей. «Вечные образы». Функциональные разновидности персонажей: главные, второстепенные эпизодические, внесценические, антропоморфные, зооморфные. Традиционные типы персонажей (амплуа) в драме: резонер, субретка и т.п. Характеристика содержания образа данного персонажа. Объяснение динамики характера персонажа. Выявление средств создания образа персонажа и способов выражения авторского отношения к нему. Анализ авторского отношения к герою. Выявление системных от ношений между персонажами произведения. Характеристика одной из подсистем персонажей (женские, детские образы, слуги, народ). Выявление персонажей-«двойников» и их характеристика. Характеристика второстепенных, эпизодических, внесценических персонажей (их систематизация и функции в произведении). Построение сопоставительной характеристики двух персонажей одного или разных произведений. Сопоставительная характеристика персонажей одного типа в разных произведениях. Выявление «вечных образов» в произведении и группе произведений и объяснение их художественной функции. 

Темы для обсуждения. Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Исторически конкретное и универсальное в образе Печорина. Средства выражения авторского отношения к героям в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Речевая характеристика персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Портрет и пейзаж как средства создания образа главного героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Интерьер как средство характеристики персонажа в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Гамлетовские черты в персонажах русской литературы. Демонические персонажи в русской литературе. Образ Базарова в оценке литературной критики. Молчалин и Чичиков (сопоставительная характеристика). «Отцы» и «дети» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Женские персонажи в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Второстепенные и внесценические персонажи в драме А.Н. Островского «Гроза». Раскольников, его «двойники» и антиподы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Портрет в литературном произведении (2 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о типах портретов, средствах их создания и художественных функциях.

 Рассматриваемые проблемы и понятия. Статические и динамические портретные признаки. Портретная деталь. Лейтмотивная деталь. Характерологическая функция портрета. Реалистический и романтический портреты. Доминанта в портрете. Художественное мастерство автора в создании портрета. Выявление совокупности портретных черт данного персонажа. Выявление психологических, возрастных, социально характеризующих и т. п. деталей, статических и динамических признаков внешности персонажа. Анализ портретной детали. Анализ лейтмотивной детали. Выявление тропов в портрете персонажа. Анализ портрета персонажа в его характерологической функции и с точки зрения средств создания. «Точка зрения» в портрете и авторское отношение к персонажу. Сопоставительная характеристика портретов персонажей в одном или нескольких произведениях.

 Темы для обсуждения. Портреты главных героев в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Социальная и психологическая информация в портрете главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Постоянные и вариативные детали в женских портретах в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Портрет Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Ведущая черта портрета Платона Каратаева в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Образ предмета (2 часа)

Главная задача. Систематизировать и сделать более глубокими представления учащихся о содержании и средствах создания образа предмета, о предметном мире и его роли в произведении. 

Рассматриваемые проблемы и понятия. Предметный мир произведения. Предмет и персонаж. Предмет и фабула. Деталь как лейтмотив. Деталь как символ. Анализ образа предмета. Характеристика предметного мира произведения и его художественной функции. Характеристика предмета как одного из средств создания образа персонажа. Характеристика роли предмета в развитии сюжета. Выявление деталей-символов. Темы для обсуждения. Предметный мир поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ шинели в повести Н.В. Гоголя «Шинель». Предметы-символы в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Образ гранатового браслета в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Сюжетообразующая функция предмета в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Символика образа микроскопа в рассказе В. М. Шукшина «Микроскоп».

Образ события (5 часов)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся о событийном ряде произведения. 

