Иллюстрации к урокам по лирике М.Ю.Лермонтова: «Три пальмы», «Родина». Работа с лексикой: объяснение непонятных слов
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Цель презентации – разъяснить школьникам и проиллюстрировать непонятные им слова и реалии в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» и «Родина» («куща», «лука», «вороной конь», «фарис», «караван», «урочный путь»; «жнива», «обоз», «нива», «гумно», «ставни»).

Методические рекомендации.

Анимация даёт возможность не сразу показать верный ответ на вопрос, а дать семиклассникам подумать.

Слайды 2 и 8: учитель может предложить детям: «Напомните мне, как начинается стихотворение».

Слайлы 3, 4, 5, 6, 9 и 13 предполагают такой вопрос учителя: «Какие непонятные слова вам здесь встретились?»

Слайды 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 14, 15: учитель может предложить детям самим объяснить слово, а потом увидеть объяснение на экране.

Презентация создана в дополнение к конспекту уроков, который размещён ниже. Тема уроков: «Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова  (по стихотворениям «Три пальмы» и «Родина»)». Конспект уроков также опубликован в сборнике "Урок в современной школе" (Нижний Новгород, 2024).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литература. 7 класс Иллюстрации к урокам по лирике М.Ю.Лермонтова: «Три пальмы», «Родина» Работа с лексикой: объяснение непонятных слов

Слайд 2

«Три пальмы» В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли.

Слайд 3

Куща – листва, кроны деревьев, заросли, чаща. Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой… ?

Слайд 4

Лука – дужка, выступ на седле спереди и сзади. И, стан худощавый к луке наклоня , Араб горячил вороного коня. Вороной – масть лошади. ? ?

Слайд 5

Фарис — тяжеловооружённый всадник в мусульманских армиях. Он охраняет караван от диких зверей и разбойников, поэтому, в отличие от остальных, сидит на резвом коне: ему важно быстро среагировать в случае опасности. И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. ?

Слайд 6

Караван – группа вьючных животных, перевозящих людей и грузы в пустыне; группа людей, путешествующих вместе, объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван… ? ?

Слайд 7

Урочный путь – положенный, установленный отрезок пути, который надо пройти за определённое время.

Слайд 8

«Родина» Люблю Отчизну я, но странною любовью!

Слайд 9

Люблю дымок спалённой жнивы, В степи кочующий обоз И на холме средь жёлтой нивы Чету белеющих берез. Жнива Обоз Нива ? ? ?

Слайд 10

Жнива – поле, на котором убран хлеб. Жнива – то же, что стерня.

Слайд 11

Обоз – вереница подвод, повозок, саней и тому подобного, перево-зящих какие-либо грузы и людей.

Слайд 12

Нива – большое возделанное поле (засеянное хлебом).

Слайд 13

С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно. Гумно Ставни ? ?

Слайд 14

Гумно – помещение для сжатого хлеба или крытая площадка для молотьбы .

Слайд 15

Ставня ― дощатая или железная створка для прикрытия окна.

Слайд 16

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 22 г. Коврова Владимирской области Королева Татьяна Валентиновна Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова

(по стихотворениям «Три пальмы» и «Родина»)

Конспект уроков по литературе. 7 класс

Королева Т.В.

(Россия, Владимирская обл., г.Ковров, МБОУ СОШ № 22,

Урок 1. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы»

Урок 2. Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Родина».

Литературоведческие термины, которые отрабатываются на уроках:

известные семиклассникам (баллада, эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, стихотворный размер, амфибрахий, ямб, анафора, лирический герой);

новые термины (инверсия, градация, мотив в литературном произведении).

Нравственные понятия и концепты, которые рассматриваются в ходе уроков:

Одиночество, гордость, взаимоотношения людей;

Отчизна, Россия, патриотизм, особая авторская позиция.

Урок 1. Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы»

Домашнее задание к уроку:

Прочитать стихотворение «Три пальмы».

Выписать непонятные слова, письменно дать объяснение.

