Литературный вечер , посвящённый памяти И. Бунина
классный час по литературе (11 класс)

Солодухина Светлана Васильевна

О жизни и творчестве И. А Бунина (биография, чтение стихов и прозы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnyy_vecher.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный вечер,

посвящённый памяти  Бунина

Учитель русского языка и литературы

Солодухина

Светлана Васильевна

МБОУ гимназия №3

г. Грязи

Оборудование: портрет Бунина, годы жизни (1870-1953), книжная выставка.

На фоне музыки звучит стихотворение «Родине»:

Чтец

Они глумятся над тобою,

Они, о Родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом чёрных хат…

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей –

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни вёрст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Вед. Это стихотворение было написано более ста лет назад, но, не правда ли, звучит очень современно, словно появилось оно в наши дни?! Автор, его Иван Алексеевич Бунин, писатель счастливой и трагической судьбы. Счастливой потому, что он был наделен высочайшим художественным даром. И трагической, - потому что в тнчение33 лет он жил на чужбине, оторванный от Родины, России, от всего, что было так дорого его сердцу, что он так просто любил и что питало его творчество.

Родился Бунин в Воронеже, мелкопоместной дворянской семье, в ту самую пору, когда бедность постучалась в ворота многих дворянских усадеб. Но родословная Бунина вызывала в нём неизменное чувство гордости: к роду Буниных принадлежали Василий Андреевич Жуковский и дворянская поэтесса Анна Бунина.

Детство писателя прошло в Орловском подстепье, на хуторе Бутырки, в имении бабушки, в старинном доме, смотревшем своими цветными стёклами в бескрайние дали. Хлеба подходили к самому крыльцу, Здесь, среди неброской в своём очертании русской природы, среди богатейшего языка, который дал миру величайших  художников: Толстого, Тургенева, Тютчева, Фета, формировался будущий писатель. Здесь он научился видеть и слышать.

Вед. Дано ему было от природы, правда, осень и очень много. В автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» читаем: «…Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…», «было такое обоняние, что отличал запах росистого лопуха от сырой травы». Он был столь одарён артистически, что Станиславский уговорил его войти в труппу Художественного театра и сыграть роль Гамлета. О его феноменальной наблюдательности ходили легенды: три минуты понадобилось ему, по свидетельству Горького, чтобы  не только запомнить и описать внешность, костюм, приметы, вплоть до неправильного ногтя у незнакомца, но и определить его жизненное положение и профессию.

Вед. Талант его, огромный, бесспорный, был однако оценен современниками не сразу, но с годами всё больше и больше. Его заметил Толстой, Чехов. Горький сказал: «…выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

В литературу Бунин пришёл как поэт. В пятнадцать лет он покинул родное гнездо и, по словам матери, «с одним крестом на груди» ушёл в мир. Он применил множество профессий – корректора, библиотекаря, статиста, владельца книжной лавки…

Первый сборник стихов вышел в Орле в 1891 году. Бунина причислили к эпигонам дворянской поэзии. Сам он отрицал это. Впрочем, давайте послушаем его стихи!

На фоне утихающей музыки идёт чтение.

Чтец

Туманный серп, неясный полумрак,

Свинцово - тусклый блеск железной крыши,

Шум мельницы, далёкий лай собак,

Таинственный зигзаг летучей мыши.

А в старом палисаднике темно,

Свежо и сладко пахнет можжевельник,

И сонно, сонно светится сквозь ельник

Серпа зеленоватое пятно.                «Апрель»

Чтец.

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека,

И как цветы глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

Но был ещё блаженно пуст

Тот дивным мир, где шли мы рядом.

Чтец.

Ещё и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно - бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подменит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Вед. Да, именно «любовь и радость бытия» были главными в его поэзии. Но Бунин не просто бытописал, он  был философом.

Чтец.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

Встаёт, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

Вед. Эта способность всеми чувствами испытывать наслаждение от жизни неизбежно привела Бунина к мысли о её быстротечности, к тайне смерти.

Чтец.

Погост, часовенка над склепом,

Венки, лампадки, образа.

И в раме, перевитой крепом, -

Большие ясные глаза.

Сквозь пыль на стёклах, жарким светом

Внутри часовенка горит.

«Зачем я в склепе, в полдень летом?» -

Незримый кто-то говорит.

Кокетливо - проста причёска

И пелеринка на плечах…

А тут повсюду капли воска

И банты крепа на свечах,

Венки, лампадки, пахнет тленьем…

И  только этот милый взор

Глядит с весёлым изумленьем

На этот погребальный вздор.