Рассматриваемые проблемы и понятия. Сюжет и фабула. Внефабульные элементы. Элементы фабулы (завязка, развитие действия, кульминация, развязка; пролог и эпилог. Типология фабул (исторические / современные, фантастические / жизнеподобные, любовные, семейные, авантюрные). Фабульная линия. Количество фабульных линий в произведении. Классицистическое единство места, времени и действия в сюжете. Лирический сюжет. Динамика сюжета. Эпизод. Сцена. Мотив как сюжетообразующий элемент. «Бродячие» сюжеты («сквозные темы и мотивы»). Архетипическое в сюжете (сюжет как метафора бытия). Разграничение события рассказывания (сюжет) и изображенных событий (фабула). Выявление событий, составляющих фабульную линию. Выявление элементов фабулы в связи с развитием конфликта. Анализ финального эпизода; анализ эпилога. Анализ взаимодействия фабульных линий. Анализ своеобразия лирического сюжета. Анализ своеобразия развития сюжета в произведениях различных литературных направлений и жанров (классицистическая драма, романтическая поэма, лирическая проза, путешествие, авантюрно-детективный жанр, новелла и др.). Выявление сюжетообразующих метафор в произведении. Выявление сходных мотивов в фабyлax разных произведений.

Темы для обсуждения. Универсальный смысл сюжетов «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Основные фа6ульньre линии и точки их пересечения в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Роль эпизода столкновения экипажей в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 5). Метафорический смысл фабулы в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение ... ». Своеобразие лирического сюжета в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу ... ». Основные мотивы романтических стихотворений В.А. Жуковского «Море» и «Вечер». «Пророк» А.С. Пушкина и «Пророк» М.Ю. Лермонтова. Смысл названия главы «Раздвоение Ивана» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Эпизод в произведении (3 часа)

Главная задача. Систематизировать представления учащихся об эпизоде как элементе фабулы. 

Рассматриваемые проблемы и понятия. Место эпизода в фабуле. Эпизод как единство признаков времени и пространства, состава участников, их взаимоотношений и поступков. Точка зрения в эпизоде. Анализ признаков времени и пространства в эпизоде. Анализ участников событий, их взаимоотношений и поведения в эпизоде. Анализ роли эпизода в создании образов персонажей. Анализ точки зрения и авторской позиции в эпизоде. Целостный анализ эпизода. Анализ места данного эпизода в фабуле. Сопоставление типологически сходных эпизодов в различных произведениях.

Темы для обсуждения. Анализ сцены вранья в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Художественное время и пространство в эпизоде «Раненый князь Андрей на Праценской горе» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 3, гл. 19). Анализ точки зрения и авторской позиции в сцене дуэли Печорина и Грушницкого в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Роль эпизода «Чичиков у Плюшкина» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сцены дуэли в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и Л.Н. Толстого «Война и мир» (сопоставительный анализ). Диалог Базарова и Аркадия в pомане И.С. Тургенева «Отцы и дети» (гл. XXI) и диалог Андрея и Пьера в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (т. 1, ч. 1, гл. 6).

 Текст и контекст (4 часа)

 Главная задача. Совершенствовать навыки aнализа произведения с учетом контекстов различных типов.

Рассматриваемые проблемы и понятия. Произведение и исторический контекст. Про изведение и биографический контекст. Прототип. Aллюзия. Художественная литература и публицистика. Документально-художественные и публицистические жанры, их использование в художественном произведении (очерк, памфлет, фельетон и т.п.). Интертекст (литературный контекст как один из видов художественного контекста). Виды интертекстуальных связей. Цитирование. Реминисценция. Мифологические, религиозные, фольклорные реминисценции. Выявление автобиографических элементов в литературном произведении. Сопоставление фабулы произведения с современной автору действительностью и анализ аллюзий в произведении. Обнаружение признаков другого литературного произведения в тексте данного произведения. Выявление мифологических реминисценций в произведении.

 Темы для обсуждения. Страницы истории русской культуры и биографии поэта в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Автобиографические элементы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Аллюзии в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Элементы публицистических жанров в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Литературные цитаты и реминисценции в пьесе М. Горького «На дне». Фольклорные образы и мотивы в романе И. А. Гончарова «Обломов». Библейские образы и реминисценции в лирике А.А. Ахматовой. Пушкинские образы и мотивы в лирике А.А. Ахматовой. Мотивы и образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Произведение и литературный процесс (4 часа)

Главная задача. Развивать у учащихся умение определять место данного произведения в историко-литературном процессе.