Устно ответить: Почему «Три пальмы» можно считать балладой?

Запишите тему урока: Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Вы услышали сейчас слово «мотив». Вас это не удивило? Ведь мы говорим не о музыке, а о словесном творчестве. Постараемся понять в ходе урока, что означает этот термин.

Вы прочли дома стихотворение М.Лермонтова «Три пальмы». Запишите его название и год создания ― 1839 г. Послушаем его теперь все вместе. (Учитель включает аудиозапись или сам читает выразительно.) О чём оно? О жизни растений в пустыне? (Нет, это «зашифрованный текст», надо его расшифровать, понять, что всё это значит.)

Объясните значение слов: куща, роптать, лука, фарис, караван, урочный путь. (См. презентацию к уроку.)

Куща — кроны деревьев, заросли, чаща.

Роптать — жаловаться, сетовать, укорять; негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

Лука — дужка на седле, выступ спереди и сзади.

Фарис — тяжеловооружённый всадник в мусульманских армиях. Он охраняет караван от диких зверей и разбойников, поэтому, в отличие от остальных, сидит на резвом коне: ему важно быстро среагировать в случае опасности.

Караван — группа людей, путешествующих вместе, объединившихся для взаимной помощи и защиты в суровой или опасной местности.

Урочный путь — положенный, установленный, который надо пройти за определённое время.

Почему это стихотворение можно назвать балладой? (В нём описаны события, напряжённый сюжет, который неожиданно и драматично завершается, и, одновременно, переданы чувства, эмоции. Именно так строится баллада, которая относится к лиро-эпическому жанру).

Итак, в стихотворении есть сюжет. Перескажите его. (Оазис в пустыне. Пальмы, родник. Но никто не приходит, не видит этой красоты и не утоляет жажду. Зря проходят годы. Пальмы укоряют в этом Бога. И вот появились люди и всё разорили. Пальмы погибли. Родник без них высох.)

А какие чувства здесь переданы? (Вначале всё благополучно, но грустно, одиноко. Чувство протеста. Пришельцы повели себя по-варварски: от них только беда и страдание.)

Кто скрывается за образом пальм? (Одинокий человек ― каким всегда себя ощущал Лермонтов. Хочет найти родственную душу, понимание, а получает болезненные удары.) Какой эпитет мы слышим по отношению к пальмам в самом начале? (Гордые.) Перед кем они гордятся, ведь рядом никого нет? (Гордость ― это самомнение, оно может владеть и одиноким человеком.) Как вы понимаете слово «роптать»? (Быть недовольным, укорять, жаловаться.) Почему погибли пальмы, а вместе с ними и родник? (Они не были довольны тем, что было им дано, не ценили этого, роптали на Бога.)

Определите стихотворный размер. ( _ ′_ / _ ′_ Амфибрахий) Как вы думаете, почему именно этот размер избрал поэт для описания такого сюжета? (Он производит впечатление долгого пути по пустыни, размеренного шага, погружённости в размышление.)

Какие здесь можно найти художественные средства и приёмы? Запишите названия и подберите к ним примеры из текста стихотворения.

Эпитеты:

Сравнения:

Олицетворения:

Эпитеты (гордые пальмы, знойные лучи, летучие пески);

сравнения (столбом уж крутился песок золотой, как в море челнок);

олицетворения (щедро поит ручей, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей).

Для чего автор их использует? (Они позволяют нарисовать яркую картину реальности, эмоционально насыщенную.)

Поэт использует также изменённый порядок слов, инверсию. Запишите определение инверсии и примеры (из почвы бесплодной, волною холодной). Что даёт этот приём? Сравните с тем, как звучала бы фраза с прямым порядком слов: из бесплодной почвы; холодной волною. (Инверсия придаёт фразе звучание более возвышенное, как будто мы слышим стихотворение в исполнении древнего сказителя; указывает на то, что для автора здесь заключены очень важные смыслы.)