«Музыкальный момент» Затем следует инсценировка рассказа «Легкое дыхание».

Звучит романс Рахманинова «Ночь печальна».

Вед. Любовь и смерть – две великие тайны. Они идут рядом в творчестве Бунина.

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Это слова из рассказа «Тёмные аллеи», который дал название целому циклу, куда вошло 38 рассказов.

Впервые сборник «Тёмные аллеи» вышел в 1943 году в Нью – Йорке, в количестве 600 экземпляров, а в вошло в него лишь 11 рассказов.

В полном составе эта книга вышла в 1946 году в Париже. Она единственная в своём роде в русской литературе. Тридцать восемь новелл  этого сборника дают великое разнообразие незабываемых женских типов: Руся, Натали, Галя, Ганская, героиня «Чистого понедельника»… Вблизи них – мужские характеры беглы, статичны. Часто это лишь фон для женщины.

Вед. Да, любовь у Бунина поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчинённостью каким – то внутренним, не ведомым человеку законам. Эта тайна. И не каждому, по его мнению, дано прикоснуться к ней. Это могут сделать избранные. «Ну а остальным как быть?» - спросите вы. «Беспощаден кто-то к человеку» - таков ответ Бунина. Любовь у Бунина – невыносимое счастье, трагедия, рок. Она не может закончиться обычно – браком. Герой и героиня расстаются навсегда. Иначе она перестала бы быть «солнечным ударом».

Перечитывая Мопассана, Бунин заметил в дневнике 3 августа 1917 года: «Он единственный, посмевший без конца говорить, что жизнь человеческая вся под властью женщины». Натура эмоциональная, страстная, Бунин за свою жизнь пережил несколько  глубоких потрясений. Можно сказать, что четыре музы сопровождали его, вдохновляли, давали огромную радость, мучение и возбуждали жажду творчества. Каждая из них в жизни Бунина представляет особенную эпоху. Это Варвара Пащенко, Анна Цакни, Вера Николаевна Муромцева - Бунина и Галина Кузнецова.

Вед. Юношеская, сильная и трагическая любовь, отразившая в пятой книге «Жизни Арсеньева», связывала его с Варварой Пащенко. Вот она в пенсне и украинской вышитой кофточке сидит рядом с юным Буниным, фотография 1892 года. Сильная, решительная, пошедшая наперекор родительской воли и общественному мнению, она стала прообразом Лики. Это несомненно, хотя жена Бунина Вера Николаевна и отрицала это, вступая в спор не только с  упрощённым толкованием  книги, но и с самим бунинским чувством.

Вед. Анна Николаевна Цакни (фотография 1898 года) совсем иная – черты лица правильные, чуть тяжеловатые. Она любила шумные компании, музыкальные вечера, на которых была вся театральная Одесса. Что у неё могло быть общего с Буниным? Сам он брату Юлию писал о ней: «Мне самому трогательно вспоминать, сколько раз я  раскрывал ей душу, полную самой хорошей нежности,  - ничего не чувствует – это осиновый кол какой-то…» Но когда этот неудачный брак распался, как мучился Бунин, как тяжело страдал. «Ты не поверишь, - писал он Юлию, - если бы не слабая надежда на что-то, рука бы не дрогнула убить себя… Описывать свои страдания отказываюсь, да ни к чему. Давеча я лежал часа три в степи и рыдал, ибо больше  муки, большего отчаяния, оскорбления и внезапно потерянной любви, надежды, всего, может, не переживал ни один человек… Подумай обо мне и помни, что умираю, что я гибну неотразимо… Как я люблю её, тебе не представить… Дороже у меня нет никого». Строки эти принадлежат не романтическому юноше, но тридцатилетнему мужчине со сложившимся характером, с определившейся  писательской судьбой.

Вед. Счастливой звездой Бунина, его добрым опекуном, спутницей жизни стала Вера Николаевна Муромцева. Спокойная, заботливая, холодновато – сдержанная, выросшая в московской профессорской семье. Она сумела дать Бунину ту постоянную заботу, тот покой, который был нужен ему для творчества.

Ещё одна муза Бунина – писательница Галина Кузнецова, последняя. Закатная любовь Бунина, его счастье и мучение. Своим складом она уже относилась к новому – 20 веку.

Лёгкое дыхание любви не обошло Бунина, как не обошли его жизнь и великие социальные потрясения.

Звучит музыка.