 Рассматриваемые проблемы и понятия. Литературный процесс. Стадии литературного процесса. Фольклор и литература. Основные фольклорные жанры (народный эпос, былина, легенда, частушка, сказка (волшебная, бытовая), песня, анекдот, пословица). Литература светская и духовная. Основные жанры духовной литературы (житие, притча, хождение). Литературный род: эпос, лирика, драма. Лироэпические и лирико-драматические произведения. Литературный жанр. Основные эпические (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, новелла, литературная сказка), драматические (драма, комедия, трагедия), лирические (сонет, послание, ода, гимн, элегия, отрывок, эпиграмма, эпитафия, рондо, стансы, романс, мадригал), лироэпические (роман в стихах, баллада, поэма, дума, басня) жанры и жанровые разновидности (путешествие, утопия, антиутопия, роман-миф, авантюрный роман, детектив). Художественный метод и художественный стиль. Литературные направления, течения, художественные школы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, «натуральная школа», натурализм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, постмодернизм). Традиционное и новаторское в произведении. Понятие литературной классики. Проблемы влияния литературы на жизнь общества и актуальности произведения. Выявление фольклорных элементов в произведении. Анализ родового и жанрового своеобразия произведения. Сопоставление нескольких произведений одного жанра. Анализ жанрового многообразия творчества одного автора. Определение своеобразия художественного метода в конкретном произведении. Характеристика произведения в аспекте художественного метода. Анализ признаков стиля конкретного литературного направления в произведении. Анализ произведения в аспекте его традиционности и новаторства. Анализ традиций творчества одного автора в произведениях другого. Анализ актуальности классического произведения в сегодняшней действительности.

Темы для обсуждения. Жанровое своеобразие «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина. Фольклорные темы, образы и мотивы в лирике С.А. Есенина. Черты фольклорных жанров и жанров древнерусской литературы «Слове о полку Игореве». Соотношение эпического и лирического начал в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина». Жанровое многообразие лирики А.С. Пушкина. Баллада В.А. Жуковского «Светлана» как лироэпическое произведение. Жанровое своеобразие пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». Жанр элегии в поэзии русского романтизма. Басни И.А. Крылова и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (сопоставительный анализ). Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как реалистическое произведение. Черты романтизма и реализма в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Своеобразие художественного метода в романе И.А. Гончарова «Обломов». Соотношение традиционного и новаторского в стихотворении В.В. Маяковского «Послушайте!». Стихотворение А.А. Блока «Вхожу я в темные храмы ... » как произведение символизма. Пушкинские традиции в поэзии акмеистов. Трансформация традиционных жанров в поэзии В.В. Маяковского. Современное звучание произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Проклятые вопросы» героев Ф. М. Достоевского и сегодняшняя действительность.

 Обобщение и систематизация изученного (2 часа)

Итоговая работа за курс 11 класса 

Перечень практических работ

Вид работы

10класс

11 класс

Практические  работы

2

2

Тематическое  планирование 10-11 классов

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская

программа

Рабочая программа

10 класс

Рабочая программа

11 класс

1

Количество тем

8

8

2

Объем часов на прохождение всех тем

34

34

3

Объем часов на прохождение каждой темы

4

Введение

1

1

5

Художественное произведение как образ

2

2

6

Художественная форма

4

4

7

Произведение как  событие рассказывания

5

5

8

Композиция произведения

8

8

9

Художественная речь

8

8

10

Художественное содержание

4

4

11

Обобщение и систематизация изученного

2

2

Итого

34

34

1

Количество тем

9

9

2

Объем часов на прохождение всех тем

34

34

3

Объем часов на прохождение каждой темы

4

Хронотроп. Образ времени и пространства в произведении.