Вспомните, что такое метафора (скрытое сравнение). Есть ли метафоры в этом произведении? (Всё стихотворение ― развёрнутая метафора, иначе можно сказать притча, иносказание, аллегория). За внешним сюжетом скрыт другой, внутренний, смысл. (Отношения, чувства людей: как бездумно и жестоко поступили пришельцы с одинокими пальмами, так нередко сближение с людьми наносит сердечные раны; гордость губит и самого человека, и того, кто рядом с ним.)

Как можно назвать основную тему этого стихотворения, о чём оно? (Оно об одиночестве гордой личности в несправедливом, враждебном мире. Мотив одиночества является основным мотивом большей части произведений Лермонтова: одиночества поэта среди толпы, одиночества юноши, разочарованного в любви.)

Как вы поняли, что такое мотив в литературе? (Как в песне один мотив повторяется в нескольких куплетах, так и в литературе мотив ― это повторяющийся элемент, «кусочек» смысла; повторяющуюся в нескольких произведениях тему называют мотивом.) Запишите определение мотива в литературном произведении.

Домашнее задание:

Прочитать стихотворение «Родина». Устно ответить: какой мотив, характерный для лирики Лермонтова, можно в нём услышать?

Индивидуальное задание: найти объяснение слов «жнива», «нива», «гумно», «обоз», проиллюстрировать с помощью слайдов на экране.

Урок 2. Мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Родина».

На прошлом уроке вы познакомились с таким понятием, как мотив литературного произведения. Напомните мне, что мы понимаем под мотивом?

Вот ещё одно стихотворение М.Ю.Лермонтова. Запишите: «Родина» 1841 г.

Чтение стихотворения (или аудиозапись).

Встретились ли вам непонятные слова? Что такое «жнива», «нива», «гумно», «обоз»? (Ученик, подготовивший индивидуальное задание, с помощью слайдов объясняет значение слов. У учителя есть свой, запасной, вариант слайдов.)

Нива ― это не полноприводный автомобиль и не конфета, а засеянное поле;

слово «жнива» может означать 1) поле, где сжаты злаки, то есть собран урожай хлеба; 2) срезанные стебли злаков, оставшиеся на корню после жатвы;

обоз ― вереница гружёных повозок;

гумно ― это помещение для сжатого хлеба или крытая площадка для молотьбы.

Из каких деталей складывается образ Родины? Назовите. (Слава, покой, преданья старины. Степи, леса, реки. Просёлочная дорога, огни деревень, жнива, обоз, берёзы, гумно, изба, окно, народ.)

Почему он называет свою любовь странной? (Ему дорого не то, чем Отечество прославлено, а простые, обыденные вещи: природа, жизнь и быт простых людей.)

Полностью ли вы согласны с автором? Как можно не гордиться великой историей своей Родины? С каким глубоким чувством А.С.Пушкин писал в письме к П.Я.Чаадаеву: «Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; …но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, какой нам Бог её дал».

Согласитесь ли вы со мной: фраза «слава, купленная кровью» несколько коробит? Наши предки не раз в веках отстаивали независимость России от многих завоевателей. Кроме того, славу России составляют не только военные победы, но ещё и великая культура, имеющая общемировое значение. А эти слова будто обвиняют в кровожадности и стремлении к самоутверждению за чей-то счёт.

«Гордое доверие» и «покой» родины ― звучит величественно и весомо. Однако поэт утверждает, что всё это оставляет его равнодушным. Не кажется ли вам это странным? В каком году написано стихотворение? (1841) Ведь это, по сути, итог жизни.

Какой приём автор использует в первой строфе, чтобы передать, что он долго обо всём этом размышлял? (Одинаковое начало строк: не и ни; приём анафора.)

Познакомимся с ещё одним художественным приёмом: градация. Запишите: это расположение фраз в порядке усиления или ослабления.

Слава ― покой ― предания (ослабление значимости).