Таким потрясением, страшным сном для Бунина была революция 1917 года. Вот как он писал об этом в «Окаянных днях»:

Вед. «В мире тогда уже произошло нечто невообразимое: брошена была на полный произвол судьбы – и не когда-нибудь, а во время величайшей мировой войны – величайшая на земле страна… где вдруг оборвалась громадная, веками налаженная жизнь и воцарилось какое-то недоуменное существование, беспричинная праздность и противоестественная свобода от всего, чем живо человеческое общество».

Чтец.

«Красуйся, град Петров и стой

Неколебимо, как Россия…»

О, если б узы гробовые

Хоть на единый миг земной
Поэт и Царь расторгли ныне!

Где град Петра? И чьей рукой

Его краса, его твердыни

И алтари разорены?

Хлябь, хаос – царство Сатаны,

Гулящего слепой стихией.

И вот дохнул он над Россией,

Восстал на Божий строй и лад –

И скрыл пучиной окаянной

Великий и священный Град,

Петром и Пушкиным созданный.

И всё ж придёт, придёт пора

И воскресенья и деянья,

Россия! Помни же Петра.

Пётр значит Камень. Сын Господний

На Камени созиждет храм

И скажет: «Лишь Петру я дам

Владычество над преисподней».

Вед. Для Бунина с «великой Россией» было покончено уже в феврале 1917 года. Он отверг Временное правительство и его лидеров и решительно не принял большевиков.

В мае 1918 года он покинул красную Москву, уехал в Одессу. В январе 1920-го – навсегда простился с Россией.

Чтец:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Чтец.

Мечты любви

моей весенней,

Мечты на утре дней моих,

Толпились как стада оленей

У заповедных вод речных:

Малейший звук в зелёной чаще –

И вся их чуткая краса,

Весь сонм, блаженный и дрожащий,

Уж мчался молнией в леса!

Вед. Оторванность от Родины заставила его замолчать на время, а потом и надолго загрустить.

Чтец.

Душа навеки лишена

Былых надежд, любви и веры.

Потери нам даны без меры,

Презренье к ближнему – без дна.

Для ненависти, отвращенья

К тому, кто этим ближнем был,

Теперь нет даже выраженья:

Нас Бог и этого лишил.

И что мне будущее благо

России, Франции! Пускай

Любая буйная ватага

Трамвай захватывает в рай.

Вед. Эмиграция глубоко и последовательно повлияла на творчество Бунина. Остро  выступает в его произведениях ощущение бренности всего сущего – женской красоты, славы, счастья, могущества. «Всё проходит. Всё не вечно!» -  этим Бунин как бы   пытается утолить своё горе. Но ничто не может заставить его отказаться от мыслей о России. Как бы далеко он ни жил, Россия была неотторжима от него. Хотя была уже не той, которая раньше начиналась за окном в  сад.

Чтец.

Зарос крапивой и бурьяном

Мой отчий дом. Живи мечтой,

Надеждами, самообманом!

А дни проходят чередой,

Ведут свой круг однообразный,

Не отступая не на миг

От пожелтевших, пыльных книг

Да от вестей о безобразной,

Несчастной, подлой жизни там,

Где по родным, святым местам,

По ниве тучной и обильной

И по моим былым следам

Чертополох растёт могильный.

Вед. Память о России возвращалась всё чаще: в короткие рассказы, зарисовки. Она стала главной в его единственном романе «Жизнь Арсеньева». Размышления Бунина устремлены в завтрашний день.

Размышляя о той национальной гордости, какая от века  присуща русскому человеку, Бунин вопрошает: «Куда она делась позже, когда Россия гибла? Как не отстояли мы всего того, что так гордо называли мы русским, в силе и правде чего мы, казалось, были так уверены?» Настойчиво повторяет Бунин мысль «о конце» России и опроверяет сам себя: любовь к России звучит во всём строе произведения, этой любовью пронзены его герои.

Вед. В эту пору Бунин воспринимался современниками как живой классик. В 1933 году он первым среди русских писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы. В официальном сообщении говорилось: «Решением Шведской Академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе русский характер». Немалую роль в этом событии сыграли первые части «Жизни Арсеньева».

Вед. Но радость по поводу присуждения высокой премии была не полной. Жизнь в прекрасной, но чужой стране, среди чужого языка, неприятие массовой западной культуры, тоска по России – вот чем были заполнены будни писателя. Праздников было мало. Они остались в далёком прошлом и связаны были с молодостью и опять же с Россией.

Чтец.