8

8

5

Образ персонажа

4

4

6

Портрет в литературном произведении

2

2

7

Образ предмета

2

2

8

Образ события

5

5

9

Эпизод в произведении

3

3

10

Текст и контекст

4

4

11

Произведение и литературный процесс

4

4

12

Обобщение и систематизация изученного

2

2

Итого

34

34

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Печатные пособия

1) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: «Просвещение», 1988

2) Гачев Г. Д. Образ в русской культуре.- М.: «Просвещение», 1991

3) В,Ф.Чертов и др. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: мето.пособие. М.Дрофа, 2007

4)  Нитколина Н.А. Филологический анализ текста.-М. :«Просвещение»,2003

5) Толстой  Л. Н. Что такое искусство?// Собрание сочинений. Т.15 -М., 1983

6) Чудаков А.П. Слово-вещь-мир. –М.: «Просвещение», 1999  

7) Элсанек А.Е.  Основы литературоведения. Анализ художественного произведения.    М. : «Дрофа», 2011

Технические средства обучения

  1.  Компьютер
  2.  Интерактивная доска
  3.  Проектор

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

  1. Газета «1 сентября»: материалы по русскому языку

http://1september.ru/

  1. Газета «1 сентября»: материалы по литературе

http://1september.ru/

  1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://festival.1september.ru/

  1. КМ-школа

http://www.km-school.ru/

Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате работы по программе курса «Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения» выпускник научится:

  • систематизировать знания по теории литературы;
  •  иметь ясные представления о значении литературоведческих терминов в объеме, предусмотренном  программой;
  • осуществлять анализ художественного произведения или группы произведений;  заданном аспекте (образ персонажа, сопоставительная характеристика персонажей, подсистема персонажей, художественная деталь, портрет, пейзаж, эпизод, своеобразие сюжета и композиции, авторская позиция и средства ее выражения, авторское отношение к герою, жанровое своеобразие произведения и др.), а также производить целостный анализ произведений разных родов, жанров и направлений;
  • строить письменное высказывание (сочинение) на основе анализа художественного произведения.

Система оценки планируемых результатов

«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе. В них устанавливаются:

единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами;

  • единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
  • объем различных видов контрольных работ;
  • количество отметок за различные виды контрольных работ. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

Оценивание устной  работы.

 Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку, развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

  • полноту и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;  обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;  не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры: 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценивание письменных  работ по развитию речи.

При оценке письменных  работ по развитию речи необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

 Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

СОГЛАСОВАНО                                         СОГЛАСОВАНО

Протокол №1 заседания                                  Заместитель директора по УВР

методического объединения                           ______________ Н. Р. Стоцкая 

учителей гуманитарного цикла

ГБОУ КШИ                                                      от__________________2015года

от____________2015года

_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс «Слово-образ-смысл»

Пояснительная записка к элективному курсу "Слово-образ-смысл"...

ПРОГРАМММА элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" для учащихся 9 класса (34 часа)

Программа-победитель в номинации "лучшая методическая разработка" международного фестиваля работников образования "Педагогические идеи" 2015г.АННОТАЦИЯ Элективный курс «Подготовка учащихся к ОГЭ ...

Элективный курс по русскому языку для 10- 11 класса ( 68 часов) на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация"

Элективный курс по русскому языку для 10-11 класса на тему "Русское правописание:орфография и пунктуация" составлен на основе авторской программы С,И.Львовой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Физическая культура» по ФГОС второго поколения Ступень обучения - основное общее образование 5 класс Уровень обученности - базовый

Рабочая программа « Физическая культура для 5-9 классов  разработана в соответствии  с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения  на основе авторской програ...

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

Слово. Образ. Смысл.

Программа внеурочной деятельности для 10 класса. Ориентирована на подготовку  к написанию итогового сочинения...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...