Степи ― леса ― реки (взгляд над всей Россией) ― просёлочная дорога ― огни деревень ― возделанное поле ― обоз на дороге ― берёзы на холме (ближе к земле, но на отдалении) ― гумно ― изба ― окно (совсем рядом) ― народ веселится в праздник (автор среди народа). Что вам напоминает такое изменение положения в пространстве? (Работа оператора при съёмке фильма: с высоты птичьего полёта, ближе к земле и, наконец, среди народа у деревенской избы.)

Каким стихотворным размером написано стихотворение? (_ ′/ _ ′ Ямб) Почему поэт избрал здесь другой размер? Как он звучит по сравнению с амфибрахием? (Более простая, обыденная речь; похоже на разговор по душам с невидимым попутчиком.)

Лермонтов любит Россию? (Да, но сам себе удивляется, называя свою любовь странной. И нас удивляет.)

Подведём итоги последних двух уроков.

Оба стихотворения, которые мы обсуждали, относятся к последним годам жизни Михаила Юрьевича, такой трагически короткой и насыщенной. Неслучайно главные мотивы его творчества звучат в этих стихах.

Как вы объясните, что такое градация в литературном произведении?

Как вы поняли, что такое мотив в литературном произведении?

Какие лирические мотивы в стихотворении «Три пальмы»? (Одиночество лирического героя, гордость, враждебность мира.)

Какие мотивы звучат в стихотворении «Родина»? (Любовь к России, патриотизм, обособленность лирического героя.)

Вопрос для самых внимательных: есть ли общий мотив в этих двух, казалось бы, таких разных и по теме, и по форме стихотворениях? (В «Трёх пальмах» к оазису приблизился караван, он пришёл издалека по пустыне; и в стихотворении «Родина» упоминается обоз, который наблюдает лирический герой в степи; «караван» и «обоз» - это, по сути, синонимы; а о себе автор пишет: «просёлочным путём люблю скакать в телеге». Это не что иное, как мотив странничества, бесприютности, также характерный для творчества М.Ю.Лермонтова.)

Домашнее задание.

Прочитайте «Песню про купца Калашникова». На стр. 223 вопрос 5 устно (Какая сцена из поэмы произвела на вас особенно сильное впечателение?); вопросы 3, 12 письменно (Выпишите фрагменты текста к 2 иллюстрациям. Объясните значение слов: опричник, православный народ, кручиниться, зазубрилась сабля, отороченный, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить, простоволосая, сказывать).

Список литературы и интернет-ресурсов:

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч.1 / Авт.-сост. Г.С. Меркин. ― М.: «Русское слово», 2019.

Презентация к урокам (работа с лексикой, объяснение непонятных слов из текстов стихотворений):


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам 2-3 Мотив одиночества и тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова

Презентация  к урокам по темам: "Мотив одиночества" и "Теиа Родины" в лирике М.Ю.Лермонтова в 9 классе...

Презентация на тему: "Тема родины в лирике М.Ю. Лермонтова"

В презентации представлен необходимый материал для раскрытич данной темы: стихотворения раннего и зрелого Лермонтова с попутными замечаниями, вопросами для анализа, выводами....

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Урок литературы в 9 классе на тему "Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова". Анализ стихотворения "Родина"

Урок углубленной работы над текстом (по классификации Н. И. Кудрашёва) – анализ лирического произведения. Обзор-осмысление родины в ранней и поздней лирике М. Лермонтова...

Урок литературы "Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б. Пюрбю" .

Интегрированный урок русской и родной литератруры. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и С.Б.Пюрбю. 9 класс...

Тема родины в лирике М.Ю.Лермонтова, 7 класс

Тема урока:  Тема родины в лирике М.Ю.ЛермонтоваТип урока: «открытие»  новых знаний.Методы: критического мышления, проблемный, проектный, интерактивныйЦель урока:...

УРОК литературы в 7 классе по теме « Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»»

Обобщить знания учащихся о творчестве великого русского поэта и писателя, продолжать обучать учащихся анализировать лирические произведения, определять тему и основную мысль произведения. Пополнять св...