Шепнуть заклятие при блеске

Звезды падучей я успел,

Да что изменит наш удел?

Всё те же топи, пересекли,

Всё та же полночь, дичь и глушь…

А если б даже божья сила

И помогла, осуществила

Надежды наших тёмных душ,

То что с того?

Уж нет возврата

К тому, чем жили мы когда – то,

Потерь не счесть, не позабыть,

Пощёчин от солдат Пилата

Ничем не смыть – не простить,

Как не простить ни мук, ни крови,

Ни содроганий на кресте

Всех убиенных во Христе,

Как не принять грядущей нови

В её отвратной наготе.

Вед. Желание вернуться в Россию было острым и сильным. Накануне войны, в 1939 году, Бунин пишет письмо Сталину с просьбой о возвращении. Письмо было передано Алексеем Николаевичем Толстым в Кремлёвскую экспедицию. А через три дня фашисты напали на нашу Родину. Всё, что не имело отношения к войне, отдвинулось на задний план. Письмо осталось без ответа.

Пять долгих лет войны Бунин провёл в Грассе, жадно следя за ходом битвы, которая развёртывалась на просторах его великой России. В дневнике отражены переживания писателя: «Часто думаю о возвращении домой, Доживу ли?…»

Бунин наотрез отказался сотрудничать в профашистских изданиях, проклинал Гитлира, называл открыто параноиком. Мысль о Родине была главной: «Разве можем мы забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает».

Но на Родину он так и не вернулся.

Звучи романс С.В. Рахманинова «Я опять одинок» на стихи И.Бунина.

Вед. Свою последнюю дневниковую запись он сделал 2 мая 1953 года: «Это всё-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время не будет – и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо, умом, стараюсь усомниться, устрашиться!»

В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. На смятой простыне лежал раз читанный том «Воскресения».

Вед. Отпевание было торжественным в русской церкви на улице Дарю, при небывало громадном стечении. Многие плакали, словно прощались с самым близким человеком. Все газеты – и русские и французские – поместили обширные некрологи.

Звучит музыка С.В.Рахманинова.

Вед. Похороны были много позже – на восходе солнца, в очень морозный день 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе). Русское кладбище под Парижем Сен – Женевьев – де – Буа было заметено глубокими снегами – лишь кресты печально возносились к небу.

На похоронах было одиннадцать человек. Согласно завещанию покойного гроб был цинковый. Зачем  это – в последние годы жизни он не раз говорил, что у него кровь стынет от ужаса при мысли: вдруг к нему в гроб заползёт змея!

Но нет, не так уж он был прост, может быть, мысль иная была у него?

Звучит стихотворение «Молчат гробницы, мумии и кости…»

Вед. Бунин служил слову более пятидесяти лет. Как никто другой, он понимал о связи времени, о необходимости бережно относиться к прошлому России, её традициям, о роковом пренебрежении ими.

Давайте же и мы будем помнить об этом.

Звучит музыка С.В. Рахманинова: «Прелюдия»

   

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Разработка литературного вечера, посвящённого 75-летию Н.Рубцова

Разработка содержит данные о поэте,  страницы его биографии, стихотворения. Презентация прилагается....

Литературный вечер, посвящённый А.С. Грибоедову «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»

Материалы литературной гостиной призваны донести до учащихся  своеобразие сложной личности Грибоедова,  документальные справки помогут  понять "живого" поэта и оценить его место в литер...

Сценарий музыкального вечера, посвящённого памяти Виктора Цоя "Последний герой"

Этот сценарий - результат совместной работы учеников 7 класса по изучению творчества Виктора Цоя. В него включены биография музыканта, обзор его самых популярных песен, исполнение песен под живой акко...

Из опыта знакомства с произведениями современной зарубежной литературы. Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти жертв концлагерей.

Имена... Даты... 11апреля 1945... Этот день записан в книгу Истории как Международный день освобождения узников концлагерей.  Концлагерей, разбросанных по всей оккупированной фашистской Германией...

Музыкально-литературная гостиная, посвящённая памяти В.С.Высоцкого 6 класс

Музыкально-литературная гостиная, посвященная памяти В.С.Высоцкого, к 78-летию со дня рождения.  Учебное занятие по музыке в 6 классе...

Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти самобытного поэта с. Старая Полтавка Улановского Ивана Степановича

Цели:1.формирование духовного мира ребёнка путём знакомства с произведениями не только великих поэтов, но и через изучение творчества самобытных поэтов, наших земляков.2.изучение истории родного края ...